Донецкий национальный университет
студент
Комарова Людмила Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и внешней политики Донецкого национального университета.
УДК 327
Актуальность работы связана в первую очередь с той ролью, которую играют Великобритания и Россия в мировой политике и значимостью развития двусторонних отношений, а также сотрудничества в международной сфере.
Российско-британские отношения имеют давнюю историю, в которых были не только союзничество, но также соперничество и противостояние. Большое значение имеет тот факт, каким образом происходило развитие двусторонних отношений в конце ХХ – начале XXI вв., что, безусловно, наносит значительный отпечаток как на развитие современного диалога между двумя странами, так и на выстраивание внешнеполитических стратегий.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 1992 до 2010 годов – развитие российско-британских отношений в период деятельности правительств Д. Мэйджора, Т. Блэра, Г. Брауна.
Цель – исследование развития двусторонних отношений в конце ХХ – начале XXI вв., определение причин, которые способствуют и препятствуют налаживанию взаимодействия.
Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие задачи:
1) изучить развитие российско-британских отношений при деятельности правительств Д. Мэйджора, Т. Блэра, Г. Брауна;
2) определить внешнеполитическую стратегию стран;
3) выявить проблемы и перспективы взаимоотношений России и Великобритании;
4) выделить основные векторы взаимодействия Великобритании с Россией.
Степень изученности темы. В отечественной историографии российское направление внешней политики Великобритании в конце XX-начале XXI вв. не освещено в достаточной мере. При написании работы были исследованы теоретические наработки отечественных учёных, среди которых Валеева Р.Р., Валуев А., Громыко А.А., Гусейнов В.А., Капитонова Н.К., Козин В., в которых рассматривается внешняя и внутренняя политика Великобритании и ее российского направления сквозь призму партийной идеологии, эволюция отношений в различных сферах деятельности таких как политическая, экономическая, военная и научная. Сотрудничество в период правительств Дж. Мэйджора, Т. Блэра и Г. Брауна рассматривается в отдельных аналитических статьях. Следует отметить, что российскому направлению внешней политики правительства Г. Брауна, из-за незначительной хронологической отдаленности данного периода, посвящено небольшое количество работ. Данные о встречах на высшем уровне, а также на уровне министров иностранных дел, различных конференций представлены в электронных изданиях.
Методологическая основа работы представлена системой различных общенаучных методов познания исследуемого вопроса. Для реализации целей и задач использовались такие научные методы исследования как метод изучения и обобщения научной литературы и источников, контент-анализ, ивент-анализ, а также специально-исторический метод – историко-сравнительный.
Полученные итоги и их новизна. Данная работа является одной из попыток исследования эволюции российско-британских отношений в конце ХХ – начале XXI вв. В работе определены векторы взаимодействия и основные противоречия в налаживании отношений между странами в исследуемый период.
После распада СССР Российская Федерация официально становится правопреемницей. Руководство страны заявило о своём намерении сохранить курс на демократическое преобразование и в дальнейшем создать правовое государство. В сложившейся ситуации остро стоял вопрос нестабильности политической власти, в связи с чем радикалы-реформаторы считали крайне необходимым создание слоя собственников, который мог бы стать поддержкой, своеобразным фундаментом новой власти. Данные устремления точно отражают первостепенную задачу экономических преобразований, а также выработки новой концепции внешней политики в начале 1990-х гг.
В декабре 1991 года Великобритания официально признала Российскую Федерацию правопреемницей СССР. Официальная позиция Великобритании, после распада СССР, состояла в поддержке центральной власти в лице Михаила Сергеевича Горбачёва.
9 апреля 1992 года в Великобритании прошли парламентские выборы, на которых победу одержали консерваторы под руководством Джона Мэйджора, который во второй раз стал премьер-министром страны. В данный период налаживание двусторонних отношений развивалось довольно динамично. Важно отметить, что именно Д. Мэйджор первым из всех западных лидеров стал налаживать отношения с законно избранными властями РСФСР во главе с Борисом Николаевичем Ельциным.
Произошли существенные изменения в отношении Великобритании к России, что прослеживается в переходе от «агрессивной» политики к более дружественной. Новый премьер-министр ставил перед собой задачу выстраивания прочных двусторонних отношений, а также считал необходимым оказывать всестороннюю поддержку России в осуществлении политических и экономических реформ. Но, стоит отметить, что в данный период, с одной стороны, российское направление во внешней политики Великобритании не занимало ведущее место, но, с другой, при обострении политической или экономической обстановки М. Мэйджор поддерживал и активно предоставлял помощь руководству России.
Экономическое сотрудничество между двумя странами осуществлялось в различных областях. Наиболее приоритетными направлениями сотрудничества являются энергетика, банковское дело, сельское хозяйство, сотрудничество в сфере подготовки управленческих кадров и развития малого бизнеса, информационные технологии и телекоммуникации.
Важно отметить, что контакты как на высшем уровне, так и на уровне министров иностранных дел стали проходить регулярно и довольно часто. Также проходили консультации внешнеполитических ведомств, на которых обсуждались различного рода вопросы, среди которых можно выделить следующие: стратегическая стабильность, проблематика ООН и ОБСЕ, проблема международного терроризма, а также вопросы распространения различного вида оружия (ядерного, химического, биологического).
Д. Мэйджор и Б. Н. Ельцин не только сохранили, но и всячески старались развивать положительный потенциал налаживания отношений, имеющих мирный и конструктивный характер, который был заложен предшественниками и основан на тесном сотрудничестве в различных областях.
Приход к власти лейбористов во главе с Тони Блэром сопровождался пересмотром программных установок, которые выдвинули новые идеи в области внешней и внутренней политики, что было обусловлено стремлением нового правительства добиться сохранения и укрепления позиций Великобритании в мире, а также занять лидирующую роль в международной политике [4]. Страны поддерживали курс на продолжение партнерских отношений, сотрудничество в сфере экономики, сохранение тесного диалога по проблемам мировой политики, а также было подписано ряд двусторонних соглашений по таким направлениям как борьба с преступностью, подготовка управленческих кадров, сотрудничество внешнеполитических ведомств.
Однако, отношения с Россией в данный период характеризовались противоречивостью и неоднозначностью. Первый период отношений 1997- 1999 год, при правительстве Т. Блэра и Б.Н. Ельцина, характеризуется слабым взаимодействием стран. Существенное ухудшение отношений наметилось после агрессии против Югославии в 1999 году, в котором большую роль сыграла Великобритания. Тот факт, что Тони Блэр открыто и активно поддерживал бомбардировку городов Югославии США, заставило Россию временно приостановить диалог и налаживание отношений с Великобританией. Были введены определенные ответные меры: прерывание военных контактов, а также перенос визита в Лондон российского министра иностранных дел И. Иванова на неопределенный срок [11].
Приход к власти в России нового президента В. В. Путина ознаменовал начало нового этапа в отношениях между Великобританией и Россией. В данный период налаживается активный диалог между главами государств: на высшем уровне прошло свыше 20 встреч, которые включают в себя не только двусторонние визиты, но и встречи в рамках различных мероприятий международного характера [2]. Также, помимо встреч на высшем уровне, проходили встречи и на уровне министров иностранных дел, которых насчитывается около 20.
На данных встречах проходило обсуждение самых различных вопросов, но все же стоит выделить наиболее значимые, которые и во многом повлияли на развитие дальнейшего сотрудничества между двумя странами. В первую очередь – это экономические вопросы. В 2000 году была принята программа экономического и технического сотрудничества, в соответствии с которой Великобритания должна была оказывать всестороннюю поддержку и содействовать России в проведении реформы в энергетическом секторе, а также оказать помощь в решении делилась опытом, и реализовывать сельскохозяйственные проекты [3].
Тони Блэр, несомненно, преследовал свои интересы и определенные цели в налаживание отношений с Россией. Главная цель, которую ставил перед собой премьер-министр состояла в том, чтобы закрепить роль Великобритании как ключевого игрока на мировой арене [5]. Важно отметить, что и для В.В. Путина, которому было необходимо признание на Западе, данное сотрудничество имело свои преимущества. В первую очередь то, что Великобритания имела тесные отношения с США, могло поспособствовать улучшению отношений между Россией и США. Исходя из совокупности всех этих фактов, данные союз благоприятно сказывался на росте влияния и престижа глав государств и был крайне необходим [6].
Стоит отметить, что еще одним не менее важным направлением сотрудничества между Россией и Великобританией, несомненно, является борьба с терроризмом. Для решения данной проблемы проложено большое количество усилий, в том числе, в декабре 2001 года была учреждена Совместная рабочая группа по борьбе с международным терроризмом, главная цель которой заключалась в усилении взаимодействия на практических направлениях.
Развитие и налаживание сотрудничества активно проходили в энергетической сфере, ведь данное направление сотрудничества является очень значимым для обеих стран.
В октябре 2005 года, после очередных переговоров с Тони Бэром Владимир Путин заявил, что за последние годы отношения между Россией и Великобританией вышли на значительно иной уровень, при этом стоит отметить также и значительный рост товарооборота между двумя странами. Копании Великобритании не только закупают у России нефть, они также являются и её производителями на территории России. Так, стоит отметить, огромные инвестиции и заметное влияние на энергетические рынки мира.
Разногласия между сторонами по вопросу Ирака, а также вопрос о дальнейшем участии Великобритании в военной агрессии и стали своеобразным толчком для начала охлаждения отношений между двумя странами, которое в конечном счете достигло своего пика в связи с «делом Литвиненко».
Помимо вышеупомянутых причин значительного ухудшения отношений между странами, можно еще выделить основные проблемные вопросы, которые назревали в российско-британских отношениях, а именно
выдача политэмигрантов, различного рода спекуляции по поводу нарушения демократических норм, прав человека в России, свободы слова и чеченский вопрос.
Таким образом, можно сделать вывод, что отношения между Россией и Великобританией в их исторической ретроспективе никогда не были простыми. В период деятельности Тони Блэра на посту премьер-министра они характеризовались противоречивостью и неоднозначностью. Важно отметить, что вплоть до 2003 года Великобритания представляла, как один из главных партнеров России на европейском направлении. С 2003 г. в российско-британских отношениях наблюдается значительный спад.
После ухода Т. Блэра в отставку в июне 2007 г. российско-британские отношения не только ухудшились, но в них возник еще более серьезный кризис [10, с. 19]. Таким образом, межгосударственный диалог по существу был остановлен. Исходя из совокупности данных фактов можно сделать вывод, что отношения между Великобританией и Россией никогда не были стабильными. Налаживание дружественных отношений и различного рода достижения сменялись упущениями и ошибками, что влекло значительное ухудшение отношений.
Первоначальные установки внешнеполитического курса стран не способствовали развитию конструктивных отношений. Великобритания была нацелена на проведение продуманной и последовательной внешней политики, главная цель которой заключалась в утверждении своей страны как защитника национальных интересов и интересов ЕС. Не могли остаться не замеченными и успехи, которых добилась Россия в начале XXI в., а также ее усиление во внутренней политике, и на международной арене, особенно это проявлялось в отстаивании своих национальных интересов, что, несомненно, не могло не беспокоить Великобританию [8].
При правлении Г. Брауна вектор двустороннего политического сотрудничества находится на низком уровне, происходит смешение акцентов в сторону развития сотрудничества в торгово-экономической сфере и взаимодействие в международной сфере.
С 2000 г. и вплоть до мирового экономического кризиса 2008 г. происходило существенное расширение торгового оборота между странами. Кризис хоть и негативно сказался на динамике торговли между двумя странами, однако подтолкнул Великобританию к налаживанию контактов. Страны исходили сугубо из своих собственных интересов: Великобритании необходимо было сырье, а России – британские технологии и инвестиции. Следует отметить, что мировой экономический кризис вследствие повлек снижение популярности лейбористского лидер как внутри Великобритании, так и за её пределами.
В данных период наиболее острыми остаются такие вопросы как дело Литвиненко, ситуация вокруг Британского Совета и ТНК-ВР. Усиление ухудшения отношений повлек спор британских и российский нефтегазовых корпоративных акционеров в 2008 году. Еще одной достаточно важной проблемой, которая также влияла на налаживание отношений между Великобританией и Россией было обвинение в несоблюдении прав человека в России и «шпионские скандалы» [9, с. 25].
Как подчеркивал Д.А. Медведев, в данный период было крайне важно налаживание конструктивного диалога между лидерами стран, развитие сотрудничества, улучшение отношений, несмотря на противоречия, которые имелись ранее. С такой же позицией на переговорах выступила и британская сторона [1, с. 12]. В комментариях прошедшей встречи помощника президента РФ С. Приходько было подчеркнуто, что диалог был откровенным и дружественной обстановке, не был затронут ни один из острых моментов в политической и гуманитарной сферах, которые, несомненно, сказывались на характере двусторонних отношений [7, с. 21].
Особую роль в усугублении отношений сыграли резкие заявления ряда деятелей Лейбористской партии, которые были связаны с агрессией Грузии против Южной Осетии в августе 2008 г., а также решительными действиями со стороны России по ее отражению. Великобритания заняла в данном вопросе довольно жесткую позицию, обвинив Россию в нарушении международного права и выступив за введение санкций против нее. Многие аналитики отмечают, что на данном этапе отношения между двумя странами были на таком же уровне, как и во время «холодной войны» [12].
После признания Россией 26 августа 2008 г. независимости Абхазии и Южной Осетии министр иностранных дел Великобритании Д. Милибэнд выразил свою поддержку Грузии, при этом обвинив Россию в незаконности действий и сделал заявление, что крайне необходимо предпринять меры для формирования «наиболее широкой коалиции против агрессии России в Грузии» [13].
Таким образом, развитие двусторонних отношений в данный период условно можно разделить в два этапа:
Таким образом, рассмотрев поэтапное развитие российско-британских отношений при деятельности правительств Д. Мэйджора, Т. Блэра, Г. Брауна можно сделать вывод, что российско-британские отношения имеют достаточно долгую и довольно сложную историю, отмечаются своей неоднозначностью. Безусловно, данные процессы налаживания отношений находят свое отражение и на сегодняшний день. Следует отметить, что в последние годы в политической части особенно заметна противоречивость. Однако, несмотря на то что, Великобритания и сегодня является одним из наиболее сложных западных партнеров для России, важность развития двусторонних отношений всё же достаточно велика.
Рецензии:
16.09.2019, 18:39 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Зуевой Елены Сергеевны тематически актуальная, если учесть политические изменения в мире, влияющие на Россию. Показано изучение немалой литературы с воздержанием от дискуссий с другими историками. Работа заслуживает публикации. Но следует исправить: «… препятствуют налаживаю….», «… что плоть до 2003 года…».