нет
Тольяттинский государственный университет
студент
Научный руководитель: Мусаткина Александра Анатольевна, кандидат наук, доцент, преподаватель Института права Тольяттинского Государственного Университета
УДК 34.037
Введение.
Хорошо знакомое всем с детства стихотворение-сказка в переводе Маршака как нельзя лучше подходит в качестве иллюстрации массивного законотворческого процесса, развернутого под сенью Федерального закона № 44-ФЗ. В детском стишке нарастающим итогом перечисляется все и все, кто есть в доме, описываются их взаимосвязи и четко выдерживается главный объект: дом, который построил Джек. В случае, рассматриваемом в рамках этой статьи – это 44 ФЗ.
По самым скромным подсчетам с момента вступления в силу Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» издано более ста нормативно-правовых актов, касающихся тех или иных его разделов [1]. Это только нормативно-правовые акты, т.е. акты (Постановления и Распоряжения) Правительства РФ и ведомственные акты специальных органов управления (Министерств, Казначейства, Федеральной службы государственной статистики и пр.), далее список продолжают письма, разъяснения и прочие «вспомогательные» документы. Это только федеральный уровень. Но есть еще нормотворчество субъектов Федерации. Кроме того, существует практика Постановлений вносящих изменения в закон, Постановлений вносящих изменения в предыдущие Постановления, Постановления отменяющие часть предыдущего и вносящие дополнения в предыдущее и т.д. и т.п. «Вот кот, который пугает и ловит синицу, которая часто ворует пшеницу, которая в темном чулане хранится в доме, который построил Джек.» По-моему, весьма точное сравнение… Актуальность данной статьи обусловлена острой проблемой сегодняшнего дня: высокой «продуктивностью» нормотворчества в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд и низкой степенью приживаемости новых норм. Под приживаемостью понимается степень восприимчивости, понимания, свободы применения норм участниками закупочной деятельности, а также степень готовности и «дружественности» тех информационных систем и площадок, посредством которых осуществляются закупки.
Цель работы: изучить влияние нормативных актов на проведение закупочных процедур, их активность и успешность, провести анализ вхождения в жизнь конкретного нового Закона, выявить проблемы и предложить возможные пути решения этих проблем.
Цель работы достигается посредством решения следующих задач: изучение нормативно-правовых норм, касающихся непосредственно практики применения Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», рассмотрение конкретного среза практики закупочных процедур электронной площадки Сбербанк АСТ для нужд государственных учреждений Самарской области, анализ результатов и причинно-следственных связей.
Новизна исследования состоит в ее практической ориентированности на конкретные проблемы поставщиков и заказчиков в динамично работающей, развивающейся и порой буксующей сфере госзакупок. Пути решения проблем, предложенные в работе, дадут возможность положительным образом повлиять не только на процессы, анализ которых проводится в статье, но и на весь процесс правоприменения в ходе закупок, поскольку являются актуальными, универсальными и, на мой взгляд, действительно нужными.
Разобраться, отследить, найти взаимосвязи и зафиксировать моменты, которые важны в деятельности не так-то просто даже юристу, не говоря уже от тех, кто не имеет юридического образования, но в силу своего функционала работают по 44 закону. В частности, поставщики. Поставщики, например субъекты малого предпринимательства. Весьма ограничены в средствах, весьма скурпулезно относятся к вопросу численности наемного персонала. Чтобы выйти в качестве участника на конкурентные закупки по 44 ФЗ поставщик должен иметь аккредитацию на сайте госзакупок и на электронных площадках, проводящих совместные торги. Специалист поставщика, в нашем случае, субъекта малого предпринимательства, отдавая предпочтение практическим навыкам работы с документами и системой не имеет ни времени, ни возможности, ни, в некоторых случаях, образования, чтобы отслеживать, осваивать, дифференцировать и анализировать всю ту нормативку и, назовем ее, «околонормативку» вносящую изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ. А поставщик еще хотел бы работать с заказчиками и по 223-ФЗ….
Очень показательной оказалась ситуация с закупкой продуктов питания для учреждений осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в Самарской области. В целях оптимизации закупочной деятельности было принято решение об осуществлении закупок путем совместных конкурсов с ограниченным участием. Конкурсные процедуры предполагают, что победитель определяется не только по цене, но и по другим нестоимостным критериям. Разыгрываются только среди квалифицированных и ответственных исполнителей, которые сравниваются по целому ряду необходимых критериев. Казалось бы, все красиво, но практика показала, что никто не учел, что поставщики оказались не готовы к тому объему, правилам формирования документации и информации, которую необходимо представить к заявке на участие в конкурсе. По более чем 50 % извещений конкурсы не состоялись. И это случилось в середине августа. Организация питания детей с 1 сентября оказалась под угрозой срыва. Ну, значит, поставщики не соответствовали требованиям, скажете вы. Да, отклонение заявок по решению конкурсной комиссии именно так и обосновывалось: несоответствие требованиям…. Но по факту-то тот, кто не первый год занимается закупочной деятельностью в регионе (и поставщики, и заказчики) уже знают основных поставщиков, что называется, в лицо. И история их работы на рынке госзакупок длится годами, без претензий и неустоек, с качественным товаром, ответственным отношением и прекрасной деловой репутацией. Не хватило малого: компетенции и практического опыта в подготовке, сборе, формировании и оформлении документации к заявке. И снова возвращаемся к дому, который построил Джек…
С 01 июля 2019 года вступило в силу положение Федерального Закона № 71-ФЗ от 01.05.2019 г., вносящее в статью 96 ФЗ-44 часть 8.1, информирующую о том, что «Участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных настоящим Федеральным законом для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке»[3]. Заказчики столкнулись с тем, что многие поставщики, являясь субъектами малого предпринимательства, просто не знают об этом нововведении в закон, и дисциплинированно заказывают банковские гарантии или изымают из оборота средства для обеспечения «выигранных» контрактов, которые как раз и «разыгрывались» среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
А почему бы организаторам торгов не позаботиться об участниках закупочного процесса? Например, на электронной площадке Сбербанк АСТ посредством возможностей интерфейса информировать выигравших поставщиков о данном нововведении. Готовится поставщик СМП к заключению контракта, а у него на рабочей страничке знак восклицательный со ссылочкой: «Не забудьте, мол». Или всплывающее окно с информацией. Вот тогда гарантированно забота государства о малом бизнесе найдет своих адресатов. Получается, что на уровне высших эшелонов власти много говорится о послаблениях для малого бизнеса, даже закон издали во благо. А помочь? Имеющимися силами и средствами. Почему не запустить консультационные колл-центры для поставщиков и заказчиков, на линиях которых будут работать грамотные специалисты (юристы) помогающие в решении сложных правовых, договорных, претензионных и прочих вопросов государственных закупок.
Заключение.
Вот и получается, что не так-то просто разобраться в «Доме, который построил Джек». Много в нем всего разного, динамично меняющегося, порой противоречивого и ступенчатого. И поставщикам и заказчикам нужно помогать. И чем больше будет нормативно-правовых актов улучшающих, исключающих, вносящих изменения, дополняющих 44 ФЗ, тем более будут нуждаться в квалифицированной юридической помощи пользователи Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» дабы успеть, разобраться, принять решение, не совершить ошибок в доме, который построил Джек. Создание колл-центров и «дружественные» интерфейсы электронных площадок и систем – это необходимая составляющая всего процесса развития госзакупок.
Выводы, сделанные в ходе написания настоящей статьи: в процессе строительства правового государства уверенно и достаточно быстро впереди шагает нормотворчество. Но не надо забывать, что право это система, регулирующая отношения в обществе и в этой связи не может существовать изолированно от правоприменения. А вот практика правоприменения, как способа реализации права, оставляет желать лучшего. Нужно, чтобы применение права, было осознанным, удобным и понятным не только для правоведов и юристов, но и для всех участников государственных и муниципальных закупок, составляющих значительную часть всех торгов, проводимых на территории Российской Федерации. И только в этом случае буде достигнута максимальная результативность процесса и в интересах государства в целом, и в интересах бизнес структур, и в интересах государственных и муниципальных заказчиков.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий