Синергия
Студент
Студент Булат Игорь Александрович. Макарова Марина Владимировна, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики, Университет Синергия
УДК 330.101.54
Введение.
По данным Федеральной службы государственной статистики, в последнее время наблюдается рост цен на молоко и молочную продукцию. Молочное производство по итогам этого года (2019 г.) выросло на 10% до 90 млн. л. Общее количества стада «КРС» (крупный рогатый скот) выросло на 8,5% до 22,2 тыс. голов.
Молоко и молочная продукция относится к важнейшим продуктам питания человека, так как активное потребление молока приводит к выраженному снижению веса человека, лучшему усвоению кальция.
Характеристика продукта:
У молока несколько видов:
1) нежирное, 2,5, 3,2 и 6% жирности,
2) топленое 4 и 6 % жирности,
3) белковое 1 % жирности с увеличением до 4,3 % белка.
Коровье молоко содержит 3% полноценных белков, связанного с кальцием и фосфором казеина и немного альбумина и глобулина, превосходящих казеин по содержанию незаменимых аминокислот.
В молоке много калия, мало натрия, незаменимых жирных кислот, железа и других микроэлементов. В небольшом количестве содержит все витамины, больше всего «В2» и «А».
Целью данного исследования является изучение изменения цены за определённый отрезок времени (с сентября 2019 года по ноябрь 2019 года) молока марки «Домик в Деревне».
Задача: проанализировать изменение цен за определённое количество времени и попытаться выяснить причины, повлиявшие на это.
Методы исследования: мониторинг цен марки молока «Домик в Деревне», в магазинных сетях: «Дикси», «Пятерочка» и «Перекресток», вторичные данные отраслевой статистики.
Основная часть.
В 2018-м цены на животноводческую продукцию сильно менялись. Особенно сложным год стал для производителей сырого молока, которые из-за падения цен на продукцию серьезно недополучили прибыль по сравнению с 2017-м. Уменьшение цен на сырое молоко и увеличение затрат на основные компоненты себестоимости отчасти были скомпенсированы ростом интенсификации производства. В среднем рентабельность молочных комплексов в прошлом году сложилась на уровне 20-25%. В прошлом году на возмещение 25% прямых понесенных затрат при реализации проектов в молочном животноводстве было направлено 6 млрд руб. В прошлом году в отрасли был объявлен ряд крупных проектов, а значит, молочный рынок по-прежнему остается привлекательным для инвесторов.
В 2018 году в отрасль вошли несколько крупных компаний: «DMK Group» (Германская молочная компания), «Savencia» (Французская компания по изготовлению сыров), были запущены новые проекты «ЭкоНивы» (крупнейший производитель молока в России и Европе). Это значит, что потенциал роста рынка и спроса на молочную продукцию достаточно высок. «ЭкоНива» занимает первое место по производству сырого молока в России и пятое в мире.
В статье «О проблемах агарного комплекса и их решении» О.В. Тарханов, кандидат технических наук , директор и главный конструктор Башкирского научно-инженерного центра по технологии переработки органики пишет в ноябре 2011 г . выделил следующие тенденции в молочной отрасли
1) С 2010 года шло сокращение поголовья крупного агарного скота. Но благодаря господдержке в последнее десятилетие прирост производства сырого молока составляет около 500 000 тон в год. За последнее 6 лет общий прирост составил 3 млн тон в год . Тем самым достигалось выполнение Доктрины продовольственной безопасности РФ.
2) Рост цен на готовую рыночную продукцию происходит из-за сохраняющегося дефицита молочного сырья. [4]
На современном этапе развития отрасли можно из статьи «Молочная отрасль России» привести в пример следующие цифры:
1) производство молока в хозяйствах всех категорий за 2018 год увеличилось на 1,4% (30,6 млн тонн);
2) в том числе в сельскохозяйственных организациях производство увеличилось на 3,6% (плюс 571 тыс. тонн к уровню 2017 года), в К(Ф)Х, у ИП – на 5,7% (плюс 165 тыс. тонн к уровню 2017 года), а в подсобных хозяйствах уменьшилось на 2,3% и составило 280 тыс. тонн.
В 2018 году построено, реконструировано, модернизировано, введено в эксплуатацию 239 новых молочных ферм и комплексов, за счет чего было дополнительно получено 289 тыс. тонн молока.
К 2024 году ставится задача довести молочную продуктивность коров в сельскохозяйственных организациях в среднем по России до 7100 кг.
Решение указанной задачи зависит от успешной реализации следующих трех взаимосвязанных факторов: 1) высокоэффективное ведение молочного скотоводства; 2) дальнейшее развитие и совершенствование племенной базы молочных пород скота; 3) модернизация сельскохозяйственной базы товаропроизводителей. [5]
Описание исследования и данных, полученных в ходе него.
В данной статье мы рассмотрим бренд линейки молочных продуктов « Домик в деревне», как её цены менялись за сентябрь – ноябрь и каковы нынешние цены. Данный бренд относится российской компании «Вимм-Билль-Данн», которая в 2011 году продала 100% своих акций американской компании “PepsiCо”.
Для наблюдения цен нам пришлось обойти не один магазин и не час просмотра цен в разных интернет - магазинах. В каждой торговой точке цены разные, например средняя цена в «Дикси» составляет 81 руб., в «Пятёрочке» 89 руб. и в «Перекрёстке» 91 руб.
С сентября до ноября цены на молоко растут. Данное молоко продаётся везде, будь это магазин, «ТЦ» (торговый центр) или ларёк. В основном мы брали магазины «Пятёрочка», «Дикси» и «Перекрёсток» в городе Москве.
В таблице 1 представлены результаты визуального наблюдения за ценами в начале месяца.
Таблица 1
Результаты наблюдения за ценами молока «Домик в деревне с сентября о ноябрь 2019 года.
Месяц |
Дикси (цена,рублей) |
Пятерочка (цена,рублей) |
Перекресток (цена,рублей) |
Сентябрь |
78 |
86 |
87 |
Октябрь |
81 |
88 |
90 |
Ноябрь |
85 |
93 |
97 |
Результат: В первую очередь у каждой магазинной сети: «Дикси», «Пятерочки» и «Перекрёсток», розничная цена разная. Из приведенной таблицы мы наблюдаем, что цены за 3 месяца на молоко растут. В «Дикси» и «Пятерочке» цены повысились на 7 рублей, а в «Перекрёстке» на 10 рублей.
Порядок ценообразования на молоко.
Главными установщиками цен является: производитель и переработчик. Увеличение в цене необходимо для того, что бы снизить затраты на транспортировку, на производство, рекламу т.д.
Так же на цены влияют не особо значительные факторы, такие как: сезонный фактор, «динамика цен на мировом рынке» (избыток необходимого сырья, который в свою очередь приходится закупать импортное сырьё, которое так же имеет не малую цену) и «запас молока» (в малом количестве сырья возрастает стоимость продукции).
Выводы. Как показали данные, марка молока «Домик в Деревне» становится дороже каждый месяц. Рост цен продолжится и не только на молоко но и на другие товары, тому причинами роста являются высокий уровень инфляции (4,1%), рост НДС с 18% до 20% и ослабление курса рубля.
Приведенная статистика показывает, что сырье в объеме увеличилось, курс взят на модернизацию и обновление оборудования и технологий в отрасли. Однако цена анализируемый период росла, поэтому, кроме цен на сырье и повышение издержек производителей, НДС и ужесточившиеся требования со стороны государства играют свою роль и способствуют повышению цен.
Рецензии:
21.02.2020, 13:18 Тарханов Олег Владимирович
Рецензия: РЕЦЕНЗИЯ
На статью «Анализ цен на молоко «Домик в деревне» в сетях «Дикси», «Пятерочка», «Перекресток»» автора Безденежных В. С.
1. Общий объем статьи (в строчках) – около 110.
2. Из них 20 строчек посвящено описанию полезных свойств молока,
3. 10 строчек посвящено описанию веса на рынке немецкой, французской и доминированию американской компании “PepsiCо”.
4. Об изменении цен на молоко рассказывается в 10 строчках, о чем широко известно всем российским покупателям.
5. В двух строчках изложены «причинами роста (цен) являются высокий уровень инфляции (4,1%), рост НДС с 18% до 20% и ослабление курса рубля.
6. Вывод по п.5 ни чем не обоснован.
7. В то же время, в разделе «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ» указывается, что «Главными установщиками цен является: производитель и переработчик».
ВЫВОДЫ. А. В статье анализа цен на молоко не произведен. Б. Инфляция, рост НДС, ослабление курса рубля – не относячтся к показателям работы производителя и переработчика. Эти явления – есть следствие происходящих в экономическом организме явлений (см. Тарханов О.В. Цена реформ на селе// Вестник РАСХН, 1998. № 5. С.15-17., Тарханов О.В. Инфляция // Общество и экономика. №10. 2004. С. 136 – 156., Тарханов О.В. О причинах низкой эффективности инвестиций в сельское хозяйство // Экономический анализ. 2009. №10, С.28 – 31., Тарханов О.В. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ (тупик классового подхода) Москва, «Экономика» 2003, Тарханов О.В. Основы теории аграрного производства. Системы и технологии, 2008, Тарханов О.В., Тарханова Л.С. Современные технологии переработки навоза и помета как тормоз экономики. Уфа: Системы и технологии. 2009. 160 с. ).
В. До устранения замечаний статья для публикации не рекомендуется.
Тарханов О.В.