Государственный университет управления
студент
Ермаков Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики, Государственный университет управления
УДК 338.001.36
ВВЕДЕНИЕ
В своей работе я хочу акцентировать своё внимание на вопросах развития беспилотных летательных аппаратов в России и их использования в логистике, а также определить, какие барьеры не позволяют внедрить данную инновацию.
Актуальность данной темы в том, что беспилотными летательными аппаратами сложно удивить севременного человека, но определённые барьеры не позволяют до сих пор запустить БПЛА в массовое использование.
Цель данной статьи – изучить приемущества и недостатки использования беспилотных летательных аппаратов, а также определить направления их использования в России.
Задачами данной работы являются ознакомление с реультатами исследований относительно применения беспилотных летательных аппаратов, нахождение преимуществ и недостатков их использования и поиск возможностей использования беспилотных летательных аппаратов в России.
Научная новизна заключается в анализе исследований, посвящённых изучению беспилотных летательных аппаратов, и формировании выводов о том, как их можно использовать в России
В XX веке радиоуправляемые беспилотные воздушные суда (БВС) использовались в основном в военных целях. Но в начале 2000-х все изменилось. К этому моменту в одной точке сошлись два важных обстоятельства: с одной стороны, электронные компоненты стали миниатюрными и дешевыми, с другой — появились компактные и легкие источники энергии и эффективные электродвигатели. В итоге рынок быстро начали заполнять недорогие беспилотники, способные выполнять самые разные задачи — от обычной фото- и видеосъемки до перевозки грузов и лазерного сканирования.
Все варианты использования дронов делят на три группы. Первая — так называемое дистанционное зондирование Земли, то есть получение и обработка различных данных о поверхности планеты и ее недрах. Вторая группа — логистика: транспортировка и перевозка грузов, а третья — телекоммуникации, шоу и другие специальные применения.
Об использовании БПЛА (беспилотный летательный аппарат) в логистике говорят далеко не первый год, но современные Российские реалии таковы, что они не позволяют внедрить массовое использование беспилотников в коммерческих целях, так как существуют определённые барьеры.
Для начала рассмотрим преимущества и недостатки использования БПЛА в логистике.
К преимуществам относятся:
Два главных недостатка связаны с конфиденциальностью и безопасностью, а также с запретом внедрения БПЛА в массовое применение.
Административные ограничения, являются важной проблемой, ведь БПЛА представляют собой опасность создания проблем для других участников воздушного движения, также использование дронов запрещено рядом с аэропортами и в тёмное время суток. Сброс с дронов на землю каких-либо предметов запрещён, к тому же, на данный момент дроны должны находиться в поле видимости людей, управляющих ими. Данное условие создаёт определённые трудности, в частности для компании Аmazon, которая не предполагала слежение за дроном, а отдала своё предпочтение дистанционному мониторингу. Но стоит отметить, что они активно решают данную проблему и планируют в будущем предпринять попытки побудить Федеральное управление авиацией США внести изменения в некоторые правила. В России действует закон № 462-ФЗ об использовании БЛА, который был опубликован 30 декабря 2015 г. В соответствии с данным законом необходимо проводить государственную регистрацию беспилотных летательных систем.
Проблема конфиденциальности и безопасности увеличивается в связи с тем, что городская среда густонаселена. Поэтому существует риск незаконного вмешательства в частную жизнь или коммерческую тайну, с возможностью овладения какой-либо секретной информации. Для того, чтобы снизить риски появления данных проблем законодательства множества стран требуют обязательное страхование коммерческих БПЛА. Но, к сожалению, эти требования сдерживают развитие и инвестиции в проекты, связанные с БПЛА недостаточны.
Существуют более маленькая, но немало значимая проблема: столкновение с окружающей средой. Транспортные средства, человек, способны преодолевать погодные условия в некоторой степени. К сожалению, вес беспилотников настолько мал, что не способен противостоять ветру и дождю. Соответственно нужно предпринять меры по увеличению веса, без изменения технических характеристик, защите от влаги и повышению стойкости к погодным условиям.
Рассмотрев преимущества и недостатки использования дронов, можно предложить ключевые перспективы развития рынка дронов в России. Их можно разделить на несколько больших групп: 1) Полиция (обеспечение безопасности при проведении массовых мероприятий на открытом воздухе, проведение поисковых работ, разведка в зоне ЧС). 2) Здравоохранение. 3) Мониторинг лесопожарной и гидрологической обстановки. 4) Пожарными службами. 5) В картографии. 6) В СМИ. 7) Использование компаниями в коммерческих целях (аэросъёмка для нужд агро-бизнеса и сельского хозяйства, мониторинг трубопроводов и ЛЭП, а также курьерские услуги и многое другое.).
Но для того, чтобы компании могли беспрепятственно использовать БПЛА в Министерстве транспорта разрабатываются поправки в Федеральные правила использования воздушного пространства, которые определят порядок использования беспилотников. На данный момент, для того, чтобы иметь право использовать БПЛА надо получить разрешения в Единой системе организации воздушного движения России. Целью изменений является создание условий для рыночного использования беспилотников без угрозы безопасности в небе. Кроме того, МинТранс разрабатывает дополнения в Воздушный кодекс России. Владельцев беспилотников обяжут страховать ответственность перед третьими лицами. И уже принят Госдумой в первом чтении законопроект об увеличении штрафов за нарушения правил использования воздушного пространства.
На данный момент во многих российских компаниях используются беспилотнки. Например, в Газпроме главной функцией БПЛА является полный или частичный контроль 60% (около 7000км) трубопроводов “Газпром нефти”. Беспилотники этого типа оснащены фото- видеокамерами, тепловизорами и способны находиться в воздухе до 7 часов, преодолевая расстояние в 600 км и развивая скорость 120 км/ч. Дистанционные методы при поиске и оценке залежей углеводородов, в частности, дают возможность наиболее точно картировать (отображать на картах) контуры предполагаемых залежей — вплоть до выявления точек, где заложение поисково-оценочных и разведочных скважин будет наиболее эффективным – говорит директор по научному обеспечению и сопровождению геолого-разведочных работ Всероссийского нефтяного научно-исследовательского геолого-разведочного института Олег Краснов.
В заключение хотелось бы сказать, что проблем много: законодательная база, большой объём вложений. Но преимущества колоссальные: увеличение прибыли, автоматизация логистических перевозок в долгосрочной перспективе. К сожалению, ближайшее время можно не ждать появления дронов в массовом использовании. В условиях больших городов дроны не могут доставлять грузы, потому что нет подходящих условий. Но в маленьких городах, поселках городского типа и деревнях использование дронов – доставщиков вполне вероятно. Поэтому хочется верить в то, что в ближайшем будущем БПЛА будут на вооружении и полиции, органов здравоохранения, МЧС и прочих спасательных служб. А также их будут использовать компании-гиганты для уменьшения количества издержек и экономии человеческих ресурсов.
Таким образом мы рассмотрели плюсы и минусы использования беспилотников, изучили перспективы их развития в РФ, узнали, какие существуют барьеры. Несомненно надо использовать беспилотники в логистике, но в соответсвии с законодательством процедура их регистрации достаточно долгая и утомительная, поэтому упрощение данной процедуры позволить увеличить количество используемых беспилотников в коммерческой сфере.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий