Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
студент
Шуклин Дмитрий Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник управления корпоративного обучения и профессионального развития, преподаватель факультета программной инженерии и компьютерной техники, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
УДК 004
Введение. На сегодняшний день существует множество российских и зарубежных высших учебных заведений дополнительного образования, которые не поддерживают онлайн-обучение, особенно в сфере хореографического искусства. Профессионалов высокого класса, готовых передавать свое мастерство молодому поколению – единицы. По разным причинам мастера этого вида искусства не в состоянии охватить мастер-классами отдаленные регионы.
Актуальность данной темы связана с тем, что такой вид обучения как онлайн-курсы, направлен на создание возможности приобрести учащимися новые профессиональные навыки и отточить уже имеющиеся. Таким образом, комбинирование подходов и методов обучения с помощью современных веб-технологий может повысить эффективность использования онлайн-курсов в области классической хореографии, которые помогут учащимся в освоении балетного искусства, а также могут быть полезны при поступлении в хореографический ВУЗ.
Целью данной работы является исследование современных методов онлайн-обучения с целью разработки концепции онлайн-курса по классическому танцу.
В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы исследований: методы сравнительного анализа, группировка информации, обобщение сведений.
В сети Интернет достаточно много ресурсов, посвященных обучению искусству. Одной из форм применения информационных технологий в сфере хореографической педагогики – тематические веб-сайты, включающие в себя литературу, учебно-методические материалы, статьи о хореографическом искусстве и творчестве; видеозаписи лучших хореографических произведений (номеров, балетных спектаклей, танцевальных клипов) вне зависимости от жанра; видеоуроки танцев; полезные советы для хореографов, необходимое программное обеспечение; последовательно выстроенные программы для дистанционного обучения; площадку для интерактивного обучения [3].
Цель исследования [2], под названием «Перспективы студентов по электронному обучению и использованию виртуальной учебной среды в хореографическом образовании» заключалась в том, чтобы узнать, как студенты обучались на международной программе электронного обучения, используя платформу виртуальной обучающей среды. По данным, собранным у 42-х учащихся, которые использовали опросник и групповые интервью, было обнаружено, что наиболее важным фактором для выполнения всех учебных заданий является руководство преподавателя и отзывы о работе студентов. Что касается платформы обучения, авторы выяснили, что по сравнению с другими учебными задачами, выполнение практических заданий по хореографии было наиболее ограничено имеющимися инструментами. Для проведения сравнительного анализа рассмотрено десять онлайн-курсов, занимающих лидирующие позиции: DAR Online, Viennese Waltz Basic Dance Course, STEEZY STUDIO, DanceClass.com, DriveDance, онлайн школа танцев Алена Манукяна, Dance magazine, LearnToDanse, DancePlug, SkillShare. Курсы представляют собой дистанционное обучение и рассчитаны на студентов, которые уже активно работают в хореографических коллективах.
В ходе проведенного анализа, были сделаны следующие выводы:
На основе сравнительного анализа методов и форм обучения приведенных онлайн-курсов, выявляются наиболее востребованные – мастер-классы и видеоуроки от ведущих хореографов и артистов балета, связь с персональным наставником в течение всего периода обучения; демонстрация видеоуроков с помощью современных веб-технологий; интерактивное обучение; проверка домашних заданий и различные формы контроля усвоения знаний, различные творческие задания, проверяемые преподавателем курса, использование прогрессивных форм обучения. Для более эффективного онлайн-обучения все используемые материалы должны быть систематизированы в порядке последовательного их усвоения в соответствии с учетом хореографической логики подачи учебных и творческих заданий.На основе изученных методик преподавания классического танца [1] и специфики онлайн-обучения, разработаны подходы к проектированию онлайн-курса.
а) предоставление услуг дополнительного образования и культурно-досуговой деятельности проживающим в районах с неразвитой или отсутствующей сетью учреждений;
б) расширение возможностей дополнительного профессионального образования в сфере культуры и искусств (мастер-классы, вебинары, видеозаписи лучших хореографических произведений (номеров, балетных спектаклей, танцевальных клипов), учебно-методические материалы, статьи о хореографическом искусстве и творчестве).
3. Целевая аудитория:
а) молодые люди и взрослые, заинтересованные в развитии их классической танцевальной техники;
б) те, кто мечтает учиться у выдающихся мастеров балетного искусства, но не имеет такой возможности;
в) люди с большим опытом: танцовщики, которые могут быть заинтересованы в профессиональной подготовке, например, для поступления в ВУЗ с хореографической направленностью;
г) начинающие, которые хотели бы проявить себя в хореографической подготовке для личного или профессионального развития.
4. Организация обучения:
а) Регистрация.
После зачисления студенту на почту высылаются: ссылка, логин и пароль для входа в личный кабинет, где учащийся сможет планировать своё обучение. Пройдя по ссылке, участник вводит логин и пароль, и тогда открывается доступ к учебным материалам и другим компонентам онлайн-курса.
б) В личном кабинете необходимо будет указать ФИО, возраст, город и уровень владения классическим танцем. Далее учащемуся будет представлена основная информация по обучению – период и правила обучения, инструкция слушателя. Студенты смогут оценивать в течение первых нескольких дней свои возможности, чтобы убедиться, что они помещены в правильную группу, и, если необходимо, перераспределены на другой уровень обучения.
в) Онлайн-курс будет организован в виде обучающих модулей.
Модульный принцип организации обучения дает возможность самостоятельного выбора необходимого курса и набора модулей. Каждый модуль включает в себя видеоуроки, практическое задание и мастер-класс от ведущих хореографов и артистов балета.
г) К каждому студенту будет прикреплен личный куратор, который будет на связи по любым вопросам обучения.
д) В конце каждого модуля предусмотрен контроль полученных знаний, просматриваемых экспертом. После проверки задание высылается студенту с рекомендациями и пометками об ошибках. После устранения недочетов и ошибок, студент может отправить выполненное задание повторно.
е) Предполагаемый онлайн-курс постепенно будет наполняться мастер-классами от ведущих хореографов и мастеров балетного искусства. Планируется проведение мастер-классов онлайн, оповещение о которых будут высылаться на почту и в личный кабинет студента.
ж) Во время прохождения обучающего модуля, студенту будет предложено скачать мобильные приложения с балетной тематикой, которые послужат дополнительным закрепляющим материалом к видеоурокам и повысят интерес к обучению (Google Play: Балет Free; App Store: Русская школа балета, Ballet class, Ballet Training, Ballet Lite, Ballet Teacher Companion, Русский балет, Scarsdale Ballet Studio, Урок классического танца).
з) Получение квалификации.
и) Учащиеся могут пройти обучение без какой-либо квалификации.
Онлайн-курс будет доступен в любой точке мира, необходимо лишь подключение к Интернету. Занятия будут проходить на онлайн-платформе, куда уже закачаны видеоуроки. Материалы предоставляются в компактной форме, динамично и разнообразно. Студенты смогут заниматься в то время, когда им это удобно, но в рамках доступа, который приобрели.
Предложенный комплекс подходов послужит мотивацией для эффективного онлайн-обучения классическому танцу для начинающих танцовщиков; опытных танцовщиков, которые хотели бы усовершенствовать свои знания; поклонников классического танца, живущих в городах, в которых очень мало информации и материала; тех, кто мечтает попасть на мастер-классы к ведущим хореографам, но не имеет такой возможности.
Рецензии:
28.05.2019, 17:50 Азевич Алексей Иванович
Рецензия: В статье рассматривается актуальная проблема использования web-технологий в процессе обучения хореографии. Авторы провели детальный анализ существующих образовательных ресурсов, а также разработали подход к формированию содержания онлайн-курса хореографической тематики. Кроме того, была описана технология обучения с использованием онлайн-курса. Содержание, структура и логика статьи соответствуют заявленной цели. Статья рекомендуется к печати.
Алексей Иванович Азевич,
доцент кафедры информатизации образования
Московского городского педагогического университета.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий