кандидат наук по государственному управлению
г. Киев
начальник отдела по делам молодежи и спорта
Шевцов Николай Романович, доктор технических наук, профессор г. Донецк (Украина)
УДК 908
Введение. На разных стадиях становления цивилизации (род, племя, народность, нация) различным бывает и ментальное поведение этнических групп, составляющих ее, исторически и территориально, по типам населения, культурным традициям. Скажем, не может быть одинаковым ментальное поведение жителей Киева, где доминируют представители современных европейских наций; карпатских сообществ, где доминируют украинские этнические общности бойков, лемков, гуцулов; населения Донбасса, где сообща проживают русский, украинский, еврейский, татарский и другие народы.
Проблема исследования роли «человеческого феномена» в геополитических катаклизмах поднималась исследователями, начиная с середины ХХ века. Ученые ставили вопрос о необходимости выяснения особенностей поведения различных этнических групп во время социально-политических вызовов (выборы, празднование исторических дат, политические революции, войны, конфликты и т.д.). Научные разработки тех лет содержали общий вывод о том, что среда влияет на этническую общность. Данная общность избирательно воспринимает и обрабатывает это влияние согласно своей природе [1; 2]. В зависимости от степени активности и направленности деятельности ученые выделяют основные варианты ментального поведения групп людей:
- подчиненность среде (адаптация), когда собственные цели группы, способы их достижения, являются традиционными и соответствующими социальным нормам;
- обновление среды, ради чего группа прибегает к нетрадиционным, неизвестным ранее или таким, что осуждались, методам достижения результата, которые вскоре становится общепринятым для этой среды.
В настоящее время на первый план выдвигается гипотеза так называемого «природного происхождения» героического поведения людей на разных уровнях, регулируемого бессознательной (коллективной и индивидуальной) мотивацией, реализуемой в действиях субъекта [3].
Актуальность. На наш взгляд, своевременным выглядит прогнозирование ментального поведения определенных этно-социальных групп в критические периоды геосоциальных потрясений. В общепринятом смысле поведение населения в традиционных обстоятельствах адекватно считается традиционным. Однако, возникает естественный вопрос, чем, например, можно объяснить героизм ленинградцев в течение двухлетней блокады города в годы второй мировой войны? Этот ситуативный ряд можно дополнить и отличиями в поведении и настроениях компактных групп населения различных регионов во время провозглашения независимости бывших союзных республик, последующих президентских выборов, а также вооруженных конфликтов последних лет. Исчерпывающего ответа на эти вопросы пока нет.
Изучение только стереотипных поведенческих форм часто заканчивается сравнительной констатацией фактов на уровне «общее-особенное». Пояснения в виде «защита отечества», или «страх перед наказанием» являются, на наш взгляд, следствием, а не первопричиной. А вот какие уникальные составляющие, присущие только определенному региону, территории или краю в составе целостной нации, обусловливают и влияют на формирование и развитие общепринятого или особого ментального поведения? До сих пор этот аспект остается открытым вопросом науки.
Целью данной статьи является проверка гипотезы о том, что проявление особого, героического поведения в периоды исторических разломов обусловлено не только бессознательным импульсом отдельной личности, а комплексом факторов предшествующего развития всей этнической группы.
Для достижения цели необходим анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющие на формирование героического ментального поведения населения выбранного объекта, что позволит спрогнозировать проявления героического поведения различных социальных групп в рамках общественного развития.
Исследование объекта. В качестве примера героического ментального поведения выбираем социальную гиперактивность, проявляемую жителями выбранного объекта в формате партизанской войны - вооружённой борьбы значительной части населения против власти, которую она считает чуждой и оккупационной.
В качестве объекта исследования предлагается выбрать формирование поведенческих установок жителей села Старая Гута Середина-Будского района Сумской области (Украина). Согласно статистическим параметрам, Старая Гута – это село, центр сельского совета, расположенный в 25 километрах от районного центра и железнодорожной станции Зерновое. В последнее десятилетие СССР в селе проживало в 274 дворах 766 человек. Согласно всеукраинской переписи населения 2001 года, население Старой Гуты сократилось до 442 человек [14].
На протяжении всего периода существования эти края являлись центром мощных партизанских войн против захватчиков. На самом деле о легендарном свободолюбивом менталитете села мало что известно исследователям истории и широкой общественности. Более известны Путивль и легендарный Спадщанский лес, где зародилось масштабное партизанское движение. Но старогутцы считают, что именно их село стало «колыбелью» партизанского движения на Сумщине и по праву заслуживает присвоения ему почетного статуса «село-герой» [6, с. 27].
О героической борьбе с захватчиками известно еще со времен войны со шведами в 1708-1709 годах. Массовое сопротивление жителей оккупантам вспыхнуло сразу после зверского сожжения местечка Недригайлов, что находилось примерно в 200 км от Старой Гуты. Украинский историк и писатель Олесь Бузина в своей книге «Воскрешение Малороссии» приводил летописные доказательства тех времен: «Того ж року (1708-1709) малороссияне везде на квартерах и по дорогам тайно и явно шведов били, а иных живых к государю привозили, разными способами бьючии ловлячи блудящих, понеже тогда снеги великие были и зима тяжкая морозами, от которых прмного шведов погинуло» [14, с. 88-97]. В урочище Безлюдной археологи уже в наше время нашли шведское захоронения. Эти события запечатлились и в названиях лесных местностей Старогутского лесного массива: «Казацкая», «Лагеря», «Майданы» и др.
Во время гражданской войны 1918 -1920 годов в этом районе формировались партизанские отряды Боженко и Щорса, в составе которых воевали и старогутцы.
История повторилась и во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. В изданной в 1973 году туристической схеме «Украинская ССР и Молдавская ССР» сделана запись: «... Старая Гута. «Партизанская столица» - место дислокации партизанских отрядов и соединений в годы Великой Отечественной войны». В 1941-1943 годах в лесах под С. Гутой было сформировано три местных партизанских отряда, в этих местах дислоцировались партизанские соединения под командованием дважды Героя Советского Союза Сидора Ковпака» [4, с. 545].
Сам Ковпак в своих воспоминаниях свидетельствует: «Там на большой лесной поляне есть село. … партизанская столица — так называли Старую Гуту её жители. Народ здесь был исключительно смелый, ничего не боялся, жил, как при советской власти, немцев ни во что не ставил. Старогутовцы прямо сказали нам, как только мы пришли к ним: «— Одна у нас с вами судьба, товарищи партизаны, бояться нам нечего, в случае чего — в лес уйдём, народ мы лесной…». В Старой Гуте мы получили долгожданную рацию... «— Москва прилетела в Старую Гуту», — говорили жители и были очень горды: значит знают в Москве, что есть в Брянских лесах такое село — Старая Гута и что там стоят партизаны… Действительно — настоящая партизанская столица» [12, с. 58].
В результате карательной операции по прочесыванию Брянских лесов весной 1943 года фашисты буквально стерли село с лица земли: из 500 домохозяйств осталось целыми всего несколько. Большинство жителей были замучены самым зверским образом – их живыми закопали в землю, а сверху привалили бревнами – чтобы никто не смог выбраться [7]. Остальных жителей угнали в поселок Брасово Брянской области, где находился один из самых жестоких на территории бывшего СССР концентрационных лагерей. Далее, оставшихся в живых после массовых казней старогутовцев, в том числе, и одного из авторов этой статьи, тогда семилетнего мальчика, ждали колючая проволока концлагерей в литовском Шауляе и латвийском Резекне [7]. После войны в Брянске состоялся суд над жителями Брасова – бывшими сотрудниками концлагеря, которые вместе с фашистами участвовали в массовых расстрелах заключенных.
Всего в годы войны в боевых действиях участвовали 548 жителей Старой Гуты, из них больше половины погибли смертью храбрых в партизанских отрядах и на фронтах. Более 60 жителей прошли ужасы концлагерей. За мужество, проявленное в борьбе с врагом, 128 сельчан отмечены правительственными наградами [4, с. 545]. В 1986 году С. Гута за участие в партизанском движении, за проявленные мужество и героизм была награждена Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Украинской ССР, о чем свидетельствует мемориальная доска, установленная в селе.
Факторы, которые повлияли на формирование героического ментального поведения этнической общности.
А). Благоприятная окружающая среда. Закрытое местоположение.
Лес испокон веков манил к себе оседлых людей, поскольку, хотя и являлся естественной преградой для расселения кочевого народа, в то же время защищал от набегов: на лесную слободу труднее неожиданно напасть, потому что необходимо много свободного пути для маневра в случае отступления. К тому же наши предки-язычники считали, что в деревьях живут добрые духи.
Также общеизвестно, что колебания содержания кислорода в земной атмосфере обусловлены не только сезонными, но и ландшафтными изменениями. В то же время, повышенное содержание кислорода в атмосфере способствует рождению талантливых людей с крепким здоровьем [9].
Под действие вышеуказанного фактора полностью подпадает Старая Гута, расположеная на южной окраине Брянских лесов, по обеим сторонам речушки Улица, которая является притоком Десны. Крайнее восточное расположение села в украинском Полесье обусловливает определенную суровость климата, по сравнению с более западными районами лесной зоны. Это проявляется в значительных перепадах температуры летом и зимой, уменьшении количества осадков, увеличении вероятности поздних весенних и раннеосенних заморозков.
В центре села находится парк, заложенный в свое время Василием Кочубеем и его потомками, для чего были завезены из России и зарубежья редкие сорта деревьев и кустов. Окружающие леса им же были разделены на кварталы: с юга на север и с востока на запад протянулись квартальные просеки. Сегодня старогутский парк и лес входят в состав Деснянско-Старогутского национального природного парка площадью 162 км².
Старогутская часть парка представляет собой единый лесной массив. Растительность Старогутских лесов имеет много таежных рис. Это прежде всего выражается в преобладании сосновых лесов. Сосновые леса в Старогутском лесном массиве занимают наибольшие площади. Такие леса чаще всего случаются вокруг населенных пунктов. В них почти нет подлеска. Высота сосен достигает более 30 метров [5]. Совсем мало широколиственных лесов и, в частности, дубовых. На тех местах, где когда-то вырубали старый широколиственный или сосновый лес, на вырубке появляются так называемые деревья-пионеры. В нашей местности — это береза и осина. Особое место занимает ель – она, как известно, символизирует вечную жизнь и новое возрождение.
В котловинах распространены осоковые болота, мхи, а также луга и кустарники, богатые ягодами: черникой, земляникой, клюквой, ежевикой. Тот же С. Ковпак подтверждает влияние лесного фактора на партизанскую гиперактивность населения: «Леса здесь огромные, не то, что на Сумщине, их не окружишь, как Спадщанский лес окружили немцы. К северу от Старой Гуты они тянутся за Брянск, десятки километров можно пройти ими, не видя просвета...» [11, с. 58].
Эта природная обособленность и лесной ландшафт постепенно сформировали специфический уклад ментального поведения населения - трудолюбие, преданность своему краю, готовность к его защите от внешних, ставших неотъемлемыми формами поведения представителей различных этнических групп, проживавших в Старой Гуте. Эти формы стихийно воспринимаются от старших поколений как природные образцы поведения, которым автоматически следуют во всех соответствующих ситуациях.
Б). Формирование традиционного населения путем слияния исторических и этнических процессов. Влияние заселения на героическое поведение жителей.
Заселение края во многом сформировало его последующее устройство, экономическое развитие, культуру и просвещение, вообще, все стороны его социальной и экономической жизни. Казалось бы, затерянное село, со всех сторон окруженное лесами, стоящее вдалеке от торговых путей и военных походов. Тем не менее, анализируя историю заселения края, мы обнаружили глобальное наслоение этнических форм и гипотез.
В давние времена территория, на которой сейчас расположена Старая Гута, была заселена племенами Юхновский культуры. В IV-V веках на территории современной Сумщины проживали ранние славяне-язычники, в VII-Х сюда перебрались племена северян. Как утверждает в своей книге «Описание старой Малоросии» А. Лазаревский, «Жители Чорнополесья достаточно резко отличаются от своих соседей. Рост выше привычный, они широкоплечие, богатырского вида, как будто укрепляющий смолистый запах леса предоставил им и особенно сильное дыхание, и ясный взгляд, и твердый прогресс, и мужественный характер» [10, с. 233].
Украинский историк Д. Багалей, который в начале ХХ века исследовал процессы заселения Слобожанщины, считал, что формирование менталитета шло двумя потоками. Базовыми стали обычаи национальной жизни украинцев, их взгляды на то, как нужно устроить жизнь «по правде», по справедливости. С течением времени они трансформировались под влиянием условий жизни на новых местах, где она зависела от природного ландшафта и местных обычаев, и взглядов, от политического строя и его законов в целом [8, с. 39].
Этап первоначального заселения края детально анализирует украинский исследователь В. Чухно. По его мнению, большинство его жителей первоначально составляли «литвины» – представители обособленной этнографической группы восточных славян, сформировавшейся в XIV–XVI веках на территории северных районов нынешней Сумской и Черниговской областей, южных районов Брянской и Гомельской областей. Некоторые исследователи относят литвинов к «аборигенному «русскому» населению, которое оставалось постоянным в генетическом отношении со времён Киевской Руси, стойко хранило в себе вплоть до начала ХХ века «русское» самосознание и называло себя людьми «русскими» [12, с. 17].
В. Чухно приводит и иные точки зрения, согласно которым население северных районов Сумской области является смесью трёх славянских народов: русского, белорусского и украинского, другие роднят их с белорусами, придавая им «особый этнографический характер», третьи относят к совершенно особенному типу, к народности древних северян и т.д. Свои суждения В. Чухно подкрепляет присущими местным жителям особенностям в традициях, хозяйстве, быте. Также он настаивает на особом – «северско-белорусском» диалекте, который содержит в себе основные черты говора северян, и схож с языком белорусов Гомельщины: «ён» – он, «яна» – она, «якая» – какая, «нима» – нет, «гаманеть» – разговаривать, «летась» – в прошлом году, «гурок» - огурец, и так далее [12, с. 18].
В XVII веке Брянские леса стали пристанищем старообрядцев, которые переселились из России на территорию Стародубского полка, а также для беглых монахов, которые, по утверждению А. Лазаревского, принимали активное участие в заселении этой территории [10].
После третьего раздела Польши, в этих краях осело много разорившихся польских панов в надежде на лучшую жизнь.
На основании сохранившихся летописей, В. Чухно отмечает, что после отмены крепостного права владельцы вновь образованных слобод, хуторов и сёл стали привлекать в свои владения переселенцев из других регионов, обещая им при этом различные льготы. Приток пришлого населения составлял более половины. Упоминается в этих летописях и Старая Гута, где «местными жителями назвали себя только семнадцать процентов населения, почти пятьдесят процентов были выходцами из Левобережной Украины, в основном Черниговской губернии, некоторая часть прибыла из близлежащей Ямпольской сотни, остальные – из великорусских сёл (в том числе из Курской губернии) [12, с. 17].
Суммируя вышеизложенное, можем констатировать, что одной коренной народности у наших предков не существовало, на протяжении веков их менталитет формировался как слияние и поглощение разнообразных славянских, а может, и иных народностей. Косвенным подтверждением тому служат и названия фамилий проживающих в Старой Гуте людей: Романовские, Высоцкие, Малиновские, Струтинские, Левшины, Козловы, Шевцовы, Архипенко и т.д., отражающие весь спектр межнациональных, ремесленных, сословных истоков.
Следует отметить, что, по нашим визуальным наблюдениям, и сегодняшние старогутцы полностью сохранили внешний облик своих предков. К тому же среди местных жителей находится довольно много долгожителей – людей, которым за восемьдесят и девяносто. При этом они ведут активный образ жизни, содержат хозяйство и совершают ежедневные многокилометровые походы в лес ради сбора ягод и грибов.
В) Преемственность традиций и жизненного уклада.
В начале XVII века Северские земли были официально переданы в состав Речи Посполитой [12, с. 16]. В народных воспоминаниях о «лядской неволе» содержатся указания на то, что «неволя» была тяжелая [10, с. 4]. После освобождения Украины от поляков процесс освоения новых территорий ускорился.
История жизнедеятельности Старой Гуты тесно связана с жизнью и деятельностью рода Кочубеев. Так, благодаря активности генерального судьи Войска Запорожского Василия Леонтьевича Кочубея, в конце ХVІІ века на территории нынешнего Середино-Будского района Сумской области стали возникать десятки новых населённых пунктов, в том числе, Старая Гута.
Как отмечает А. Лазаревский, «Село Старая Гута при реке Улица возникло из «гуты», заведенной в начале ХVIIІ века Василием Кочубеем. Все жители этого села не упражняются в хлебопашестве, пропитание свое и прибыль получают от винокурения, которое производят из покупаемого в Середина-Буде хлеба наёмными людьми, того же села жителями, а земледелием занимаются мало. Вино справляют байдаками вниз по реке Десне» [10, с. 233].
В XVIII веке село относилось к разряду ранговых. Его жители, посполитые, платили деньги и другие налоги. Какое-то время территория находилась в составе Новгород-Северской сотни Стародубского полка. Впоследствии район вошел в состав Малороссийской губернии, а с 1802 г. - Черниговской губернии [4, с. 546].
Во второй половине XIX века Старая Гута превратилась в село с хорошо развитой промышленностью. В селе действовало около десятка предприятий: маслозавод по выработке конопляного масла; стеклозавод, скипидарные, сахарные и деревообрабатывающие предприятия. Были развиты ремесла - изготовление деревянных ложек, лубяных коробов, конской сбруи, плетение лаптей, добыча дегтя и тому подобное. После сооружения в начале ХХ века узкоколейной железной дороги Зерновое - Старая Гута усилилась промышленная разработка лесных массивов. В этот период замечался активный прирост населения. На рубеже двух столетий в Старой Гуте проживало 1,9 тыс. крестьян и рабочих [6, с.15]. Крестьяне выращивали рожь, картофель, коноплю, трудились на лесопильном заводе, занимались мясомолочным животноводством [4, с. 545].
Потомки Василия Кочубея построили т.н. «приезжий дом» Кочубеев, а недалеко от него основали так называемую, Кочубеевскую пущу - большой массив соснового леса, имевший в окружности около 63 верст; способствовали развитию промыслов и промышленности во времена технической революции, построили начальную школу и больницу для крестьян [6, с. 10].
Таким образом, как нам представляется, дополнительным фактором, формирующим природный героизм населения, является само село, которое представляет собой самодостаточный комплекс для жизни и труда в лесу: жилые дома, хозяйственные постройки, ремесленные мастерские, приусадебные земельные участки, сенокосы, пастбища и упорядоченные лесные кварталы. В течение многих предыдущих веков практически для всех жителей Старая Гута оставалась местом нахождения предков - здесь были их корни, которые они постоянно защищали от посягательств чужаков и практически поддерживали устойчивое состояние общности.
Основными носителями аутентичной народной культуры является автохтонное население, особенно люди пожилого возраста, старожилы и долгожители, которые помнят традиционный уклад жизни, народные обычаи и обряды края. Положительные хромосомы, заложенные всеми этими фигурами, передаются по наследству и в нужный период вполне проявляют себя.
И, конечно, не следует сбрасывать со счетов влияние определенной организационной силы, поддерживающей сложившееся социально-политическое устройство (в данном случае – партизанское соединение С. Ковпака), которая явилась доминантой проявления природного героизма населения Старой Гуты в период Великой Отечественной войны.
Заключение.
1. Выявлены на конкретном примере исследования эволюционной системы села Старая Гута факторы формирования и проявления природного героического поведения обособленной группы населения, а именно: благоприятная замкнутая окружающая среда, формирование доминирующего коренного населения на стыке исторических и этнических процессов, адаптирующее социополитическое поведение.
2. Продемонстрирова, что сложившийся в результате замкнутости лесной жизни и отдалённости от больших административных и промышленных центров, что усиливало действие ауры всех предыдущих поколений, менталитет мог мотивировать людей жить и действовать активно, проявлять природный героизм во время кризисных событий истории, в частности, в форме партизанской войны.
3. Высказано предположение, что многонациональное, постоянно перемешивающееся население, живущее обособленной жизнью в окружении естественной преграды, способно более прочно усваивать и закреплять в ментальном поведении сложившееся социально-политическое устройство и противостоять попыткам насильственно этот порядок изменить.
Полученные результаты могут быть использованы в формировании дальнейших исследований в этом направлении.
Рецензии:
9.09.2019, 17:39 Шедько Юрий Николаевич
Рецензия: Рецензия
на статью НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГЕРОИЗМА НАСЕЛЕНИЯ
Авторы: Шевцова Юлия Николаевна, кандидат наук по государственному управлению
Шевцов Николай Романович, доктор технических наук, профессор
Рецензируемая работа, несомненно, вызывает интерес, однако содержит и недостатки:
1. Следовало бы конкретизировать название: слово «некоторые» не подходит для научных работ. Авторы уделяют основное внимание факторам формирования и проявления природного героического поведения обособленной группы населения. Возможно, так и следует назвать статью: «Факторы …».
2. Авторы пишут: «…факт, что в годы немецкой оккупации жители городка Локоть Брянской области добровольно создали фашистскую республику [14]».
Приведенный источник (Как Локотская республика воевала против Страны Советов [Электронный ресурс - Аргумент]. – Режим доступа: http://argumentua.com/stati/kak-lokotskaya-respublika-voevala-protiv-strany-sovetov) нельзя признать вполне научной работой. Но и в данном источнике указаны факты активного сопротивления немецко-фашистским захватчикам. Напротив, в мемуарах руководителей партизанского движения отмечается много успешных операций против коллаборационистов с участием местного населения.
Таким образом, нельзя признать ни достоверность «добровольности», ни то, что все жители поддерживали власть Локотского самоуправления.
Представляется, что в данной статье упоминать Локотское самоуправление нецелесообразно, так как ни к объекту, ни к предмету данного исследования оно не относится.
Вывод: статья может быть рекомендована к публикации, но требует доработки, после чего может быть размещена в журнале.
Рецензент
Юрий Николаевич Шедько, доктор экономических наук, доцент
профессор кафедры государственного и муниципального управления
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
12.09.2019, 11:38 Сильванович Станислав Алёйзович Отзыв: Статья «Некоторые аспекты исследования факторов формирования природного героизма населения» Шевцовой Юлии Николаевны представляет несомненный интерес, но требует доработки. Разделяю мнение предыдущего рецензента, а кроме этого полагаю, что целый ряд сделанных выводов звучит достаточно убедительно при объяснении поведения жителей села Старая Гута, но не столь убедительно в качестве научно обоснованных объективных факторов природного героизма. Для подобного рода убедительности, с моей точки зрения, необходимо было сравнить поведение жителей Старой Гуты с поведением жителей других сел, которые сформировались в подобных условиях, поскольку, как следует из статьи, так формировалось население целого региона и Старая Гута не является единственным поселением в этом лесном крае. Если же оно уникально, то в статье эта уникальность в достаточной степени не обоснована. Не могу не задать также вопрос, продиктованный логикой данной статьи, о возможности природного героизма, к примеру, в степной зоне, а также вопрос о понимании автором сущности героизма, т.е. зависит ли трактовка автором этого явления от того, с кем борются люди, которых называют героями, и были бы таковыми жители Старой Гуты, к примеру, займи они сторону «белых» в годы гражданской войны, или, воюй они, скажем, на стороне ОУН-УПА в годы Великой Отечественной войны. Статья рекомендуется к публикации после соответствующей доработки. С уважением С.А.Сильванович |