Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №74 (октябрь) 2019
Разделы: Юриспруденция
Размещена 25.09.2019.
Просмотров - 6829

Международно-правовое регулирование изменения государственной территории

Лапшина Ирина Евгеньевна

Кандидат юридических наук

Москоский государствнный технический университет имени Н. Э. Баумана

доцент

Аннотация:
В статье исследуются правомерные способы изменения территории государства в контексте принципов и норм современного международного права, проводится анализ содержания принципов международного права, регламентирующих вопросы государственных территорий, выявляются и обосновываются некоторые способы изменения территории государств в конкретных международно-правовых условиях.


Abstract:
The article examines legitimate ways of changing the territory of the state in the context of the principles and norms of modern international law, the analysis of the content of the principles of international law governing state areas, are identified and substantiated some of the ways to change States in a specific international legal condition.


Ключевые слова:
цессия; аккреция; приращение территории; кондоминимум; адьюдикация; равноправие и самоопределение народов; территориальная целостность

Keywords:
cession; accretion; increment of territory; condominium; adjudication; equality and self-determination of peoples; territorial integrity


УДК 341.01

В современном мире, где практически для всех территорий: сухопутных, воздушных и водных, определен правовой статус и принадлежность, достаточно часто возникают ситуации с изменением государственной территории в результате как правомерных, так и неправомерных действий государств и других субъектов международного права. Автор ставит целью проанализировать основные принципы и нормы международного права, лежащие в основе изменения территории государства, показать реализацию принципов и норм в конкретных исторических и современных фактах территориальных изменений государств. В качестве основных методов применяется анализ норм международных актов, сравнительно-правовой метод, метод историзма.

Нормы международного права, регулирующие способы изменения государственной территории в современном мире базируются на основных принципах международного права, закрепленных в Уставе ООН и иных основополагающих международных актах. Для проведения анализа правомерных способов изменения границ государства в современном мире необходимо остановиться на содержании принципов, регулирующих территориальные основы государства.

Базовым положением, на котором строятся отношения между государствами на международной арене является принцип территориальной целостности государства.Исходя из содержания данного принципа, государства должны воздерживаться от любых действий, направленных на расчленение территории государства, уважать территориальную целостность друг друга. Кроме того, любое государство должно воздерживаться от действий, направленных на превращение территории другого государства в территорию военной оккупации, или других действий, нарушающих принципы и нормы международного права. Нормативно принцип территориальной целостности был закреплен в Заключительном акте СБСЕ в 1975 году [5].

Напрямую с принципом территориальной целостности связан принцип нерушимости государственных границ.Вдекларации о принципах международного права 1970 года онрассматривается как составная часть принципанеприменения силы и угрозы силой. Никакое государство, согласно этому принципу, не может применять силу или угрозу силой с целью нарушения границ другого государства, а равно и как средство разрешения международных споров, в том числе и территориальных. [6].  Ни одно из государств, согласно данному принципу, не может осуществлять давление на другое государство, связанное с применением силы или даже угрозы применения таковой. Споры должны решаться на основе мирных переговоров, посредничестве, добрых услугах и других способах, закрепленных в международных актах.  Например, государства, являющиеся участниками ОБСЕ, признали и подтвердили границы существующих государства в Европе после Второй мировой войны. Это явилось важным фактом, так как побежденные государства высказывали несогласие с установленными границами до принятия этого решения. В международном праве существует неоднозначное мнение по поводу данного принципа – можно ли его считать универсальным, так как он носит региональный характер (только в отношении членов ОБСЕ). Но исходя из молчаливого согласия других государств, принцип нерушимости государственных границ преобразуется в универсальный.

Принцип неприменения силы и угрозы силойзакреплен в п. 4 ст. 2 Устава ООН.  В отличие от предыдущих международных актов [4], в норме применяется термин «сила», который содержательно гораздо шире понятия «война», то есть запрещается применение не только вооруженной силы, но и невооруженного насилия. В ранее упомянутой Декларации 1970 г. о принципах международного права расширительно толкуется норма п. 4 ст. 2 Устава ООН. К действиям, которые запрещены Уставом ООН отнесены агрессивные войны, применение силы и угроза силой с целью нарушения существующих границ другого государства (в том числе и демаркационных линий), репрессалии с использованием силы, использование силы с целью лишить нации и народности права на самоопределение и независимость, угроза силой и применение силы в качестве средства разрешения международного спора, в том числе и территориального, организация или поощрение организации вооруженных банд и других нелегитимных формирований для вторжения на территорию другого государства, организация, подстрекательство, помощь или  участие во внутреннем конфликте или террористических актах на территории другого государства.

Важнейшую роль в изменении территории государства может играть факт самоопределения народов и создания в результате такого самоопределения нового государства. В Уставе ООН в п.2 ст.1 закрепляется принцип равноправия и самоопределения народов, исходя из которого каждый народ вправе решать свою судьбу и выбирать форму, в которой он будет существовать. Это может быть часть какого-либо государства, в рамках которого будет создано автономное образование или новый субъект в федеративном государстве. Может быть создано новое государство с возможностью выбора его формы (формы правления, государственного устройства и политического режима). Такое государство вправе самостоятельно определять свое экономическое, политическое, социальное и культурное развитие. Конечно, создание нового государства — это не единственный способ самоопределения народа. Этот способ часто внешне схож с проявлением сепаратизма. Поэтому, в Декларации о принципах между­народного права 1970 г. и Венской декларации 1993 г.,перечислены случаи, при которых может быть допущено отделение части территории, с проживающей на ней народом [7]. В настоящее время это, прежде всего ситуация, при которой в отношении народов (или народа), проживающего на территории государ­ства, не соблюдается принцип равноправия и самоопределения и не обеспечивается его представительство без дискриминации в органах государственной вла­сти. Так как при самоопределении должно соблюдаться право населения на участие в управлении государством.

Принципы, о которых шла речь выше, напрямую связаны с исследуемым вопросом о возможности легитимного изменения территории государства, исходя их международно-правового регулирования. Современное международное право признает правомерными следующие способы изменения государственных границ. Прежде всего, это передача всех суверенных прав над определенной территорией от одного государства другому. Это может произойти в результате соглашения между странами. В доктрине международного права этот процесс называется цессией – то есть, уступка части территории одним государством другому на основе международного соглашения.  Обязательным элементом цессии должно быть добровольное согласие государств и не нарушение принципа самоопределения наций и народностей и территориальной целостности. Договор об уступке территории требует обязательной ратификации, поскольку государственная территория является достоянием народа государства. Примером цессии может служить обмен равными участками территории между СССР и Польшей в 1951 г. [8], в результате которого две страны обменялись равными по площади территориями по принципу «километр на километр». В итоге к Польше отошел участок в Дрогобычской области (принадлежавший УССР) общей площадью в 480 км2, а СССР приобрел равный по площади участок в Люблинском воеводстве. Эта сделка явилась одним из крупнейших пересмотров границ в послевоенной истории Европы [2, c. 154].

Вопрос об обмене территориями между государствами часто возникает при демаркации границ. Например, при редемаркации границы в 1967 г. между СССР и Турцией новая граница была проведена на участках пограничных рек в местах, где произошли изменения их русла. При этом был соблюден принцип исключения территориальных потерь сторонами. К фактам обмена территориями можно отнести разрешение проблемы пограничного урегулирования между Эстонией и Российской Федерацией в 2005 году. По этому договору стороны обменивались территориями по 128,6 га суши и 11,4 квадратных километров поверхности озер. И Эстония, и Россия получали право пользоваться своей половиной фарватера. Россия получала выход из Чудского озера к реке Нарве, а Эстония получала участки озера в районе острова Пийрисаар [9].

К способам изменения государственной территории относятся также: передача, аренда, продажа, которые могут быть произведены по соглашению государств, отраженном в международном договоре.

В истории развития института государственной территории можно найти достаточно примеров передачи территорий от одного государства другому:

- передача территории «для занятия и управления» Боснии и Герцеговины в 1878г., занятие Кипра Великобританией в 1878 г. США по договору аренды 1903 г. получили область Панамского канала [10].

При передаче, как и при обмене участками территории должным образом должны быть учтены как общенациональные интересы, так и интересы населения передаваемого участка, если таковое имеется.

Если говорить о таком способе изменения территории государства, как покупка территории, то, конечно, нельзя обойти вниманием договор 1867 г. между Россией и США о продаже полуострова Аляска и прилегающих к нему островов за 7,2 млн долларов. До этого, в 1803 году США выкупили у Франции почти четверть своей современной территории.  Путем покупки территорий США приобрели также Виргинские острова у Дании в 1917 году за 25 млн долларов. Можно отметить факты покупки Антильских островов США у Дании в 1916 году. До этого, еще в 1848 году Мексика продала США за 18 млн 250 тыс. долларов огромные территории Калифорнии и Нью-Мексико.

Недавно прозвучал новый план по покупке территории датского острова Гренландия Дональдом Трампом. Однако Дания от продажи острова отказалась, несмотря на предложение выплачивать по 600 млн. долларов в год за передачу Гренландии в бессрочное владение [11].

 Передача одним государством другому государству части своей территории может быть осуществлена на условиях договора об аренде. Аренда территории отличается от всех других временных способов пользования территорией тем, что договор заключается на определенный срок и является возмездным. Арендуемая территория должна быть использована в строгом соответствии с целью договора, который не может противоречить основным принципам международного права. И над арендуемой территорией сохраняется суверенитет государства-арендодателя. Примерами могут служить договоры об аренде Порта-Артура Россией в 1898 году, Севастополя Россией в 1997 году (до момента вхождения Севастополя в состав РФ в качестве субъекта – города федерального значения – в 2014 году) [3, с.8]. Нельзя обойти вниманием и соглашение между Россией и Казахстаном 2004 года об основных принципах и условиях использования космодрома «Байконур» от 1994 года и продлившее срок аренды до 2050 года. Согласно договоренностям между двумя странами, а Россия перечисляет в бюджет Казахстана по 115 млн долл. США в год.

К правомерным способам изменения границы государства на современном этапе можно отнести естественное или искусственное приращение территории (аккреция). Здесь речь идет об изменении территории путем наносных островов или полуостровов в устьях рек, засыпка прибрежной полосы моря, либо возникновение новых участков суши в результате движения земной коры, возникновения новых островов в морях и океанах. Если эти участки образовались в непосредственной близости территории конкретного государства или находятся в пределах данного государства, спорных вопросов не возникает. В 1986 году в пределах территориального моря Японии в результате извержения вулкана возник остров. Такое приращение государственной территории не было никем оспорено. Спор может возникнуть с соседним государством о принадлежности новой сухопутной территории. Например, в 1970 году образование после циклона нового острова на реке, по которой проходила граница между Индией и Бангладеш, вызвало спор о его принадлежности.

В качестве способов изменения государственной границы в международном праве признается изменение территории по принуждению по решению арбитража или Международного суда - адьюдикацию. На основании решений Потсдамской конференции после Второй мировой войны Германия была лишена территории Пруссии - две трети ее отошли к территории Польши, одна треть – к СССР. Япония лишилась Курильских островов, а также территорий, захваченных в ходе Второй мировой войны. Италия возвращала Додеканезские острова Греции, Югославии были переданы Юлийская Крайна, кроме Триеста [12].

В теории международного права правомерным способом изменения границ государства признается объединение государств. В современном мире объединение государств невозможно без проведения на их территориях референдумов или плебисцитов среди населения. Так, в 1990 году на основании волеизъявления населения произошло объединение ФРГ и ГДР в единое государство. Тогда же произошло объединение Йеменской Арабской Республики и Народно-Демократической Республики Йемен в единую Йеменскую Республику.  В прошлом нередки факты объединения государств в результате династических браков и передачи одного государств (или его части) по наследству или в приданое. В 1386 г. в результате вступления в брак литовского Великого князя Ягайло и польской королевы Ядвиги родилась личная уния (союз) Литвы и Польши, переросшая в государство Речь Посполитая.

Кроме объединения государств к правомерному способу изменения границ относится и распад государства. Прежде всего, если в конституции государства существует норма, по которой часть территории (субъект в федерации, например) может самоопределиться вплоть до отделения, то данный способ можно назвать правомерным. Конституция СССР 1977 года в ст. 72 провозглашала право свободного выхода из состава СССР. Поэтому, распад СССР можно назвать легитимным, несмотря на различные точки зрения политологов и юристов, которые стремятся доказать обратное. Такая же участь постигла Чехословакию, Югославию и др. Конечно, в каждом государстве при его распаде есть свои национальные, территориальные, политические проблемы. Однако, эти вопросы не входит в предмет данного исследования.

В рамках самоопределения народов, как уже отмечалось выше, могут также произойти территориальные изменения. В качестве примера можно назвать Косово, которое приняло Декларацию о независимости в 2008 году (неправомерную, исходя из норм международного права, так как формально это территория Сербии). Однако, на сегодняшний день независимость Косово признают 100 стран из 193 членов ООН. 

К способам территориальных изменений ряд авторов [1, с.186] относят кондоминиум – такой способ территориальных изменений, при котором два (или более) государства осуществляют на основе равенства совместное управление одной и той же территорией.

Правовым основанием кондоминиума является международный договор, заключенный на основе равенства.

Я. Броунлиопределил: "Международное право признает кондоминиум в качестве случая, когда часть территории, состоящая из суши и воды, находится в общем ведении двух или более государств, совместно осуществляющих суверенитет над этой территорией и ее населением" [1. c.186].

На основе международной практики применения кондоминимума, был выработан ряд общих его признаков (хотя в каждом конкретном случае эти признаки могут быть дополнены или трансформирован в договоре). Территории, находящиеся в режиме кондоминимума, входят в состав всех государств, заключивших договор. На данной территории признается двойное гражданство, несколько государственных языков. Механизм управления создается государствами, заключившими договор о кондоминимуме. Кроме того, на его территории могут находиться вооруженные силы, участвующих в кондоминимуме государств. Часто на этих территориях образуются свободные экономические зоны.

Практика применения договоров об установлении режима кондоминимума над территорией нередко становилась эффективным методом решения территориальных споров.  Прекращение режима кондоминимума над Кипром был оформлен Цюрихско- Лондонскими соглашениями 1959 г. между Великобританией, Грецией и Турцией, а также представителями турецкой и греческой общин на Кипре.  В результате Кипр стал независимым государством. А еще в 1278 году подобный способ был применен для разрешения территориального спора между Испанией и Францией по поводу Андорры, над которой был установлен двойной суверенитет, официальными языками были признаны каталонский, испанский и французский. И только после принятия Конституции 1993 года и проведения первых всеобщих выборов Андорра стала независимым государством и членом ООН. На основе Венского договора 1864 года земля Шлезвиг – Гольштейн и Лауэнбург находились под кондоминиумом Австрии и Пруссии с 1864 по 1866 г. Бельгия и Пруссия установили режим кондоминиума в Морене, который прекратил свое существование только в 1919 г. по Версальскому мирному договору, исходя из положений которого был признан полный суверенитет Бельгии над этой территорией. 

Кроме этих примеров, следует отнести к режиму кондоминимуму факт совместного управления Великобританией и Египтом в отношении Судана в период с 1899 по 1956 год. После заключения соглашения о прекращении режима кондоминимума Судан стал независимым государством.

Современное международное право, исходя из базовых принципов, полностью исключает насильственное изменение территории государств в нарушение Устава ООН, не признает переход территории побежденного государства государству-победителю, даже если эта территория была под длительной оккупацией. Кроме того, в современном международном праве не допускается приобретательская давность в отношении территорий, аннексия и завоевание или захват территории.

Исходя из проделанной работы можно сказать, что в современном мире остается достаточное количество правомерных способов изменения государственной территории: это цессия, естественное и искусственное приращение территории, уступка, адъюдикация, аренда и т.п. Многие методы остались в прошлом: передача земель в качестве приданого или по наследству. Однако, в современном международном праве существует недостаточное количество универсальных норм, касающихся урегулирования территориальных споров, что приводит к большому количеству нерешенных вопросов о принадлежности территорий тому или иному государству.

Библиографический список:

1. Броунли Я. Международное право (в двух книгах). Кн.1. М.: «Прогресс», 1977, 535 с.
2. Лапшина И. Е. Конституционное право зарубежных стран в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., «Проспект», 2005, 268 с.
3. Лапшина И. Е., Бащук Д. П. Проблемы правовой регламентации присоединения Крыма и Севастополя к России / Гуманитарный вестник, 2017, № 4(54). 8 с.
4. Парижский договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики (Пакт Бриана — Кел-лога) 1928 г, docs.cntd.ru/document/901786550 (дата обращения 17.09.2019); Конвенция о мирном решении международных столкновений (1907 г.) docs.cntd.ru/document/901762207 (дата обращения 17.09.2019);
5. Заключительный акт по безопасности и сотрудничеству в Европе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: docs.cntd.ru/document/1901862 (дата обращения 17.09.2019).
6. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: -https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/intlaw_principles.shtml (дата обращения 17.0.2019).
7. Венская декларация и программа действий. Принята на Всемирной конференции по правам человека. Вена, 25 июня 1993 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/viendec93.shtml (дата обращения 18.09.2019).
8. Репин Т. Обмен землями между СССР и Польшей в 1951 году: что подозрительного. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://russian7.ru/post/obmen-zemlyami-mezhdu-sssr-i-polshey-v-1951-g/ (дата обращения 18.09.2019).
9. Договор между Эстонией и Россией предусматривает обмен территориями. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://special.informpskov.ru/news/20711.html (дата обращения 18.09.2019).
10. Бабурин С. Мир империи. Территория государства и мировой порядок. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://iknigi.net/avtor-sergey-baburin/99477-mir-imperiy-territoriya-gosudarstva-i-mirovoy-poryadok-sergey-baburin/read/page-32.html (дата обращения 20.09.2019).
11. Дороже Аляски и Луизианы: как США купили Виргинские острова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/science/2019/08/21_a_12592555.shtml (дата обращения 20.09.2019).
12. Территориальные изменения после Второй мировой войны. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://studme.org/287107/ekonomika/territorilnye_izmeneniya_vtoroy_mirovoy_voyny (дата обращения 15.09.2019).




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх