Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Менеджмент
Размещена 22.10.2019.
Просмотров - 2504

Школа научной организации труда в России: XX-XXI вв.

Филиппова Анна Константиновна

бакалавр

Санкт-Петербургский государственный экономический университет

студент

Молдован Артём Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса СПБГЭУ


Аннотация:
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что история становления российской экономики свидетельствует о том, что увеличение производительности труда является основным ресурсом экономического роста, НТП, укрепления позиций государства в обстоятельствах возрастающей конкурентной борьбы на мировых рынках, оптимальных ресурсов снижения инфляции и увеличения уровня жизни населения.


Abstract:
The relevance of the topic of this work is due to the fact that the history of the formation of the Russian economy indicates that the increase in labor productivity is the main resource of economic growth, NTP, strengthening the position of the state in the circumstances of increasing competition in world markets, the optimal resources to reduce inflation and increase the standard of living of the population.


Ключевые слова:
труд; Россия; производительность; сотрудник

Keywords:
work; Russia; performance; employee


УДК 005.94

Вступление.

Руководство человеческими ресурсами обладает глубокими историческими истоками. История развития менеджмента показывает, что накоплен значительный опыт, разработан комплекс технологий, методов и средств управления производством и производством персонала.

История.

Американский инженер Фредерик Тейлор (1856-1915) является основателем научного направления увеличения производительности труда. Это направление связано с его именем, с появлением школы научной организации труда. Появление в конце девятнадцатого века школы научного управления было естественным. Темпы увеличения производительности труда на разных этапах социального становления не одинаковы. До времён промышленной революции XV-XIX веков производительность растёт незначительно, так как основой всего процесса воспроизводства по-прежнему является ручной человеческий труд, и лично зависит от каждого работника. Трансформация от ручных инструментов к технике и возникновение личного свободного времени работника являются главным аспектом резкого увеличения производительности труда. Я считаю, что организация труда, связанная с непрерывным улучшением технологии и процессов, на базе детализации разделения труда и сотрудничества, использование технологий в производстве открывает возможности моделирования и оптимизации производственных процессов.

Расхождения в системах.

Фредерик Тейлор определил концептуальные различия между сотрудниками существующей системы мотивации, исходя из следующего предположения: в системе инициатив и поощрения, проблема становления производства полностью связана с современной научной организацией труда. Труд каждого сотрудника полностью учитывается в плане управления за один день до её начала, а в большинстве случаев каждый сотрудник получает подробное письменное описание задания, которое он должен выполнить, и методов, используемых в работе. Таким образом, заранее спланированное задание должно выполняться не только самими работниками, но и, в большинстве случаев, совместными силами работников и администрации.

В этом задании не только подробно описывается, что делать, но и то, как это делать. Также указывают точное время, отведённое для выполнения работы. Всякий раз, когда работник успешно завершает данное задание в течение указанного периода времени, он получает от 30% до 100% от его обычной стоимости. Таким образом, предложена и обоснована система ставок труда, которая служит основой для определения размера вознаграждения работников.

Становление и развитие в России.

Развитие научных аспектов организации производственного труда в России начиналось в начале XIX-XX веков. Готовых изделий российского производства было в 10 раз меньше, чем в США, хотя численность населения России почти в 2 раза больше численности населения Соединённых Штатов. По мнению Масловой В.М., «сравнение показывает, что производительность труда в Штатах значительно больше, чем в России, и, как следствие, степень организации производства также меньше».

В самом начале XX века начал создавать научную школу Н.И.Савин, создатель книги «Резание металла». В работах западной литературы он стоит с работами Тейлора на одном и том же уровне. Сторонники системы Савина в первый раз в России запустили концепцию Тейлора на строительном машиностроительном заводе «Айваз» в Санкт-Петербурге. Затем ввели на Уральском заводе, заводе «Вулкан», оружейном заводе, заводе Салихова и на Южной железной дороге.

Первые заметки о «тейлоризме» были замечены в 1908-1909 годах в статьях журналов «Металлист» и «Записки Русского технического общества». Также вышла коллекция зарубежных книг по управлению. В них рассматривали задумки Тейлора. Система Тейлора привлекла интерес широкой общественности. Упоминания о тейлоризме появились в большинстве крупных городов и изданиях.

В начале XX века Ленин создал публикацию «Система Тейлора – порабощение человека машиной», в которой рассматривает концепцию ровно как «искусство выжимать пот», то есть концепция оценки сама по себе весьма отрицательна. Но после выигрыша Октябрьской революции, когда стало нужно подтвердить капитализм, Ленин воспользовался социалистической системой в 1918 году. На собрании Народного комиссариата утверждается, что выстроить социализм без сильной культуры и производительности шансов нет, поэтому необходимо сформировать в России систему исследования и обучения системе Тейлора, необходимы тестирования и адаптации системы».

Война в стране не создала возможности работать над научными вопросами, государство ввело военный режим. Деятельность в сфере менеджмента была начата заново в начале 1920-х годов, в рамках НЭП.

В 1921 году первая и в 1924 году – вторая Всероссийская конференция по организации труда и производства. Она привела к разработке «главного закона о научной организации производства».

Стоит отметить, что в 1920 году Ленин выделил огромные деньги на формирование ЦИТ. В XX-XXI вв. рассуждения о системе Тейлора в России расходятся. Бухалков М.И. считает, что «у Тейлора была плодотворная идея разбить производственный процесс на отдельные элементы, определить наилучший способ выполнения каждого элемента и обучить персонал». Поэтому следует выбирать наиболее компетентных работников для работы и профессиональной подготовки.

Сейчас использование системы Тейлора требует новейшего управления, новейших обязанностей губернаторов. По моему мнению, основное – заменить сугубо линейную организацию прямым функциональным повиновением. Главное внимание уделяется функции планирования. Предприятие должно руководиться не управляющим директором, а системой планирования. Повседневное функционирование предприятия должно определяться функциями с тем, чтобы, по крайней мере, теоретически, оно могло функционировать бесперебойно, даже если руководители и их помощники не будут включены в состав отдела планирования и будут отсутствовать один раз в месяц. Я считаю, что мысль о том, что пока нет хорошего руководителя, использование системы Тейлора должно быть проигнорировано, не соответствует действительности, так как данная концепция важна и сейчас.

Концепция Тейлора, безусловно, не лишена отрицательных аспектов. Одним из них является снижение единоначалия. Но главной целью считается исследование вопроса организации и управления трудом, формирование концепции сферы руководства. Также, концепция Тейлора считается одновременно и инновационной основой. В конце концов, она необходима для обучения персонала.

В течение XX-XXI вв. деятельность всех трёх категорий учреждений – научно-исследовательских, инновационных и учебных была взаимосвязана. Такую троицу переплетений можно считать одним из самых ценных открытий научной организации труда в России.

Главной особенностью научной организации труда в XXI веке является интеллектуализация труда (в условиях формирования «экономики знаний»), активизация творческой и инновационной составляющей труда для оптимизации необычных задач. При этом усложняются форматы и виды трудовой деятельности. Такая «экономика знаний» обращает человека в главную производственную силу существующего общества, а его интеллектуальные и творческие возможности – в основной капитал, от которого находятся в зависимости, в первую очередь, от количества и свойств которого зависит научно-технический прогресс. Это существенно изменило биржу труда и структуру занятости. Сейчас существует угроза увольнения специалиста, который следит за работой машин и ПК. Новейшая промышленная революция привела к тому, что устройства могут работать без человеческой помощи и вмешательства.

Увеличение производительности труда подняло вопрос о занятости тысяч работников на заводах предшествующих поколений. В новой интеллектуальной индустрии, «смарт» роботы и «смарт» работники представляют главную роль. Метод производства основан на современных технологиях физического, цифрового, а также биологического мира. Такое быстрое увеличение производительности труда вызвано прогрессом нанотехнологий, искусственного интеллекта, роботов, автономных автотранспортных средств, трёхмерной печати, аддитивного производства. 

Надо заметить, что скорость изменений в научной организации труда связана с системным видом происходящих изменений, ее масштабом и последствиями. Нынешнее общество направляет людей на созидательную реализацию своего потенциала в работе, но не всегда их обеспечивают необходимыми ресурсами. Благодаря творчеству создаются новейшие стратегии и модификации, ценности и идеалы отдельных производственных объектов. Творческие работники – основа новой научной организации труда.

В сегодняшнем бизнесе, значение талантливых и творческих профессионалов примерно то же самое, как когда-то приобретённый уголь и железная руда в сталелитейной промышленности. Они определяют, где будут появляться и развиваться компании, какие товары и услуги они будут производить.

Выводы.

1. По системе Тейлора объем продуктов, созданного в нескольких взаимосвязанных единицах, определяется способностями людей, какими бы сильными или слабыми они не были.

2. Система Тейлора подвержена ритму, который устанавливает, что рациональное функционирование экономики невозможно без производства и ритмичной работы отдельных работников.

3. При применении системы Тейлора возникают закономерности –порядок и требования к трудовым процессам выполняются не только последовательно, но и параллельно, так что общий конечный результат не отстаёт от графика.

4. Нагрузка на сотрудника должна соответствовать его реальным способностям, а значит, с работой может справиться один человек, не стоит ставить двух и более.

5. Научной организации труда рекомендуется определять единственно достижимые цели в соответствии с фактическими условиями и потребностями в различных средствах.

Библиографический список:

1. Маслова В. М. Управление персоналом: Учебник для бакалавров / В.М. Маслова. - М.: Юрайт, 2013. - 492 c.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх