Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Социология
Размещена 19.01.2020. Последняя правка: 18.01.2020.
Просмотров - 1689

Социально-психологическая реабилитация граждан трудоспособного возраста, получивших статус «Инвалид»

Харыбина Оксана Ивановна

магистр

Муниципальное бюджетное учреждение "Комплексный центр социального обслуживания населения" Белгородский район

психолог в социальной сфере

Мозговая Елена Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры социальной работы, национально-исследовательский университет Белгородский государственный университет


Аннотация:
В статье обоснована необходимость выявления реабилитационного потенциала инвалида, показана необходимость рассмотрения и решения проблемы реабилитации инвалидов и интеграции их в общество.


Abstract:
The article substantiates the need to identify the rehabilitation potential of a disabled person, shows the need to consider and solve the problems of rehabilitation of disabled people and their integration into society.


Ключевые слова:
инвалид; инвалидность; реабилитация; социально-психологическая реабилитация; трудоспособный возраст

Keywords:
disabled; disability; rehabilitation; socio-psychological rehabilitation; working age


УДК 159.99

Введение. История развития проблемы инвалидности прошла нелегкий путь, начиная от физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции в общество, лиц с различными патофизиологическими синдромами, физическими или психическими дефектами. Человеческое общество, на всех этапах своего развития, не оставалось равнодушным и безразличным к тем, кто в силу тех или иных жизненных обстоятельств столкнулся с психическими или физическими нарушениями.  Люди, с ограниченными возможностями здоровья, всегда требовали к себе особого внимания. Если же общество не могло оказать им этого внимания и необходимой помощи, то они становились тяжким бременем и источником социальных проблем.

Актуальность статьи. На сегодняшний день проблема реабилитации инвалидов и интеграции их в общество, является одной из наиболее сложных и актуальных, так как требует от общества не только ее понимания, но и участия в этом процессе многих специализированных структур и учреждений[1]. Объективным фактором современной действительности является рост численности инвалидов в России, да и во всем мире в целом. Мировым сообществом социальная защита инвалидов рассматривается, как проблема первостепенной важности. Граждане, получившие статус «инвалид» составляют особую, социально незащищенную категорию населения. Получив новый статус, статус "Инвалид", человек выпадает из привычного для него уклада жизни, теряет жизненные опоры и ориентиры. Адаптация и принятие ситуации - один из этапов социально-психологической реабилитации. В Российской Федерации рост численности инвалидов проявляется весьма остро и отчетливо: инвалидом является каждый десятый россиянин [5], что составляет более 11 000 0000 человек [6].

Цель. Раскрыть сущность, содержание и специфику социально-психологической реабилитации инвалидов трудоспособного возраста.

Задачи.

1. Охарактеризовать опыт социально-психологической реабилитации инвалидов трудоспособного возраста.
2. определить, что из себя представляет социально-психологическая реабилитация.

Научная новизна.
Дано авторское определение понятия «социально-психологическая реабилитация граждан трудоспособного возраста, впервые оформивших группу инвалидности.

Современное понимание проблемы инвалидности – это проблема общества в целом, а не определенного круга людей.
«Инвалид» – лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты [1].
Реабилитационное воздействие охватывает различные сферы – психологическую, профессиональную, досуговую, культурно-образовательную. Это связано с тем, что стойкое и выраженное нарушение здоровья приводит к функциональной недостаточности в самых низших сферах жизнедеятельности – в межличностных отношениях, в супружеских отношениях, в организации быта, в труде, в формировании собственной линии поведения, в проведении свободного времени, в воспитании детей.
По данным психологических исследований выделяют три актуальных подхода изучения инвалидности: общепсихологический, социально-психологический, организационно-психологический.
Л.С. Выготский отмечал «Всякий биологический недостаток прежде всего сказывается на отношении с окружающими людьми, реализуется как ненормальность поведения, особая установка, нарушение всей системы социальных отношений» [2]. Все моменты, определяющие место человека в социальной среде, его судьба и роль, как участника жизни перестраиваются под новым углом.
«Социально-психологическая реабилитация» – это система социально-экономических, государственных, психологических, педагогических, профессиональных, медицинских и многих других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к стойкой или временной утрате трудоспособности, раннее и эффективное возвращение больных и инвалидов (детей-инвалидов) в общество [3].
На сегодняшний день все большему количеству гражданам трудоспособного возраста присваивается статус «инвалид». Инвалидизирующее заболевание, дефект или травма, вне зависимости от того какой орган или функциональная система оказываются пораженными, ставят человека в психологически особые жизненные условия, создают особую социально-психологическую ситуацию, которая резко снижает способности удовлетворения насущных потребностей, возможности личностной, профессиональной и социальной самореализации индивида.
Переживания болезни накладывают отпечаток в целом на всю личность больного, приводят к постепенному изменению мыслительных процессов, изменению эмоционально-волевой сферы, к серьезной переоценке социальных ценностей, жизненных установок и становятся источником формирования дезадаптивного поведения.
В процессе реабилитации особая роль принадлежит психологу. Именно он способен оказать профессиональную и квалифицированную помощь инвалиду в формировании адекватного отношения к себе, своему дефекту, в установлении продуктивных контактов с окружающими людьми, а также в преодолении негативных психологических последствий инвалидности.
Психологические проблемы инвалида требуют формирования у него прежде всего психологической защищенности, которая включает правильное использование механизмов психологичекой защиты; способность правильно определять свою и чужую ответственность; реалистичность уровня притязаний; адекватную самооценку; внутренний локус контроля – поиск причин повеления и событий в себе. Поэтому, в качестве стратегической линии, психологическая помощь прежде всего предполагает восстановление утраченного или несформированного чувства личностной ценности, утверждение своей индивидуальности через общение и конструктивное поведение, отказ от защитных стратегий самосознания [4].
Методами социально-психологической реабилитации являются: психотерапия, социотерапия, психологическое консультирование, психологическая диагностика, психологическое просвещение и многое другое. Иными словами, весь тот комплекс мероприятий который положительно воздействует на больного или инвалида и создает вокруг него психологически благоприятную микросоциальную среду [3].
При всем разнообразии своих методов, социально-психологическая реабилитация, прежде всего, апеллирует к личности инвалида, активно пытаясь добиться у него гармонии с самим собой и окружающим его обществом, вселить веру в свои возможности и силы, повысит уровень компетентности в анализе ситуации, восстановить, нарушенные в следствии болезни, социальные связи. Успешность социально-психологической реабилитации во многом зависит от таких психологических факторов, как: механизмы психологической защиты; уровень зрелости личности; внутренняя картина болезни; гармоничные отношения с окружающими; установки и структура ценностных ориентаций, адекватное восприятие социума. Отношения людей, с ограниченными возможностями здоровья, к процессу реабилитации, к возвращению к трудовой деятельности, его оценка своего состояния и перспектив формируют субъективную оценку качества жизни и определяют в дальнейшем социальную активность.
Стоит отметить, что инвалидность – многоуровневое понятие, включающее в себя множество аспектов, которые в совокупности формируют представление о данном состоянии на психологическом, эмоциональном, социальном и поведенческом уровнях.

Результаты. На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод, что: социально-психологическая реабилитация граждан тудоспособного возраста, впервые оформивших группу инвалидности – комплексная психологическая помощь инвалидам трудоспособного возраста (система мероприятий, в которой особая роль принадлежит психологу), направленная на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, а также меры восстановления или формирования способностей, позволяющих инвалидам успешно выполнять свои социальные роли и иметь возможность быть реально включенным в различные области социальных отношений.

Заключение. На сегодняшний день проведено много исследований касающихся проблем социально-психологической реабилитации, но нет единой концептуальной основы, которая позволила бы изучить инвалидов, как категорию субъектов специфической здоровьесберегающей деятельности.

Библиографический список:

1. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 01.06.2017) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
2. Выготский Л.С. Сознание как проблема психологии поведения. // Выготский Л.С. Собр. соч. В 6-ти т. Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – 487 с.
3. Сиюткина А.Л. Комплексная реабилитация инвалидов в контексте социальной политики государства //Современные научные исследования. 2012. № 4 (1). С. 8.
4. Скок Н.И. Жизнеобеспечение людей с ограниченными возможностями в современной России / Н.И. Скок. — Тюмень: Вектор-бук, 2003. – 158 с.
5. https://ruskline.ru/news_rl/2010/12/03/invalidom_yavlyaetsya_kazhdyj_desyatyj_rossiyanin/
6. https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost/chislennost-po-polu?territory=1




Рецензии:

19.01.2020, 16:08 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Харыбиной Оксаны Ивановны информирует потенциальных читателей этой работы о нежелательных, удручающих дефектах телосложения, психики, трудоспособности и других недостатках, потерях людей, по составу которых выработана и используется категория «инвалид». С этим понятием обеспечивается жалостное отношение к нездоровым людям, особое отношение к ним врачей. Показаны разновидности инвалидности, средства диагностики таких отклонений, реабилитации. Обо всем этом всем гражданам страны нужно знать, поэтому статься публикации заслуживает. Но при актуальности темы статья по объему сильно скромная. Был бы выигрыш от указания времени признания «инвалидности» как особого вида нуждающихся в медицинской помощи дефектов человека. Включает ли государственная социальная политика выплату им пособий? Все же, какие виды труда эти инвалиды могут осуществлять, если они этого хотят? Какова ситуация в разных странах мира, что было до трансформации России, в СССР? Стоит согласовать выражение «… повысит уровень компетентности в анализе ситуации…» с остальными членами предложения.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх