Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Филология
Размещена 01.11.2019. Последняя правка: 01.11.2019.
Просмотров - 2604

Семантика и первоначальное значение слова

Парандюк Ольга Леонидовна

II категория

МОУ КОЛБАСНЯНСКАЯ РСОШ-ДС"

УЧИТЕЛЬ русского языка и литературы

Аннотация:
Данная статья посвящена Теме «Значение слова» — основная в разделе «Лексика» в IV классе, так как усвоение лексических понятий предусмотренных программой по русскому языку для этого класса (многозначность слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы), прежде всего связано с выяснением понятия «значение слова».


Abstract:
The theme of "the meaning of the word" main section "Vocabulary" in the fourth grade, as students ' understanding of vocabulary of concepts provided by the program in Russian language for the class (multiple meanings of words, literal and figurative meaning words, homonyms, synonyms, ANTO-garons), primarily due to the clarification of the concept "the meaning of the word».


Ключевые слова:
лексическое значение слова; семантическое значение слова

Keywords:
vocabulary of the word; semantics of the word


УДК 80

Введение

Тема «Значение слова» — основная в  разделе «Лексика» в IV классе, так как усвоение лексических понятий предусмотренных программой по русскому языку для этого класса (многозначность слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, анто­нимы), прежде всего связано с выяснением понятия «значение слова»

Актуальность: Под семантикой мы понимаем первоначальное значение слова. Существует такое понятие как полисемия как лексическая категория - это семантическое отношение внутренне связанных (мотивированных) значений, выражаемых формами одного слова (одной лексемой) и разграничиваемых в тексте благодаря разным, взаимоисключающим позициям этого слова.

Основной целью данной статьи  является выявление компонентов семантической структуры для того, чтобы показать отличительные признаки семантической структуры полисемантического слова от моносемантического слова.

Цель статьи определила постановку следующих задач:

1.Ознакомление научной литературы, посвященной семантике лексических единиц в отечественном языкознании;

2.Выделение своеобразия компонентов семантической структуры первончального значения слова;

3.Определение смыслового стержня семантической структуры первоначального значения слова.

Новизна  статьи состоит в том, что данная работа – попытка семантического анализа первоначального значения слова с учетом анализа нескольких словарей.

Осознание значения слова способст­вует пополнению словаря учащихся помогает им выбрать из своего лексикона на наиболее точное слово и правильно с точки зрения грамматических и сти­листических норм употребить его в ре­чи, в контексте, с учетом определенных условий и темы высказывания.

И. И. Срезневский указывал, что на­до научить детей «всматриваться и вдумываться в средства, представляе­мые языком для выражения мысли».

Знание значения слова необходимо не только для активизации словаря учащихся, но и для усвоения морфоло­гических и синтаксических понятий. Как известно, слово обозначает какой-либо предмет, явление, признак, дейст­вие, свойство или отношение. Основная функция слова — номинативная, т. е. служить названием всего того, что окружает нас.  На базе лексических значений формируются категориальные значения частей речи: значение предметности (существительные),  признака (прилагательные) и т. д.

Сочетаемость слов также зависит от их лексических значений. Так, можно сказать болотная трава и нельзя ска­зать «болотистая трава»; можно – болотистая местность и нельзя «болотная местность».

От правильного понимания учащи­мися значений слов во многом зависит и орфографическая грамотность (например, правописание таких слов как спеши–спиши, пребывать –прибывать, приемник–преемник, презирать–призирать, развевался – развивался и т.д. связано с семантикой)

Следовательно, работа над значением слова должна проводиться на протяжении изучения всех основных тем школьного курса русского языка.

Работа по выяснению значения слова в первую очередь связана с толковым словарем русского языка.

Значение слова складывается из лек­сического и грамматического значений. «Слово, — писал В. В. Виноградов, — представляет собою внутреннее, конст­руктивное единство лексических и грамматических значений»

Лексическое значение сло­ва — это содержание слова, соотнесенность его с каким-нибудь внеязыковым фактом (предметом, явлением, качест­вом, процессом) действительности. Так, слово партер обозначает «нижний этаж зрительного зала в театре, кино и т.п.», оранжевый — «цвет, средний между красным и желтым, цвет апельсина» пряный — «ароматный и острый по вку­су н запаху», накрениться — «накло­няться (набок, в сторону)»  и т. д.

Грамматическое значение слова выражает отношения  (между словами в словосочетании или в пред­ложении, отношение говорящего к со­общаемому, отношение к лицу, произ­водящему действие, отношение сооб­щаемого факта к действительности и времени и т. п.)

Грамматическое значение слова вы­ражается различными  языковыми сред­ствами. Такими средствами в русском языке являются грамматические фор­мы слова (формы числа, падежа, рода, лица, времени, вида и др.).

Знакомя учащихся с лексическим и грамматическим значением слова, весь­ма важно остановиться на разграниче­нии понятии «лексическое значение» и «грамматическое значение», так как в школьной практике наблюдается сме­шение этих понятий. Например, если на вопрос учителя: «Что обозначает слово холодильник?» – ученик не задумываясь отвечает: «Слово холодильник обозначает предмет. Это имя существительное», – и далее называет род, число, падеж и склонение этого слова – ученик показывает незнание разницы между лексическим  и грамматическим значением слова вообще и слова холодильник в частности.

Для предотвращения подобных ошибок можно рекомендовать задания на сопоставление лексического и грамматического значения слов одной лексико-грамматической категории. Например, указать лексическое и грамматическое значение слов каждой пары

1)                 буран — метель, урок— занятие, труд– работа, ошибка - промах, зной - жара, родина— отечество, темнота — сумерки;

2)                 река — газета, озеро - окно, полотенце- яблоко, железо – молоко, фарфор — цемент, гербарий — санаторий, армия — лекция, воро­та — чернила, теплоход — телевизор.

Анализируя приведенные слова, уча­щиеся установят, что слова первой группы имеют близкие лексические значения и отличаются друг от друга одним из своих грамматических значе­ний; и наоборот, слова второй группы имеют одинаковое грамматическое зна­чение, но совершенно различны  по своему лексическому значению.

Следовательно, говоря о значении слова, необходимо об­ращать внимание учащихся на две его стороны, лексическую (служит назва­нием определенных предметов, призна­ков, действий) и грамматическую (от­носится к той или иной части речи, име­ет определенные признаки и выражает грамматическое значение тех или иных форм). Нужно научить школьников ви­деть в слове эти две стороны.

В дальнейшем при изучении частей речи следует систематически знакомить учащихся с лексическим и граммати­ческим  значением слов той или иной части речи, раскрывать разницу между этими значениями, так как части ре­чи –это лексико-грамматические раз­ряды слов, которые характеризуются общностью лексических и грамматиче­ских значений.

Значение лексического и граммати­ческого значения слов различных час­тей речи понадобится и во время изу­чения синтаксиса, особенно синтакси­са простого предложения.

Весьма важно рассказать учащимся о том. из чего складывается собствен­но лексическое значение слова. В обра­зовании значения слова принимают участие различные морфемы. Носите­лем основного значения слова являет­ся корень. Однако лексические значе­ния многих слов определяются не толь­ко корнем. Другие морфемы (словооб­разующие приставки, суффиксы), при­соединяясь к корню, изменяют, конкре­тизируют его значение. Так, корень бег выражает общую идею движения определенного вида, но с приставкой или суффиксом значение этого слова иное: про-бег («спортивное состяза­ние»), на-бег («внезапное нападе­ние»), бег-ство («беспорядочное от­ступление»).

Следовательно, слова пробег, набег, бегство различны по значению, хотя и имеют один и тот же корень бег. Вмес­те с тем следует отметить, что значе­ние слова не сводится к простей сумме значений составляющих его морфем, что значение многих слов является не­мотивированным, т. е. мы нс можем оп­ределить их значение по сумме значе­ний морфем (имеются в виду слова ти­па белок).

Окончание же слова не влияет на его семантику. Оно выражает только грам­матическое значение и служит для об­разования форм слова. При изменении слова, склонении или спряжении, лек­сическое значение слова остается преж­ним. Так, при склонении существитель­ного парта в единственном числе (пар­ты, парте, парту, партой, о парте) лек­сическое значение этого слова не ме­няется: «школьный стол с наклонной доской, соединенный со скамьей», а грамматические значения разные: окон­чания –ы, -е, -у, -ой, -е выражают грам­матические значения разных падежей существительных женского рода един­ственного чиста. При спряжении глаго­ла служить в настоящем времени (единственное число — служу, слу­жишь, служит) лексическое значение остается неизменным: «исполнять обя­занности служащего, работать в каче­стве кого нибудь, а также исполнять воинские обязанности»; между тем грамматические значения этих форм глагола служить разные: окончания -у, -ишь, -ит выражают значения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа насто­ящего времени.

Приведенный анализ слов показыва­ет, что различные формы слова выра­жают только различные отношения, т. е. имеют различные грамматические значения, лексическое же их значение не меняется.

Сведения о том, что лексическое зна­чение слова заключено в основе, а грамматическое чаще всего передается с помощью окончаний, целесообразно закрепить путем выполнения упражне­ний, данных в учебнике русского языка для IV класса. Можно предложить и такое упражнение:

Составьте словосочетания или предложения, употребив приведенные слова в разных падежах или в разных глагольных формах; сопоставьте лексическое и грамматическое значение образо­ванных форм и данных: прогулка, ураган; храб­рый, хороший; работать, говорить.

Изменилось ли лексическое значение слов? А грамматическое?

Работу по выяснению лексического и грамматического значения слов уместно связывать со словообразова­тельным анализом и с грамматическим разбором слов.

Правильное осознание лексического значения слова помогает учащимся ос­мысленно воспринимать грамматиче­скую форму слова, прочно усваивать словообразовательные модели языка, правильно образовывать словосоче­тания, понимать синтаксическую функ­цию слова,

Для закрепления знаний о лексиче­ском и грамматическом значении слов можно предложить и такие упражне­ния лексико-семантического харак­тера:

1. Выясните по толковому словарю значение слов;                          

Аквариум, бескрайний, буран, горн, заглавие, ирис, кабина, лютый, обронить, одобрять, оранжевый, планета, радио, спартакиада, стадион.

С выделенными словами составьте словосочетания или предложения.

2. Прочитайте и толковом словаре словарные статьи к следующим словам;

вокзал, лиловый, иглистый, сигнализиро­вать, тундра, фигурист.

Составьте предложения, включив данные слова. Определите лексическое и грамматиче­ское значение этих слов.

 3.Объясните, почему данные слова имеют разнос значение, хотя у них один и тот же корень. Укажите значение приставок и суффик­сов.

Лес, лесник, перелесок, лесистый; гора, го­рец, пригорок, гористый; белить, перебелить; бросить, бросок, перебросить, выбросить.

4. Сравните лексические значения  первого и второго слова в каждой паре слов. Почему изменилось значение слова? Какое общее зна­чение у слов с суффиксами?

Бетон—бетонщик, набор—наборщик, пар­кет—паркетчик, ракета — ракетчик, лететь — летчик, колхоз — колхозник, трактор — тракто­рист, парашют — парашютист, водить — води­тель, преподавать— преподаватель.

5. При помощи приставок и суффиксов об­разуйте новые слова. Выясните по словарю значение новых слов. Сравните лексическое значение данных слов со значением новых.

Город, цвет, воз, ход, рост, добрый, школа,море, бежать, писать, лететь, камень, стрела, стол, учить, гора, парашют, звезда.

Приведенные упражнения предпола­гают анализ лексического и граммати­ческого значения слов, развивают мышление учащихся, закрепляют навык пользования толковым словарем.

После того как учащиеся получат представление о лексическом значе­нии слов и выполнят указанные зада­ния, следует перейти к приемам рас­крытия лексического значения слова.

В методике преподавания русского языка, а также в практике работы школы известны различные приемы толкования лексического значения слов. Остановимся на основных спосо­бах объяснения лексического значения слова, при этом указывая, какие из них целесообразно использовать при разъ­яснении слов, принадлежащих к тем или иным лексическим пластам.

Можно выделить три основных спо­соба толкования лексического значе­ния слов: наглядный, семантический и контекстуальный.

Наглядный способ обычно применяется при объяснении лексиче­ского значения общеупотребительных слов, главным образом обозначающих конкретные предметы, вещи. Чаще все­го этот способ используют на уроках русского языка и на уроках чтения в начальных классах. Удобен он и при объяснении слов, обозначающих раз­личные виды животных, растений и т. д.

Семантический способ разъ­яснения лексического значения слова является наиболее распространенным. При помощи этого способа можно объ­яснить значение любого непонятного слова, принадлежащего к одному из лексических пластов: общеупотреби­тельные слова, заимствованные слова специальные слова (термины), уста­ревшие слова, неологизмы, диалектные слова и т. д.

Cемантический способ включает сле­дующие приемы толкования лексиче­ского значения слов: синонимизацию, логическое определение слова, структурно-семантический анализ слова.

Прием синонимизации является наи­более распространенным в школьной практике. Он состоит в том, что неизве­стное слово заменяется другим словом (или словами), близким по значению и знакомым учащимся. В толковых сло­варях русского языка многие слова объясняются при помощи синонимизации, например: лозунг «то же, что н призыв», оповестить «то же, что извес­тить», парадность «торжественность, пышность, праздничность», авиатор «то же что летчик», лексион «словарь», недоумение «сомнение, удивление» и др.

Не менее распространенным прие­мом толкования значения незнакомых слов является логическое определение слова. Сущность его состоит в том, что значение слова разъясняется путем словесного описания того предмета или явления действительности, которое обо­значается этим словом. Это описание сопровождается вычленением родовых и видовых признаков предмета или яв­ления. Например: поземка — «вьюга, во время которой дует низовой ветер», палас— «двусторонний ковер без вор­са».

Заключение

Итак, изучив литературу по теме «Семантика и первоначальное значение слова», мною сделаны следующие выводы:

Одним из возможных путей описания смысловой структуры языковых единиц является их непосредственный семантический анализ. Он позволяет одновременно показать и методику изучения лексического значения, и его «устройство».

Семантический анализ лексики имеет своей основной целью вскрыть общие и специфические черты смысловой структуры различных языковых единиц в единстве и взаимообусловленности их синтагматических и парадигматических характеристик выявить типологию лексических значений, определить, характерна, закономерные функции слов и их связи с контекстом, найти объективные критерии для объединения лексических единиц по совокупности классификационных признаков в основные категории лексико-семантической системы, раскрыть природу эмоциональной окраски слова.

В общем, семантика это множество подходов к изучению значения - то есть, того, как соотносится означающее (знак, слово, выражение...) и то, что оно означает (знак, референция, объект). Семантику исследуют в философии, лингвистике, семиотике, различных формальных дисциплинах (логике, компьютерной науке) и т.д. Она сильно связана (в некоторых случаях неразличима) с прагматикой, изучающей значение с точки зрения поведения и контекстов, но в целом, семантика смотрит на значение как на нечто более формальное и кодифицированное.

Итак, в заключении нужно сказать, что цель и задачи данной статьи  достигнуты:

· рассмотрены научные материалы, посвященные лексикологии и семантике, в основном это труды Шмелева Д.Н. «Проблемы семантического анализа лексики»,  Апресяна Ю.Д. «Избранные труды. Лексическая семантика».

Библиографический список:

1. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка. М., 1974.
2. ВиноградовВ.В.Русский язык. М .,«Высшая школа», изд. 2. 1972 стр. 18.
3. Клюева В.Н. Определение слова и его значение в развитии речи. «Русский язык в школе», 1940 №3, стр 36.
4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник лингвистических терминов. М., «Просвещение», 1972, стр. 175.
5. Срезневский И.И. «Мысли об истории русского языка и других славянских наречий» М., «Просвещение», 1988, стр. 194.
6. Шмелева Д.Н. «Проблемы семантического анализа лексики» М., «Просвещение»,1986, стр. 109




Рецензии:

15.01.2020, 20:19 Глазырина Светлана Аркадьевна
Рецензия: В данной статье автор попытался применить научно-лингвистический подход к проблемам обучения в средней школе. С одной стороны, автор демонстрирует определенную лингвистическую компетенцию, но , с другой стороны отсутствует методологическая база. Вызывает сомнение, насколько оправдан индуктивный метод с таким обилием лингвистических терминов в 4 классе. А как изучаются другие темы.?. Не ясно, использовал ли автор оригинальные упражнения или это материал учебника. Если автор интересуется проблемами обучения проблем семантики, то интересно было бы проследить это на всех последующих этапах. В данном виде статья не может быть рекомендована к публикации, так как требует доработки в методическом плане.

9.05.2020, 18:15 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Нашему вниманию представлена статья реферативного характера: цель "рассмотреть научные материалы" не является ни лингвистической, не методической - это лишь первый шаг к научному исследованию. Вместе с тем проанализирован обширный теоретический материал и следующий шаг в сторону методологии был бы весьма логичен. Статья требует доработки и в данном виде не может быть рекомендована к публикации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх