Государственный Университет Управления
студент
Ермаков Иван Александрович, кандидат экономических наук, доцент кафедры логистики, Государственный университет управления
УДК 339.9
Введение
Северный морской путь является главной судоходной магистралью России в Арктике. Без развития северного морского пути невозможно дальнейшее освоение и развитие арктической транспортной системы. Морской транспорт является главным в обеспечении населения севера всеми необходимыми для жизнедеятельности средствами и товарами, и не только для людей, но и для экономики страны, ведь в регионах Севера добываются различные ресурсы, которые можно доставить только морским транспортном, потому что из-за вечной мерзлоты невозможно строительство железной- и автодороги.
Актуальность
Автор считает, что данная тема представляет особую актуальность, потому что использование Северного морского пути является стратегическим фактором, который связан с геополитическим и транснациональным значением морского судоходства в Арктике.
Цели и задачи данной статьи
Целью работы является то, что нужно выявить, что ожидает Северный морского путь и какие его ждут изменения, также какие могут быть проблемы без развития Северного морского пути. Задачей работы является: рассказать об историческом начале Северного морского пути, как и с чего началось развитие; значение Северного морского пути и какую роль он играет в морском транспорте; дальнейшие перспективы развития Северного морского пути.
Основная часть
Для начала автор расскажет про сам путь, где он находится и какая у него протяженность. Северный морской путь проходит вдоль сибирского побережья, соединяя дальневосточные, российские порты, устья северных рек в одну единую судоходную транспортную систему. С восточной стороны СМП ограничен Беринговым проливом, с западной – меридианом, расположенным чуть севернее мыса Желания. Общая протяженность СМП составляет 5600км. [3;с.1]
Хотелось бы сказать немного о истории освоения Северного морского пути. Освоению Арктики насчитывают почти тысячу лет назад, но более активно изучать её стали только в середине 17-го столетия, когда моряки под руководством Федота Попова и Семёна Дежнёва, обогнув Чукотский полуостров, попали в Тихий океан. Вначале 18-го века Иван Толстоухов со своими судами обошел по морскому пути Таймырский полуостров. После этого стали проходить различные экспедиции, продолжавшие искать новые торговые пути, все больше и больше расширяя границы северного судоходства. Когда первый российский ледокол протестировали в сложных арктических условиях, выявились недостатки,которые устранили при строительстве последующих судов. [5]
Сейчас же Северный морской путь рассматривают, как трансконтинентальный Евро-Азиатский транспортный коридор. Судьба его так же зависит от того, что добывают в арктических зонах и насколько в этом нуждается экономика. Естественно без Северного морского пути освоения ресурсов Арктики невозможно. Из-за того, что добывать ресурсы в Арктике достаточно сложно-сохранилось очень много природных ресурсов и полезных ископаемых. Под Северным полюсом хранится четверть мировых запасов нефти и газа. [2;с.2-4]
Больше внимания к Северному морскому пути оказывают иностранные компании судоходства. Это определяется двумя факторами:
1) Возможно станет более выгодной альтернативой другим перевозкам между Европой, Дальнего Востока и Северной Америки.
2) Так же интересен для иностранцев, как транспортная артерия для перевозки минеральных ресурсов из арктических регионов России, так как в этих районах содержится 35% мировых запасов нефти и газа.
3) Перевозки газа и нефти морским путем могут стать выгоднее строительства газо- и нефтепроводов.
Сегодня Россия продолжает понемногу осваивать и использовать Северный морской путь. Больше всего услугами Северного морского пути пользуются российские компании, как «Норильский никель», «Газпром», «Роснефть».К 2020 году предполагалось увеличить запасы нефти в Арктике до 3 млрд тонн.
Как говорилось ранее, через арктическую транспортную систему развиваются морские пути и северные территории. Но, к сожалению, полностью освоить данные территории невозможно из-за тяжелых условий крайнего севера, в условиях, которых невозможно человеку выжить. Но, к счастью, Север изучен неплохо, что дает основание для выдвижения новой парадигмы его развития: не только добыча ресурсов топлива и сырья, но и создание благоприятных условий для жителей Севера. Развитие предусматривает сохранение северного морского пути как единой национальной транспортной магистрали России. Также обеспечить Северный морской путь устойчивым и безопасным функционированием в интересах региона. Еще защитить приоритеты российского флота,а также укрепить безопасность России в Арктике. [2;с.1-3]
В первую очередь, перспективные грузопотоки СМП связаны с освоением и добычей сырья на следующих месторождениях:
• Штокмановское месторождение в центральной части Баренцева моря;
• газовые и нефтегазовые месторождения полуострова Ямал;
• Тимано-Печерская нефтегазоносная провинция, на территории Республики Коми и Ямало-Ненецкого автономного округа;
• месторождения цветных металлов (медь, никель) на Кольском и Таймырском полуостровах;
• крупные угольные бассейны на территории Таймырского полуострова, Красноярского края, Иркутской области, Республики Саха (Якутия), Чукотского АО;
• месторождения золота на территории Республики Саха (Якутия), Магаданской области, Чукотского АО;
• месторождения олова на территории Чукотского АО и т.д.
Больше всего перспективным считается Штокмановское месторождение. Там запасы по категории С1 составляют 3,9 трлн куб м газа и 56, 1 млн тонн газового конденсата. Также в планах есть строительство порта вместе с заводом.
Еще можно сказать об одной важной функции Северного морского пути- это возможность создания на базе Северного морского пути международного транспортного коридора, который соединит Западную Европу со странами Азиатско-Тихоокеанского региона и Северо-Тихоокеанского побережья США и Канады, который может стать альтернативой морскому пути через Суэцкий канал. По результатам исследования, можно сказать, что перевозки грузов по Северному морскому пути в ближайшие годы могут составить достойную конкуренцию Суэцкому южному каналу. Срок транспортировки грузов может стать меньше (что является большим плюсом) за счет обеспечения безопасности судов от пиратских нападений и террористических действий, а также увеличения периода летней навигации за счет глобального потепления.
Если говорить о экономике СМП, то Согласно статистическим данным ФГУП «Администрация Северного морского пути», в 2017 году объёмы перевозок по СМП составили 9,932 млн. тонн, это самое большое значение за всю историю. В данный момент больший объем грузоперевозок по Северному морскому пути обеспечивается за счет внутренних перевозок, так как это основная транспортная артерия арктического сектора России, но при этом показывает , что у иностранных логистических компаний отсутствует интерес к Северному морскому пути. Конкурентами является Суэцкий и Панамский канал .Большой объём приходится на транспортировку грузов в северные российские регионы, так называемый «северный завоз».
Еще хочется отметить экологическую ситуацию в Арктике. Больше всего Арктике угрожает загрязнение использованным топливом судов, которые проходят по территории Северного морского пути. Так, одно судно может расходовать 33 тонны топлива в сутки и, соответственно, за 26 суток, необходимых для прохождения СМП, израсходует 858 тонн топлива, а один дизельный ледокол при максимальной мощности может использовать только до 3000 тонн топлива в день. Широкое внедрение газомоторного топлива в акватории Арктики может способствовать решению экологических проблем. [4;с.4-6]
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что Северный морской путь является неотъемлемой частью жизни людей. Он позволяет активизировать экономическую жизнь прибрежных регионов Севера и Дальнего Востока. Но пока же Северный морской путь остается резервом для международных перевозок, но в нем есть огромный потенциал в развитии Арктических территорий и крайнего Севера России. Дальнейшее развитие поможет улучшить экономическую ситуацию.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий