Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №73 (сентябрь) 2019
Разделы: Политология
Размещена 13.09.2019. Последняя правка: 16.09.2019.
Просмотров - 2333

ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКО-БРИТАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI вв.

Зуева Елена Сергеевна

Донецкий национальный университет

студент

Комарова Людмила Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и внешней политики Донецкого национального университета.


Аннотация:
В данной статье рассматривается развитие российско-британских отношений при деятельности правительств Д. Мэйджора, Т. Блэра, Г. Брауна. Проведен анализ внешнеполитического курса Великобритании в указанный период. Выделены основные проблемы и перспективы взаимоотношений России и Великобритании.


Abstract:
This article discusses the development of Russian-British relations in the activities of the governments of D. Major, T. Blair, G. Brown. The analysis of the foreign policy of the United Kingdom in the specified period. The main problems and prospects of relations between Russia and the UK are highlighted.


Ключевые слова:
Великобритания; Россия; внешняя политика; двусторонние отношения; сотрудничество

Keywords:
United Kingdom; Russia; foreign policy; bilateral relations; cooperation


УДК 327

Актуальность работы связана в первую очередь с той ролью, которую играют Великобритания и Россия в мировой политике и значимостью развития двусторонних отношений, а также сотрудничества в международной сфере.

Российско-британские отношения имеют давнюю историю, в которых были не только союзничество, но также соперничество и противостояние. Большое значение имеет тот факт, каким образом происходило развитие двусторонних отношений в конце ХХ – начале XXI вв., что, безусловно, наносит значительный отпечаток как на развитие современного диалога между двумя странами, так и на выстраивание внешнеполитических стратегий.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 до 2010 годов – развитие российско-британских отношений в период деятельности правительств Д. Мэйджора, Т. Блэра, Г. Брауна.

Цель – исследование развития двусторонних отношений в конце ХХ – начале XXI вв., определение причин, которые способствуют и препятствуют налаживанию взаимодействия.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:

1)    изучить развитие российско-британских отношений при деятельности правительств Д. Мэйджора, Т. Блэра, Г. Брауна;

2)    определить внешнеполитическую стратегию стран;

3)    выявить проблемы и перспективы взаимоотношений России и Великобритании;

4)    выделить основные векторы взаимодействия Великобритании с Россией.

Степень изученности темы. В отечественной историографии российское направление внешней политики Великобритании в конце XX-начале XXI вв. не освещено в достаточной мере. При написании работы были исследованы теоретические наработки отечественных учёных, среди которых Валеева Р.Р., Валуев А., Громыко А.А., Гусейнов В.А., Капитонова Н.К., Козин В., в которых рассматривается внешняя и внутренняя политика Великобритании и ее российского направления сквозь призму партийной идеологии, эволюция отношений в различных сферах деятельности таких как политическая, экономическая, военная и научная. Сотрудничество в период правительств Дж. Мэйджора, Т. Блэра и Г. Брауна рассматривается в отдельных аналитических статьях. Следует отметить, что российскому направлению внешней политики правительства Г. Брауна, из-за незначительной хронологической отдаленности данного периода, посвящено небольшое количество работ. Данные о встречах на высшем уровне, а также на уровне министров иностранных дел, различных конференций представлены в электронных изданиях.

Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных методов познания исследуемого вопроса. Для реализации целей и задач использовались такие научные методы исследования как метод изучения и обобщения научной литературы и источников, контент-анализ, ивент-анализ, а также специально-исторический метод – историко-сравнительный.

Полученные итоги и их новизна. Данная работа является одной из попыток исследования эволюции российско-британских отношений в конце ХХ – начале XXI вв. В работе определены векторы взаимодействия и основные противоречия в налаживании отношений между странами в исследуемый период.

 

После распада СССР Российская Федерация официально становится правопреемницей. Руководство страны заявило о своём намерении сохранить курс на демократическое преобразование и в дальнейшем создать правовое государство. В сложившейся ситуации остро стоял вопрос нестабильности политической власти, в связи с чем радикалы-реформаторы считали крайне необходимым создание слоя собственников, который мог бы стать поддержкой, своеобразным фундаментом новой власти. Данные устремления точно отражают первостепенную задачу экономических преобразований, а также выработки новой концепции внешней политики в начале 1990-х гг.

В декабре 1991 года Великобритания официально признала Российскую Федерацию правопреемницей СССР. Официальная позиция Великобритании, после распада СССР, состояла в поддержке центральной власти в лице Михаила Сергеевича Горбачёва.

9 апреля 1992 года в Великобритании прошли парламентские выборы, на которых победу одержали консерваторы под руководством Джона Мэйджора, который во второй раз стал премьер-министром страны. В данный период налаживание двусторонних отношений развивалось довольно динамично. Важно отметить, что именно Д. Мэйджор первым из всех западных лидеров стал налаживать отношения с законно избранными властями РСФСР во главе с Борисом Николаевичем Ельциным.

Произошли существенные изменения в отношении Великобритании к России, что прослеживается в переходе от «агрессивной» политики к более дружественной. Новый премьер-министр ставил перед собой задачу выстраивания прочных двусторонних отношений, а также считал необходимым оказывать всестороннюю поддержку России в осуществлении политических и экономических реформ. Но, стоит отметить, что в данный период, с одной стороны, российское направление во внешней политики Великобритании не занимало ведущее место, но, с другой, при обострении политической или экономической обстановки М. Мэйджор поддерживал и активно предоставлял помощь руководству России.

Экономическое сотрудничество между двумя странами осуществлялось в различных областях. Наиболее приоритетными направлениями сотрудничества являются энергетика, банковское дело, сельское хозяйство, сотрудничество в сфере подготовки управленческих кадров и развития малого бизнеса, информационные технологии и телекоммуникации.

Важно отметить, что контакты как на высшем уровне, так и на уровне министров иностранных дел стали проходить регулярно и довольно часто. Также проходили консультации внешнеполитических ведомств, на которых обсуждались различного рода вопросы, среди которых можно выделить следующие: стратегическая стабильность, проблематика ООН и ОБСЕ, проблема международного терроризма, а также вопросы распространения различного вида оружия (ядерного, химического, биологического).

Д. Мэйджор и Б. Н. Ельцин не только сохранили, но и всячески старались развивать положительный потенциал налаживания отношений, имеющих мирный и конструктивный характер, который был заложен предшественниками и основан на тесном сотрудничестве в различных областях.

Приход к власти лейбористов во главе с Тони Блэром сопровождался пересмотром программных установок, которые выдвинули новые идеи в области внешней и внутренней политики, что было обусловлено стремлением нового правительства добиться сохранения и укрепления позиций Великобритании в мире, а также занять лидирующую роль в международной политике [4]. Страны поддерживали курс на продолжение партнерских отношений, сотрудничество в сфере экономики, сохранение тесного диалога по проблемам мировой политики, а также было подписано ряд двусторонних соглашений по таким направлениям как борьба с преступностью, подготовка управленческих кадров, сотрудничество внешнеполитических ведомств.   

Однако, отношения с Россией в данный период характеризовались противоречивостью и неоднозначностью. Первый период отношений 1997- 1999 год, при правительстве Т. Блэра и Б.Н. Ельцина, характеризуется слабым взаимодействием стран. Существенное ухудшение отношений наметилось после агрессии против Югославии в 1999 году, в котором большую роль сыграла Великобритания. Тот факт, что Тони Блэр открыто и активно поддерживал бомбардировку городов Югославии США, заставило Россию временно приостановить диалог и налаживание отношений с Великобританией. Были введены определенные ответные меры: прерывание военных контактов, а также перенос визита в Лондон российского министра иностранных дел И. Иванова на неопределенный срок [11].

Приход к власти в России нового президента В. В. Путина ознаменовал начало нового этапа в отношениях между Великобританией и Россией. В данный период налаживается активный диалог между главами государств: на высшем уровне прошло свыше 20 встреч, которые включают в себя не только двусторонние визиты, но и встречи в рамках различных мероприятий международного характера [2]. Также, помимо встреч на высшем уровне, проходили встречи и на уровне министров иностранных дел, которых насчитывается около 20.

На данных встречах проходило обсуждение самых различных вопросов, но все же стоит выделить наиболее значимые, которые и во многом повлияли на развитие дальнейшего сотрудничества между двумя странами. В первую очередь – это экономические вопросы. В 2000 году была принята программа экономического и технического сотрудничества, в соответствии с которой Великобритания должна была оказывать всестороннюю поддержку и содействовать России в проведении реформы в энергетическом секторе, а также оказать помощь в решении делилась опытом, и реализовывать сельскохозяйственные проекты [3].

Тони Блэр, несомненно, преследовал свои интересы и определенные цели в налаживание отношений с Россией. Главная цель, которую ставил перед собой премьер-министр состояла в том, чтобы закрепить роль Великобритании как ключевого игрока на мировой арене [5]. Важно отметить, что и для В.В. Путина, которому было необходимо признание на Западе, данное сотрудничество имело свои преимущества. В первую очередь то, что Великобритания имела тесные отношения с США, могло поспособствовать улучшению отношений между Россией и США. Исходя из совокупности всех этих фактов, данные союз благоприятно сказывался на росте влияния и престижа глав государств и был крайне необходим [6].

Стоит отметить, что еще одним не менее важным направлением сотрудничества между Россией и Великобританией, несомненно, является борьба с терроризмом. Для решения данной проблемы проложено большое количество усилий, в том числе, в декабре 2001 года была учреждена Совместная рабочая группа по борьбе с международным терроризмом, главная цель которой заключалась в усилении взаимодействия на практических направлениях.

Развитие и налаживание сотрудничества активно проходили в энергетической сфере, ведь данное направление сотрудничества является очень значимым для обеих стран.

В октябре 2005 года, после очередных переговоров с Тони Бэром Владимир Путин заявил, что за последние годы отношения между Россией и Великобританией вышли на значительно иной уровень, при этом стоит отметить также и значительный рост товарооборота между двумя странами. Копании Великобритании не только закупают у России нефть, они также являются и её производителями на территории России. Так, стоит отметить, огромные инвестиции и заметное влияние на энергетические рынки мира.

Разногласия между сторонами по вопросу Ирака, а также вопрос о дальнейшем участии Великобритании в военной агрессии и стали своеобразным толчком для начала охлаждения отношений между двумя странами, которое в конечном счете достигло своего пика в связи с «делом Литвиненко».

Помимо вышеупомянутых причин значительного ухудшения отношений между странами, можно еще выделить основные проблемные вопросы, которые назревали в российско-британских отношениях, а именно

выдача политэмигрантов, различного рода спекуляции по поводу нарушения демократических норм, прав человека в России, свободы слова и чеченский вопрос.

Таким образом, можно сделать вывод, что отношения между Россией и Великобританией в их исторической ретроспективе никогда не были простыми. В период деятельности Тони Блэра на посту премьер-министра они характеризовались противоречивостью и неоднозначностью. Важно отметить, что вплоть до 2003 года Великобритания представляла, как один из главных партнеров России на европейском направлении. С 2003 г. в российско-британских отношениях наблюдается значительный спад.

После ухода Т. Блэра в отставку в июне 2007 г. российско-британские отношения не только ухудшились, но в них возник еще более серьезный кризис [10, с. 19]. Таким образом, межгосударственный диалог по существу был остановлен. Исходя из совокупности данных фактов можно сделать вывод, что отношения между Великобританией и Россией никогда не были стабильными. Налаживание дружественных отношений и различного рода достижения сменялись упущениями и ошибками, что влекло значительное ухудшение отношений.

Первоначальные установки внешнеполитического курса стран не способствовали развитию конструктивных отношений. Великобритания была нацелена на проведение продуманной и последовательной внешней политики, главная цель которой заключалась в утверждении своей страны как защитника национальных интересов и интересов ЕС. Не могли остаться не замеченными и успехи, которых добилась Россия в начале XXI в., а также ее усиление во внутренней политике, и на международной арене, особенно это проявлялось в отстаивании своих национальных интересов, что, несомненно, не могло не беспокоить Великобританию [8].

При правлении Г. Брауна вектор двустороннего политического сотрудничества находится на низком уровне, происходит смешение акцентов в сторону развития сотрудничества в торгово-экономической сфере и взаимодействие в международной сфере.

С 2000 г. и вплоть до мирового экономического кризиса 2008 г. происходило существенное расширение торгового оборота между странами. Кризис хоть и негативно сказался на динамике торговли между двумя странами, однако подтолкнул Великобританию к налаживанию контактов. Страны исходили сугубо из своих собственных интересов: Великобритании необходимо было сырье, а России – британские технологии и инвестиции. Следует отметить, что мировой экономический кризис вследствие повлек снижение популярности лейбористского лидер как внутри Великобритании, так и за её пределами. 

В данных период наиболее острыми остаются такие вопросы как дело Литвиненко, ситуация вокруг Британского Совета и ТНК-ВР. Усиление ухудшения отношений повлек спор британских и российский нефтегазовых корпоративных акционеров в 2008 году. Еще одной достаточно важной проблемой, которая также влияла на налаживание отношений между Великобританией и Россией было обвинение в несоблюдении прав человека в России и «шпионские скандалы» [9, с. 25].

Как подчеркивал Д.А. Медведев, в данный период было крайне важно налаживание конструктивного диалога между лидерами стран, развитие сотрудничества, улучшение отношений, несмотря на противоречия, которые имелись ранее. С такой же позицией на переговорах выступила и британская сторона [1, с. 12]. В комментариях прошедшей встречи помощника президента РФ С. Приходько было подчеркнуто, что диалог был откровенным и дружественной обстановке, не был затронут ни один из острых моментов в политической и гуманитарной сферах, которые, несомненно, сказывались на характере двусторонних отношений [7, с. 21].

Особую роль в усугублении отношений сыграли резкие заявления ряда деятелей Лейбористской партии, которые были связаны с агрессией Грузии против Южной Осетии в августе 2008 г., а также решительными действиями со стороны России по ее отражению. Великобритания заняла в данном вопросе довольно жесткую позицию, обвинив Россию в нарушении международного права и выступив за введение санкций против нее. Многие аналитики отмечают, что на данном этапе отношения между двумя странами были на таком же уровне, как и во время «холодной войны» [12].

После признания Россией 26 августа 2008 г. независимости Абхазии и Южной Осетии министр иностранных дел Великобритании Д. Милибэнд выразил свою поддержку Грузии, при этом обвинив Россию в незаконности действий и сделал заявление, что крайне необходимо предпринять меры для формирования «наиболее широкой коалиции против агрессии России в Грузии» [13].

Таким образом, развитие двусторонних отношений в данный период условно можно разделить в два этапа:

  • 2007 – 2008 г. Данных этап можно охарактеризовать как дальнейшее ухудшение отношений, прекращение встреч на высшем уровне, а также усиление дипломатического противостояния;
  • 2008 – 2010 г. Происходит определенное потепление в отношениях: стали активизироваться контакты не только на высшем уровне, но и на уровне министров иностранных дел, а также взаимодействия заместителей министров иностранных дел.

Таким образом, рассмотрев поэтапное развитие российско-британских отношений при деятельности правительств Д. Мэйджора, Т. Блэра, Г. Брауна можно сделать вывод, что российско-британские отношения имеют достаточно долгую и довольно сложную историю, отмечаются своей неоднозначностью. Безусловно, данные процессы налаживания отношений находят свое отражение и на сегодняшний день. Следует отметить, что в последние годы в политической части особенно заметна противоречивость. Однако, несмотря на то что, Великобритания и сегодня является одним из наиболее сложных западных партнеров для России, важность развития двусторонних отношений всё же достаточно велика.

Библиографический список:

1. Blair T. A journey: my political life / T. Blair. L.: Hutchinson, 2010. - 720 p.
2. Brown G. Russia 'unjustifiable and unacceptable' Electronic resource. / G. Brown // Prime Minister's Office. 2008. - 26 August. - URL: http://www.fco.gov.uk/en/newsroom/latestnews/?view=PressS&id=7508949 (accessed: 18.03.2019).
3. Brown G. This is how we will stand up to Russia's naked aggression // The Observer. – 2008. – 31 August. – URL: http://www.guardian.co.uk/commentisfree/2008/aug/31/russia.georgia. (accessed: 15.04.2019).
4. Miliband D., Bildt K. Joint statement on EU-Russia relations. – 2008. – 10 November. – URL: http://www.fco.gov.uk/en/newsroom/latest-news/?view=PressR&id=8975097. (accessed: 03.03.2019).
5. Morning press briefing from 7 July 2008. – URL: http://www.number10.gov.uk/ Page16284. (accessed: 15.04.2019).
6. Third Report. Session 1999-2000. Relations with the Russian Federation…URL:https://www.publications.parliament.uk/pa/cm199900/cmselect/cmfaff/101/10107.htm#a26 (дата обращения: 27.03.2019).
7. Валеева Р. Р. Российское направление внешней политики Великобритании в конце XX - начале XXI вв.: дисс. …канд. ист. наук. 07.00.03 – всеобщая история. - К., 2011. – 241 с.
8. Валуев А. Становление и развитие новых российско-британских политических контактов в период правления В. В. Путина и Т. Блэра (1997 — 2008 гг.) // Европейский журнал социальных наук. — 2012. — № 4. — С. 499−503.
9. Внешняя политика и безопасность современной России. 1991–2002. Хрестоматия в 4 томах / Сост. Т. А. Шаклеина. Т.IV. Документы. — М.: МГИМО(У) МИД России; Российская ассоциация международных исследований; АНО «ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование), «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. — 544 с.
10. Дмитриева О. Важно говорить с Россией. Британские СМИ о визите Милибэнда // Рос. газ. – 2009. – 3 нояб. – № 208 (5032).
11. Медведев Д.А. Интервью представителям средств массовой информации стран «Группы восьми». – 2008. – 1 июля. – [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.president.kremlin.ru/appears/2008/07/03/0000_type63379_203449.shtml, свободный – (дата обращения 20. 02.2019).
12. Медведев предложил Брауну восстановить российско-британские отношения // РИА новости. – 2008. – 7 июля. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rian.ru/politics/20080707/ 113401714.html, свободный. – (дата обращения 15.04.2019).
13. Обзор внешней политики Российской Федерации [Электронный ресурс] // Сайт МИД РФ. – Режим доступа: http://www.mid.ru/brp_4.nsf/sps/690A2BAF968B1FA4C32572B100304A6E, свободный. – (дата обращения 27.03.2019).




Рецензии:

16.09.2019, 18:39 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Зуевой Елены Сергеевны тематически актуальная, если учесть политические изменения в мире, влияющие на Россию. Показано изучение немалой литературы с воздержанием от дискуссий с другими историками. Работа заслуживает публикации. Но следует исправить: «… препятствуют налаживаю….», «… что плоть до 2003 года…».

16.09.2019 19:19 Ответ на рецензию автора Зуева Елена Сергеевна:
Здравствуйте! Благодарю за рецензию. Все ошибки исправлены.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх