Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 23.11.2019. Последняя правка: 01.12.2019.
Просмотров - 1386

Проблема международных мультимодальных перевозок в глобальной экономике

Любко Ксения Сергеевна

Государственный университет управления (ГУУ)

студент

Ермаков Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики, Государственный университет управления


Аннотация:
Автором рассмотрена проблема международных мультимодальных перевозок в глобальной экономике, заключающаяся в том, что торговля с приграничными странами занимает 1/4 от мирового торгового оборота, а 3/4 составляет торговля между дальнерасположенными государствами. На примере России изучены причины возникновения этой проблемы, выявлены её положительные и негативные аспекты, а также предложены пути решения.


Abstract:
The Author considers the problem of international multimodal transport in the global economy, which consists in the fact that trade with border countries occupies 1/4 of the world trade turnover, and 3/4 is trade between far-lying States. On the example of Russia, the causes of this problem have been studied, its positive and negative aspects have been identified, and solutions have been proposed.


Ключевые слова:
мультимодальные перевозки; глобальная экономика; мировой грузооборот; товар; сырье; внешнеторговые обороты; процесс перевозки товара

Keywords:
multimodal transportation; global economy; world cargo turnover; goods; raw materials; foreign trade turnover; the process of transportation of goods


УДК 2964

Введение. Замечали ли вы, что каждый из нас, будучи потребителем, заходя в магазин, концентрируется на самих товарах и ценах, не часто задумываясь о том, какой путь проделал товар. Если кому-то из нас и приходит эта мысль в голову, то максимум мы поразмышляем о месте производства и конечном пункте назначения. Возможно, более любопытные люди ещё подумают об основном транспортном средстве, которое доставило товар, но даже этот уровень мышления оказывается весьма ограниченным, так как транспортировка товара подразумевает под собой множество этапов, особенно если речь идёт о международных мультимодальных перевозках.

Мультимодальные перевозки – это перевозки двумя и более видами транспорта внутри страны или в международном сообщении [1, с. 178], при этом согласно ст. 788 ГК РФ «прямое смешанное сообщение» - это перевозка несколькими видами транспорта под ответственность одного перевозчика (экспедитора) по единому транспортному документу и сквозной единой тарифной ставке [2, с.175].

Например, груз из Китая везется по железной дороге до китайского порта, затем океанским судном до порта в России и далее автотранспортом до склада покупателя, к тому же по всем вопросам поставки получатель общается с оператором (экспедитором), у которого он заказал перевозку и заключил договор (схематически весь процесс перевозки отображен на рисунке 1). 

Процесс мультимодальной перевозки

Рисунок 1 - Процесс мультимодальной перевозки.

 

Проблема. Изучив понятие мультимодальных перевозок, обсудим то, что перед транспортно-логистическим комплексом международных мультимодальных перевозок стоит несколько проблем. Одна из самых общих и глобальных, тесно переплетающаяся с глобальной экономикой, состоит в следующем: торговля со странами, которые граничат между собой занимает всего лишь 1/4 от мирового торгового оборота, то есть 3/4 составляет торговля между странами, которые порой разделяет тысяча километров.

Актуальность. Данная тема актуальна, и даже поднималась на I Международном транспортно-логистическом форуме в январе 2018 года, посвященному 15-летию образования «Российских железных дорог». Представитель сингапурской Школы государственного управления им. Ли Куан Ю, советник по глобальной стратегии Парак Ханн уверяет: «Мы тратим так много сил на расчет ценности национальных экономик, что пора столько же внимания уделить ценности связей между ними».

Действительно, коммуникации за государственной границей в современном мире отходят на второй план. Доказательство тому статистические данные из Портала внешнеэкономической информации (таблица 1) [3], где внешнеторговый оборот Российской Федерации за 2018 год со странами дальнего зарубежья, невзирая на политическую неопределенность в отношениях, в процентном соотношении составляет 88,1%, а с государствами-участниками СНГ – 11,9%.

- Внешнеторговый оборот Российской Федерации за 2018 год со странами дальнего зарубежья

Таблица 1 - Внешнеторговый оборот Российской Федерации за 2018 год со странами дальнего зарубежья.

 

Кроме того, Нобелевский лауреат двадцатого века Майкл Спенс утверждал: «Внутренний экономический рост стран никогда бы не смог достигнуть текущего уровня без международных потоков ресурсов, капитала и технологий». Это действительно так, ведь международные перевозки являются основным двигателем экономики каждой страны.

Например, из-за того, что Центральноафриканская Республика имеет менее крепкие узы сотрудничества и малое количество взаимовыгодных отношений на международной арене, экономика государства не достигает высокого уровня. Уже многие годы Центральноафриканская Республика лидирует в списках самых бедных стран мира. В то время, как страны Европы создают и налаживают торговые отношения между странами, а предприятия, приобретают возможность более выгодно продать свой товар и закупить сырье. Данное перспективное развитие поставок предоставляет возможность сотрудничества с логистическими компаниями из любого уголка мира.

Целью данного исследования является изучить проблему международных мультимодальных перевозок в глобальной экономике, заключающейся в том, что торговля с приграничными странами занимает меньшую часть от мирового торгового оборота, по сравнению с торговлей между дальнерасположенными государствами, выявить причины возникновения проблемы и разработать пути её решения.  

Основная часть. Если рассматривать данную проблему относительно России, то её основные причины заключаются в следующем:

Во-первых, на страны дальнего зарубежья приходится основная доля экспорта нефти. Сограничные с Россией страны (например, Казахстан, Азербайджан, Туркменистан) в данном плане отличаются запасами нефти на их территории, и они не нуждаются в этих поставках, обеспечивая себя самостоятельно нефтью и нефтепродуктами. По статистике Федеральной таможенной службы РФ в товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья доля этих товаров в январе-июле 2019 года составила 87,4%, в страны СНГ – 12,6% [4].

Во-вторых, существует потребность государств, территориально отдалённых от России, в минеральных продуктах и полезных ископаемых, с целью их дальнейшей переработки. Они больше нуждаются в данных поставках, чем соседние государства Российской Федерации. Так, Италия, Швеция, Франция, Испания, Швейцария или полностью лишены таких видов топлива, как уголь и природный газ, или обеспечены ими недостаточно, поэтому партнёрство с Россией привлекательно для стран Евросоюза.

В-третьих, сформировавшиеся транспортные коридоры между нашей страной и странами дальнего зарубежья позволяют получать должный объем инвестиций, вводить их бизнес-процессы и технологии в производство. Учитывая, что их экономические ресурсы, основанные на свободном рынке и продвинутых социальных моделях, больше, чем у приграничных к России стран.

Проанализировав причины, можно сделать вывод о том, что данная проблема возникла из-за исторических, экономических, политических и культурных аспектов. С каждым годом ситуация лишь усугубляется, так как все привыкли к существующим условиям, и никто не обращает внимание на ценность международных мультимодальных перевозок с граничащими странами.

Несомненно, вышеупомянутая проблема требует решения, в связи с чем мы разработали несколько способов:

  1. Необходимо поднимать этот вопрос на транспортно-логистических конференциях, круглых столах, форумах;
  2. Требуется вкладывать инвестиции в инфраструктуру;
  3. Нужно развивать внешнеторговые отношения и с близлежащими, и с дальнерасположенными странами.

Мы уверены, что данные методы позволят не только укрепить экономику одной страны, но и окажут влияние на глобальную экономику. Сотрудничество стран с сектором ближнего зарубежья, позволит сократить затраты и время на перевозку товаров.  

Заключение. Таким образом, мы рассмотрели одну из проблем международных мультимодальных перевозок в глобальной экономике, связанную с недостатком размаха грузооборота с соседними странами, выявили её причины относительно международных мультимодальных перевозок Российской Федерации и разработали пути решения.

Библиографический список:

1. Левкин Г. Г. Организация интермодальных перевозок: конспект лекций. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2014. 178 с.
2. Гринёв А.А., Евреенова Н.Ю. Мультимодальные перевозки Конспект лекций. М.: МИИТ, 2013. 175 с.
3. О текущей ситуации в экономике Российской Федерации в январе-марте 2019 г. (в части внешнеэкономической деятельности) // Портал внешнеэкономической информации 2019 URL: http://www.ved.gov.ru/monitoring/foreign_trade_statistics/monthly_trade_russia/ (дата обращения: 06.10.2019).
4. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. ФТС России: импорт-экспорт важнейших товаров за январь-июль 2019 года http://customs.ru/press/federal/document/205346




Рецензии:

24.11.2019, 21:32 Безуглая Наталия Сергеевна
Рецензия: Проблема актуальная в части организации перевозок. Но для публикации статьи предлагаю пересмотреть логическую цепочку изложения материала. В статье содержаться поверхностные разноплановые выводы, которые не являются следствием изложенного. Материал необходимо дополнить так, чтобы выводы стали логически обоснованными.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх