Санкт-Петербургский государственный экономический университет
студент
Молдован Артём Анатольевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса СПБГЭУ
УДК 339.138
Вступление
Интерактивный маркетинг – это философия маркетинга, которая обеспечивает активное участие потребителей в маркетинговой кампании. Разработки информационных технологий, позволяющие легко и быстро взаимодействовать между потребителями и компаниями, стимулировали эволюцию интерактивного маркетинга. Благодаря интеграции информационных технологий в деятельность интерактивного маркетинга, компании должным образом обслуживают своих клиентов и успешно конкурируют на рынке. Одна из новых технологий, которую можно использовать в интерактивной рекламе, – это QR-коды.
Цель работы состоит в том, чтобы изучить преимущества использования QR-кода в интерактивном маркетинге. Основными задачами являются определение понятия QR-кода и сфер его использования, выявление преимуществ интерактивной рекламы и роль QR-кода в маркетинговых кампаниях.
QR-код
QR-коды – это двумерные штрих-коды, которые были изобретены компанией Denso Wave, дочерней компанией Toyota, в 1994 году. Поскольку компания Denso Wave решила не использовать свои патентные права, QR-код открыт для общественности. Это означает, что разработчики могут создавать новые разновидности QR-кодов и приложений для интерпретации, а также обработки кодов [3].
QR-коды могут быть использованы в различных областях применения. Некоторые примеры их использования перечислены ниже:
Интерактивная реклама и ее преимущества
Интерактивная реклама – это реклама, в которой потребитель принимает непосредственное участие.
Суть интерактивной рекламы заключается в том, что она не воздействует на потребителя, а взаимодействует с ним. Не использовать интерактивные возможности медиа в маркетинговых коммуникациях было бы слишком расточительно. Поэтому на западных и европейских рынках их стремительно осваивают не только передовые бренды, но и вполне традиционные компании.
Интерактивная реклама приносит следующие преимущества для компаний, которые используют ее:
Роль QR-кодов в интерактивной рекламе
QR-коды оказывают различное влияние на описанные ранее преимущества интерактивной рекламы. QR-код пользователя может выполнять покупки и платежи по мобильному и практически одновременно. Это позволяет сократить цикл продаж и положительно влияет на эффективность рекламы [2]. Например, H&M включила QR-коды в свои рекламные объявления и дала возможность своим покупателям приобретать товары с помощью мобильных телефонов путем сканирования кодов. Сканирование направило потребителей на сайт компании. Там потребители могли выбирать размер и цвет одежды на рекламных объявлениях и размещать свои заказы. Затраты были отнесены на счета потребителей за сотовый телефон.
Маркетологам нужна хорошая база данных клиентов, чтобы определить потребности и пожелания своих клиентов. Они могут использовать QR-коды для предоставления ссылок на конкретные веб-сайты, на которых с помощью различных инструментов (например, вопросников, голосования) собирается информация о потребностях и желаниях клиентов. Полученная информация затем анализируется и используется для определения предложений для целевого клиента. QR-коды, связанные с веб-сайтами или электронной почтой, могут требовать регистрации для доступа к веб-сайтам, для загрузки контента, немедленного стимулирования (например, скидочный купон, образцы продуктов, бесплатные загрузки, лотереи) или для доступа к коду, который позволяет пользователям для доступа к конкретной информации. Для регистрации потребителей могут попросить раскрыть свои демографические данные и личную информацию. Информация, полученная таким способом, может быть использована для настройки продуктов в соответствии с потребностями потребителей, разработки новых продуктов/услуг или определения целевых. Понятно, что QR-коды вносят существенный вклад в получение информации о поведении потребителей, демографии.
QR-коды могут быть встроены с персонализированным URL (PURL). PURL предоставляет уникальный веб-адрес для человека. Содержимое сайта, доступ к которому осуществляется по этому уникальному адресу, можно персонализировать для посетителя, для которого был создан PURL [4]. Некоторые существенные преимущества PURL:
• позволяют отображать индивидуальный выбор товаров/услуг;
• позволяют проводить опросы потребителей;
• позволяют отслеживать ответы потребителей в режиме реального времени;
• предоставляют ценную информацию о проведенных кампаниях, например, кто следил за ссылками в Интернете, насколько интересны ваши перспективы. Вся эта информация может быть использована в последующих кампаниях.
Персонализированная реклама с помощью QR-кодов и PURL может существенно способствовать тому, чтобы не посылать ненужные сообщения потребителям и убедить потребителей покупать предлагаемые товары / услуги. PURL также может внести позитивный вклад в улучшение понимания потребителями нового продукта, что помогает снизить устойчивость к этому новому продукту. Персонализированная реклама может способствовать получению информации для будущих маркетинговых и рекламных кампаний.
С помощью сканирования QR-кодов пользователи могут быть перенаправлены на интерактивные маркетинговые материалы, такие как видео, веб-сайты, операторы в реальном времени и т.д. Эти материалы поддерживают интерактивное общение между маркетологами и потребителями и способствуют снижению информационной асимметрии, обеспечивают обмен информацией и поддержку клиентов.
QR-коды позволяют в любое время и в любом месте получать доступ к веб-сайтам компаний, которые разработаны с учетом вовлеченности потребителей в некоторые бизнес-процессы (например, улучшение обслуживания) и с учетом удовлетворенности потребителей, достигаемой за счет интерактивного общения с использованием различных услуг и инструментов, используемых на веб-сайтах. То есть QR-коды косвенно способствуют вышеуказанным преимуществам «участие» и «удовлетворенность клиентов» [5].
Предоставляя доступ к веб-сайтам, которые могут сформировать соответствующие ожидания относительно предлагаемых продуктов, благодаря хорошему взаимодействию между маркетологами и потребителями до покупки, QR-коды также могут косвенно способствовать снижению уровня возвращаемых продуктов после покупки.
С помощью QR-кодов можно также отслеживать маркетинговые кампании с помощью специального программного обеспечения, которое может определять, какие QR-коды сканируются, количество сканирований в день, время выполнения этих сканирований, местоположение каждого сканирования). Эти показатели позволяют оценить успешность маркетинговой кампании и могут помочь в разработке следующей кампании.
Заключение
Развитие информационных и коммуникационных технологий привело к тому, что компании стали все чаще использовать новые технологии в качестве интерактивной среды для рекламы и продвижения своих продуктов или услуг. Одна из новых технологий, которую можно использовать в качестве интерактивного носителя, – это QR-коды. Помимо их общеизвестных преимуществ, таких как простота сканирования, использование без лицензии и бесплатное использование, маркетологи могут отдавать им предпочтение в качестве рекламных носителей, а также благодаря вышеупомянутым иллюстрированным вкладам в развитие преимуществ интерактивной рекламы.
Рецензии:
21.01.2020, 8:00 Безпалова Анна Григорьевна
Рецензия: Безпалова Анна Григорьевна, доцент кафедры Маркетинга и рекламы РГЭУ, Ростов-на-Дону.
Статья Ляшенко Софьи Андреевны на тему "QR-код как интерактивный инструмент маркетинга" представляется актуальной на фоне интенсивного развития цифровых маркетинговых коммуникаций и нахождения все новых и нестандартных путей привлечения клиентов к деятельности и продуктам компаний. Несмотря на высокую степень заинтересованность компаний в использовании QR-кода, это, прежде всего, направлено на поколения, которые так или иначе стараются не только экономить свои временные, финансовые ресурсы, но и на поколение, которое более ознакомлено с такими технологиями. В статье полностью раскрыты все преимущества использования QR-кодов, что позволяет констатировать не только их уникальность как инструмента интерактивного маркетинга, но и необходимость при выполнении многих операций в современной жизнедеятельности компаний и потребителей.
Недостатком статьи является то, что наряду со всем описанным, автор смешивает такие понятия, как "интерактивный маркетинг" (которое значительно шире) и "интерактивная реклама" (которое имеет частичный смысл при только продвижении инструментария интерактивного маркетинга). В этой связи речь должна идти не о том, что интерактивный маркетинг и интерактивная реклама - это идентичные понятия, а, исходя из темы статьи, об интерактивности инструментария маркетинга для компании и ее потребителей. реклама ориентирована подводить нас к осознанию того, что мы этим должны пользоваться...
В любом случае, статья имеет право на существование, и размещение в данном журнале. Рекомендуется к публикации.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий