Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Менеджмент
Размещена 09.12.2019.
Просмотров - 2209

Зелёная логистика

Горюнов Павел Александрович

Государственный университет управления

студент

Ермаков Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики, Государственный университет управления


Аннотация:
В данной статье исследуется зеленая логистика, которая включает в себя методы по сведению к минимуму вредного экологического воздействия логистической деятельности. Она объединяет действия по прямому и обратному потоку товаров, информации и услуг между пунктом происхождения и пунктом потребления товаров или услуг.


Abstract:
This article explores green logistics, which includes methods to minimize the harmful environmental impacts of logistics activities. It combines actions on the direct and reverse flow of goods, information and services between the point of origin and the point of consumption of goods or services.


Ключевые слова:
логистика; экология; поставки; экологистика

Keywords:
logistics; ecology; supplies; ecology


УДК 164

Введение. Изучив множество источников, я пришёл к выводу, «зеленую логистику» можно определить  как практика и стратегия управления цепями поставок, которые снижают экологический и энергетический след распределения грузов, сосредоточенная на обработке материалов, обращение с отходами, упаковке и транспортировке.

Актуальность. Данная тема является актуальной в современном мире, ведь большинство организаций не задумываются о роли зелёной логистика и о том, какую пользу она может принести.

Цель. Целью является исследование факторов, которые могут повлиять на деятельность организаций.

Своей главной целью зеленая логистика ставит создание устойчивой стоимости компании, благодаря использованию баланса экономической и экологической эффективности. Понятие зеленая логистика возникла в конце 20-го века и была предназначена для характеристики логистических систем и подходов, которые используют передовые технологии и оборудование для того, чтобы уменьшить ущерб окружающей среде во время работы.

Зеленая логистика включает в себя все виды деятельности, связанные с экологичным эффективным управлением прямыми и обратными потоками продуктов и информацией между пунктом происхождения и пунктом потребления. Её цель состоит в том, чтобы удовлетворить или превысить потребительский спрос. Также данный термин можно определить как управление зеленой цепочкой поставок,  и как деятельность организации, учитывающую экологические проблемы и интегрирующую ее в управление цепями поставок для изменения экологических показателей поставщиков и клиентов.

С точки зрения устойчивого развития зеленая логистика может быть определена как «устойчивое производство» и распределение товаров с учетом экологических и социальных факторов. Это широкое определение зеленой логистики соответствует определению устойчивого развития и определениям корпоративной ответственности. [7]

 В прошлом, компании координировали свою логистическую деятельность, включающую в себя грузовые перевозки, складирование, упаковку, обработку материалов, сбор и управление данными, чтобы удовлетворить требования клиентов при минимальных затратах, что относится только к денежным терминам.

Интерес государственного сектора к этой теме дополняется ростом участия частного сектора в исследованиях зеленой логистики, поскольку бизнес начал разрабатывать экологические стратегии как на корпоративном уровне, так и, в частности, для логистики. Оперативное превращение в стратегическую тенденцию (второй общей тенденцией стало расширение корпоративной приверженности зеленой логистике) от принятия нескольких незначительных операционных изменений до внедрения экологических принципов в стратегическое планирование. [8]

Реверсивная (обратная) логистика является частью «зеленой логистики». В обратной логистике существует некий поток продукции, движущийся обратно от потребителя к более раннему элементу в цепи поставок. Уменьшение отходов, которые она подразумевает, безусловно, означает, что   обратная логистика должна быть включена в «зеленую логистику». В настоящее время термин «зеленая» логистика часто используется взаимозаменяемо с термином «обратная логистика», но в отличие от обратной логистики, «зеленая» логистика обобщает деятельность, в первую очередь, на почве экологических соображений.

Наиболее существенная разница здесь заключается в том, что обратная логистика сосредоточена на экономии средств и повышении стоимости за счет повторного использования или перепродажи материалов, чтобы взыскать упущенную выгоду и снизить эксплуатационные расходы. В свою очередь, «зеленая логистика» посвящена вопросам транспортировки, утилизации и вторичного использования ресурсов.

Зеленая логистика фокусируется на прямом потоке цепей поставок, в то время как обратная логистика рассматривается как устойчивое развитие. Важными экологическими проблемами в зеленой логистике являются потребление не возобновляемых природных ресурсов, а также удаление как опасных, так и неопасных отходов. [9]

Выделяет четыре фактора, влияющих на зеленую логистику: компания, клиенты, политика и общество. С точки зрения потребителей у них есть свои требования к экологически чистым продуктам и услугам. Заказчикам, особенно с высоким уровнем осведомленности об окружающей среде, может потребоваться поставлять продукцию с чистыми транспортными средствами или таким образом, чтобы выбросы были минимальными, что вынуждает поставщиков переходить на экологически чистые решения.

Мною были рассмотрены некоторые исследования, в которых были предложены различные объяснения относительно того, какие факторы влияют на принятие фирмой экологических практик. Как правило, мы можем различать внешние и внутренние факторы природоохранной деятельности.

Среди многих факторов есть некоторые, которые могут стать барьерами для зеленых практик. В одном из исследовании, выделяются шесть типов барьеров из информации, предоставленной менеджерами выборки из 83 отелей. [2]

 Проанализировав данные, обнаружилось, что шесть типов барьеров отрицательно связаны с поведением в окружающей среде: 1) отсутствие знаний и навыков, 2) отсутствие профессиональных советов, 3) неопределенность результатов, 4) участие сертификаторов / верификаторов 5) нехватка ресурсов и 6) затраты на внедрение и обслуживание.

Хотя организационные и экологические факторы были приняты во внимание в нескольких исследованиях по экологическим вопросам, эти факторы считались очень редкими в исследованиях экологического менеджмента в логистической отрасли. Также, я изучил проведенный опрос 353 китайских компаний в сфере логистики. [3]

Они предложили 32 переменные, описывающие 10 аспектов детерминант, характерных для принятия экологически чистых методов в логистических компаниях.

Результаты исследования [3] показывают, что давление, обусловленное правовыми нормами государства, государственной поддержкой, организационной поддержкой и качеством человеческих ресурсов, оказывает существенное положительное влияние на принятие зеленых практик для китайских логистических компаний.

Аналогичные результаты получены из польских исследований [4], которые указывают на слабую и незначительную корреляцию между экологической осведомленностью управленческого персонала и экологической эффективностью природоохранных практик.

Экологизация цепей поставок является растущей проблемой для многих предприятий и проблемой управления логистикой. Структура «зеленой» цепи поставок имеет отношение к внедрению «зеленой» логистической системы, поскольку «зеленая» цепочка поставок создает «зеленую» среду для «зеленой» логистики в рамках устойчивого развития, которая, опять-таки, прокладывает «зеленый» канал в направлении «зеленой» логистики и одновременно поддерживает, и продвигает развитие зеленой логистики.

Растущее внимание к экологичным решениям не оставляет в стороне логистику, поскольку она играет очень важную роль, поскольку является одним из основных источников загрязнения и потребителем ресурсов.

Компании постоянно испытывают потребность в разработке экологически чистых и ответственных операций, также приверженность природной среде является важной переменной в конкурентных сценариях. Организации сталкиваются с внутренними или внешними факторами зеленой логистики на корпоративном уровне.

Вывод. Результаты влияния на зеленую логистику варьируются в зависимости от давления клиентов на экологическое поведение компании. Это может быть связано с различным положением компаний, стоящих в цепи поставок. Организационные факторы очень важны для большинства отраслей, но технологические факторы должны учитываться в будущем менеджерами по логистике. Давление через законодательство - не единственный способ стимулировать экологическое поведение фирмы, скорее существуют и другие средства, такие как повышение экологической осведомленности менеджеров, но это долгосрочная цель на корпоративном уровне.

Библиографический список:

1. «Современные тренды «зеленой» логистики в условиях глобализации»// журнал «Логистика», А.Кизим, Д.Кабертай, — 2013 г.
2. Diabat A., & Govindan, K. (2011). An analysis of the drivers affecting the implementation of green supply chain management. Resources, Conservation and Recycling.
3. Hu A. H., & Hsu C. W. (2010). Critical factors for implementing green supply chain management practice: an empirical study of electrical and electronics industries in Taiwan. Management Research Review.
4. Lee Su-Yol, & Klassen Robert D. (2008). Drivers and Enablers That Foster Environmental Management Capabilities, Jg.
5. Mesjasz-Lech, A. (2011). Efektywność ekonomiczna i sprawność ekologiczna logistyki zwrotnej.
6. Rodrigue J-P., Slack В., Comtois C. The handbook of logistics and supply chain management. — 2. — London: London: Pergamon/Elsevier., 2001.
7. Абрамова Т.С., Кускова Е.С., Карпова Н. П. Экологическое направление развития логистики. Проблемы экономики и менеджмента, 2014.
8. Вержбицкий О. Экологистика: экономика и экология. // Дистрибуция и логистика. - №10. - 2012.
9. Григорак М.Ю., Варенко Ю. В. Принципы «зеленой логистики» в деятельности логистических провайдеров. В книге Математическое моделирование, оптимизация и информационные технологии. Материалы 4-й международной конференции 2014.
10. Елизарова Ю. С., Разумовская Я. С. Применение эко-технологий в процессе управления цепями поставок // Молодой ученый. — 2016. — №29. URL https://moluch.ru/archive/133/37155/ (дата обращения: 05.11.2019).
11. Журавская М., Тарасян В. Forming of the regional core transport network taking into account the allocation of alternative energy sources based on artificial intelligence methods // Transport problems. — М. 2014.
12. Омельченко И. Н., Александров А. А., Бром А. Е., Белова О. В. Основные направления развития логистики ХХI века: ресурсосбережение, энергетика и экология. //Гуманитарный вестник. – 2013: http://hmbul.bmstu.ru / catalog / econom / log / 118.html
13. Панюкова В. В. Направления развития зеленой логистики и ее влияние на построение цепей поставок. Экономика и управление в машиностроении, 2014.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх