Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №76 (декабрь) 2019
Разделы: Педагогика, Образование
Размещена 18.12.2019.
Просмотров - 1222

Организационно-педагогические условия возрождения народных ремёсел в работе с подростками

Новочук Павел Александрович

кандидат педагогических наук

ТГМПИ им. С.В. Рахманинова

доцент кафедры народной художественной культуры

Раннев Андрей Олегович, магистрант кафедры народной художественной культуры ТГМПИ им. С.В. Рахманинова


Аннотация:
В статье раскрываются педагогические возможности декоративно-прикладного творчества и проблемы организации учебно-воспитательного процесса в этом направлении. Сформулированы организационно-педагогические условия изучаемого процесса. Представлены основные результаты апробации заявленных организационно-педагогических условий возрождения народных ремесел в системе дополнительного образования детей.


Abstract:
The article reveals the pedagogical possibilities of decorative and applied arts and the problems of organizing the educational process in this direction. The organizational and pedagogical conditions of the studied process are formulated. The main results of approbation of the declared organizational and pedagogical conditions of revival of national crafts in system of additional education of children are presented.


Ключевые слова:
народные ремесла; дополнительное образование детей; организационно-педагогические условия

Keywords:
national crafts; additional education of children; organizational and pedagogical conditions


УДК 374

В настоящее время народные ремёсла в условиях рыночной экономики переживают период серьёзного кризиса. Разрозненное бытование отдельных видов народных ремёсел, снижение к ним интереса и многие другие причины приводят к тому, что современное общество может понести невосполнимые потери в сфере исторического и культурного наследия.

В целях возрождения народных ремесел Министерство промышленности и торговли Российской Федерации разработало «Концепцию государственной поддержки организаций народных художественных промыслов». Помимо этого организуется проведение фестивалей и ярмарок, создаются общественные организаций в виде Союзов мастеров, Ремесленных палат. Так на Тамбовщине ежегодно проводится Международная покровская ярмарка, фестиваль Тамбовские узоры, более 15 лет работает Некоммерческое партнерство «Палата ремёсел», действует областное отделение Союза художников.

Складывающаяся ситуация, показывает особенную важность сохранения традиций декоративно-прикладного искусства и народных ремёсел, начиная с начального художественного образования (Детских школ искусств, детских художественных школ и детских школ ремёсел) и последующее развитие указанных направлений в учреждениях среднего профессионального и высшего образования. Школу ремёсел можно считать новым институтом в системе дополнительного образования детей.

Нынешнее состояние и развитие художественных промыслов РФ закреплено Федеральным законом РФ № 7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года (в редакции от 29.07.2017 г.). Здесь дается определение: «Народный художественный промысел - одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определённой местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов» [4, с. 2].

Тамбовский регион обладает многими позитивными факторами, которые обуславливают большую вероятность дальнейшего развития ремесленничества. Однако центров ремесленного обучения практически нет, а фестивали ремёсел и народного творчества, которые проходят несколько раз в году не могут дать нужного эффекта, они лишь способствуют формированию интереса к национальной культуре через продукты ремёсел.

Технологии различных видов народных ремёсел рассмотрены в работах И.В. Ловцовой, П.Д. Бобикова, Т.А. Матвеевой, И.И. Яковлева, Ю.Д. Орлова. Исследованиями в области методики обучения детей народным ремёслам занимались: Е.И. Абакумова, С.М. Аглаева, С.В. Белоус, А.В. Бычков, Г.Н. Иванов, Д.М. Скильский, И.М. Фадеева. Несмотря на разносторонний интерес к этой проблеме научного сообщества и педагогов-практиков, отдельного рассмотрения требует вопрос выявления организационно-педагогических условий возрождения народных ремесел в системе дополнительного образования детей [3. с. 271].

С целью выявления организационно-педагогических условий возрождения народных ремёсел в работе с подростками было организованно и проведено социологическое исследование в форме анкетирования и наблюдения. Для этого был разработан инструментарий исследования – две анкеты по 14 и 12 вопросов.

В ходе исследования были использованы теоретические методы исследования: анализ и обобщение документации и методических разработок по заявленной проблеме; практические методы исследования: наблюдения, социологический опрос, разработка и апробация учебной программы.

Первый опрос проводился среди родителей школьников 12-17 лет, проживающих на территории сельского районного центра с целью выявления потребности в обучении народным ремёслам детей с точки зрения родителей.

В ходе опроса были получены следующие данные. Отношение родителей к народным ремёслам в большей части положительное, это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, это преемственность поколений, во вторых политика государства в сфере народных промыслов и ремёсел. Часть родителей видит в этом не только социокультурную потребность, но и возможность творческой самореализации ребёнка. Те родители, которые занимаются народным творчеством, считают его важной составляющей своей национальной идентичности, и приобщение детей к такому творчеству становится для них необходимым.

Потребность родителей в приобщении детей к народному творчеству достаточно высока. Большое число родителей знакомы с народными ремёслами и вполне осознанно могут рекомендовать их детям. Это может сыграть положительный эффект в мотивации детей. Мотивация родителей к обучению детей народным ремёслам рождает потребность в организации объединений дополнительного образования, направленных на освоение декоративно-прикладного творчества, с углублённым изучением народных ремёсел. При этом лишь малая доля родителей занимается декоративно-прикладным творчеством и ещё меньшая непосредственно ремёслами – это создаёт потребность в высококвалифицированных педагогах, с углублённым знанием одного или нескольких видов ремесла. Готовность родителей принять участие в организации выставок и фестивалей может сыграть положительную роль в популяризации и возрождении народных ремёсел.

В системе образования района работает только одно объединение по изучению народных ремесел, и принять всех желающих оно не может. Отсюда возникает потребность  в организации массовых занятий по народным ремёслам в образовательных учреждениях, но по ряду причин, в первую очередь отсутствия квалифицированных кадров и материально-технической базы, это мало осуществимо. Для удовлетворения данных потребностей возникает необходимость в создании кардинально нового централизованного образовательного курса, в котором изучались бы различные ремёсла, а занятия проводились бы как очно, так и дистанционно.

Для более детальной разработки организационно-педагогических условий, нацеленных на возрождение народных ремёсел и отслеживание результативности организованной деятельности, был проведен соцопрос, с подростками 12-17 лет из различных муниципалитетов Тамбовской области.

Все участники опроса посещают объединения дополнительного образования по разным причинам – это и истинная потребность в творчестве и желание попробовать себя в разных видах творчества, и простое отсутствие чёткой организации досуга. Желание научится ремёслам, тоже имеет различную мотивацию. В первую очередь это простое любопытство, частично – желание самоутвердиться и лишь пятая часть имеет чёткий мотив овладения конкретным ремеслом.

Из всего этого следует, что при грамотной и интересной подаче материала, при умелой популяризации педагогом народного ремесла, при использовании современных технологий и систем общения, к которым сейчас привязаны дети, можно добиться не только повышения интереса к народному творчеству, но и повышению спроса на обучение ремеслу, что в целом будет соответствовать желанию родителей. А при совместной работе образовательного учреждения, родителей и детей можно будет действительно добиться возрождения народных ремёсел.

На основании вышеизложенного стало возможным сформулировать следующие организационно-педагогические условия возрождения традиционных ремёсел при обучении подростков в школе ремёсел:

1. наличие базовой и индивидуальной программы по организации учебного курса, разработанной с учетом различных уровней подготовки учащихся;

2. разработка и реализация блока дистанционных занятий;

3. наличие квалифицированных педагогических кадров, владеющих народными ремёслами на высоком уровне;

4. наличие помещений для учебных мастерских;

5. наличие инструментов и материалов;

6. наличие плана мероприятий по раскрытию творческого потенциала обучающихся;

7. готовность родителей к оказанию помощи в организации учебно-воспитательного процесса;

8. готовность родителей оказать помощь в организации мероприятий популяризирующих народные ремёсла.

Выявленные организационно-педагогические условия возрождения народных ремёсел в работе с подростками были реализованы и апробированы в ходе проведения занятий в школе ремёсел при ТОГБОУ ДО «Центр развития творчества детей и юношества». Была разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Резьба по дереву» художественной направленности для  учащихся 12-15 лет сроком реализации один год [2]. Для проведения занятий в очно-заочной школе с учетом ограниченного количества часов, программа была сокращена и были взяты лишь начальные ключевые темы, необходимые для формирования умений и навыков по выполнению элементарного резного геометрического орнамента на готовом изделии быта.

Цель программы заключается в развитии художественно-творческих способностей подростков, фантазии и образного мышления, посредством обучения народным ремеслам.

Для реализации учебной программы подготовлено учебно-методическое обеспечение в виде печатных наглядных пособий, экранно-звуковые средства, технические средства обучения, а также выставочный материал в виде изделий сделанных мастерами и учениками.

В результате освоения обучающиеся знакомятся с геометрическим – наиболее простым видом резьбы по дереву. Этот вид резьбы не требует сложных инструментов. Резную композицию практически можно выполнить одним резцом на любой из пород древесины.

Несмотря на простоту исполнения геометрической резьбы, резные работы обладают высокими эстетическими качествами и позволяют обучающимся приобрести определенные умения и навыки. В содержание программы вошли основные темы по обучению трехгранно-выемчетой геометрической резьбе.

Практические занятия проводились с группой детей 12-16 лет, один раз в месяц по два часа в очной и дистанционной форме. В программе предусмотрена диагностика в виде контрольных вопросов.

На первом занятии обучающиеся познакомились более подробно с резьбой по дереву, как одним из значимых пластов декоративно-прикладного народного творчества. Подростки познакомились с такими видами резьбы как домовая резьба, геометрическая резьба, контурная абрамцево-кудринская и богородска. Также в ходе беседы обучающиеся рассказали о тех видах резьбы, которые они встречали на территории своих населенных пунктов. На практическом примере они смогли освоить правила пользования инструментами и требования техники безопасности при работе с режущим инструментом, кроме того подростки на практическом примере ознакомились с основными видами технологических операций в резьбе по дереву. К концу занятия у многих ребят появился явный интерес к представленным видам творчества. В свою очередь педагогом были организованны экскурсы в историю изучаемого ремесла, с практическим показом уникальных произведений искусства, сделанных не только мастерами, но и детьми. Помимо групповой работы с каждым учеником была проведена индивидуальная работа. Всем участникам было дано задание по накоплению материала об изучаемом ремесле в его муниципалитете, что сразу нашло много откликов. Само занятие носит неформальный характер, что способствует скорейшей адаптации обучающихся.

На следующих очных занятиях уже все воспитанники самостоятельно выполняли построение простейших орнаментов и исполняли их в материале. Для этого воспитанники сначала выполняли построение орнамента на бумаге с помощью чертежных инструментов, за тем, с учетом полученных практических навыков орнамент строился на тренировочной доске и после выполнялось вырезание орнамента из набора трехгранно-выямчетых треугольников, собранных в группу. И здесь следует отметить результат дистанционных занятий, подготовленных педагогами школы ремёсел. Помимо плановых работ ребята предлагали свои решения при работе с материалом, основанные на традиционных мотивах их населённых пунктов.

По окончанию курса очных и нескольких дистанционных занятий, был проведён опрос, который как раз и показал результативность работы школы, её плюсы и минусы, а также помог скоординировать дальнейшую работу по совершенствованию организационно-педагогических условий, направленных на возрождение народных ремёсел через обучение детей в школе ремёсел.

В ходе повторного опроса было установлено, что мотивация ребят к занятию стала носить ярко выраженный характер, основанный на желании приобрести профессиональные трудовые навыки в сфере народных ремёсел, появилась цель более углублённого освоения изученных техник.

Несмотря на то, что на момент начала обучения всего лишь десятая часть обучающихся занималась народными ремёслами к моменту второго опроса у большинства появился интерес и удовлетворённость, более половины планируют и в дальнейшем заниматься народным творчеством и ждут от этого высоких результатов – это несомненно говорит о эффективности предложенных организационно-педагогических условиях возрождения традиционных ремёсел в работе школы ремёсел.

В ходе опроса было установлено, что большая часть родителей желает, что бы их дети занимались народными ремёслами, однако на сегодняшний день это возможно не везде и не в полном объёме. Предложенная программа школы ремёсел может успешно решать эти задачи. У её воспитанников растёт мотивация к освоению народных ремёсел, появляется устойчивый интерес к народному прикладному творчеству, растёт творческий потенциал. Но при этом остаётся ряд проблем: такое образование более доступно жителям городских территорий, где вопрос логистики подростков решается легче, остаётся вопрос подготовки кадров и оснащения.

Материалы исследования были апробированы на базе Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр развития творчества детей и юношества». Для подтверждения эффективности деятельности по возрождению народных ремесел при работе с подростками в школе ремёсел с учетом выявленных организационно-педагогических условий был проведен эксперимент по внедрению учебной программы «Резьба по дереву». По итогам полугодового цикла очно-заочных занятий был проведен итоговый опрос, который показал, что мотивация ребят к занятию стала носить ярко выраженный характер, основанный на желании приобрести профессиональные трудовые навыки в сфере народных ремёсел, появилась цель более углублённого освоения изученных техник. У большинства появился интерес и удовлетворённость, более половины подростков планируют и в дальнейшем заниматься народным творчеством и ждут от этого высоких результатов.

Таким образом, результаты, полученные в ходе практической работы, свидетельствуют об эффективности предложенной программы школы ремесел, ее методического обеспечения в решении проблемы возрождения народных ремесел в работе с подростками и сформулированных организационно-педагогических условий. Повысился интерес учащихся к ремёслам, подростки охотно участвуют в выставках, фестивалях и мастер-классах.

 

Библиографический список:

1. Новочук П.А. Этнокультурное воспитание подростков средствами краеведческих клубов // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2016. – № 4. – С. 156-158.
2. Новочук П.А., Раннев А.О. Современные модели возрождения народных ремесел в системе дополнительного образования детей // Санкт-Петербургский образовательный вестник. – 2018. – № 9-10 (25-26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-modeli-vozrozhdeniya-narodnyh-remesel-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey (дата обращения: 12.12.2019).
3. Раннев А.О. Проблемы и перспективы дополнительного образования // Образование в регионе: научно-методический журнал. – 2018-2019. – С. 269-273.
4. Федеральный закон РФ №7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года (в редакции от 29.07.2017 г.). [Электронный ресурс]: сайт – электрон. дан. - ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2018. – Режим доступа: http://www.garant.ru/hotlaw




Рецензии:

19.12.2019, 11:34 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рукавишникова Е.Л. канд.пед.наук. Рецензия на статью"Организационно-педагогические условия возрождения народных ремёсел в работе с подростками". Автор-Новочук Павел Александрович. Статья хорошая. Рекомендуется к изданию



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх