Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 26.05.2019. Последняя правка: 24.05.2019.
Просмотров - 3073

Личность учителя и её влияние на учебную мотивацию школьников

Григорьева Галина Николаевна

бакалавр

Елабужский институт (филиал) Казанского федерального университета

студент

Шеймарданов Ш. Ф., кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики, факультет психологии и педагогики, Елабужский институт (филиал) КФУ


Аннотация:
В данной статье рассмотрены личностные качества учителя, как фактор влияющий на формирование учебной мотивации учащихся и успешной педагогической деятельности. Отмечены главные качества педагога. Рассмотрена значимость создания благоприятных условий для личностного, умственного и эмоционального развития учащихся.


Abstract:
This article describes the personal qualities of the teacher as a factor affecting the formation of educational motivation of students and successful teaching activities. The main qualities of the teacher are noted. The importance of creating favorable conditions for personal, mental and emotional development of students is considered.


Ключевые слова:
личностные качества учителя; уровень сформированности учебной мотивации; педагогическая деятельность

Keywords:
personal qualities of the teacher; level of formation of educational motivation; pedagogical activity


УДК 51

Введение

В процессе образования нельзя не уделить внимания такому фактору как, характер учителя, его личностные качества. Один педагог отличается твердым характером, другой может быть слишком мягким, третий характеризуется активной общественной деятельностью. Проявление вспыльчивости, жестокости, бесхарактерности, нежелание формировать свой характер может говорить отсутствии базовых знаний педагогики и психологии. В зависимости от того какой преподаватель, как он себя проявляет в образовательном процессе зависит мотивация учащихся.

Актуальность

Результат педагогической деятельности определяется отношением межу ее участниками. Успешное взаимодействие учителя с учащимися, мотивация их на процесс обучения, плодотворное решение задач зависит от личности педагога, его профессионального мастерства, нравственной позиции, культуры, эрудиции. Корректировка личных и профессиональных качеств учителя может помочь в повышении мотивации, а значит улучшению учебной деятельности школьников.

Цель: рассмотреть личность учителя и ее влияние на учебную мотивацию школьников.

Задачи:

1. Изучить литературу по данной проблеме.

2. Рассмотреть экспериментально учебную мотивацию и профессиональную направленность учителей, выявить их взаимосвязь.

3. Сформулировать выводы по полученным данным.

Материалы исследования: анализ литературных источников по исследованию проблемы.

Методы: анализ, синтез, обобщение.

Научная новизна состоит в том, что выявлено влияние профессиональной направленности учителя на учебную мотивацию школьников.

Хорошие результаты учебной деятельности зависят от того, что подталкивает учащихся на эту деятельность, т.е. зависит от мотивов. Поэтому очень важным компонентом учебной процесса является мотивация. От того как удастся развить мотивацию у школьников, побудить желание получать знания зависит успешность обучения.

Учебная мотивация определяется рядом специфических факторов:

1. Она определяется образовательным учреждением, в котором происходит процесс обучения;

2. Определяеться организацией процесса обучения;

3. Личностными способностями учащегося[1].

При наличии множества факторов, которые влияют на учебную мотивацию, особое значение имеют личностные черты учителя. Учитель должен быть товарищем, понимающим, поддерживающим, уважающим ребенка, вызывающий в нем доверительные отношения к себе. Его индивидуально-личностные особенности обуславливают коммуникативные качества учителя, отражают особенности педагогического общения. Важно учитывать такое качество как общительность, искренняя заинтересованность в общении, так как у детей проявляется особая чувствительность к неискренности, лжи, фальши. Для того чтобы эффективно и радостно для детей обеспечить процесс общения, учителю необходимо владеть его предметом, т.е. «войти» в его мир мыслей, представлений в котором живет ребенок. Учителю нельзя проявлять себя в роли наблюдателя того как развивается личность ученика, он должен всячески способствовать этому процессу, применяя различные приемы и методы[3].

Важным профессионально значимым качеством личности педагога является его «личностная напрвленность». Она является одним из важных факторов достижения вершины профессионально-педагогической деятельности. В связи с этим был проведен эксперимент, направленный на изучение педагогической направленности учителей на учебную мотивацию школьников. Базой исследования стала МБОУ Монашевская СОШ.

На первом этапе исследования была собрана информация среди учащихся средних и старших классов, для того что бы изучить их отношение к учебе посредством анкетирования, беседы. Было опрошено 50 учащихся. В ответах учащихся в большинстве случаях было выделено такие мотивы посещения школы, как общение с одноклассниками, указания родителей посещать школу. Учащиеся в старших классов выделяли получение знаний, возможность выражать себя, общение с друзьями.

По значимости предметов учащиеся выделили: химию, математику, физику, русский язык, биологию.

Важными качествами учителя учащиеся сочли доброту, справедливость, воспитанность, высокий уровень знаний своего предмета, хорошее чувство юмора.

Во второй части исследования проводилась диагностика, изучающая направленность мотивации школьников. Исследование проводилось по методике Т.Д.Дубовицкой[2].

В процессе исследования были задействованы учащиеся старших классов (54 человека), которые выражали свое отношение, к изучаемым предметам.

По результатам девятиклассников наиболее высокие балы были по химии (11 баллов), математике (10 б.), физике (10 б.), истории (9 б.), география (9 б.).

У учащихся десятого класса больше баллов было по литературе(11 б.), ОБЖ(11 б.), математике (10 б.), физике(10 б.), географии (10 б.), русскому языку (10 б.).

По показателям одиннадцатого класса, более высокие баллы  по: литературе (11 б.), ОБЖ (11 б.), географии(10 б.), физике(10 б.), истории (10 б.), русскому языку (10 б.), химии (10 б.), математике (10 б.)

Исходя из полученных данных, можно сказать о том, что внутренняя мотивация у школьников наиболее выражена к таким предметам как химия, математика, физика, география.

Дальнейшим этапом работы было получение результатов по опроснику Е.И, Рогова, по изучению профессиональной направленности учителя.

Полученные результаты показывают наибольшие баллы по шкале «общительность» и шкале «направленность на предмет». По полученным результатам можно.

Сравнительный анализ по результатам профессиональной направленности личности учителей и направленности учебной мотивации школьников показал:

1) Педагогическая направленность учителей и учебная мотивация школьников тесно связаны между собой. Наиболее выраженность таких качеств, как общительность (высокие нравственные качества, доброжелательное отношение, умение сочувствовать и сопереживать), и направленность на предмет (умение интересно, логически, разнообразно преподносить материал).

2) Наиболее высокую внутреннюю мотивацию школьники имеют по предметам, имеющие высокие баллы учителей по шкалам «общительность» и «направленность на предмет». Исходя из этого, можно судить о том, что эти  качества являются важными в процессе педагогической деятельности учителей.

Заключение

Таким образом, можно прийти к заключению, что профессиональная направленность учителей это один из факторов, который влияет на мотивацию учеников. Учителя в своей деятельности должны обращать большое внимание к таким качествам, как высокий уровень  общительности, эмоциональная устойчивость, проявлению интеллигентности. Кроме того необходимо использовать разнообразные виды и методы работ, стимулировать детей к самостоятельности в процессе поиска информации, быть творчески активным, развивать волевые качеств, что поможет в повышении уровня мотивации школьников к изучению предметов. Однако, нельзя забывать, что развитие мотивации к учению является не самой целью, а только лишь средством развития личности.

Библиографический список:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.
2. Дубовицкая Т.Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование.– 2002.– №2.– С. 42 – 45.
3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. –СПб.: Питер, 2000
4. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений: Кн.1, кн.2., кн.3. – М.: Владос, 1997.




Рецензии:

27.05.2019, 6:14 Александрова Елена Геннадьевна
Рецензия: Тема актуальна, но не нова. Поэтому "новизну" рассматриваемых вопросов весьма сложно увидеть в статье. Текст требует стилистической доработки. необходимо представить подробнее собственные изыскания в этом направлении исследования, усилить выводы, расширить библиографию.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх