Шебекинский дом-интернат для престарелых и инвалидов
Специалист по социальной работе
Кулабухов Дмитрий Анатольевич, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)
УДК 316
Введение
На реализацию реабилитационных мероприятий в отношении лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, оказывает существенное влияние ряд неблагоприятных факторов, которые затрудняют проведение реабилитационных мероприятий и снижают их эффективность.
Актуальность
Социально-психологическая реабилитация в домах-интернатах для престарелых и инвалидов – одно из будущих перспективных направлений нашего общества и социального развития государства. Ввиду того, что в домах-интернатах для престарелых и инвалидов проживают не только граждане, достигшие пенсионного возраста, но и инвалиды, минимальный возраст, которых согласно действующему законодательству составляет 18 лет, проблема реабилитации инвалидов приобретает особую значимость.
Целями исследования являются анализ неблагоприятных факторов оказывающих влияние на реабилитацию лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
Задачей исследования является раскрытие неблагоприятных факторов оказывающих влияние на реабилитацию лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов на примере конкретного учреждения.
Новизна исследования заключается в детальном анализе неблагоприятных факторов оказывающих влияние на реабилитацию лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
Термин «реабилитация» в литературе в основном рассматривается с медицинской точки зрения. Так, медицинская реабилитация представляет собой комплекс медицинских, педагогических, психологических и иных видов мероприятий, направленных на максимально возможное восстановление или компенсацию нарушенных или полностью утраченных, в результате болезни или травмы, нормальных психических и физиологических функций (потребностей) человеческого организма, его трудоспособности. [1]
Однако успешность реабилитации напрямую зависит от реабилитационного потенциала реабилитируемого.
Реабилитационный потенциал представляет собой совокупность нескольких факторов: медицинских, психологических, социальных, которые учитывают объективные возможности восстановления нарушенных физиологических и психических функций [2,3,4]. Кроме того, значительную роль в успехе реабилитации играют компенсаторные возможности организма и психологическая готовность самого человека к реабилитации.
Таким образом, реабилитационный потенциал представляет собой перспективу восстановления нарушенных функций, т.е. уровень максимально возможного восстановления всех утраченных функций.
Для реабилитации инвалидов бюро медико-социальной экспертизы разрабатывает индивидуальные программы реабилитации инвалида (ИПРА), представляющие собой комплекс индивидуализированных реабилитационных мероприятий. Основной целью ИПРА является адаптация окружающей среды к функциональным особенностям и возможностям инвалида (пандусы, поручни, таблички Брайля и т.п.) и адаптация самого инвалида к максимально комфортному функционированию в окружающей среде с учетом его физиологических и психологических возможностей, в том числе, посредством использования средств передвижения, протезирования и ортезирования.
Реабилитационный потенциал имеет несколько уровней: высокий, средний, низкий и крайне низкий [5]. Наиболее перспективными являются инвалиды с высоким уровнем реабилитационного потенциала – у них возможно максимальное восстановление нарушенных функций, в том числе и спонтанная реабилитация. В то время как инвалиды с крайне низким реабилитационным потенциалом в основном нуждаются в медикаментозном лечении, поддерживающем жизнь, и пребывании на постоянном полупостельном/постельном режиме. Лица, имеющие средний реабилитационный потенциал составляют основной контингент реабилитируемых и при надлежащей реализации реабилитационной программы и соответствующем желании самого инвалида достигают значительных результатов в восстановлении утраченных функций и качества их жизни. Инвалиды с низким реабилитационным потенциалом испытывают трудности при восстановлении утраченных функций, им необходим особый подход и более длительный по времени и интенсивности курс реабилитации.
Для успешной реализации реабилитационных мероприятий в домах-интернатах для престарелых и инвалидов необходимо не только исследовать реабилитационный потенциал лиц, проживающих в данных учреждениях, но и учесть ряд факторов, которые могут оказывать отрицательное воздействие на реабилитационный потенциал или препятствовать ему.
Проанализировав личные дела лиц, проживающих в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, мы пришли к выводу, что основными причинами поступления в дом-интернат являются:
- частичная или полная утрата навыков самообслуживания и (или) передвижения;
- отсутствие или утрата по разным причинам собственного жилья либо нахождение в условиях не пригодных для проживания (подвалы, ветхое жилье без коммуникаций и т.д.);
- антисоциальный образ жизни (наркомания, алкоголизм, пребывание в местах лишения свободы, бродяжничество и т.п.);
- конфликтные отношения с родственниками и близкими;
- одинокие пожилые люди и (или) инвалиды (родственников нет или отношения с ними длительное время не поддерживаются).
Таким образом, контингент домов-престарелых – это лица с множеством социальных, физиологических и психологических проблем, что в целом отрицательно отражается на их реабилитационном потенциале.
Неблагоприятными факторами, препятствующими успешной реабилитации проживающих домов-интернатов являются:
- сохранение прежнего антисоциального образа жизни и вредных привычек;
- нежелание и (или) отказ принимать активное участие в реабилитационных мероприятиях (отказ от протезирования, ортезирования, нежелание приобретать навыки пользования специальными средствами технической реабилитации и др.)
- отказ от участия в общественной жизни интерната (не посещают общественные мероприятия, проводимые в интернате, не хотят заниматься в кружках, посещать занятия психолога и т.п.);
- психологические и психические особенности (ослабление памяти, внимания, снижение способности ориентации в новых условиях, тревожный фон настроения и лабильность эмоциональных процессов; нарушение ментальных процессов, зависимое поведение);
- труднообучаемость и (или) необучаемость ввиду низкого интеллекта;
- конфликтность, склочность, склонность к сутяжничеству
- необратимость изменений ввиду тяжести физического недуга, низкий уровень реабилитационного потенциала, пребывание на постельном и (или) полупостельном режиме
- эффект госпитализма.
Указанные неблагоприятные факторы зачастую представлены в совокупности, что, несомненно, усложняет процесс реабилитации инвалида. Поэтому процесс реабилитации многогранен и включает в себя одновременное взаимодействие нескольких специалистов (медики, психологи, юристы, социальные работники, инструкторы ЛФК и др.). Для минимизации неблагоприятных факторов и успешности процесса реабилитации необходимо, чтоб наряду с медицинскими реабилитационными мероприятиями человек, поступивший в дом-интернат, получал и социально-психологическую реабилитацию, работал с психологом для успешной адаптации в новых условиях, принятия нового образа «Я», коррекции негативных поведенческих отклонений и паттернов, выработке новых копинг-стратегий, формирование социальных установок и пробуждение социальной активности.
Для преодоления неблагоприятных факторов в домах-интернатах необходимо неукоснительно выполнять соблюдать требования федерального и регионального законодательства [6]: создавать безбарьерную среду для инвалидов – всех инвалидов, в соответствии с назначениями их ИПРА вовремя и регулярно обеспечивать техническими средствами реабилитации, специальной мебелью, в зданиях должны быть пандусы, поручни, таблички Брайля и звуковое сопровождение у входов в здания.
Результаты.
В нашем доме интернате созданы все необходимые условия для благоприятного проживания лиц с ограниченными возможностями и инвалидов создана и активно используется безбарьерная среда, с учетом медицинских показаний применяются социально-бытовая, социально-средовая, социально-психологическая, социально-педагогическая, социально-трудовая и социально-правовая реабилитации.
Положительный результат реализации индивидуальной программы реабилитации достигнут у 45% инвалидов, значимые результаты 51% достижение частичной компенсации утраченных функций. Частично восстановлены нарушенные функции у 40% инвалидов.
При проведении комплексной реабилитации нуждаемость в лекарственной терапии составляет 100%, в физиотерапевтическом лечении – 20%, методы лечебной физкультуры используют 60% инвалидов.
Заключение. Успешность и результативность реабилитации инвалидов зависит от создания соответствующей среды, своевременности и полноты реализации медицинских, психологических, бытовых, правовых и иных реабилитационных мероприятий и исключение либо минимизации неблагоприятных факторов.
Рецензии:
21.01.2020, 11:46 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Зиновьевой Натальи Михайловны информирует о трудностях жизни, сложностях оздоровления, потерявших здоровое состояние лиц, о действиях тех, кто работает с ними в Интернате по оказанию помощи, оздоровлению. Она полезна в плане представления давшегося опыта, достойного заимствования. Работа достойна публикации. Но желателен учет таких замечаний. Заголовок работы сильно емкий, не привычный для научных работ. Предлагается: «Помехи оздоровлению престарелых, реабилитации инвалидов». Выражение «…и/или …» не выглядит уместным. Нуждается в поправке выражение «…создавать безбарьерную среда …»