Государственный Университет Управления
Студент
Ермаков Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики, Государственный университет управления
УДК 656
Введение.
На сегодняшний день конкуренция компаний на мировом рынке сильно обострена, и для эффективного ведения бизнеса требуется быстро реагировать на развитие технологий.Актуальность. Тема цифровизации экономики является крайне актуальной, так как за счет нее компании оптимизируют свои бизнес-процессы, в том числе в сфере логистики. Цифровая экономика наиболее эффективно функционирует на рынках с большим количеством участников и высоким уровнем проникновения ИКТ-услуг [4].
Целью исследования является изучение процесса уберизации в логистической отрасли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Научная новизна – были выявлены особенности внедрения при изучении процесса уберизации в логистической компании.
Многие логистические компании создают стартапы, нацеленные на коренные изменения в этой отрасли. Цифровизация должна основываться на создании надежных новых бизнес-моделей и сервисов. Продукт должен быть понятный клиенту, ведь важно понимать, какую выгоду он получит при переходе к новому формату. Также следует помнить, что внедрение новых технологий ведет к обновлению штата (сокращение, поиск специалистов и переквалификация имеющихся в компании сотрудников). Но проведя опрос, выявили, что на данный момент российский рынок не готов полностью перейти на автоматизацию деятельности.
Одним из направлений цифровизации в логистической сфере является уберизация перевозок. Уберизация (Uber -компания-поставщик услуг по перевозке пассажиров) – это использование компьютерных платформ, таких как мобильные приложения, для проведения сделок между клиентами и поставщиками услуг, что часто позволяет отказаться от услуг традиционных плановых корпораций [6]. То есть уберизация предоставляет пользователю возможность найти оптимального исполнителя определенной услуги, пропуская стадию поиска и выбора исполнителя, при помощи мобильного приложения (рисунок 1).
Рисунок 1. Механизм работы уберизации
Достоинства уберизации в логистике следующие:
Недостатки уберизации:
Существуют две бизнес-модели уберизации: маркетплейсы и онлайн-экспедиторы. Маркетплейсы – это площадки для размещения информации участников рынка, зарабатывают за счет предоставления доступа к данной информации, взимая абонентскую плату [1] (рисунок 2). Онлайн-экспедиторы – компании, оказывающие логистические услуги от своего имени и использующие собственную IT-платформу [1]. Владелец груза обращается к диспетчеру-экспедитору, который должен найти на этот заказ транспорт, быть посредником между отправителем и получателем, а также оформляет все необходимые документы и контролирует все этапы доставки (рисунок 3).
Рисунок 2. Пример маркетплейса
Рисунок 3. Пример онлайн-экспедитора
Но существуют некоторые нюансы, которые обязательно следует учитывать, если компания применяет уберизацию. Во-первых, в случае, когда расходы потребителя на онлайн-продукт превалируют по сравнению с оффлайн-конкурентом, то он не будет востребован. Во-вторых, следует провести удачный набор нового штата логистов, потому что большинство клиентов способны и готовы работать с экспедитором онлайн, а перевозчики пока нет.
Можно привести примеры применения уберизации в российской логистике.
Deliver основан в 2013 году и занимается перевозками между Москвой и Санкт-Петербургом, а также Московской и Ленинградской областях. К системе подключено около 60 тыс. перевозчиков, которые прошли комплексную проверку на благонадежность. Весь документооборот ведется в электронном виде. Сервис берет на себя юридическую и финансовую ответственность за действия перевозчиков и страхует все грузы на 5 млн рублей. При этом цены на перевозку, как утверждают в компании, в среднем оказываются на 14% ниже конкурентов из числа традиционных экспедиторов. К каждому заказу прикрепляется персональный логист, который отвечает на все вопросы клиента и следит за процессом перевозки.
Trucker Path (2013г.) - российско-американский стартап. Маркетплейс, платформа, которая объединяет перевозчиков с водителями.
Wikiexpress – это быстрый и удобный способ отправить свой груз из точки А в точку Б, платформа, где клиенты каждый день смогут отправить нужные грузы, не затрачивая дополнительных ресурсов на анализ различных транспортных компаний в интернете, оказывающих услуги по доставке мелких и сборных партий грузов.
Существование данных компаний в России позволяет сделать вывод о том, что такая цифровая технология, как уберизация достаточно широко распространяется в нашей стране.
Заключение. При помощи логистики цифровая экономика сможет эффективно развиваться в мире, так как логистическая отрасль связывает между собой всю реальную экономику, а именно все товары и услуги. Соответственно, использование цифровизации в логистических процессах необходимо для дальнейшего развития рынка.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий