Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 09.01.2020. Последняя правка: 08.01.2020.
Просмотров - 878

Назад в СССР, или шеринговая экономика в российских реалиях

Шабанов Денис Андреевич

Бакалавриат

Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет

Студент 3-го курса

Молдован А.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и оценки бизнеса, Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет


Аннотация:
Данная статья-краткий обзор тенденций развития шеринг экономики в России, сравнение российской шеринг-экономики с темпами роста западных стран и КНР, а так же про особенности ведения бизнеса в новой, быстроразвивающейся экономике.


Abstract:
Article about the sharing economy. Sharing economy in Russia. Comparison of growth rates of the Russian sharing economy with Europe, USA and China. Features of doing business in the sharing economy.


Ключевые слова:
шеринг; шеринг-экономика; экономика 21 века; каршеринг; фудшеринг; экономика совместного потребления

Keywords:
airbnb; avito; sharing economy; sharing; economy


УКД 339.162

Введение

«А как раньше было здорово...», «от каждого по возможностям и каждому по потребностям…». Наверное, быстрый успех различного рода шеринговых сервисов в России отчасти обусловлен именно такими настроениями в обществе. Конечно есть и объективные причины роста популярности идей совместного потребления: гибкая адаптация российской экономики к различным инновациям, высокий уровень развития IT сферы в России, а также низкие доходы граждан, несоразмерные с их желаниями и возможностями.

Шеринг-экономика-это идея совместного пользования, которая позволяет соединять друг с другом различных экономических агентов (в первую очередь спрос и предложение) в процессе потребления экономических благ. Проще говоря, вы можете коллективно использовать вещи и услуги, но вам необязательно при этом ими владеть.

Вывод об актуальности изучаемого в статье явления можно сделать исходя из следующих статистических данных:

  1. $335 млрд достигнет к 2025 году объем мировой шеринг-экономики. В 2014 году глобальный рынок шеринга оценивался лишь в $15 млрд.
  2. $8,5 млрд. составил объем услуг шеринга в России в 2018 году, увеличившись к предыдущему году на 30%
  3. $38 млн. венчурных инвестиций привлекла за последние десять лет шеринг-экономика.

Цель данной статьи-разобраться в особенностях нового вида экономических отношений.

А задачами статьи будут являться ответы на такие вопросы как:

  • В чем преимущество шеринг экономики перед обычными рыночными отношениями?
  • В чем отличие российского шеринга от западного и азиатского?
  • Какие слабые места в шеринге и какие проблемы возникают у бизнеса в этой сфере?

Научная же новизна данной статьи состоит в том, что в ней рассматривается не только само явление шеринг-экономики, но и ее взаимосвязи с менталитетом народа, а так же рассматриваются две стороны экономических отношений: производитель-потребитель.

Преимущества шеринг экономики и причины ее активного развития

В условиях достаточно низкого заработка встает вопрос о рациональном потреблении и экономии средств буквально на всем, чем только возможно. шеринг дает возможность позволить себе качественные товары или услуги по доступной цене. Благодаря появлению новой шеринговой экономики люди могут одновременно и экономить, и приобретать узкоспециализированные или сезонные вещи. Например, начиная заниматься новым хобби, можно не бояться в него вложиться и купить нужную экипировку, технику или инструменты, потому что есть гарантии: если не понравится, всегда можно продать. А люди с низким доходом могут позволить себе приобретать на вторичном рынке качественные брендовые вещи, покупать которые в официальных магазинах было бы для них нерационально. В общих чертах, шеринговая экономика дает людям одно большое преимущество: легко собрать комбинацию вещей под текущие жизненные потребности и интересы, а после легко от них избавиться и пересобрать все по-новому с минимальными вложениями денег и времени.

Особенности шеринг-экономики в России

При анализе данных о шеринг-экономике возникают вопросы. Так, например известен факт, что 75% пользователей шеринговых услуг в России живут в городах-миллионниках, а большинство из них в Москве.

Можно предположить, что такие цифры обусловлены недоступностью многих шеринговых сервисов (вроде каршеринга и фудшеринга) в малых городах. Однако тот факт, что 72% выручки в шеринговой экономике России приходится на перепродажу вещей между гражданами говорит о том, что основными площадками для шеринг-экономики в России являются такие платформы, как “Авито”, “Юла”, “АвтоРу” и “Дром”. Эти платформы доступны абсолютно во всех городах России, значит, на число пользователей, участвующих в шеринг-экономике, не влияют сервисы каршеринга и фудшеринга, и, как и в малых городах, в городах-миллионниках также основную долю выручки шеринговой экономики занимает продажа вещей между гражданами. Как известно, в городах-миллионниках уровень доходов и условия жизни лучше, особенно в Москве, однако это никак не влияет на популярность идей шеринга.

Отсюда можно сделать вывод, что шеринг-экономика находится вне статусов. Ее частью могут быть как богатые, так и бедные граждане. Шеринг-для всех. Как утверждает Владимир Правдивый, генеральный директор Авито:”Человек, пользующийся услугами шеринга, это, как правило, городской житель в возрасте от 20 до 55 лет, уже имеющий опыт пользования какими-либо онлайн сервисами”.

“Шеринг-экономика бросает вызов основным ценностям общества сверхпотребления, нивелируя философию обогащения и подрывая триумф частной собственности. Не нужно покупать автомобили, квартиры, яхты, частные самолеты, офисы и многое другое, если вы можете ими пользоваться, не неся расходы на содержание и ремонт. И при этом можно менять дома, квартиры, машины, интерьеры столько раз, сколько захочется.”

Сергей Федоринов, Forbes.

Экономика шеринга была очень тепло принята гражданами России. Настолько, что она очень быстро начала вытеснять уже привычные виды бизнеса, такие как такси или гостиницы. Например, средний чек за пользование каршерингом в Москве составил 350 рублей, в то время как поездка на такси обходится в 455 рублей. Станут ли люди переплачивать за такси, а водители снижать стоимость? Вопрос риторический.

И такая тенденция во всем мире. Число предложений Airbnb (платформы по обмену и поиску жилья) выросло за последние 6 лет больше, чем сеть отелей Hilton за 93 года. И рост продолжается такими же темпами. 0,35% составляет снижение выручки отелей от роста на 10% числа квартир, сдаваемых в этом же регионе через Airbnb.

Во время Олимпийских игр в Рио в 2016 году Airbnb разместила сотни тысяч приехавших в город туристов с помощьюсобственного сервиса. Для того, чтобы найти место для такого количества людей, городу бы пришлось построить 257 гостиниц, которые впоследствии неудалось бы заполнить такимколичеством постояльцев.

Как можно заметить, помимо экономической выгоды, шеринговая экономика приносит выгоды и социальные:

  • 40 т. выбросов угарного газа (СО) удалось избежать в Москве в 2018 году, благодаря шерингу велосипедов и самокатов.
  • На 15% снизится загрузка федеральных трасс в России при росте проникновения капулинга с 10% до 50%
  • 2,5 млн человек подрабатывает благодаря биржам фриланса в России
  • 7 тысяч тонн продовольствия было спасено от попадания на свалки в 2018 году благодаря фудшерингу. Правда, это составило лишь 0,04% от всего объема пищевых отходов в стране.

 

Сдача в аренду инструментов, автомобилей или даже совместное использование оставшихся продуктов в холодильнике перед отправлением в отпуск — все это помогает уменьшить количество отходов и дает возможность многократно использовать предметы, а не выбрасывать их.

Идеальная система экономических взаимоотношений?

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сказать, что шеринг-экономика-это новый виток в развитии всей экономики планеты, который в некоторых отраслях уже доминирует над обычным капитализмом. Такая экономика более практична с экономической точки зрения и более полезна в социальном плане. Так что проникновение шеринга во все сферы деятельности-это лишь вопрос времени, и если классическому социализму не удалось победить капитализм, то это за него сделает его IT-реинкарнация

Но почему же тогда экономика шеринг до сих пор не вытеснила привычные нам всем денежные отношения?

Суровые реалии бизнеса в сфере шеринг-экономики

Дело в том, что на данный момент делать свой бизнес в этой сфере готовы далеко не все предприниматели. Это большой риск который не факт, что будет оправдан. Например, по данным отчетности РСБУ, убытки компании «Яндекс Драйв» составили 550 млн.руб., и это несмотря на выручку в 1 млрд руб. А лидер в сфере каршеринга - «делимобиль» при выручке в 1.5 млрд.руб. потерпел убытков на общую сумму в 260 млн руб. Такие показатели можно объяснить большими инвестициями в развивающееся направление, но это далеко не единственный фактор.

Большая проблема развития шеринг экономики в России заключается в низком уровне социальной ответственности граждан. Если рассматривать на примере крашенинга, то такие убытки объясняются махинациями с автомобилями, их кражей или недобросовестным использованием. И даже жесткая система контроля и рейтинги не спасают от этого.

Компания BelkaCar подсчитала, что в 2018 году из ее машин было вынесено 150 аккумуляторов,около 100 ковриков, 14 передних сидений  и один задний диван, 7 рулей, 18 тысяч литров омывающей жидкости, 2 тысячи щёток для очистки снега

Но почему, несмотря на это, люди продолжают инвестировать в такие проекты?

Дело в том, что потенциал шеринговой экономики в России очень большой. Сейчас ею уже пользуется 12% населения, что больше, чем в любой другой стране Европы. Однако это низкий показатель по сравнению с 37% в США и 57% в КНР, поэтому потенциал очевиден.

Несмотря на инновационность такой экономики, пользователи в ней очень консервативны. 70% пользователей шеринг используют лишь один подобный сервис. Это объясняет активную рекламу различных каршенринговых сервисов и инвестиции в них, потому что, если не захватить клиента сейчас, его не захватить уже никогда.

Вывод

Шеринговый бизнес больше про инвестиции в туманное будущее, нежели получение прибыли здесь и сейчас, поэтому позволить себе какие либо проекты в этой сфере могут только большие корпорации или крайне успешные стартапы, способные собрать миллиардные инвестиции в свой проект. Но даже несмотря на то, что это сложно, убыточно и рискованно, душу каждого предпринимателя в этой сфере греет мысль, что его бизнес социально полезен и он прикладывает руку к тому, чтобы менять мир в лучшую сторону прямо здесь и сейчас.

Библиографический список:

1. Экономика шеринга. // [Новостной портал РБК] / РБК Тренды-кто и как меняет глобальную экономику. URL: https://www.rbc.ru/trends/sharing/
2. Forbes. https://yandex.ru/turbo?text=https%3A%2F%2Fwww.forbes.ru%2Fbiznes%2F378581-kommunizm-kotoryy-nikto-ne-stroil-kuda-nas-zavedet-sheringovaya-ekonomika




Рецензии:

18.03.2020, 19:08 Ямилов Рамиль Могатович
Рецензия: Тема исследования очень перспективная. Но, есть следующие замечания: 1. уточните применяемую терминологию: в одном месте шеринг-экономика, в другом шеринг экономика, в третьем шеринговая экономика. Это тождественные понятия или разные? 2. Ссылка на источники, особенно там где приводятся цифровые данные. Если это результаты Ваших исследований, то укажите данный факт. 3. В одном месте Вы отмечаете, что "Шеринг-экономика-это идея совместного пользования, которая позволяет соединять друг с другом различных экономических агентов..". В другом - "72% выручки в шеринговой экономике России приходится на перепродажу вещей между гражданами говорит о том, что основными площадками для шеринг-экономики в России являются такие платформы, как “Авито”, “Юла”, “АвтоРу” и “Дром”, в третьем - е "основную долю выручки шеринговой экономики занимает продажа вещей между гражданами". Последние два утверждения противоречат понятию "шеринг экономики" и являются не совместным пользованием благом, а продажей блага. 4. Вывод не соотвествует ни названию, ни тексту статьи, поскольку в выводе идет речь о шеринговом бизнесе, а в статье о шеринг экономики. Рекомендую доработать статью.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх