II категория
МОУ КОЛБАСНЯНСКАЯ РСОШ-ДС"
УЧИТЕЛЬ русского языка и литературы
УДК 80
Введение
Тема «Значение слова» — основная в разделе «Лексика» в IV классе, так как усвоение лексических понятий предусмотренных программой по русскому языку для этого класса (многозначность слова, прямое и переносное значение слова, омонимы, синонимы, антонимы), прежде всего связано с выяснением понятия «значение слова»
Актуальность: Под семантикой мы понимаем первоначальное значение слова. Существует такое понятие как полисемия как лексическая категория - это семантическое отношение внутренне связанных (мотивированных) значений, выражаемых формами одного слова (одной лексемой) и разграничиваемых в тексте благодаря разным, взаимоисключающим позициям этого слова.
Основной целью данной статьи является выявление компонентов семантической структуры для того, чтобы показать отличительные признаки семантической структуры полисемантического слова от моносемантического слова.
Цель статьи определила постановку следующих задач:
1.Ознакомление научной литературы, посвященной семантике лексических единиц в отечественном языкознании;
2.Выделение своеобразия компонентов семантической структуры первончального значения слова;
3.Определение смыслового стержня семантической структуры первоначального значения слова.
Новизна статьи состоит в том, что данная работа – попытка семантического анализа первоначального значения слова с учетом анализа нескольких словарей.
Осознание значения слова способствует пополнению словаря учащихся помогает им выбрать из своего лексикона на наиболее точное слово и правильно с точки зрения грамматических и стилистических норм употребить его в речи, в контексте, с учетом определенных условий и темы высказывания.
И. И. Срезневский указывал, что надо научить детей «всматриваться и вдумываться в средства, представляемые языком для выражения мысли».
Знание значения слова необходимо не только для активизации словаря учащихся, но и для усвоения морфологических и синтаксических понятий. Как известно, слово обозначает какой-либо предмет, явление, признак, действие, свойство или отношение. Основная функция слова — номинативная, т. е. служить названием всего того, что окружает нас. На базе лексических значений формируются категориальные значения частей речи: значение предметности (существительные), признака (прилагательные) и т. д.
Сочетаемость слов также зависит от их лексических значений. Так, можно сказать болотная трава и нельзя сказать «болотистая трава»; можно – болотистая местность и нельзя «болотная местность».
От правильного понимания учащимися значений слов во многом зависит и орфографическая грамотность (например, правописание таких слов как спеши–спиши, пребывать –прибывать, приемник–преемник, презирать–призирать, развевался – развивался и т.д. связано с семантикой)
Следовательно, работа над значением слова должна проводиться на протяжении изучения всех основных тем школьного курса русского языка.
Работа по выяснению значения слова в первую очередь связана с толковым словарем русского языка.
Значение слова складывается из лексического и грамматического значений. «Слово, — писал В. В. Виноградов, — представляет собою внутреннее, конструктивное единство лексических и грамматических значений»
Лексическое значение слова — это содержание слова, соотнесенность его с каким-нибудь внеязыковым фактом (предметом, явлением, качеством, процессом) действительности. Так, слово партер обозначает «нижний этаж зрительного зала в театре, кино и т.п.», оранжевый — «цвет, средний между красным и желтым, цвет апельсина» пряный — «ароматный и острый по вкусу н запаху», накрениться — «наклоняться (набок, в сторону)» и т. д.
Грамматическое значение слова выражает отношения (между словами в словосочетании или в предложении, отношение говорящего к сообщаемому, отношение к лицу, производящему действие, отношение сообщаемого факта к действительности и времени и т. п.)
Грамматическое значение слова выражается различными языковыми средствами. Такими средствами в русском языке являются грамматические формы слова (формы числа, падежа, рода, лица, времени, вида и др.).
Знакомя учащихся с лексическим и грамматическим значением слова, весьма важно остановиться на разграничении понятии «лексическое значение» и «грамматическое значение», так как в школьной практике наблюдается смешение этих понятий. Например, если на вопрос учителя: «Что обозначает слово холодильник?» – ученик не задумываясь отвечает: «Слово холодильник обозначает предмет. Это имя существительное», – и далее называет род, число, падеж и склонение этого слова – ученик показывает незнание разницы между лексическим и грамматическим значением слова вообще и слова холодильник в частности.
Для предотвращения подобных ошибок можно рекомендовать задания на сопоставление лексического и грамматического значения слов одной лексико-грамматической категории. Например, указать лексическое и грамматическое значение слов каждой пары
1) буран — метель, урок— занятие, труд– работа, ошибка - промах, зной - жара, родина— отечество, темнота — сумерки;
2) река — газета, озеро - окно, полотенце- яблоко, железо – молоко, фарфор — цемент, гербарий — санаторий, армия — лекция, ворота — чернила, теплоход — телевизор.
Анализируя приведенные слова, учащиеся установят, что слова первой группы имеют близкие лексические значения и отличаются друг от друга одним из своих грамматических значений; и наоборот, слова второй группы имеют одинаковое грамматическое значение, но совершенно различны по своему лексическому значению.
Следовательно, говоря о значении слова, необходимо обращать внимание учащихся на две его стороны, лексическую (служит названием определенных предметов, признаков, действий) и грамматическую (относится к той или иной части речи, имеет определенные признаки и выражает грамматическое значение тех или иных форм). Нужно научить школьников видеть в слове эти две стороны.
В дальнейшем при изучении частей речи следует систематически знакомить учащихся с лексическим и грамматическим значением слов той или иной части речи, раскрывать разницу между этими значениями, так как части речи –это лексико-грамматические разряды слов, которые характеризуются общностью лексических и грамматических значений.
Значение лексического и грамматического значения слов различных частей речи понадобится и во время изучения синтаксиса, особенно синтаксиса простого предложения.
Весьма важно рассказать учащимся о том. из чего складывается собственно лексическое значение слова. В образовании значения слова принимают участие различные морфемы. Носителем основного значения слова является корень. Однако лексические значения многих слов определяются не только корнем. Другие морфемы (словообразующие приставки, суффиксы), присоединяясь к корню, изменяют, конкретизируют его значение. Так, корень бег выражает общую идею движения определенного вида, но с приставкой или суффиксом значение этого слова иное: про-бег («спортивное состязание»), на-бег («внезапное нападение»), бег-ство («беспорядочное отступление»).
Следовательно, слова пробег, набег, бегство различны по значению, хотя и имеют один и тот же корень бег. Вместе с тем следует отметить, что значение слова не сводится к простей сумме значений составляющих его морфем, что значение многих слов является немотивированным, т. е. мы нс можем определить их значение по сумме значений морфем (имеются в виду слова типа белок).
Окончание же слова не влияет на его семантику. Оно выражает только грамматическое значение и служит для образования форм слова. При изменении слова, склонении или спряжении, лексическое значение слова остается прежним. Так, при склонении существительного парта в единственном числе (парты, парте, парту, партой, о парте) лексическое значение этого слова не меняется: «школьный стол с наклонной доской, соединенный со скамьей», а грамматические значения разные: окончания –ы, -е, -у, -ой, -е выражают грамматические значения разных падежей существительных женского рода единственного чиста. При спряжении глагола служить в настоящем времени (единственное число — служу, служишь, служит) лексическое значение остается неизменным: «исполнять обязанности служащего, работать в качестве кого нибудь, а также исполнять воинские обязанности»; между тем грамматические значения этих форм глагола служить разные: окончания -у, -ишь, -ит выражают значения 1-го, 2-го и 3-го лица единственного числа настоящего времени.
Приведенный анализ слов показывает, что различные формы слова выражают только различные отношения, т. е. имеют различные грамматические значения, лексическое же их значение не меняется.
Сведения о том, что лексическое значение слова заключено в основе, а грамматическое чаще всего передается с помощью окончаний, целесообразно закрепить путем выполнения упражнений, данных в учебнике русского языка для IV класса. Можно предложить и такое упражнение:
Составьте словосочетания или предложения, употребив приведенные слова в разных падежах или в разных глагольных формах; сопоставьте лексическое и грамматическое значение образованных форм и данных: прогулка, ураган; храбрый, хороший; работать, говорить.
Изменилось ли лексическое значение слов? А грамматическое?
Работу по выяснению лексического и грамматического значения слов уместно связывать со словообразовательным анализом и с грамматическим разбором слов.
Правильное осознание лексического значения слова помогает учащимся осмысленно воспринимать грамматическую форму слова, прочно усваивать словообразовательные модели языка, правильно образовывать словосочетания, понимать синтаксическую функцию слова,
Для закрепления знаний о лексическом и грамматическом значении слов можно предложить и такие упражнения лексико-семантического характера:
1. Выясните по толковому словарю значение слов;
Аквариум, бескрайний, буран, горн, заглавие, ирис, кабина, лютый, обронить, одобрять, оранжевый, планета, радио, спартакиада, стадион.
С выделенными словами составьте словосочетания или предложения.
2. Прочитайте и толковом словаре словарные статьи к следующим словам;
вокзал, лиловый, иглистый, сигнализировать, тундра, фигурист.
Составьте предложения, включив данные слова. Определите лексическое и грамматическое значение этих слов.
3.Объясните, почему данные слова имеют разнос значение, хотя у них один и тот же корень. Укажите значение приставок и суффиксов.
Лес, лесник, перелесок, лесистый; гора, горец, пригорок, гористый; белить, перебелить; бросить, бросок, перебросить, выбросить.
4. Сравните лексические значения первого и второго слова в каждой паре слов. Почему изменилось значение слова? Какое общее значение у слов с суффиксами?
Бетон—бетонщик, набор—наборщик, паркет—паркетчик, ракета — ракетчик, лететь — летчик, колхоз — колхозник, трактор — тракторист, парашют — парашютист, водить — водитель, преподавать— преподаватель.
5. При помощи приставок и суффиксов образуйте новые слова. Выясните по словарю значение новых слов. Сравните лексическое значение данных слов со значением новых.
Город, цвет, воз, ход, рост, добрый, школа,море, бежать, писать, лететь, камень, стрела, стол, учить, гора, парашют, звезда.
Приведенные упражнения предполагают анализ лексического и грамматического значения слов, развивают мышление учащихся, закрепляют навык пользования толковым словарем.
После того как учащиеся получат представление о лексическом значении слов и выполнят указанные задания, следует перейти к приемам раскрытия лексического значения слова.
В методике преподавания русского языка, а также в практике работы школы известны различные приемы толкования лексического значения слов. Остановимся на основных способах объяснения лексического значения слова, при этом указывая, какие из них целесообразно использовать при разъяснении слов, принадлежащих к тем или иным лексическим пластам.
Можно выделить три основных способа толкования лексического значения слов: наглядный, семантический и контекстуальный.
Наглядный способ обычно применяется при объяснении лексического значения общеупотребительных слов, главным образом обозначающих конкретные предметы, вещи. Чаще всего этот способ используют на уроках русского языка и на уроках чтения в начальных классах. Удобен он и при объяснении слов, обозначающих различные виды животных, растений и т. д.
Семантический способ разъяснения лексического значения слова является наиболее распространенным. При помощи этого способа можно объяснить значение любого непонятного слова, принадлежащего к одному из лексических пластов: общеупотребительные слова, заимствованные слова специальные слова (термины), устаревшие слова, неологизмы, диалектные слова и т. д.
Cемантический способ включает следующие приемы толкования лексического значения слов: синонимизацию, логическое определение слова, структурно-семантический анализ слова.
Прием синонимизации является наиболее распространенным в школьной практике. Он состоит в том, что неизвестное слово заменяется другим словом (или словами), близким по значению и знакомым учащимся. В толковых словарях русского языка многие слова объясняются при помощи синонимизации, например: лозунг «то же, что н призыв», оповестить «то же, что известить», парадность «торжественность, пышность, праздничность», авиатор «то же что летчик», лексион «словарь», недоумение «сомнение, удивление» и др.
Не менее распространенным приемом толкования значения незнакомых слов является логическое определение слова. Сущность его состоит в том, что значение слова разъясняется путем словесного описания того предмета или явления действительности, которое обозначается этим словом. Это описание сопровождается вычленением родовых и видовых признаков предмета или явления. Например: поземка — «вьюга, во время которой дует низовой ветер», палас— «двусторонний ковер без ворса».
Заключение
Итак, изучив литературу по теме «Семантика и первоначальное значение слова», мною сделаны следующие выводы:
Одним из возможных путей описания смысловой структуры языковых единиц является их непосредственный семантический анализ. Он позволяет одновременно показать и методику изучения лексического значения, и его «устройство».
Семантический анализ лексики имеет своей основной целью вскрыть общие и специфические черты смысловой структуры различных языковых единиц в единстве и взаимообусловленности их синтагматических и парадигматических характеристик выявить типологию лексических значений, определить, характерна, закономерные функции слов и их связи с контекстом, найти объективные критерии для объединения лексических единиц по совокупности классификационных признаков в основные категории лексико-семантической системы, раскрыть природу эмоциональной окраски слова.
В общем, семантика это множество подходов к изучению значения - то есть, того, как соотносится означающее (знак, слово, выражение...) и то, что оно означает (знак, референция, объект). Семантику исследуют в философии, лингвистике, семиотике, различных формальных дисциплинах (логике, компьютерной науке) и т.д. Она сильно связана (в некоторых случаях неразличима) с прагматикой, изучающей значение с точки зрения поведения и контекстов, но в целом, семантика смотрит на значение как на нечто более формальное и кодифицированное.
Итак, в заключении нужно сказать, что цель и задачи данной статьи достигнуты:
· рассмотрены научные материалы, посвященные лексикологии и семантике, в основном это труды Шмелева Д.Н. «Проблемы семантического анализа лексики», Апресяна Ю.Д. «Избранные труды. Лексическая семантика».
Рецензии:
15.01.2020, 20:19 Глазырина Светлана Аркадьевна
Рецензия: В данной статье автор попытался применить научно-лингвистический подход к проблемам обучения в средней школе. С одной стороны, автор демонстрирует определенную лингвистическую компетенцию, но , с другой стороны отсутствует методологическая база. Вызывает сомнение, насколько оправдан индуктивный метод с таким обилием лингвистических терминов в 4 классе. А как изучаются другие темы.?. Не ясно, использовал ли автор оригинальные упражнения или это материал учебника. Если автор интересуется проблемами обучения проблем семантики, то интересно было бы проследить это на всех последующих этапах. В данном виде статья не может быть рекомендована к публикации, так как требует доработки в методическом плане.
9.05.2020, 18:15 Середа Евгения Витальевна
Рецензия: Нашему вниманию представлена статья реферативного характера: цель "рассмотреть научные материалы" не является ни лингвистической, не методической - это лишь первый шаг к научному исследованию. Вместе с тем проанализирован обширный теоретический материал и следующий шаг в сторону методологии был бы весьма логичен. Статья требует доработки и в данном виде не может быть рекомендована к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий