Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №69 (май) 2019
Разделы: Социология
Размещена 28.05.2019. Последняя правка: 27.05.2019.
Просмотров - 1534

Анализ социально-психологической реабилитации граждан, проживающих в стационарных учреждениях (на примере ГБСУСОССЗН «Шебекинский дом-интернат для престарелых и инвалидов»)

Зиновьева Наталья Михайловна

Шебекинский дом-интернат для престарелых и инвалидов

Специалист по социальной работе

Научный руководитель: Кулабухов Дмитрий Анатольевич, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)


Аннотация:
В статье рассматривается и подвергается анализу социально-психологическая реабилитация граждан, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов на примере «Шебекинского дома-интерната для престарелых и инвалидов».


Abstract:
The article discusses and analyzes the socio-psychological rehabilitation of citizens living in boarding schools for the elderly and disabled on the example of "Shebeki boarding house for the elderly and disabled".


Ключевые слова:
психологическая реабилитация; дом-интернат; престарелые; инвалиды

Keywords:
psychological rehabilitation; boarding house; elderly; disabled people


УДК 316

Введение

Социально-психологическая реабилитация подразумевает комплекс социально-психологических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями, направленное на максимальное использование всех сохранившихся ресурсов личности,  с целью адаптации и адекватного функционирования в социуме.

Актуальность

Основной функцией стационарных учреждений социального обслуживания является социальное устройство инвалидов и престарелых, которые в силу объективных причин не могут существовать самостоятельно. Выход на пенсию, обретение инвалидности – являются стрессовыми ситуациями для человека, которые влекут за собой изменения психической сферы личности и требуют реабилитации. 

Целями исследования являются изучение особенностей социально-психологической реабилитации инвалидов и престарелых на примере дома-интерната.

Задачей исследования является раскрытие особенностей социально-психологической реабилитации инвалидов и престарелых в домах-интернатах.

Новизна исследования заключается в детальном анализе методов социально-психологической реабилитации на примере конкретного учреждения.

Государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения «Шебекинский дом-интернат для престарелых и инвалидов» расположено по адресу: Белгородская область, г. Шебекино ул. Дачная дом 2.

Учредителем дома-интерната является Управление социальной защиты населения Белгородской области.

В интернате функционируют два отделения: отделение активного долголетия (пожилые люди и инвалиды, которые ведут активный образ жизни, владеют навыками самообслуживания) и отделение милосердия (не владеют навыками самообслуживания и нуждаются в посторонней помощи и уходе). В учреждении на данный момент проживают 182 человека, из них 104 в отделении активного долголетия и 78 в отделении милосердия. Категория проживающих в интернате – пожилые люди (пенсионеры – женщины с 55 лет и мужчины с 60 лет) и инвалиды. Возраст проживающих от 32 до 96 лет. Средний возраст проживающих – 72 года. У мужчин 67 лет, у женщин – 78 лет. 7 человек старше 90 лет. Инвалидность имеют 90% проживающих.

В доме-интернате работают социально-медицинское, социально-бытовое, социально-психологическое отделения и кухня. Социально-медицинское отделение состоит из врачей-терапевтов, медицинских сестер и младшего медицинского персонала (санитарок). Социально-бытовое отделение: сестры-хозяйки, прачечная. Социально-психологическое отделение включает психолога и специалиста по социальной работе.

При поступлении в дом-интернат пожилого и (или) инвалида сразу же начинается его интеграция и социально-психологическая адаптация в новом месте.

Заполняется «Анкета для вновь поступившего», проводится психодиагностика познавательных процессов (внимания, мышления, памяти),  выявляются особенности характера пожилого человека или инвалида, причины прибытия в дом-интернат. Результатом психодиагностики становятся индивидуальное психологическое заключение и социальное заключение, которое включает рекомендации для специалистов учреждения.

Индивидуальная работа начинается с первого дня пребывания в учреждении. На втором этапе обслуживаемого переводят в одно из отделений интерната. Отделение определяется с учетом состояния здоровья и нуждаемости в объеме постоянной посторонней помощи - это либо отделение активного долголетия, либо отделение милосердия.

В отделении активного долголетия размещаются пожилые люди и инвалиды, сохранившие способность к самообслуживанию. В отделении созданы комфортные условия проживания приближенные к домашним (комнаты для проживания квартирного типа); имеется столовая, тренажерный зал, библиотека, актовый зал, комната психологической разгрузки. Обеспечено круглосуточное медицинское наблюдение – врачи терапевты и младший медицинский персонал в дневное время, а также ночное дежурство медицинской сестры.

Психолог и специалист по социальной работе ежедневно контактируют с вновь поступившим, проводят консультирование, а в случае необходимости и психокоррекцию, психотерапию. Собираются данные о прошлой жизни пожилого человека или инвалида, налаживаются и по возможности сохраняются контакты с родственниками или близким окружением, пожилого человека или инвалида.

Основной задачей является организация досуга получателей социальных услуг, которая направлена на стимулирование социальной активности, что благоприятно сказывается на психическом и физическом здоровье человека. Двигательная активность, трудотерапия, занятия лечебной физкультурой в спортивном зале, посещение кружков и клубов по интересам, экскурсионные поездки – все это благоприятно сказывается на самочувствии пожилых и инвалидов, улучшает их психоэмоциональное состояние.

Психологическая реабилитация является важной частью реабилитационной деятельности. Для оказания психологической помощи оборудован кабинет психолога и комната психологической разгрузки. Психолог проводит индивидуальные и групповые занятия с проживающими по снижению уровня стресса, умение управлять эмоциями, разрешению конфликтов, повышению самооценки, техники релаксации. Все занятия направлены на компенсацию негативных проявлений возрастных изменений  и изменений, обусловленных получением инвалидности.

Психолог в своей работе использует методы психологической диагностики, психологической коррекции, психологического консультирования, психотерапии, оказывается экстренная психологическая помощь, проводится индивидуальная и групповая психокоррекционная работа. На всех проживающих составляются психологические заключения и оформляются личные дела.

Параллельно с психологической реабилитацией клиентов в доме-интернате осуществляется социальная реабилитация пожилых. Ведут эту работу специалист по социальной работе, социально-культурный отдел.

Специалист по социальной работе осуществляет социальную реабилитацию получателей социальных услуг, используя имеющиеся способности и остаточные возможности, стимулирование творческой активности, трудовая реабилитация клиентов с учетом их пожеланий, возможностей и медицинских показаний привлечение к участию в общественной жизни и мероприятиях учреждения.

Социальная реабилитация состоит в обретении навыков самообслуживания, восстановлении коммуникативных навыков, активное участие в досуговых и общественных мероприятиях.

Отдельное место в социальной реабилитации пожилых и инвалидов занимает трудовая терапия. При желании получатели социальных услуг занимаются посильным трудом. При этом учитывается возраст человека, его физическое состояние, состояние здоровья. В интернате имеются такие виды трудотерапии как комнатное и декоративное растениеводство, рукоделие и шитьё, техника вышивки, бисероплетение, вязание спицами и крючком, рисование.

Организацией досуга проживающих в доме-интернате занимается социально-культурный отделение. Получатели социальных услуг участвуют в кружковой и клубной работе, в подготовке и проведении праздничных мероприятий.

Социокультурная реабилитация – один из способов приобщения граждан пожилого возраста и инвалидов к активной жизни общества. В интернате регулярно проводятся концерты. Перед проживающими выступают творческие коллективы ДК г. Шебекино, Графовки, с. Н. Таволжанка, часто навещают студенты БГТУ им. Шухова. В интернате организована совместная самодеятельность проживающих и работников интерната – проживающие поют и выступают, участвуют в сценках и миниспектаклях, играют на музыкальных инструментах. Регулярно проводятся соревнования по шахматам, в том числе с привлечением к игре сторонних участников (жители г. Шебекино, детские коллективы). В интернате работают многочисленные кружки и клубы по интересам, где пожилые люди и инвалиды могут выразить себя через различные соревнования, конкурсы, игры. В интернате работает кружок рукоделия «Вязание спицами и крючком», литературный кружок, шахматный клуб, рыболовный клуб «Балатон».

Результаты. Социально-психологическая реабилитация лиц, проживающих в стационарных учреждениях системы социального обслуживания населения (домах-интернатах) несет в себе большую значимость для реабилитируемых и общества в целом, многокомпонентна и включает в себя психологическую, трудовую и социально-культурную реабилитацию.

Заключение. Социально-психологическая реабилитация – это совокупность социальных, психологических мероприятий направленных на формирование компенсаторных возможностей человека и адаптации в новых микросоциальных условиях.

Методики социально-психологической реабилитации разнообразны: это психологическое консультирование, психологические тренинги, психотерапия, вовлечение в трудовую и физическую деятельность.

Библиографический список:

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: [принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)]. – http:// www.consultant.ru
2. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 № 532-ст) (ред. от 17.10.2013) [Электронный ресурс]: – http:// www.consultant.ru
3. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [ФЗ РФ №442 от 28.12.2013 г. (в ред. от 07.03.2018г).]. – http:// www.consultant.ru
4. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации [Электронный ресурс]: [ФЗ РФ №181-ФЗ от 24.11.1995 г. (в ред. от 07.03.2018 г.)]. – http:// www.consultant.ru




Рецензии:

29.05.2019, 10:10 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Зиновьевой Н.М. тематически актуальная, полезная для показа заботы общества о больных и пожилых. Написана она на основе фактов, без логических и грамматических упущений. Она достойна публикации. Но замечания и предложения такие. Желательно знать, а есть ли такие учреждения в других местах страны или оно только в Белгороде. Были ли они в СССР? Вместо «при поступлении в Интернат» лучше написать «при приеме в Интернет». Выписываются ли оздоровевшие? Если статья написана для чтения не только своих сотрудников, то ГБСУСОССЗН стоит расшифровать. Но заголовок и так емкий. Поэтому предлагается: «Восстановительная по здоровью работа с инвалидами, престарелыми».

20.06.2019, 11:54 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Хотя автор статьи на учет замечаний не решился, статью опубликовать можно.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх