Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №71 (июль) 2019
Разделы: Юриспруденция
Размещена 19.07.2019.
Просмотров - 1534

К вопросу об административной ответственности за оскорбление представителя власти и государственных символов

Маркова Наталья Александровна

кандидат юридических наук

ВФ ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте РФ»

доцент кафедры теории и истории государства и права

Курганова Алла Сергеевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного и муниципального права ВФ ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте РФ»


Аннотация:
В статье проведено комплексное исследование состава оскорбления представителя власти и государственных символов в соответствии с особенностями правовых аспектов административной ответственности, а также проведен анализ зарубежного опыта регламентации ответственности за указанные деяния.


Abstract:
In the article the complex research of structure of insult of the representative of the power and the state symbols according to features of legal aspects of administrative responsibility is carried out, and also the analysis of foreign experience of regulation of responsibility for the specified acts is carried out.


Ключевые слова:
представитель власти; государственные символы; неприличная форма; ответственность; оскорбление

Keywords:
representative government; state symbols; indecently; responsibility; insult


УДК 342.951

Введение.

Федеральным законом от 18.03.2019 г N 28-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ» установлен запрет на распространение в средствах массовой информации и интернете информации, выраженной в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, демонстрирует очевидное неуважение к обществу, государству, легальным государственным символам, Конституции РФ, государственным органам.  По существу указанная норма частично пересекается с другими статьями УК РФ и КоАП РФ, в частности, статья 20.1 КоАП РФ - «Мелкое хулиганство», статья 213 УК РФ - «Хулиганство», статья 329 УК РФ - «Надругательство над Государственным гербом РФ или Государственным флагом РФ», статья 319 УК РФ - «Оскорбление представителя власти».

Актуальность исследуемой темы объясняется особымзначением государственной регуляции ответственности за данные деяния в интернете, поскольку в нем также должны соблюдаться правила допустимого поведения, направленные на обеспечение общественного порядка и уважения к обществу и государственным институтам.

Цель заключается в комплексном исследовании состава административной ответственности за оскорбление представителя власти и государственных символов вследствие определения основных правовых и терминологических аспектов, а также зарубежного опыта регламентации ответственности за указанные деяния.

Задачи исследования:

1)  определить особенности правовой охраны представителя власти и государственных символов;

2) проанализировать современное зарубежное законодательство, предусматривающее ответственность за указанные деяния;

3) осуществить всесторонний правовой анализ состава указанного административного правонарушения;

4) исследовать имеющиеся теоретико-лингвистические дискуссионные аспекты терминологии исследуемой нормы и обосновать необходимость уточнения правовых категорий.

Методологическую основу исследования образует совокупность общенаучных и частно-научных методов.

Научная новизна заключается в том, что в результате проведенного исследования установлено, что рассмотренные законодательные нормы нуждаются в уточнении, в частности необходимо на законодательном уровне определить что такое «неприличная форма оскорбления» и «явное неуважение», кроме того, обоснована позиция об обязательности  определения судом оскорбительности высказываний только на основании проведенных лингвистических экспертиз.

Основная часть.

В исследуемых административных нормах законодатель оперирует понятием «неприличная форма», но законодательное определение данного термина отсутствует, что создаёт опасность избирательного правоприменения. В лингвистической экспертизе границы понятия «неприличная форма» до сих пор не определены, поскольку с тем, что нецензурная лексика относится к неприличной согласны все эксперты, основываясь на том, что это лексика табуированная и ее не принято употреблять в общественных местах, но дальше границы размываются. Важным моментом является то, что неприличные слова должны относиться к тому лицу, о котором идет речь, а не выполнять роль запятой в речи, поскольку часто бывают случаи, когда нецензурную лексику выставляют просто так, без намерения оскорбить, либо безадресно выражают эмоцию говорящего по поводу обсуждаемого события. В этом случае они не могут рассматриваться как оскорбление, поскольку ни о ком, кроме собственно их автора ничего плохого не сообщают. То есть, заключение о том, является та или иная фраза неприличной в конкретной ситуации, эксперт-лингвист должен делать только после анализа всей ситуации в комплексе.

Также, оценочной категорией является формулировка «явное неуважение», поскольку это понятие всегда предполагает некий стандарт этических ценностей, нарушение которых влечет неуважение. Следует отметить, что в лингвистической экспертизе данный термин отсутствует, но есть понятие дискредитация, представляющая собой коммуникативную стратегию, направленную на корректировку точки зрения адресата, то есть, кто-то говорит или пишет негативные сведения о другом лице, чтобы убедить читателя в его отрицательных качествах. На том основании, что это стратегия, то это фактически намеренное действие, которое может проявляться и через сообщение не соответствующих действительности сведений, и через оскорбление. Если говорить о «неуважении», то стоит отметить, что в том смысле, в котором слово употреблено в законе, корректнее говорить о проявлении или даже демонстрации неуважения, поскольку само по себе неуважение речевым действием не является. Вместе с тем, демонстрация неуважения является одним из способов реализации стратегии дискредитации, то есть, неуважение к власти является намеренным выражением своего негативного отношения к ней.

Важно отметить, что исследуемая административная норма, не подлежит применению при критике депутатов, а также в отношении действующих чиновников не в каждом случае можно будет говорить об оскорблении именно органа государственной власти, в частности, требования законодательства не будут распространяться на представительные органы муниципальных образований и символы субъектов Федерации. Вместе с тем, если речь будет идти об органе или институте власти целиком, например, о полиции или о первых должностных лицах, если их должности являются персонифицированными, следовательно неуважение вполне может повлечь установленную ответственность, а именно наложение штрафа от 30 до 100 тысяч рублей, а при повторном привлечении — от 100 до 200 тысяч рублей или административный арест 15 суток.

Следует отметить, что законы, регламентирующие ответственность за неуважение к представителю власти соответствуют зарубежной практике.

Так, в Германии за публичное оскорбление ФРГ, ее Земель или их конституционного порядка, национальных цветов, флага, герба или гимна, выраженного устно или содержащегося в разных носителях информации, в том числе интернете, установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет или штрафа для физических лиц  до пяти миллионов евро, компаний — до 50 миллионов, а за оскорбление президента, представительных, судебных и законодательных  органов, таким образом, что это создаст угрозу авторитету государства и, тем самым, угрозу для стабильности государства и конституционных принципов установлена ответственность в виде лишения свободы на срок до 5 лет.

В Турции за критику властей наказывают крупным денежным штрафом или тюремным заключением сроком от одного до четырех лет.

В Польше за оскорбление президента полагается до трех лет тюрьмы, либо штраф, либо общественные работы, наказывают также за нелестные отзывы в адрес глав иностранных государств, приехавших в страну с визитом.

В Нидерландах за оскорбление королевы установлена ответственность в виде тюремного заключения на срок до пяти лет, а в случае оскорбления ее супруга – 4 года.

За оскорбление органов и должностных лиц во Франции применяется наказание в виде штрафа в размере двенадцать тысяч евро.

В Таиланде лица, устно или письменно оскорбившие монарха, либо членов монаршей семьи, могут получить до 15 лет тюрьмы, причем указанная норма существует с 1908 года, а в настоящее время в  королевстве даже создан специальный центр, занимающийся мониторингом социальных сетей и сайтов для выявления подобной информации.

В США отсутствуют законодательные нормы об ответственности за оскорбление в интернете главы государства или других высокопоставленных лиц, однако разжигание межнациональной розни и угрозы преследуются по закону.

В Португалии тот, кто оскорбляет главу государства, наказывается лишением свободы на срок до трех лет или штрафом, причем ни минимальные ни максимальные размеры штрафов не прописаны, если оскорбление было в виде публикации, рисунка или с помощью других технических средств связи - то на срок от шести месяцев до трех лет. За любое публичное, письменное или распространенное с помощью других средств связи оскорбление республики и ее государственных символов предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

В Казахстане публичное оскорбление президента, а также осквернение его изображений могут повлечь лишение свободы на срок до трех лет.

В Марокко оскорбления в публичных выступлениях, в том числе в электронных средствах массовой информации, регулируется Кодексом СМИ. В частности, согласно статье 41, за оскорбление короля, а также за публикации, направленные против исламской религии, монархии и территориальной целостности предусмотрено наказание в виде тюремного срока от трех до пяти лет и штрафа в размере от 10 тыс. до 100 тыс. дирхамов. В соответствии со статьей 48, оскорбления в адрес государственных служащих наказывается штрафом в размере от 50 тыс. до 100 тыс. дирхамов. 

В Азербайджане публичная дискредитация главы государства путем массового распространения наказывается исправительными работами или лишением свободы на срок до двух лет, а за его оскорбление с использованием поддельных имен, профилей или аккаунтов может быть применено наказание до трех лет тюремного заключения.

В Латвийской Республике за оскорбление чести и достоинства представителя власти и иного государственного должностного лица установлено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет или арест, или принудительные работы, или денежный штраф до шестидесяти минимальных месячных заработных плат.

Заключение.

В целом, следует отметить, что нормы российского законодательства, регулирующие ответственность за  оскорбление представителя власти и государственных символов  отвечают современным тенденциям. Вместе с тем, с точки зрения права, указанные нормы закона не лишены существенных недостатков и нуждаются в уточнении, в частности существует необходимость в четком определении  объектов правонарушения, поскольку государство, органы государственной власти и общество фактически понятия абстрактные, а также, необходимо на законодательном уровне определить что такое «неприличная форма оскорбления» и «явное неуважение», причем оскорбительность высказываний должен определять суд на основании результатов проведенных лингвистических экспертиз.

Библиографический список:

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // Собрание Законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1).
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 18.03.2019 г N 28-ФЗ // Собрание законодательства РФ. -2019. - N 12, ст. 1218.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх