Петрозаводский государственный университет
студент
Волошина Татьяна Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, Петрозаводский государственный университет
УДК 311.41
Введение
В последнее время российское государство уделяет серьезное внимание добровольчеству (волонтерскому движению) в стране, рассматривая его как значимый ресурс для социально-экономического развития территорий, с одной стороны, и как эффективную форму активного вовлечения граждан в решение разнообразных проблем на локальном уровне, с другой.
Как известно, 2018 год был объявлен Президентом РФ Годом добровольца. В связи с этим в начале года были внесены весьма существенные изменения в принятый еще в 1995 году Федеральный закон о благотворительной деятельности и добровольчестве [1]. Своеобразным итогом Года добровольца стала утвержденная Правительством РФ в декабре 2018 г. Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года [2]. В данном документе было официально признано, что «содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики». В связи с этим в практику оценки деятельности государственных и муниципальных учреждений и органов управления в сфере молодежной и социальной политики, образования, культуры и социального обеспечения стали активно вводиться новые целые показатели, отражающие степень привлечения граждан к волонтерской деятельности. В должностные обязанности специалистов по работе с молодежью региональных и муниципальных Центров, педагогов-организаторов общеобразовательных и воспитательных учреждений стали повсеместно включать и обязанности по организации и координации волонтерского движения. А совсем недавно Роструд сообщил, что к 2020 году в резюме для поиска работы на портале «Работа в России» появится новая графа – участие в волонтерских программах, которая будет учитываться при приеме на работу [3].
По данным опросов ВЦИОМ, в начале 2018 года лишь 8% россиян регулярно работали волонтерами (правда, среди молодежи таких было 22%), при этом треть опрошенных граждан (32%) вообще никогда не участвовала ни в каких общественных инициативах [4]. В то же время готовность к участию в волонтерских программах выразили 2/3 опрошенных(68%), а среди молодежной группы 18-24 года таких желающих оказалось подавляющее большинство – 80% [5].
На общероссийском Форуме добровольцев в конце 2018 года было объявлено, что только за год число волонтеров в России выросло вдвое - с 7 млн. человек до 14 млн., а желание участвовать в общественно-полезной работе появилось теперь уже у 90% населения [6].
В Республике Карелия, к сожалению, подобных широкомасштабных и репрезентативных социологических исследований по добровольчеству до 2019 г. не проводилось. Исследование добровольческой деятельности осуществлялось только в рамках исследования в целом, молодежной политики в Республике, полученные данные не позволяют сделать конкретных выводов и увидеть реальные показатели.
Данные показатели с очевидностью демонстрируют весьма значительный разрыв между числом тех, кто заявляет о своей потенциальной готовности участвовать в добровольческой (волонтерской) деятельности, и числом граждан, реально ее осуществляющих. Какие действия необходимо предпринять органам местного самоуправления и общественности, чтобы ситуация изменилась и разрыв сократился? Отсюда возникла потребность в проведении большого социологического исследования, частью которого стал опрос руководителей волонтерских команд в муниципальных образованиях республики, а также сотрудниками органов власти с целью выявления ключевых проблемных точек и разработкой стратегии по развитию добровольчества в Карелии.
В июле 2019 года команда Ресурсного центра добровольчества осуществила масштабную экспедицию в районы Республики Карелия. Основной целью, которой было выявить проблемы связанные с развитием добровольческого движения в муниципальных образованиях Карелии которые зачастую имеют достаточно большую удаленность от Петрозаводска, а также обучить основам работы с добровольцами организаторов добровольческой и активистов волонтерских команд. В рамках экспедиции была проведена часть социологического исследования, а именно интервьюирование, которое проводил один из специалистов фонда поддержки местных инициатив «Мельница», выступающий главным разработчиком данного исследования.
В рамках экспедиции команде удалось посетить 7 муниципальных образований, в их число Южные, Центральные и Северные районы Карелии, отдаленность от Петрозаводска самого дальнего составила более 700 км. В каждом населённом пункте где останавливалась команда были проведены семинары для организаторов добровольческой деятельности. В их число вошли представители органов местного самоуправления, учителя, педагоги дополнительного образования, сотрудники учреждений культуры, здравоохранения и социальной работы.
Ведущим методом сбора информации в экспертном опросе был выбран метод фокусированного интервью, открытые вопросы которого не ограничивали экспертов узкими рамками строго формализованных ответов. Более того, в ходе разговора интервьюер мог фиксировать невербальные (прежде всего, эмоциональные) реакции эксперта, получая тем самым дополнительную информацию, важную для целей исследования. В качестве интервьюеров выступили профессиональные социологи (преподаватели и выпускницы кафедры социологии и социальной работы Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ).
Тематические блоки и вопросы интервью были практически одинаковыми для всех групп экспертов (представители органов власти, представители НКО и специалисты муниципальных учреждений). Единственное отличие состояло в том, что руководителей НКО и представителей муниципальных организаций спрашивали, как на территории организуется партнерство добровольцев и муниципалитета, а представителей органов власти – как организована система заказа на услуги добровольцев (если таковая на территории существует).
Основные направления данного анализа определялись ключевыми вопросами тематического блока путеводителя (гайда), хотя и не ограничивались ими:
1) К каким сферам и видам деятельности чаще всего привлекаются волонтеры?
2) Как Вы оцениваете опыт волонтеров? Что было успешным, а что – нет? И почему?
3) Привлекаются волонтеры эпизодически или есть какая-то устойчивая группа, помогающая на постоянной основе?
4) Необходимо ли организовывать дополнительное обучение волонтеров и их координаторов?
5) Кто чаще всего обращается за волонтерскими услугами?
Анализ интервью показывает, что в Карелии в той или иной степени в практике добровольческого движения представлены практически все основные направления и существующие на сегодняшний день сферы волонтерства: социальное, спортивное, культурное, экологическое, событийное, медиа-волонтерство, волонтеры общественной безопасности, поисковые отряды, профессиональное волонтерство, помощь животным и т.п.
Значительно чаще других направлений в интервью упоминалась деятельность волонтеров в социальной сфере, в организации массовых мероприятий и благоустройстве территорий.
Примеры социального волонтерства (предоставление помощи пожилым людям, детям, инвалидам, семьям с детьми, тяжелобольным и т.п.) можно найти практически в каждом интервью. «Мы постоянно выходим в дом престарелых… показываем концерты, проводим субботники… спортивные игры для людей пожилого возраста… Для детей инвалидов – это лишь тренинговые занятия и какие-то концертные номера…»(пос. Калевала).
О каких же сложностях и трудностях говорили в интервью эксперты, отвечая на вопрос, что было неуспешным в опыте работы с волонтерами?
Понятно, что, прежде всего, это проблема значительного отсева добровольцев, воспринимаемого, кстати, как вполне естественного. В небольших районных городах и поселках – это острая нехватка людских ресурсов. Большая текучка подготовленных профессиональных наставников. Иногда это неправильное распределение заданий между добровольцами или вовсе отсутствие реальной потребности в них на конкретном мероприятии. Иногда возникает определенное недопонимание с заказчиком услуг. Но в любом случае, все описанные выше ситуации воспринимаются экспертами не как негативный опыт, а как «точки роста», объективные трудности, преодоление которых позволяет развиваться и двигаться вперед, и личностно, и профессионально
Организационные формы волонтерской деятельности. Почти все участвующие в опросе организаторы и кураторы добровольцев сказали, что у них есть устойчивая группа, определенный актив, с которым они работают на постоянной основе. Кто-то называет их «командой», кто-то – «твердым костяком», кто-то – даже «семьей». Но это вовсе не означает, что организация не привлекает к добровольческой деятельности других людей, хотя бы эпизодически, без этого все равно не обойтись. Более того, через проверку «новичка» в конкретном деле появляется возможность более эффективно расширять постоянную команду: «Всегда радуюсь, когда появляются новые люди… Волонтерская работа — очень хороший пробник, легче посмотреть на человека разово в каком-то мероприятии, а потом уже ввести его в постоянную группу».
Необходимость обучения добровольцев и их координаторов. Большинство опрошенных экспертов уверены, что дополнительное обучение добровольцев и особенно - координаторов волонтерской деятельности является жизненно необходимым для развития движения. С одной стороны, надо учить вполне конкретным вещам: «всегда нужно волонтера учить перед каким-то мероприятием… потому что люди меняются, меняются запросы, меняются стандарты, мероприятия тоже меняются».С другой стороны, это должна быть не только подготовка к какому-то конкретному событию (скорее, это все-таки текущий инструктаж), но и работа на повышение общего уровня культуры волонтера, получения систематических знаний в области психологии, педагогики, менеджмента, этики и т.п.
Как известно, личностное развитие – один из важнейших мотивов для участия в добровольчестве. А потому предоставленные организацией широкие возможности для пополнения личного багажа знаний, навыков и практических умений – это только дополнительный стимул для потенциального добровольца, чем шире выбор образовательных программ, тем сильнее этот стимул.
Необходимость обязательного обучения координаторов была поддержана всеми, без исключения, экспертами, которые связывали ее с важной ролью координатора в добровольческом движении, ведь это – «ключевой человек, который ведет волонтеров в правильном направлении». С другой стороны, от слов и поступков координаторов зависит общественное мнение о движении в целом. Целесообразность постоянного обучения отлично осознается самими координаторами: это нужно им для того, чтобы эффективнее работать в современных постоянно изменяющихся условиях. «Плох тот координатор, который не учится каждый день… когда ты тренируешь своё мышление, оно начинает работать в другом ключе, ты видишь более простые решения сложных задач».
Особенно активно поддержали идею регулярной учебы и повышения квалификации координаторов добровольчества эксперты из отдаленных от Петрозаводска районов. Причем не только сами руководители волонтерских отрядов, но и представители органов власти. «Оно должно быть обязательно, в первоочередном порядке. Мы в нем очень сильно нуждаемся» (пос. Калевала). В вопросах обучения волонтеров и повышения квалификации координаторов большинство экспертов из районов все свои надежды возлагают на республиканский Центр добровольчества, по крайней мере, на его кадрово-организационную и методическую помощь.
Заключение.
Большое социологическое исследование по добровольчеству в Республике Карелия завершилось в конце 2019 г. Благодаря его итогам команда Ресурсного центра добровольчества сможет разработать стратегию развития добровольческого движения в Карелии на ближайшее несколько лет. По итогам проведенных интервью и анализу ответов интервьюеров были выявлены ключевые проблемные точки, возникающие при развитии добровольческого движения в республике, а также сделаны первые шаги направленные на решение данных проблем. В ноябре 2019 г. Проведена масштабная Республиканская образовательная программа «Школа волонтера», с 15 по 17 ноября в Петрозаводске проведен Республиканский форум добровольцев, на котором прошли подготовку порядка 120 организаторов добровольцев от различных организаций и учреждений Республики Карелия, в предыдущие годы программа была рассчитана больше на активистов добровольческих команд. С сентября по ноябрь специалисты центра смогли осуществить выезды с образовательными программами в шесть муниципальных районов Карелии в которых имеются значительные трудности с развитием добровольчества. Благодаря всему вышеперечисленному можно сделать о том, что проведённое интервьюирование и его результаты уже сейчас приносят пользу для развития добровольчества в Карелии, а также для решения выявленных проблемных точек.
Рецензии:
20.12.2019, 12:28 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Малкиной Юлии Сергеевны тематически ценная, раз государственная власть России отказывается от взятия на себя немалой численности важных для общества практических действий, а ставшаяся предпринимательской экономика неохотно смотрит на бесприбыльные варианты действий. Статья достойна публикации, но желателен учет таких добавлений. Стоит сократить применение термина «добровольчество» в пользу термина «волонтерство», более ясного народу. Следует подчеркнуть лично-бесплатный характер действий, работ, что противостоит предпринимательской системе. При показе нынешнего освоения предпринимательства оговорить положение этого в социалистическом СССР при решающей роли в организации бесплатных работ партийных комитетов. Но желательно учесть и первобытно-общинный строй, в котором жили при общественной форме собственности, без применения денег.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий