СФ БашГУ
студент
Шейко Гузель Абдулхаковна, старший преподаватель, Башкирский государственный университет, Россия, г. Стерлитамак.
УДК 372.3
Введение. Одним из направлений оздоровления детей дошкольного возраста вполне можно считать занятия в бассейне, с помощью которых решаются не только образовательные и воспитательные задачи, такие как развитие психофизических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости), двигательных способностей (координации, дыхательных функций), знаний о видах и основных методах плавания и собственном теле у детей разных возрастов, но и такие оздоровительные задачи, как закаливание организма, охрана и укрепление здоровья, его гармоничное развитие, формирование правильной осанки, повышение работоспособности организма, приобщение ребенка к здоровому образу жизни [4].
Актуальность данной темы заключается в том, что в публикациях последних лет отмечается тревожная статистика и тенденция прогрессивного ухудшения состояния здоровья детей. Наряду с такими причинами, как уровень здравоохранения, образ и условия жизни, проблемы, связанные с экологией и экономикой специалисты на одно из первых мест ставят проблему неэффективности системы физического воспитания детей в семьях и образовательных учреждениях [1]. Каждый родитель откровенно заинтересован в физическом развитии своего ребёнка, в его психологическом состоянии здоровья и в повышении устойчивости к различным заболеваниям. С целью решения этой задачи необходимо еще с самых малых лет формировать здоровый образ жизни, применяя все без исключения ресурсы физического воспитания, формировать жизненно необходимые двигательные умения и навыки. Могут ли этому поспособствовать занятия в бассейне и каким образом? Разберёмся!
Цель: определить значение плавания в оздоровлении детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Изучить литературу по данной теме;
2. Рассмотреть воздействие плавания на здоровье детей дошкольного возраста;
3. Обусловить необходимость физического развития детей.
Методы: при написании статьи Я изучила научные статьи из журналов, различные пособия и другую литературу по теме данной статьи.
Научная новизна данной работы обусловлена тем, что изучена положительная роль плавания в формировании детского организма.
Основная часть:
В нынешнем обществе современные родители стремятся научить детей плавать в раннем возрасте, так как плавание младенцев стало давно популярно и распространено, и детские неврологи и педиатры только поддерживают их в данном, ведь видят превосходный эффект оздоровления после подобных занятий и считают, что у новорождённых детей уже есть все необходимые плавательные рефлексы, однако чтобы эти рефлексы превратились в устойчивые осмысленные навыки, малышу нужны постоянные занятия в воде, причем с самого раннего возраста. В настоящее время в детских бассейнах ранним плаванием с ребёнком занимаются специально обученные инструкторы, которые формируют у малышей задержку дыхания и изучают с ними различные техники ныряния. В плавании с маленькими детьми выделяют соответствующие этапы:
- предварительный (постепенный ввод в воду, раскачивания, скольжения, полоскания и др.);
- основной (статические и динамические упражнения, нацеленные на подготовку к плаванию, нырянию, общее развитие и оздоровление);
- завершающий (игры, развлечения и упражнения, которые больше всего нравятся малышу) [2].
Каждый родитель основательно подходит к выбору детского сада для своего ребёнка, поэтому наличие бассейна в таком учреждении является только плюсом. Занятия плаванием в детском саду – одна из важных форм оздоровительной работы. Стремление родителей отдать ребенка в детский сад, оснащенный бассейном, продиктовано необходимостью дополнительно укреплять иммунитет и здоровье ребенка в современном мире.
Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом состояние здоровья ребенка и его психологическом благополучии такова концепция дошкольного образования. Правильно организованный процесс обучения плаванию оказывает разностороннее развивающее влияние на детей и имеет высокий образовательно-воспитательный результат. При этом должны соблюдаться динамичность физических упражнений, равномерное распределение физической нагрузки на все группы мышц, выполнение упражнений, контроль за правильным дыханием.
Организация обучения плаванию и оздоровительной работы детей в дошкольном учреждении проходит поэтапно и представляет собой определенный алгоритм:
1 этап–исследование состояния здоровья детей. Формируются подгруппы детей на основе сведений о состоянии их здоровья.
2 этап–ведение журнала учета, который даёт возможность составлять план последующих занятий и вести индивидуальную работу. Медицинская сестра бассейна ведет журнал посещаемости, где фиксирует присутствие ребенка, либо его отсутствие с указанием причин. Дети, отсутствовавшие в дошкольном учреждении по заболеванию, на время освобождаются от занятий в воде и занимаются «сухим» плаванием, которое заключается в общеразвивающих и подготовительных нагрузках на суше, а также дыхательных упражнениях.
3 этап–отслеживание соответствия ожидаемых и реально получаемых результатов по следующим характеристикам:
- физическое состояние (степень заболеваемости ребёнка);
- укрепление духовно-нравственных качеств (формирование нового отношения к себе и своему здоровью, своим умениям и навыкам);
- уровень плавательных способностей–один раз в месяц.
Организация занятий по плаванию в детском саду:
Занятия по плаванию должны проводиться не ранее, чем через 40-50 минут после приема пищи и не позже чем за 1,5-2 часа до сна. В условиях детского сада наиболее приемлемым периодом для проведения занятий является время до обеда – с 9 часов 30 минут до 12 часов 00 минут.
Обучение плаванию проходит в форме групповых занятий. Для занятий в бассейне детей разделяют на две подгруппы. В зависимости от возраста количество детей в подгруппах будет разным [3].
Длительность занятий по плаванию в разных возрастных группах (табл. 1):
Возрастная группа |
Длительность занятий, мин |
Вторая младшая группа |
15 – 20 мин |
Средняя группа |
20 – 25 мин |
Старшая группа |
25 – 30 мин |
Подготовительная группа |
30 – 35 мин |
Количество занятий по плаванию в детском саду на весь учебный год (табл. 2):
Возрастная группа |
Количество занятий в неделю |
Количество занятий в месяц |
Количество занятий в год |
Вторая младшая группа |
1 |
4 |
28 |
Средняя группа |
1 |
4 |
28 |
Старшая группа |
2 |
8 |
56 |
Подготовительная группа |
2 |
8 |
56 |
Санитарные нормы температурного режима в бассейне, параметры набора воды в каждой возрастной группе следующие (табл. 3):
Возрастная группа |
Температура воды (градусы Цельсия) |
Температура воздуха (градусы Цельсия) |
Глубина бассейна (м) |
Вторая младшая группа |
+ 30…+ 32 ℃ |
+ 26...+ 28 ℃ |
0,4-0,5 |
Средняя группа |
+ 28…+ 29 ℃ |
+ 24…+ 28 ℃ |
0,7-0,8 |
Старшая группа |
+ 27…+ 28 ℃ |
+ 24…+ 28 ℃ |
0,8 |
Подготовительная группа |
+ 27…+ 28 ℃ |
+ 24…+ 28 ℃ |
0,8 |
Обучение в бассейне в детском саду, как правило, проводятся, начиная со второй младшей группы (3 года). Первое занятие протекает в форме экскурсии по бассейну, в процессе которой инструктор-воспитатель знакомит с правилами поведения в бассейне (демонстрирует ребятам, в каком месте и каким образом нужно раздеться и переодеться, надеть шапочку для купания, как мыться под душем, ходить по обходной дорожке) [3].
Обучение состоит из трёх стадий:
- привыкание к воде;
- освоение воды;
- овладение плавательными движениями [3].
Задачи обучения плаванию в разных возрастных группах следующие:
1) Вторая младшая группа:
- учить детей не бояться входить в воду, научить плескаться в ней;
- научить передвигаться по дну бассейна различными способами на разной глубине;
- обучить погружению в воду, открывать в ней глаза;
- обучить задерживанию дыхания под водой, подныривать;
- обучить лежать на воде (на груди), держась руками за поручень, за руки преподавателя с поддержкой.
2) Средняя группа:
- обучить перемещению в воде без помощи других в разных направлениях, различными методами;
- обучить нырянию в воду, задерживать дыхание, подныривать под игрушку;
- обучить нырять и собирать предметы со дна бассейна;
- обучить выполнять выдох в воду с погружением лица, головы;
- обучить скользить на поверхности воды на груди и на спине с поддержкой взрослого и со вспомогательными снарядами.
3) Старшая группа:
- обучить погружаться в воду на более долгое время;
- обучить выполнять выдох в воду (чередовать вдох над водой с выдохом в воду);
- обучить скольжению;
- обучить координационным перемещениям ногами в воде, опираясь на руки, лежа на спине и на груди.
4) Подготовительная группа:
- обучить лежать в воде на спине и на груди продолжительное время;
- обучить скольжению в воде на груди, на спине в комбинации с движениями ног, рук;
- обучить погружаться в воду;
- обучить облегченным способам плавания с работой ног и опорными гребковыми движениями рук (на спине, на груди);
- формировать и усовершенствовать координационные возможности в воде;
- обучить сочетаниям перемещений руками и ногами на задержке дыхания и с выдохом в воду.
В результате регулярных занятий, а непосредственно – посещение не менее 70% занятий ребенок, который находится в подготовительной группе, должен:
В ходе исследования мы пришли к выводу о том, что:
1) Постоянные занятия в бассейне способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, существенно расширяют возможности опорно-двигательного аппарата;
2) Чем раньше приучить ребёнка к воде, научить его плавать, тем глубже отразится положительное влияние плавания на формирование всего детского организма [6].
Рецензии:
18.03.2020, 16:05 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Тема заявленной статьи актуальна, без сомнений. Но в чем ее новизна? Положительная роль плавания в формировании детского организма доказана давно специалистами разных областей науки. Автор констатирует факты, которые известны. На мой взгляд, статью не обходимо доработать.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий