Полесский государственный университет
студент
Лисовский М.И., кандидат экономических наук, доцент, преподаватель кафедры финансов, ПолесГУ; Злодеева К.А., студент 4 курса, ПолесГУ
УДК 336.226
Введение: На сегодняшний день на пути создания рыночной экономики важными условиями повышения предпринимательской и инвестиционной активности в любой стране является построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее ясности, предсказуемости и стабильности.
Актуальность: При формировании налоговой политики государства большое значение имеет определение оптимального соотношения между прямыми и косвенными налогами. Проанализировав преимущества и недостатки обоих видов налогообложения, многие ученые делают вывод о том, что финансовая система, базирующаяся только на одном виде налогов, бесперспективна, и не может удовлетворять предъявляемые к ней требования, а благодаря разумному сочетанию прямых и косвенных налогов может быть создана оптимальная система налогообложения, способная обеспечивать государство достаточным количеством финансовых ресурсов для покрытия его потребностей и в то же время создавать условия для экономического роста. В связи с этим вопрос об оптимальном соотношении прямого и косвенного налогообложения является одним из самых сложных.
Цель данной статьи: определить соблюдение налоговой системой Респблики Беларусь соотношения прямого и косвенного налогообложения.
Таким образом, основной задачей исследования является анализ соотношения прямых и косвенных налогов в Республике Беларусь.
Научная новизна статьи заключается в расширении понимания необходимости соотношения прямых и косвенных налогов в системе налогообложения, а также способов нейтрализации негативных последствий.
В качестве материалов исследования были использованы учебно-методические пособия, публикации в периодических изданиях.
В ходе исследования использовались такие методы научного исследования, как аналитический, синтетический, графический, сравнительный, дедуктивный.
Белорусская налоговая система в части соотношения косвенного и прямого налогообложения исходит из того, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно косвенные налоги, а прямые налоги – роль экономического регулятора доходов предприятий и физических лиц в рамках определенного уровня экономического развития страны.
Для анализа соотношения прямых и косвенных налоговых доходов, рассмотрим структуру налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2016-2018 гг. (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета за 2016-2018 гг., %
Источник: собственная разработка на основании [1, 2]
Исходя из данных, приведенных на Рисунке 1, можно говорить о том, что формирование налоговых доходов в 2016 г. по большей части было обеспечено за счет поступлений НДС (34,5%), подоходного налога (16,5%), налога от ВЭД (14,4%). В 2018 г. изменение налоговых доходов произошло за счет уменьшения поступлений НДС на 1,0 п.п. (составив 33,5%) и уменьшения доли налога на собственность на 1,2 п.п. (до 5,5%), а также увеличения доли налогов от ВЭД на 3,1 п.п. (17,5%).
Что касается соотношения прямых и косвенных налоговых доходов, то необходимо отметить, что в налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой обычно преобладают косвенные налоги (50–70 %). Что касается Республики Беларусь, то косвенные налоги также имеют наибольший удельный вес в сумме всех налоговых поступлений в бюджет.
Рассмотрим удельный вес налоговых доходов в общих доходах консолидированного бюджета (Таблица 1).
Основные параметры | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | |||
сумма, млрд. руб. | уд. вес, % | сумма, млрд. руб. | уд. вес, % | сумма, млрд. руб. | уд. вес, % | |
1.Налоговые доходы | 17,763 | 79,18 | 19,7718 | 78,74 | 37,6834 | 85,89 |
2.Неналоговые доходы | 3,2098 | 14,31 | 2,9053 | 11,57 | 4,0672 | 9,27 |
3.Безвозмездные поступления | 1,4619 | 6,52 | 2,4347 | 9,70 | 2,1244 | 4,84 |
Всего доходов | 22,435 | 100 | 25,1118 | 100 | 43,875 | 100 |
Источник: собственная разработка на основании [1, 2].
Исходя из данных Таблицы 1 и Рисунка 1, можно сделать вывод, что в 2016 г. доходная часть консолидированного бюджета страны состояла на 79,18% из налоговых доходов, в то время как 43,7% из них – косвенные налоги. Что касается этих же показателей в 2018 г., то налоговые доходы в доходной части консолидированного бюджета увеличились на 6,71 п.п., а косвенные налоговые доходы уменьшились на 1,9 п.п. и составили 41,8%.
Прямые налоговые доходы в 2018 г. составили 44,09%, в то время как в 2016 г. они составляли 35,48%. Сравнив данные показатели, можно сделать вывод, что постепенно происходит увеличение количества прямых налоговых доходов в структуре всех налоговых доходов (в 2018 г. по сравнению с 2016 г. на 8,61 п.п.).
Таким образом, в 2018 г. 85,89% доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь приходится на налоговые доходы, при этом большую их часть составляют косвенные налоги – 43,7%.
В ходе проведения анализа соотношения прямых и косвенных налоговых доходов в Республике Беларусь, была выявлена проблема, связанная с преобладанием доли косвенных налогов. В связи с этим в стране возможно возникновение следующих проблем:
– формирование предпосылок инфляционных процессов;
– усиление социальной несправедливости;
– сдерживание роста отечественного производства и инвестиций;
– сложность в администрировании НДС, трудности с обоснованием налоговых вычетов и возмещением НДС, которые препятствуют выходу белорусских предприятий на мировой рынок, и др.
Соответственно, можно выделить следующие возможные направления совершенствования системы налогообложения в Республике Беларусь:
– совершенствование способов взимания косвенных налогов;
– упрощение налоговой системы, расширение налоговых баз, упорядочение льгот, техническое совершенствование налоговых органов;
– активизация мер по финансовому оздоровлению убыточных предприятий;
– стимулирование привлечения инвестиций в страну;
– установление налоговой нагрузки соразмерно платежеспособности населения, и др. [3,4].
Заключение: Таким образом, проведение перечисленных мероприятий будет способствовать экономическому росту страны, структурным изменениям в реальном секторе экономики, ускоренному развитию отдельных отраслей промышленности, а также окажут непосредственное влияние на выработку инвестиционной стратегии и расширение внешнеэкономической деятельности государства.
Исходя из этого, можно сделать вывод,что наиболее значимые результаты исследования заключаются в следующем:
1. определено значение и место налогообложения в экономике Республики Беларусь;
2. проанализирована структура налоговых доходов консолидированного бюджета страны за 2016-2018 гг.;
3. показано негативное влияние бремени косвенных налогов, а также определены возможные неблагоприятные последствия в связи с выявленной проблемой;
4. разработаны предложения и рекомендации по совершенствованию системы налогообложения в Республике Беларусь.
Рецензии:
18.11.2019, 7:59 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья выполнена на актуальную тему и вызывает практический интерес. Материал работы неплохо структурирован. Однако в соответствии с требованиями журнала необходимо выделить также разделы: Материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). Особо уточните, в чём Научная новизна статьи. В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи.Того вывода, что есть сейчас, явно недостаточно. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, структурировать выводы (1-ый, 2-ой, 3-ий и т.д.). Рекомендуется расширить список библиографии (сейчас всего 2 источника!). После этой доработки можно рекомендовать данную статью к публикации в открытой печати.
18.11.2019, 13:53 Ашмаров Игорь Анатольевич Отзыв: Научная новизна уточняется в самом начале работы после целей и задач. И не должна повторять выводы работы! Посмотрите другие статьи, пожалуйста. http://sci-article.ru/stat.php?i=1573656704 |