Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №71 (июль) 2019
Разделы: Экономика
Размещена 06.06.2019. Последняя правка: 05.06.2019.
Просмотров - 1840

Анализ заработной платы в Республике Беларусь

Ковхута Екатерина Сергеевна

"Полесский государственный университет "

студентка

Паршутич Ольга Александровна, кандидат экономических наук, доцент, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье проанализированы показатели денежных доходов и сбережений населения Республики Беларусь как: реальная и номинальная заработная плата населения. Cделаны выводы о состоянии денежных доходов населения Республики Беларусь.


Abstract:
The article analyzes the indicators of monetary incomes and savings of the population of the Republic of Belarus as: real and nominal wages of the population. Conclusions on the state of monetary incomes of the population of the Republic of Belarus were made.


Ключевые слова:
доходы населения; источники дохода; заработная плата

Keywords:
income of the population; sources of income; wage


УДК 331.2

Заработная плата – это основной источник дохода служащих и рабочих. С помощью зарплаты осуществляется контроль над мерой труда и потребления. Её используют как важнейший рычаг управления экономикой. На размер заработной платы может влиять: соотношение спроса и предложения на рабочую силу, занятость.

Актуальность данной темы обусловлено в первую очередь значением государственного регулирования труда и заработной платы на современном этапе экономического развития нашей страны. Связано это с тем, что рынок не в состоянии обеспечивать социальную справедливость в обществе, а наоборот, только способствует углублению социальной дифференциации населения государства, расширяет разрыв между бедными и богатыми людьми. Поэтому государство берет на себя регулирование распределения дохода.

Каждая организация обладает правом сама принимать решение, какую из различных форм оплаты труда ей выбрать (кроме государственных организаций и предприятий, так как метод оплаты труда предварительно решен). Данный выбор связан с огромным количеством различных факторов.

Рассмотрим анализ динамики соотношения реальной и номинальной заработной платы работников в Беларуси в июле 2018 года.

В июле 2018 года номинальная начисленная средняя заработная плата составила 973,8 бел. руб. . Это на 20,1 бел. руб. или на 2 %, , больше, чем в июне 2018 года.

В то время как реальная зарплата по сравнению с июнем 2017 года увеличилась на 7,3%.

В июле 2018 г. номинальная зарплата была на 18% выше, чем год назад, причем весь рост выпал на 2018 год (она выросла на 13,3% в сравнении с январем). Реальная заработная плата также продолжает расти, что указывает на уменьшение инфляционного давления на прибыль населения. Именно поэтому, сохраняется расслоение по регионам. Например, номинальная зарплата в Могилевской области в июле 2018 года была на 15,6% ниже среднереспубликанской и на 61,6% – чем в Минске.

Номинальная зарплата, переходящая за 1000 бел. руб., в июле 2018 года зарегистрирована лишь в таких сферах деятельности: «деятельность в области информационного обслуживания и информационные технологии» – 3 755,3 бел. руб., «воздушный транспорт» – 2 805,0 бел. руб., в горнодобывающей промышленности – 1 672,8 бел. руб., в нефтепереработке – 1 662,3 бел. руб., в изготовлении химических продуктов – 1 598,8 бел. руб., «финансовая и страховая деятельность» – 1 546,5 бел. руб.. Зарплата по виду деятельности «инженерно-техническое проектирование и предоставление технических консультаций в этой области» - 1 535,9 бел. руб., в области телекоммуникаций – 1 556,0 бел.руб., в сфере права, бухгалтерского учета, управления, архитектуры, инженерных изысканий, деятельность головных организаций – 1 466,3 бел. руб., в области технических испытаний и анализа – 1 414,2 бел. руб., в научных исследованиях и разработки – 1 333,7 бел. руб., фармацевтической индустрии– 1 149,4 бел. руб., в производстве прочих транспортных средств и оборудования – 1 122,2 бел. руб..

Существуют сферы деятельности, где заработная плата во много раз ниже. В строительстве номинальная зарплата в июле 2018 года составила – 878,5 бел. руб., в здравоохранении- 765,8 бел. руб. сельском, лесном и рыбном хозяйстве составила 733,6 бел. руб., производстве текстильных изделий, одежды, изделий из кожи и меха – 712,0 бел. руб., в сфере образования – 632,9 бел. руб.,.

Анализируя доходы населения отдельное внимание стоит уделить реальным доходам населения, которые представляют собой реальную покупательскую способность номинальных доходов населения. На основе данных, представленных в таблице 1 и 2, значений по номинальной начисленной и реальной заработной платы за периоды 2015-2018 годов проведен анализ оплаты труда населения в Республики Беларусь.

Таблица 1. Изменение реальной заработной платы работников в Республике Беларусь (в процентах к предыдущему году) с 2015 года по 2018 год,%

 

2015

2016

2017

2018

Республика Беларусь

97,7

96,2

107,5

111,6

Источник: [1]

Таблица 2. Номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь с 2015 года по 2018 год, руб.

 

2015

2016*

2017

2018

Январь

602,3

655,2

720,7

859

Февраль

612,9

661,6

716,5

850,4

Март

648,4

709,5

770,6

926,8

Апрель

653,6

708,6

776,7

921

Май

668,8

718,3

795,2

943,9

Июнь

688,4

738,7

819,3

953,7

Июль

700,9

754,8

827,5

973,8

Август

697,1

750,3

844,4

987,5

сентябрь

686,3

732,9

831,3

963,6

октябрь

683,8

722,9

841

999,7

ноябрь

674,9

717,6

836,9

994,0

декабрь

742,4

801,6

995,3

1115,3

*С января 2016 г. информация представлена в масштабе цен, действующих с 1 июля 2016 г. (с учетом деноминации).

Источник: [1]

Наибольшее изменение реальной заработной платы работников в Республике Беларусь по сравнению с 2015 г. наблюдалось в 2018 г. и это изменение составило 111,6 %, увеличившись при это на 13,9 п.п. Наименьшее изменение было в 2016 г. и составило 96,2%, данный показатель уменьшился на 1,5 п.п.

Как видно в таблице 2, наибольшую начисленную номинальную среднюю заработную плату имели работники в декабре 2015 и составила она 742,4 руб. (для сравнения: в декабре 2016 года такое соотношение увеличилось в  7,5 %). Среди наименее оплачиваемых номинальная начисленная средняя заработная плата в 2018 г. наблюдалась в феврале 2018 г. (650,4 руб.),что по сравнению с 2017 г. выше на 18,7 %.

Таблица 3. Рейтинг регионов Республики Беларусь по уровню средней заработной платы в январе 2019 года.

 

Номинальная начисленная средняя заработная плата в январе 2019 года, рублей

Реальная  средняя заработная плата в январе 2019 г., к январю 2018 года, в процентах

Республика Беларусь

981,6

107,5

Брестская область

833,8

107,4

Витебская область

830,0

106,6

Гомельская область

891,4

107,4

Гродненская область

837,7

107,9

г. Минск

1 379,5

108,7

Минская область

981,4

105,8

Могилевская область

817,3

106,4

Источник: [1]

В Республике Беларусь в городе Минске отмечается самая большая средняя заработная плата. Связано это с тем, что в столице расположены крупнейшие фирмы, предприятия, учреждения и организации. По сравнению с областями, в столице, проживает большее количество населения страны, что вызывает надобность в создании новых рабочих мест.

Можем сказать, что уровень денежных доходов населения – величина переменная. Из года в год номинальный рост доходов, не всегда сопровождается реальным ростом. При формировании сбережений населения уровень денежных доходов является одним из определяющих факторов. Население тратит все ресурсы на потребление при недостаточном уровне доходов, таким образом, не защищая себя от непредвиденных расходов в будущем, но при увеличении уровня доходов у населения появляется возможность сберегать ресурсы для будущего потребления. Необходимо предпринять комплекс мер для увеличения денежных доходов населения, которые будут способствовать сглаживанию межрегиональных различий в общем уровне доходов. Но первое, что необходимо – это найти способы борьбы с инфляцией и обесценением доходов населения.

Для того, чтобы выполнить основные цели социальной политики в Республике Беларусь в области политики необходимо выполнить следующие элементы:

• расширить практику применения новых гибких систем оплаты труда работников организаций реального сектора экономики, привлечение сторонних экспертов для их разработки и внедрения, создание адекватных программных продуктов, проведение обучающих семинаров;

• создать условия для дальнейшего роста различных видов денежных доходов;

• обеспечить развитие схем негосударственного дополнительного и корпоративного пенсионного страхования;

• упростить существующую систему оплаты труда работников бюджетных организаций, осуществить переход к рациональному сочетанию централизованного и отраслевого регулирования оплаты труда в бюджетной сфере, передать руководителям бюджетных организаций функции регулирования выплат стимулирующего и компенсирующего характера, связанных с отраслевыми условиями;

• повысить эффективность выплаты социальных пособий путем внедрения системы социальных контрактов при предоставлении адресной помощи нуждающимся;

• предусмотреть принятие нормативных правовых актов и поправок в действующее законодательство, необходимых для реализации механизма государственного социального заказа, внедрения таких новых видов социальных услуг, как социальной передышки, социально-реабилитационные и другие [2].

Таким образом, рост заработной платы будет обеспечен с помощью:

1) создания прямого соотношения повышения заработной платы от показателей эффективности производства, продуктивности труда и качества;

2) в выборе средств и систем заработной платы предоставления широких прав субъектам хозяйствования;

3) увеличение доходов от предпринимательской деятельности и самозанятости.

4)формирование экономических условий для легализации всех трудовых доходов;

В регулировании оплаты труда роль государства состоит в том, чтобы регулярно вносить изменения в уровень минимальной оплаты труда в зависимости от повышения эффективности производства и инфляции, сохранять гибкую тарифную систему; регулировать воздействие конъюнктуры рынка на объём средств, рассчитанный для оплаты труда. Предоставить возможность предприятием и организациям самостоятельно, исходя из своих возможностей, увеличивать оклады и ставки сверх минимальных размеров, рассчитанных тарифной системой.

Библиографический список:

1. Официальный сайт Национального статистического комитета Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/ – Дата доступа: 27.05.2018.
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 декабря 2015 г. №1094 «Об установлении размера месячной минимальной заработной платы»
3. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие/ Н. А. Алексеенко, И. Н. Гурова. – 2-е изд., доп. и перераб. – Минск: Издательство Гревцова, 2011. – 264 с.
4. Зарплата июля: рост номинальной и реальной заработной платы/ Р. Куницкий// Экономическая газета. – 2017 г. - №64 – с. 7-15.
5. Микроэкономика (экономическая теория Ч.2.) Учебное пособие для вузов. – Минск: ООО «ФУАинформ», 2003. – 720 с.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх