Казанский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста РФ)
студент
Ибрагимов Ильдар Фаисович, кандидат биологических наук, Казанский институт (филиал) Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
УДК 378.178
Актуальность данной темы связана с тем, что на сегодняшний день присутствует тенденция девиантности поведения и малоподвижного образа жизни молодежи, которая характеризуется курением, алкоголизмом и употреблением наркотических веществ. Такой тип студентов отличается разрушительным и легкомысленным отношением к собственному здоровью. Данная ситуация актуализирует социальную задачу по формированию у молодежи, в том числе у студентов, потребности в здоровом образе жизни.
Нерешенными остаются вопросы влияния педагога на мировоззрение молодежи в области ведения здорового образа жизни. Считаем данный пробел существенным, так как учебные заведения, в лице преподавательского состава, являясь агентами вторичной социализации, несомненно играют определенную роль в жизни студентов.
Исследование было проведено методом опроса и анкетирования.
Целью исследования является выявление черт характера преподавателя, оказывающие положительное влияние на формирование у студентов установки на ведение активного образа жизни.
Задачи исследования:
- изучить личностные и профессиональные качества педагога;
- определить роль педагога физической культуры на формирование у студентов уважительного отношения к здоровью;
- проанализировать результаты социологического опроса студентов и выявить решающие качества педагога.
После изучения исследований в области здорового образа жизни студентов, в том числе работ Демкиной Е.П., изучающей факторы ведения здорового образа жизни и статистические показатели ее проявления, Шадрикова В.Д., который рассматривал качества педагога в целом, мы пришли к выводу о том, что в большинстве работ анализируется само явление ведения здорового образа жизни студента и выделение роли образовательной системы без анализа и детального исследования влияния самого педагога и его личностных и профессиональных качеств.
Научная новизна данной научной работы обусловлена тем, что конкретизированы личностные и профессиональные качества педагога, показано влияние педагога на мировоззрение студента в области ведения здорового образа жизни, на основании социологического опроса студентов были выявлены наиболее важные качества и факторы, которые оказывают на них положительно воздействие в плане заботы о собственном здоровье.
Лакомова Н.В. и Журавлева И.В. обращали внимание на «Концепцию развития здравоохранения до 2020 года», в котором озвучена необходимость мотивировать не только самих граждан, но и руководителей образовательных учреждений, общественных объединений, физкультурно-спортивных учреждений и организаций на создание условий и обеспечение возможностей для формирования и охраны здоровья [5].
Усиление роли учебных заведений, в том числе институтов на формирование здорового образа жизни студенчества возможно через стимулирование у студентов позитивной мотивации к ведению такого образа жизни, проведение просветительской деятельности с целью накопления студентами не только теоретических, но и практических знаний и навыков.
Педагог должен обладать профессиональной компетентностью. Профессиональная компетентность Марковой А.К. определяется как совокупность трудовой деятельности учителя, в которую входит педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность педагога, обученность (обучаемость), воспитанность (воспитуемость)[6].
Преподаватель элективных курсов по физической культуре и спорту работает в профессиональной системе «человек-человек», что обуславливает, что значимой его характеристикой является коммуникабельность. Сложность коммуникативных отношений со студентами заключается в различии возрастных категорий и различных ценностных взглядах. Педагог не должен оставаться должен с уважением относится к своим подопечным, чтобы понимать и воздействовать на их мировоззрение. При непосредственной работе с людьми профессионально необходимым качеством признается также эмпатийность, то есть способность сопереживать и определять эмоциональное состояние других людей. Нередки случаи, когда студенты плохо себя чувствуют и не могут должным образом заниматься физической культурой и в такие моменты для них очень важно понимание со стороны преподавателя.
При воспитании в студентах желания вести здоровый образ жизни важным элементом является постановка цели преподавателем и выделение ее задач, и планирование наиболее эффективного результата. Особенностью данной цели и поставленных задач является возраст и индивидуальные особенности студента, так как каждый случай является индивидуальным и требует своей методики. Проблемой в данном случае может послужить то, что педагог не ориентируется на ученика и остаются неучтенными возможности обучающегося и реальные условия деятельности, вследствие которого не будет возможности достигнуть желаемый результат. Цель, которую поставил перед собой педагог, должна стать значимой целью и для самого студента, так как любая деятельность становится малоэффективной, если у человека не будет заинтересованности в ее выполнении. Например, целью является выработать «привычку» ведения здорового образа жизни и первоначально педагог может определить первую задачу, как занятие спортом 1-2 раза в неделю на элективных курсах по физической культуре и спорту, постепенно студент сам в неучебное время будет поддерживать такие занятия, затем как вторую задачу можно выделить правильное питание, преподаватель может помочь студенту в составлении рациона питания, исходя из своих знаний и опыта.
Заинтересованность проявляется в мотивации, которая может быть обусловлена потребностями, целями, установками и интересами. Данную мотивацию необходимо поддерживать у обучающегося различными условиями деятельности, такими как дозировка занятий, похвала, разнообразие форм занятий, участие в спортивных играх и показ мотивирующих фильмов. Многие авторы подтверждают, что для формирования у студентов установки здорового образа жизни огромную роль играет меры психологического воздействия. Педагог не должен указывать на недостатки студента (например, лишний вес), а выделять его достоинства, в чем он хорошо себя проявляет.
Самостоятельность студента при использовании знаний, умений и навыков направляется на поддержание им своего физического здоровья и только при правильной мотивации и морального осознания важности ведения здорового образа жизни можно прийти к эффективному результату.
Преподаватель должен обладать также компетентностью в методах преподавания. Это проявляется через планирование методологии занятий, дидактических материалов с учетом характеристик студентов и умением гибко адаптировать данную методологию на протяжении всего учебного года.
При правильной организации деятельности повышается внимание и интерес обучающихся. Появляется активность и желание студентов работать над поставленными целями в ходе индивидуальной или коллективной работы с однокурсниками.
Компетентное оценивание также имеет значение при привитии студентам здорового образа жизни. Именно рациональные критерии при постановке оценки влияют на самооценку студента и на его мотивацию. Несправедливость и непонимание основ оценки снижают результативность и желание студента в полной мере заниматься физической культурой.
Для анализа представленных качеств педагога нами было проведено анкетирование студентов 3 курса КИ(ф)ВГУЮ. Всего анкетирование прошли 30 студентов. Данная возрастная категория была выбрана в связи с тем, что они уже обладают рядом сформированных качеств и ведут подготовку к взрослой жизни и наиболее четко осознают значимость собственного здоровья и предпринимают меры для ведения здорового образа жизни. По результатам проведенного исследования 10 студентов выделяют наиболее значимым качеством умения разрабатывать методологию проведения пар с учетом возраста и индивидуальных качеств студентов. Считаем, что такой выбор обусловлен тем, что студенты нуждаются в индивидуальном подходе, который помогает им легче усваивать информацию и данное качество позволяет чувствовать заинтересовать в их сторону, что повышает чувство их значимости. Также немаловажную роль играет и развитие мотивации, 6 студентов решающим качеством назвали именно ее. Данные студенты считают, что им для ведения здорового образа жизни не хватает толчка или определенного стержня, который будет подталкивать их в занятиях. Умение ставить цель и задачи были выбраны 5 студентами, что показывает значения и формирования отдельных задач для достижения цели. Эмпатийность выбрали 4 студента, коммуникабельность - 3, аргументируя тем, что больших результатов они добиваются в тех случаях, когда к ним предоставляется индивидуальный подход и преподаватель входит в их ситуацию. Лишь 2 студентами было выбрано качество компетентного оценивания преподавателя.
Как было выявлено Демкиной Е. П. в своей диссертации «работа над формированием и укреплением здорового образа жизни студенчества – это прежде всего инвестиции в качество их жизни в будущем» [2]. Прививая здоровый образ жизни нашей молодежи, мы укрепляем дальнейшее ее развитие у будущих поколений.
Таким образом, мы выделили такие качества как умение формировать цели и задачи, компетентное оценивание, умение разработки методологии и развития мотивации, коммуникабельность и понимание со стороны педагога. Фактором, влияющим востребованность данных качеств, мы выделили возрастную категорию и индивидуальные характеристики каждого студента.
Для эффективной работы со студентами предлагаем детально разработать методологию проведения дисциплины «Элективные курсы по физической культуре и спорту», считаем, что правильная методология поможет систематизировать работу взаимодействия педагога и студентов, выявить конкретные цели и задачи для воспитания нравственных, физических, психических качеств, необходимых для личностного и профессионального развития.
В результате исследования мы пришли к выводу о том, что:
- педагог элективных курсов по физической культуре и спорту исполняет роль наставника для студентов в формировании мотивационно-ценностного отношения к физической культуре и установки на здоровый стиль жизни и физическое самосовершенствование, так как имеет как обыденный опыт, так и профессиональный опыт в области занятия физической культурой;
- роль педагога по физической культуре и спорту носит не локальный характер, в рамках института, а всеобщий, так как приобретение компетенций в форме практических основ, теоретических и методических знаний по физической культуре и спорту, обеспечивают грамотное самостоятельное использование их средств, форм и методов в будущей профессиональной деятельности.
Рецензии:
25.11.2019, 10:49 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает несомненный практический интерес и является актуальной. Однако необходимо добавить ряд обязательных разделов, которые являются главными для такого рода работ, а именно: задачи исследования, материалы и методы, а также Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Заключение также нужно сделать более значимым и оригинальным, более тщательно и зримо сформулировать выводы. Статью следует доработать.