Студент
Государственный Университет Управления (ГУУ)
Студент
Ермаков Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики Государственного Университета Управления
УДК 339.972
Введение. Именно логистика отвечает за грамотное распределение, хранение и транспортировку ресурсов, что напрямую влияет на экологическую обстановку в мире. Таким образом, существует тесная взаимосвязь между этой отраслью, окружающей средой и природными ресурсами. Кроме того, логистический подход является междисциплинарным, целостным и межфирменным, и реализация экологических целей может быть достигнута в синергии с другими стратегическими и финансовыми целями в условиях развивающейся экономики. Это является основой огромного потенциала данной новой логистической проблемы и задачи.
Логистика является важным фактором, способствующим глобализации и международным торговым потокам. Экономика современных логистических систем основана на сокращении запасов, поскольку скорость и надежность поставок устраняют необходимость в хранении и складировании. Следовательно, сокращение складских потребностей является одним из преимуществ логистики. Однако это подразумевает, что запасы были перенесены в транспортную систему по цепочкам поставок. Запасы фактически находятся в пути, что еще больше способствует скоплению и загрязнению. Окружающая среда и общество, а не логистические операторы, берут на себя внешние издержки. Однако не во всех секторах наблюдается эта тенденция. В некоторых отраслях промышленности, например, в сборке компьютеров, наблюдается растущая тенденция к вертикальной дезинтеграции производственного процесса, когда в цепочку поставок добавляются дополнительные звенья. Между производителем и потребителем были добавлены промежуточные заводы, на которых проводится некоторая сборка. Упрощая настройку продукта для потребителя, он добавляет дополнительное внешнее движение продуктов в производственной линии.
Актуальность продиктована большим количеством инициатив, связанных с улучшением экологической ситуации в мире в последние годы, что сподвигло организации более пристально смотреть на экологический аспект в своей логистической деятельности. Прогнозы ученых свидетельствуют, что к 2025 году мировой суммарный выброс двуокиси углерода от двигателей внутреннего сгорания может вырасти с 25 до 44%, что, в свою очередь, усилит действие парникового эффекта, что приведет к тому, что к 2030 году ожидается рост температуры на планете на 1,5-4,5° [4, с. 2]. Более того, железные дороги и автомагистрали оказывают влияние на дикую природу и среду обитания животных. Транспортная инфраструктура искажает экологические процессы путем фрагментации популяций животных, ограничивая развитие естественных биологических движений и нарушая поток генов. Такие неутешительные прогнозы и последствия посредством влияния государства и общества заставляют компании уделять большее внимание внешним или дополнительным расходам на логистику, связанные, главным образом, с изменением климата, загрязнением воздуха, шумом, вибрацией и авариями. Данная необходимость дала толчок развития и в России «зеленой логистики».
Основной целью данной статьи является выявление и анализ основных причин и перспектив развития направления «зеленой логистики», а также рассмотрение конкретных примеров влияния этой сферы на экономическую и социальную среду общества. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи: во-первых, выявить несколько подходов экологического давления на логистическую сферу деятельности организаций. Во-вторых, проанализировать существующие инновации и их развитие на примере деятельности современных отечественных предприятий. В-третьих, выделить ряд перспективных направлений развития экологической политики для российского бизнеса. В заключении сделать вывод о необходимости применения экологически безопасных технологий в логистике в условиях современного, быстро развивающегося мира и общества.
Методологическая база проводимого исследования основывалась на обеспечении единства логического и интеграционного подходов к анализу практики применения экологически допустимых принципов и технологий. Исследование проводилось с использованием общенаучных методов, в частности, диалектического, системного, сравнительного анализа и синтеза знаний.
Научная новизна данного исследования заключается в рассмотрении и систематизации основных подходов экологического воздействия и давления на логистический аспект деятельности организаций.
Суть термина «зеленая» логистика заключается в том, что логистическая деятельность должна основываться на зеленых технологиях, то есть технологиях, которые не наносят или наносят минимальный вред окружающей среде. «Экологическая забота» в логистике определяет, насколько часто логистика или цепочки поставок компании сталкиваются с проблемой защиты окружающей среды и сохранения ресурсов. В основном, на цепочку поставок влияют различные влияющие, действующие в этом контексте. Основными факторами влияния являются заинтересованные стороны организации и растущие затраты на энергию и товары. Некоторые из ключевых заинтересованных сторон в этом контексте: государство с растущими международными и национальными правилами, клиенты и потребители с растущей осведомленностью и спросом на экологически чистые продукты и логистические услуги, сотрудники, которые хотят работать в экологически и социально ответственной компании. То есть, в общем, это общество, с его растущими требованиями к большей корпоративной социальной ответственности. Более того, это сами компании, которые могут заниматься собственной мотивацией. Существует также давление кредиторов, инвесторов и страховщиков. Об этом свидетельствуют новые формы инвестиций на рынке капитала, такие как индекс устойчивости Доу-Джонса, который отслеживает динамику акций ведущих мировых компаний с точки зрения экономических, экологических и социальных критериев. Измерение экологических проблем компании является результатом этих сложных и разнообразных факторов.
Экологическое давление во многих секторах экономики уже проявляется, и для логистической отрасли оно является латентным, но быстро возникающим. Вопрос заключается в том, как эти давления будут формироваться и какие субъекты будут действовать наиболее активно. Можно выявить три подхода к формированию направления зеленой логистики:
– нисходящий подход, при котором экологические стандарты навязываются логистической отрасли государственной политикой посредством регулирования;
– подход "снизу вверх", когда улучшение состояния окружающей среды исходит от самой отрасли путем внедрения передовой практики через инновационные фирмы;
– компромисс между правительством и промышленностью, в частности через системы сертификации, ведущие к аккредитации в соответствии с желательными экологическими стандартами.
Если нисходящий подход кажется неизбежным, по крайней мере в некоторых отношениях, предпочтительным решением для отрасли было бы решение «снизу вверх». Существует несколько способов применения данного подхода. Это происходит, когда бизнес-интересы отрасли совпадают с императивами окружающей среды. Одним из таких совпадений является озабоченность логистической отрасли пустыми движениями, которые варьируются от пустых грузовых перевозок обратными рейсами для регионального распределения грузов до перемещения пустых контейнеров через океаны. Менее предсказуемыми, но с гораздо большим потенциальным воздействием на экологичность отрасли, являются возможные изменения отношения к сфере экологии в целом. Эти изменения сопоставимы с теми, которые уже произошли в сфере переработки отходов. Появилась поразительная общественная поддержка отечественной утилизации отходов. Это было использовано некоторыми фирмами в успешном маркетинге их соответствия и принятия зеленых стратегий. Фирмы обнаружили, что, рекламируя свое дружелюбие к окружающей среде и соблюдение экологических стандартов, они могут получить преимущество на рынке над своими конкурентами. Традиционно в основе выбора лежат ценовые и качественные характеристики, но поскольку сохранение окружающей среды рассматривается как желательное в целом, экологичность может стать конкурентным преимуществом. В конечном счете, давление изнутри отрасли может привести к повышению экологической осведомленности. Корпорации, которые стоят особняком, проиграют, потому что покупатели будут требовать соблюдения экологических норм: по данным опроса, 61% потребителей в России готовы платить больше за продукцию компаний, ответственно относящихся к обществу и окружающей среде, причём 38,5% респондентов согласны заплатить за экологичный товар, даже если его наценка достигает пороговой отметки в 30% [2, с. 11].
В связи с актуальностью этой проблемы идет разработка государственных программ поддержки отечественных компаний в реализации импортозамещения. Ростовская область и Краснодарский край могут быть признаны самыми перспективными в Южном федеральном округе, так как они доминируют в развитии логистических бизнес-процессов и являются наиболее простыми для внедрения экологических технологий. По итогам Олимпиады-2014 в Сочи и Чемпионата мира по футболу 2018 года в городе Ростов-на-Дону и других городов ЮФО можно сделать вывод, что экономический потенциал регионов существенно меняется, интегрируя строительство крупных инфраструктурных проектов и развитие туристско-рекреационного бизнеса, транспортного сообщения и торгово-экономической системы региона в целом [7, с. 61].
Одна из особенностей, влияющих на специфику развития, заключается в том, что строительство для чемпионата мира 2018 года и аэропорта «Южный хаб» в Ростове-на-Дону значительно повысило привлекательность региона для инвестиций и будущего развития, основанное на конкурентных принципах. В результате государство может осуществлять необходимую политику импортозамещения и озеленения при меньшем риске, безусловно руководствуясь «зелеными» технологиями, которые способны быть эффективными в долгосрочной перспективе и позволят российским корпорациям занять достойное место на мировой арене.
Развитие «зеленых» технологий в логистике должно опираться на соответствие российских транспортных средств современным международным стандартам и идти по пути всестороннего развития и применения дизайна, производительности и других аспектов. «Зеленые» технологии в логистике должны быть направлены на: улучшение рабочего процесса двигателей внутреннего сгорания; улучшенные топливные свойства, смазочные материалы и технические жидкости; нейтрализация выхлопных газов; применение современных технологий диагностики технического состояния автомобильного транспорта; расширение сети мониторинга экологической безопасности [6, с. 3].
«РЖД» природоохранной деятельностью занимается в рамках «Экологической стратегии ОАО «РЖД» на период до 2017 года и перспективу до 2030 года». Перспективен пилотный проект организации контрейлерных перевозок, в котором ОАО «РЖД» принимает участие на маршруте Екатеринбург - Москва. Данные перевозки функционируют в Европе успешно уже более чем 30 лет и каждый год железнодорожная составляющая только увеличивается. Планируется передать 30% всех действующих автомобильных грузопотоков на железнодорожный транспорт к 2030 г., а к 2050 г. — 50 % [5].
При внедрении экологических технологий в сферу российского бизнеса, можно выделить ряд перспективных направлений:
– инвестирование в формирование и развитие возникающих принципиально новых и инновационных логистических центров;
– сокращение складских территорий за счет использования специализированных и усовершенствованных приемов на складе [1, с. 23];
– повышение экологической грамотности потребителей посредством использования специальных знаков маркировки упаковки (в России на данном этапе распространен гринвошинг – безосновательное позиционирование бренда как экологически дружелюбный);
– повышение лояльности потребителей [3, с. 97] (многие организации участвуют в различных эко-кампаниях, чтобы сбалансировать воздействие своих услуг, например, посадка деревьев, чтобы перевесить количество произведенного CO2. Такие мероприятия действую как PR-акции).
Заключение. Появляется все больше свидетельств того, что "зеленая" логистика приводит к повышению эффективности цепочки поставок, в частности потому, что она способствует интегрированному взгляду на цепочки поставок. Компании, вовлеченные в логистические операции, воспринимают экологические принципы как средство для интернализации экономии затрат и тем самым избегают проблемы внешних затрат. Главный экологический приоритет обычно сводится к сокращению упаковки и отходов. Рост цен на энергоносители создает дополнительные стимулы для менеджеров цепочки поставок для улучшения логистики и, соответственно, продвигает энергию и выбросы на первый план. Эти наблюдения подтверждают парадоксальные отношения между логистикой и окружающей средой, так как снижение затрат не обязательно снижает воздействие на окружающую среду. Однако игнорирование важных экологических проблем, таких как загрязнение, заторы, истощение ресурсов, означает, что индустрия логистики все еще не очень экологична. "Зеленая" логистика остается косвенным результатом политики и стратегий, направленных на повышение стоимости, эффективности и надежности цепочек поставок. Ключевой аспект более экологически чистых систем распределения грузов касается городской логистики, где имеет место «последняя миля» в распределении грузов, а также большая доля обратной логистической деятельности. Тем не менее, даже в этом контексте движущей силой являются не непосредственно экологические проблемы, а факторы, связанные с затратами, временем, надежностью, складированием и информационными технологиями.
Есть множество способов оптимизировать экологически разрушительные последствия логистики для окружающей среды. Современный потребитель отличается от стандартных представлений о прошлом; каждый присоединяется к «зеленому образу» добра в будущем, и это восприятие становится все более важным. Благодаря строгому соблюдению экологических параметров, товар или услуга могут даже получить статус продукта премиум-класса.
Рецензии:
10.12.2019, 21:33 Соболев Николай Андреевич
Рецензия: С позиций экологии, как и географии, вопрос о зелёной логистике актуален в том числе и потому, что транспортные магистрали служат препятствием для перемещения животных, то есть в принципе создают угрозу фрагментации природных сообществ с последующей утратой ими способности к саморегуляции и поддержанию благоприятной окружающей среды. Этот аспект рекомендуется также рассматривать при работе по теме "зелёной" логистики. Учитывая, что автор относится к числу начинающих свои научные исследования, статья рекомендуется к печати.
канд. геогр. наук Николай Андреевич Соболев,
ст. н. сотр. лаб. биогеографии Института географии Российской академии наук