Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?
Научные направления
Поделиться:
Срочные публикации в журналах ВАК и зарубежных журналах Скопус (SCOPUS)!



Публикация научных статей в научно-издательском центре Аэтерна


Разделы: Архитектура
Размещена 22.11.2019. Последняя правка: 02.12.2019.
Просмотров - 2467

«ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН» ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Дроздова Юлия Игоревна

бакалавриат

Институт Бизнеса и Дизайна

студент

Янькова Ксения Владимировна, доцент кафедры, Институт Бизнеса и Дизайна, г. Москва


Аннотация:
В данной статье рассматривается влияние характеристик архитектурного пространства на психоэмоциональное состояние человека и способы искусственного создания определенных эмоций с помощью методов дизайна и архитектуры.


Abstract:
This article discusses the influence of the characteristics of the architectural space on the psycho-emotional state of a person and the ways to artificially evoke certain emotions using design and architecture methods.


Ключевые слова:
эмоциональный дизайн; архитектурная форма; сакральная геометрия; открытость пространства; габариты пространства; цвет; уровень освещенности; фактура

Keywords:
emotional design; architectural form; sacred geometry; openness of space; space dimensions; color; light level; texture


УДК 72.017

Введение: При изучении научных трудов по теории и истории архитектуры в глаза бросается отсутствие внимания к эмоциональному воздействию архитектурных форм на человека.

Кажется, что чем важнее объект, тем меньше описание чувств и настроений волнует авторов. Тем не менее, эмоциональное влияние – это очень важный аспект в профессии дизайнера и архитектора, ведь основная задача сегодня – уметь создавать определенное психологическое воздействие среды на человека. Конечно, при проектировании проще всего было бы опираться на собственные чувства и ощущения и забыть об их ограниченности. Однако, при воздействии на массы людей, необходимо учитывать, что субъективное впечатление не может разделяться всем обществом сразу. Для изучения вопроса влияния различных архитектурных форм и пространств на эмоциональное состояние наибольшего процента людей, необходимо выявить закономерности, основанные на исторических и физиологических факторах.

Актуальность: Умышленное создание определенных эмоций – необходимый навык в современном мире. Если дизайн архитектурной среды – это сценарий поведения людей, то должен прописываться и сценарий их ощущений. Наиболее важно точно задавать эмоциональный тон в дизайне выставочных экспозиций, мемориальных комплексов, социальных учреждений, где людям нужна особая поддержка и защита (центры реабилитации, больницы, детские сады, школы, дома престарелых, детские дома и др.), игровых пространств и квест-комнат, мест для театрализованных представлений.

Цели: Выявить основные факторы влияния архитектурной среды на эмоциональное состояние человека и описать необходимые качества пространства для вызова определенных эмоций.

Задачи: Проанализировать свойства пространства и их вариативность, найти научные обоснования особенностей восприятия этих свойств.

Материалы и методы: Материалами для исследования послужили существующие научные статьи о влиянии различных факторов на психологию человека, а также статьи об истории архитектуры. Метод исследования – сравнительный анализ исторических периодов, типов архитектурных объектов, использования материалов и методов построения пространства.

Научная новизна исследования выражается в создании методологии эмоционального дизайна. Описана другая, эмоциональная сторона известных архитектурных объектов.

Изложение основного материала: Чтобы выявить закономерности в формировании эмоционального дизайна пространства, необходимо исследовать его отдельные характеристики: размер, форму, уровень освещенности, цвет, фактуру. Размер пространства и его габариты характеризуются сомасштабностью человеку. Пространство может быть открытым и безграничным, камерным и доступным, замкнутым и тесным. В пустом и открытом пространстве человек чувствует себя уязвимым и незащищенным. Для создания комфортной атмосферы необходимо наличие своеобразных «укрытий», небольших навесов, углублений, ограждений, изолирующих от людских глаз. Это связано с нашим историческим прошлым, когда люди искали убежище в виде пещер, деревьев, шалашей, чтобы спрятаться от хищников. Камерное пространство, сомасштабное человеку, является самым комфортным – можно без лишних физических затрат дотянуться до всего необходимого, всѐ пространство находится в поле зрения, можно легко и быстро продумать план дальнейших действий. Человек чувствует полный контроль за ситуацией и уверенность. Замкнутое узкое пространство вызывает напряжение, чувство беззащитности.

Подсознательно человек ощущает невозможность отступления в случае опасности, скованность своих действий.

Любая объемная форма структурирует вокруг себя пространство, влияя тем самым на другие формы, в том числе, на биологические объекты. Отношение к разным формам может отличаться в разных странах.

Это обосновано культурой народов, зародившейся в древности.

Различные геометрические фигуры и орнаменты несли свой сакральный смысл, их наносили на свое жильѐ, одежду, культовые сооружения, а некоторые и на собственные тела. Так, круг обозначал вечность, бесконечность, треугольник – восхождение, благополучие, квадрат – истину, мудрость, равенство. Спустя века эти ассоциации ослабли, но всѐ же некоторые формы вызывают схожие чувства и желания у разных людей. Опираясь на результаты опросов, были выявлены закономерности влияния пространственных архитектурных форм на психику человека. Помещения с кругом в плане вызывают желание танцевать, красиво двигаться, побыть наедине с собой, чувство гармонии мира. Купольные и арочные формы создают состояние расслабленности, творческий подъем, желание общаться с близкими людьми, высшие духовные переживания. Пирамида, конус, тетраэдр стимулируют к сосредоточению внутренних сил для рывка, умственной работе. Туннельные формы с круглым разрезом вызывают ощущение гармонии мира, спокойные положительные эмоции, а с прямыми гранями – сосредоточенность, напряженность, умственную деятельность.

Уровень освещенности и разное распределение света может визуально изменять и искажать пространство. Так, помещение с наиболее освещенным потолком и темными стенами вызывает ощущение открытости и глубины, но если освещение сильнее на полу, пространство становится визуально закрытым. Самым открытым и прозрачным кажется помещение с освещенными стенами и темным полом, а самым закрытым и замкнутым – с темным потолком и светлым полом. Тень в труднодоступных местах вызывает чувство тревожности перед неизвестным. Ритмичная светотень, различный уровень освещенности вызывает любопытство, желание исследовать. А полная темнота в сочетании с знакомыми образами ужасов вызывает панический животный страх, усиливаемый собственным воображением и фобиями.

Каждый цвет может вызвать у человека определѐнные эмоции, ассоциации и чувства. Они формировались в течение тысячелетий и хранятся в подсознании людей разных народов.

Восприятие цвета может зависеть от разных факторов: от окружающей среды, народных обычаев, устоев общества и индивидуальных особенностей организма. Традиционные ассоциации сформировались в результате взаимодействия человека с природой, когда жизнь древних людей зависела от времени суток, солнечный светлый день и присущие ему цвета (желтый, оранжевый, голубой) подразумевали активность и поиск пищи, а ночь и ее оттенки (синий, черный) ассоциировались с временем отдыха, сна. Красный цвет ассоциировался с огнѐм, кровью, битвой, которые требовали большого количества жизненных сил. Не меньшую роль в восприятии цветов играет физиологическая составляющая. Цвет – это излучение с разными длинами волн и разной степенью отражения и поглощения. Яркие теплые цвета имеют самую большую длину волны, и их восприятие требует наибольшего количества энергии, что учащает сердцебиение и частоту дыхания. Холодные цвета имеют наибольшую длины волны, что отзывается в расслаблении организма.

Фактура – одно из свойств предметного мира, помогающее ориентироваться в пространстве.

Прикоснувшись к какой-либо фактуре однажды, мы надолго запоминаем ощущение от ее поверхности. Ассоциации, вызванные этой фактурой, могут оставаться в памяти на всю жизнь. Фактура имеет физические характеристики и обладает эстетической выразительностью. Можно выделить агрессивные фактуры – блестящие, колючие, холодные, как металл, бетон; спокойные и тихие – мягкие, шероховатые ткани, шерсть; тѐплые – дерево, натуральная ткань, различные плетения (шерстяное, берестяное, рогожное, льняное), кожа, мех, глина, керамика, кость, кованный и чеканный металл, камень, стекло – всѐ то, что издавна украшало человеческое жилище.

Если обратиться к истории архитектуры, можно выявить характеристики объектов разных эпох, соотнести их с их назначением и понять принципы, которыми руководствовались авторы.

Возьмѐм пример самой древней культовой архитектуры – дольмен. Это рукотворные сооружения из массивных каменных плит, распространенные по всему миру. Точное назначение неизвестно, большинство ученых сходятся во мнении, что это гробницы или места для медитации и путешествия в потусторонние миры. Чаще всего, по форме дольмен представляет собой куб или трапецию с низким массивным потолком, что вызывает состояние сосредоточенности. На передней плите имеется узкое круглое отверстие – символ вечности, бесконечности; возможно, характеризует переход в иной или загробный мир. Материал – камень, цвет серый, фактура внутри гладкая, шлифованная. Эти свойства связывают объект с символами интеллекта, мудрости, зрелости. Общее ощущение глубокой сосредоточенности и изолированности от мира.

Египетские пирамиды – один из мощнейших древних символов сакральной геометрии.

Считается, что в форме и расположении пирамид закодирована информация о строении Вселенной, Солнечной системы и человека. Как известно, пирамиды служили гробницами фараонов. Пирамидальные формы в сакральном смысле символизируют сосредоточение внутренних сил для рывка, треугольник обозначает гармонию, благополучие, власть, божественную милость. Внутри пирамиды выкрашивались в синий цвет – символ бесконечности, мира, гармонии, чистоты и порядка. Из этого становится очевидным, что такие гробницы возводились с целью благополучно отправить душу фараона в загробный мир и ниспослать на землю благо.

Ярким примером античной архитектуры является храм богини Афины – Парфенон архитектора Иктина. Несмотря на масштабы сооружения, храм отличается стройностью и изяществом пропорций. Парфенон имеет прямоугольный план – символ рациональности и правильности, по всему периметру окружен колоннами, что создает ощущение прозрачности, проницаемости. Ритмичность и игра светотени, создаваемая колоннами, подсознательно вызывает у человека любопытство и желание исследовать. Храм целиком построен из мрамора – гладкая поверхность, светлые оттенки. Это вызывает ощущение правильности, чистоты и величия.

Наиболее известным примером средневековой архитектуры является архитектура Андреа Палладио, а в частности вилла Ротонда. Вилла построена в форме античного храма – идеально симметричная, увенчана куполом. Имеет четыре фасада с лестницами. В плане можно выявить 4 основные формы: квадрат – символ простоты, правильности, справедливости; вписанный в него круг – символ вечности и совершенства, вызывает чувство красоты и гармонии; внешний крест – стремление к Богу и вечности, единство жизни и смерти, высшие духовные ценности. Купольная форма, венчающая конструкцию символизирует гармонию с природой и космосом, связь с Богом. Таким образом, вся конструкция здания направлена на духовное равновесие, получение жителями виллы ощущения гармонии, совершенства и душевного спокойствия.

Примером современной выразительной архитектуры может послужить творчество Тадао Андо. Музей современного искусства в Форт-Уэрте представляет собой взаимодействие пяти прямоугольных блоков, создающих эффект ритмичности. Андо пропустил свет через оболочку из стекла и проемы в бетоне. Кроме того, свет отражается в огромном бассейне воды, порождая красивую игру реальных образов и их отражений. Стеклянные стены музея в Форт-Уэрте создают холодный эффект. Когда бетонная конструкция скрывается за стеклянной оболочкой, она мгновенно становится неподвижной, как будто скованной льдом. Стены из стекла словно замораживают пространство и время, то есть, останавливая время, они превращают мгновение в вечность. Такое сооружение создает ощущение легкости, прямоугольные формы являются интуитивно понятными и близкими человеку, но их взаимодействие предает сложности пространству. Игра ритма, света и отражений в воде возбуждают интерес, а прозрачные стеклянные объекты задают ощущение понятности, открытости и доступности.

Совокупность значений характеристик просранства можно разделить на шесть основных эмоций: страх, неприязнь, грусть, умиротворение, удивление, радость. Таким образом, составляется описание пространств, вызывающих определѐнные ощущения у большинства людей:

1. Страх – открытое незащищенное панорамное либо узкое замкнутое пространство туннельной формы с прямыми гранями или в форме куба. Слабо освещено или не имеет освещения вообще. Преимущественные цвета – насыщенный красный, черный или обильный коричневый. Фактура блестящая, колючая, холодная (металл, бетон, битый кирпич, рваный камень).

2. Неприязнь – открытое панорамное пустое пространство, глухое тесное пространство, многоплановое и бессистемное пространство. Форма куба или туннеля, сумеречное освещение. Преимущественные цвета – насыщенный красный, обильный желтый, болотно-зеленый, обильный коричневый, серый. Фактура колючая, холодная, рельефная, вязкая, скользкая (рваный камень, штукатурка, бетон, скользкая плитка, глина, резина).

3. Грусть – тесное, глухое, замкнутое пространство, низкие потолки. Форма куба, цилиндра, туннеля, тетраэдра. Слабая освещенность. Преимущественные цвета – синий, тѐмно-коричневый, серый, черный, белый. Фактура: блестящая, холодная, твердая, монотонная (металл, камень, бетон, тѐмное дерево).

4. Умиротворение – досигаемое пространство, широкий обзор, углубление в рельефе. Купольные и арочные формы, обильный мягкий свет, спокойные, не кричащие цвета: зелѐный, синий, бирюзовый, фиолетовый, светло-коричневый, белый. Мягкие, шероховатые фактуры: шерсть, рельефное дерево, плетение, ткани, глина, керамика, кость, кованный металл, кирпич.

5. Удивление – высокое помещение с панорамными видами и четкой ритмикой форм, купольные формы. Неравномерное затемнение, ритмично падающие тени. Преимущественно синий, фиолетовые, розовые, белые оттенки, блестящие и неестественные фактуры: металл. пластик, стекло, зеркало.

6. Радость – досигаемое пространство, панорамный обзор, высота, ритмика, динамичность, купольные формы, высокие колонны, арки. Яркий солнечный свет, четкие контрастные тени либо множество маленьких огней в полумраке. Цвета: красный, оранжевый, желтый, бирюзовый, розовый. Наличие блестящих, пушистых, переливающихся и матовых фактур (металлы, в т.ч. благородные, мех, шерсть, зеркала, цветное стекло, цветная керамика).

Заключение: В ходе исследования были изучены факторы, влияющие на психоэмоциональное состояние человека. Практически все они берут свои корни еще в Древнем мире. Это говорит о том, что, несмотря на прогресс, мы воспринимаем действительность через инстинкты. Поэтому особенно важно уметь создавать эмоционально-комфортную среду для поддержания психологического здоровья человека в условиях быстрого темпа жизни и высокого уровня стресса.

Вывод: Каждая характеристика архитектурного сооружения, пространства является субъектом эмоционального воздействия. Значит, архитектор проектирует не просто здание – он проектирует эмоцию.

Библиографический список:

1. Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей: учебное пособие, Изобраз. искусство, 1983 – 384 с.
2. Гайдинг Акитектс. Коллекционный сборник архитектурных путеводителей, ДОМ паблишерс, 2013 - 320 с.
3. Гропиус В. Круг тотальной архитектуры, Ад Маргинем Пресс, 2017 – 208 с.
4. Прокопенко И. Сакральная геометрия. Энергетические коды гармонии, АСТ, 2014 – 447 с.
5. Стармер А. Цвет. Энциклопедия, Арт-родник, 2005 – 255 с.
6. Уолтер А. Эмоциональный веб-дизайн, Манн, Иванов и Фербер, 2012 – 93 с.




Комментарии пользователей:

9.01.2020, 12:24 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Отзыв: Рукавишникова Е.Л. к.пед.н. Отзыв на работу Дроздовой Ю.И. «ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН» ВЛИЯНИЕ АРХИТЕКТУРНЫХ ФОРМ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА". Тема, выбранная Юлией Игоревной интересная, современная, но достаточно сложная потому, что находится на границе психологии и архитектуры. В описательной части изложение не вызывает сомнения, все выдержанно и корректно. Но также есть некоторые недочеты: 1.в библиографическом списке отсутствуют авторы-психологи. 2. нет собственного эмпирического исследования. Возможно, автор планирует сделать это позднее (об этом можно было бы сделать сноску и назвать методы эмпирического исследования). К печати рекомендуется


Оставить комментарий


 
 

Вверх