Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Управление инновациями
Размещена 04.12.2019. Последняя правка: 03.12.2019.
Просмотров - 1299

Применение Блокчейн технологий в логистике и их технический обзор на примере использования смарт – контрактов

Пушкина Анастасия Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Государственный университет управления"

Студент

Ермаков Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики Государственного Университета Управления


Аннотация:
Изменения, связанные с развитием Интернета и с электронным бизнесом, оказывают колоссальное влияние и на сегменты рынка логистических услуг. Электронная логистика не является новым сегментом или новым критерием классификации логистических компаний. Она ведет к образованию и развитию более широкого спектра предложений логистических услуг. Неотъемлемой частью в обеспечении этого развития могут послужить блокчейн технологии. В данной статье будут рассмотрены сущность, применение этих технологий в логистике, их влияние на логистическую деятельность. Более детально будут отражены некоторые технологические и технические аспекты Блокчейна, а именно смарт-контракты на примере платформы Ethereum (Эфириум), ведь логистика является одной из самых перспективных отраслей для применения данных блокчейн технологий.


Abstract:
Changes related to the development of the Internet and e-business have a huge impact on the segments of the logistics services market. E-logistics is not a new segment or a new criterion for the classification of logistics companies. This leads to the formation and development of a wider range of logistics service offerings. Blockchain technologies can serve as an integral part in ensuring this development. In this article we will discuss the nature, application of these technologies in logistics and their impact on logistics activities. Some technological and technical aspects of blockchain will be reflected in more detail, namely smart contracts on the example of the Ethereum platform (Ethereum), since logistics is one of the most promising industries for the application of these blockchain technologies.


Ключевые слова:
блокчейн-технологии в логистике; потоковые логистические процессы; минимизация логистических издержек; смарт-контракты; транзакции; учетные записи; платформа Эфириум

Keywords:
blockchain technologies in logistics; streaming logistics processes; minimization of logistics costs; smart contracts; transactions; accounts; Ethereum platform


УДК 004

Введение

Современный мир требует всеобъемлющего и комплексного развития в области государственных институтов и бизнеса. Очевидным трендом в развитии нашего общества является цифровизация экономики. ИТ технологии и Интернет среда становятся неотъемлемыми элементами функционирования логистических организаций.[4]. Современное состояние развития логистики требует высокого уровня компьютеризации и автоматизации при управлении потоковыми процессами для обеспечения конкурентоспособного уровня издержек и качества логистического процесса. Одним из перспективных направлений, обеспечивающих данные условия, являются блокчейн технологии.[5].

Актуальность данной тематики крайне велика. Инструментарий блокчейн-технологий развивается стремительными темпами, однако в области науки и законодательной сфере образовался информационный вакуум и временной барьер относительно внедрения в реальный сектор бизнеса. Стоит также отметить, что на данный момент времени отсутствует четкое понимание, где располагаются рамки применения блокчейн технологий. Многие организации уже успешно реализуют проекты на базе блокчейна,  в том числе: IBM, Microsoft, Сбербанк, Газпром, Альфа-банк, Wallmart, Maersk и многие другие крупные экономические субъекты разной направленности. Но большинство проектов находятся на стадии бета-версий [2].

Цель статьи: посредством идентификации и структурирования категориального и понятийного аппарата блокчейн-технологий выявить инструментарий, применимый в области логистики и провести технический обзор данных технологий на примере использования смарт-контрактов.

Цель статьи определила постановку следующих задач:

- упорядочить и идентифицировать категориальный и понятийный аппарат блокчейн-технологий;

- систематизировать значимую для темы исследования информацию о применении блокчейн-технологий в логистике;

- Отразить все необходимые теоретические и практические аспекты смарт-контрактов как примера использования блокчейн-технологий;

На  данный момент работы отсутствует конкретное научное описание и соответствующая стандартизация процесса функционирования системы УЦП на основе, или с элементами,  блокчейн-технологий, что обуславливает научную новизну исследования.

Блокчейн технологии в логистике могут дать хороший импульс для реализации поставленных на сегодняшний день государственных задач. В рамках цифровой экономики блокчейн в логистике может помочь миру в достижении прозрачности и защищенности.[1]. Особенности данной технологии, отлично справляющиеся с этой задачей, заключаются в общедоступности, отсутствия возможности изменений, невозможности подделывать данные[3]. В области логистики данная технология позволяет отслеживать все процессы от начала и до конца, к примеру, от поставки товара от производителя к потребителю. В этом случае, все происходящие операции фиксируются и добавляются как новый элемент в цепочку с присвоением уникального номера путем сложных математических алгоритмов. Новый элемент хранит в себе всю информацию, включая информацию о предыдущем, отсюда и название block – блок и chain – цепь.  Блокчейн является, по сути,  реестром с записями о фактах, реплицируемый на несколько устройств (компьютеров), объединенных в сеть равноправных узлов (P2P). Один узел называется «node»  Фактами могут служить любые информационные единицы, поддающиеся оцифровки. Члены сети - анонимные лица, называемые узлами.  Коммуникационные процессы внутри данной сети защищены посредством криптографического шифрования, с целью обеспечения достоверной идентификации получателя и отправителя информации. Для добавления фактов в реестр необходимо достижение консенсуса между узлами сети; этот консенсус называется блоком.[7]

Рассмотрим более детально некоторые технологические и технические аспекты блокчейн технологий, а именно смарт-контракты. В качестве примера возьмем платформу Ethereum (Эфириум), так как  Эфириум представляет наибольший интерес на рынке B2B. Данный интерес вызван наличием внутри блокчейна Эфириума оптимизированной системы функционирования смарт-контрактов. Платформа блокчейн у Эфириума представляет собой определенную систему состояний транзакций. Машина состояний эфириума имеет миллиарды различных транзакций, причем все транзакции объединены в блоки таким образом, что каждый блок содержит информацию о предыдущем блоке. Таким образом, образуется цепочка блоков (Отсюда и название «блокчейн») (Рисунок 1).

Цепочка блоков эфириума

Рисунок 1. Цепочка блоков эфириума

По сути, машина состояний эфириума состоит из 2 более мелких структурных элементов-  внешней учетной записи и контрактой учетной записи, которые взаимодействуют друг с другом с помощью парадигмы отправки сообщения. А транзакции в таком ракурсе являются процессом движения сообщений.

Используя внешнюю учетную запись можно передавать сообщения как другим внешним учетным записям, так и контрактным учетным записям. Для осуществления данной транзакции требуется закрытый ключ. Контрактная учетная запись, в свою очередь,  является фактически самодостаточной. То есть запускать те или иные транзакции можно  лишь в ответ на входящие транзакции. Инициация новых транзакций посредством контрактной учетной записи невозможна. Как было отмечено выше, смарт-контракты являются одним из важнейших инструментов на рынке B2B, а особенно в финансах и логистике. Содержание смарт-контракты может подразумевать любой алгоритм, строго соответствующий математической логике. И управление смарт-контрактом может осуществляться только в рамках алгоритма, прописанного в смарт-контракте. Например, если при написании смарт-контракта не предусмотреть функцию, обуславливающую самоуничтожение смарт-контракта, то такой смарт-контракт будет являться условно вечным. Процесс взаимодействия контрактных записей представлен на рисунке 2.

Процесс взаимодействия контрактных учётных записей

Рисунок 2. Процесс взаимодействия контрактных учетных записей 

Стоит отметить, что сам процесс написания смарт-контракта достаточно прост. Однако написание смарт-контракта  с отсутствием уязвимостей для злоумышленников, а также уязвимостей внутри системы смарт-контракта требует тщательного анализа всех возможных алгоритмов, которые содержит смарт-контракт. Эффективными инструментами в данном случае могут служить: теория сетевых графов, матричный анализ и другие экономико-математические методы. Как писалось выше, после запуска контракта в систему блокчейн он функционирует только в пределах тех алгоритмов, которые в нём заложены [6].

На данный момент существует множество информационных ресурсов, где предложены шаблонные смарт-контракты с отсутствием различного характера уязвимостей. Также формируются некоторые стандарты для написания смарт-контрактов, соответствие которым может служить гарантией надежности для контрагентов.[5].

Заключение

Резюмируя изложенную в данной статье информацию, можно заключить, что система блокчейн и сопутствующий инструментарий в высшей степени соответствует целям логистики. Посредством применения блокчейн технологий появляется возможность минимизации издержек по управлению всеми логистическими потоками, а также оптимизации потоковых процессов. А наибольший интерес для организаций представляют смарт-контракты, которые наилучшим образом реализуются с применением платформы Эфириум. Наличие смарт-контрактов в платформе Эфириум выделяет его относительно других популярных блокчейн платформ. Стоит отметить, что основатель Эфириума Виталик Бутерин считает, что логистика является одной из самых перспективных отраслей для применения блокчейн технологий, в частности платформы Эфириум и смарт-контрактов.

Библиографический список:

1. Шамис В.А., Мочалин С.М. Некоторые аспекты имитационного моделирования в логистике // Наука XXI века: опыт прошлого – взгляд в будущее: материалы Междунар. научно-практ. конференции / Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ). – Омск, 2015. – С. 369-373.
2. Арефьева А. С., Гогохия Г. Г. Перспективы внедрения технологии блокчейн // Молодой ученый. — 2017. — №15. — С. 326-330. — URL https://moluch.ru/archive/149/42071/ (дата обращения: 18.11.2019).
3. Кублин И. М. Проблемы и перспективы применения технологии блокчейн в продвижении продукции на рынок [Текст] / И. М. Кублин, Р. В. Михайлов, С. А. Санинский // Экономическая безопасность и качество.— 2018. — № 1. — С. 31–36.
4. Проценко О.Д., Проценко И.О. Логистика и управление цепями поставок - взгляд в будущее: макроэкономический аспект. Дело, 2018. – 192 с.
5. Пряников М. М. Блокчейн как коммуникационная основа формирования цифровой экономики: преимущества и проблемы / М. М. Пряников, А. В. Чугунов // International Journal of Open Information Technologies. — 2017. — Т. 5. — № 6. — С. 49–55.
6. Тапскотт Д. Технология блокчейн: то, что движет финансовой революцией сегодня [Текст] / Д. Тапскотт, А. Тапскотт; пер. К. Шашковой, Е. Ряхиной. — Москва: Эксмо, 2017. — 448 с.
7. Украинцев В.Б. Ахохов А.М /Технология блокчейн в логистике: цифровизация и перспективы использования/ Украинцев В.Б. Ахохов А.М/ Корпоративная логистика// (3), 2017 – С. 42-48.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх