нет
ОАО ЧРЗ
Инженер
УДК 780.6
В данной статье рассматриваются не все аспекты и не весь период развития гармоник основанных на звуковых планках с язычками, а только период становления с 1800 г. по 1840 год в основном в России, так как в России и в то время происходило основное становление ее конструкции.
Новизна статьи в том, что при рассмотрении истории создания ручной гармоники приводятся новые убедительные аргументы российского происхождения гармони и реконструирован вид и параметр его простой гармони того времени.
Актуальность данной работы заключается в том, что во многих работах на эту тему встречаются не определенные и не обоснованные мнения о создании ручной клавишной гармоники, гармони. Которые мешают не только понимание этой темы, но мешают процессу музыкального образования в России.
Например : Газарян в 2017 году: «…хотелось бы ответить на главный вопрос: кто же все-таки изобрел этот инновационный инструмент, завоевавший такую популярность в народе? Именно гармонь 5x2…» [ 6, с.69] Вопрос резонный, так как во многих работах приводится информация, что Иван Сизов летом 1830 года покупает на Нижегородской ярмарке иностранную гармонь, возможно немецкую, изучает ее и на следующий год начинает ее изготавливать. Изготавливает вначале для друзей, а позже и на продажу и продажи пошли очень быстро и массово. [ 1, с.7] И это с его слов. Вероятно, из этого факта Брокгауз пишет: «Гармония, музыкальный инструмент …Г. занесена к нам из Германии, по всей вероятности, мастерами, выписанными на тульские заводы…»[ 9] . А Большая российская энциклопедия : «Гармоника // «…Первая ручная Г. сконструирована в 1822 нем. мастером К. Ф. Бушманом…» [ 10] Однако вот не задача, историки полагают, что Иван Сизов изготавливал гармони пяти клапанки типа 5х2 (рис.3), а такой гармони в других странах не было.
С Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann, 1805 — 1864) еще интересней:
«…В 1822 г. на основе второго – (изобрел) ручной инструмент с медными клапанами и кожаным мехом в три складки - ручную Эолину (Handaoline).» [ 2, с. 22] (рис.1) Из рисунка видно, крышки гармоники были соединены шарниром и могли раскрываться и закрываться подобно переплету книг. На правой крышке было отверстие для прохода воздуха и выхода звука. Следовательно, при сжимании и разжимании издавался один звук. Это просто экспериментальное устройство без применения. Известно о нем только из письма Бушмана родственникам в 1828 году, то есть об этом устройстве было известно даже не всем родственникам Бушмана. Поэтому Handaoline никак не могла попасть, даже информационно, в Нижний Новгород к Ивану Сизову.
Как писал Газарян С. : «Первая ручная Гармонь сконструирована в 1822 нем. мастером Фридрихом Бушманом…Фридрих изобрел новую форму музыкального инструмента, но пока не сам инструмент, потому что играть на нем было еще нельзя…» [6, с. 30 ]
рис.1 [5]
Гармонь Сизова больше походила на аккордеон мастера из Вены Кирилла Демиана (Kirill Demian) 1829г. (рис.2), однако у аккордеона было 5 клавиш веером, 10 звуковых планок и каждая клавиша двух звучный аккорд, а про гармонь Ивана Сизова Белоусов А.В. писал : «А 1830 году оружейник Иван Сизов привез с Нижегородской ярмарки простейшую 5-ти клапанную гармошку.» [7 ], то есть 5 клавиш одного тона и прямые. (рис.3) Копии иностранной гармони не получается. Вероятно, Сизов приписал свое изобретение иностранцам с рекламными целями и для поднятия цены на свое изделие, хотя возможно слышал об аккордеоне . К тому же он не рекламировал своего конкурента Тимофея Воронцова.
Сотрудники Мемориального музея Н.И.Белобородова (г.Тула), директор Савко И.Л. и старший научный сотрудник Маршавина М.В., пишут: «Тимофей Пименович Воронцов (1787-1854 г., Тула), потомственный оружейник, основатель первой гармонной фабрики. Свою деятельность он начал с самоварной фабрики, открытой им в 1815-1818 годах. В полуподвальном этаже этой фабрики примерно с 1820 года организовал, как дополнительный цех, изготовление простых гармоник.» [11]
Однако ни изображения, ни параметров этих гармоник до нашего времени не сохранилось. Воронцову изображения были ни к чему, он показывал гармонь покупателям реально.
Самое раннее изображение русской гармони на картине Венецианова «Девушка с гармошкой» 1840 год. (рис.5)
рис.5
Картина выглядит реалистично, как на фотографии. Очень вероятно, что он писал ее с эскизов выполненных камерой обскурой с линзой, на это указывает зеркальное изображение девушки, которая нажимает клавиши левой рукой (в зеркальном изображении), а также обрезанный низ картины, вместе с частью гармони, как происходит на фото, но так обычно не рисуют художники с натуры.
Когда компьютерной графикой убрали руки девушки, по аналогии реконструировали недостающие части, то получился полный рисунок гармоники (рис.4). Конструкция клавиатуры напоминает ту, что нарисована на вывеске фабрики бр. Воронцовых (рис.6), только клавиш меньше, всего четыре и значительно утоплены в деку , да и клапаны явно закрыты накладкой как и на гармони Воронцова (рис.7).
рис.6
То есть конструкция гармони более простая, чем пяти клапанка Ивана Сизова 1831 года, следовательно, гармонь разработана значительно ранее 1830 года и в мастерской Воронцова. Это подтверждает, что Тимофей Воронцов изготавливал в 1820х годах более простые гармони.
Промер измерительными инструментами картины и восстановление размеров и недостающих частей на основе пропорций, дает такие параметры гармони: размер полу корпуса в профиль ширина 61мм, высота 122мм, так как ширина гармони близка к расстоянию между зрачками девушки. Клавиш в гармони 4, что подтверждается не закрытой пальцем верхней клавиши, на трех лежат три пальца, мизинец, как обычно не участвует.
Картина Венецианова «Девушка с гармошкой» 1840 год, подтверждает то что, Тимофей Воронцов с 1820 года изготавливал и продавал ручные гармони простой конструкции. И хотя из даты картины следует, что гармонь была изготовлена не позднее 1839 года, можно уверенно утверждать, что значительно ранее. В связи с тем, что когда появились в продаже гармони Ивана Сизова, на которых можно было играть 7 нотные мелодии, обладатели 4 нотных гармоней Тимофея Воронцова стали покупать новые и продавать старые дешевле, часто в деревню. Поэтому есть вероятность, что деревенской девушке за несколько лет до зарисовки Венецианова купили бывшую в употреблении несколько лет, дешевую гармонь. Гармонь в хороших руках может прослужить и больше 20-ти лет.
Певец Осип Афанасьевич Петров(1806-1878): «…Первым инструментом, на котором скоро выучился играть, была гармоника.» это относилось к 1822-1824 годам. [12, c.73] [2, c.40] А ведь тогда не было ни иностранных ручных гармоник, ни мастерской Сизова, только мастерская Тимофея Воронцова.
А что же могла играть девушка на этой гармони? Ведь некоторые утверждали, что, гармони которые изготавливал Тимофей Воронцов до 1830 года - только игрушки. [7, c.44]
Например: русскую народную песню «Василек» для короткой свирели в 4 ноты. (рис.8)
рис.8
И некоторые другие мелодии русских народных песен, но не много. Так же можно было аккомпанировать на них балалайке или свирели.
Иван Сизов для своей Гармони; явно брал за аналог малую гармонь Воронцова впоследствии названной черепашкой, добавил в нее дополнительные клавиши до 7ми нот, увеличил размер и улучшил дизайн. Это подняло уровень русской гармони на новый более высокий уровень.
Однако как могла возникнуть сама идея гармони в 1820 году?
Звук в этих гармонях создается звуковыми планками с проскакивающимся язычком, изобретенным органным мастером Францем Киршником в Санкт Петербурге в 1880 году. А в 1883 он представил музыкальный инструмент, им изобретенный и названный Гармоникой, что стало групповым названием инструментов основанных на звуковых язычковых планках. В представленном инструменте этих планок было 37 штук.
Их изготовление требовало сложной вырубной штамповочной оснастки и механического молота, такое оборудование в то время было сосредоточено в основном на военных заводах. Для штамповочного производства партии были маленькими и вероятно в 1808 году, после Русско-Французской войны в Европе, и прекращения заказов из Европы, а в России после смерти Киршника в 1802 гармоники не производились, оснастка была из Санкт Петербурга продана в Тулу.
По записям семьи Воронцовых через какое-то время мастеровые братья Шкунаевы самостоятельно стали делать из звуковых планок свистульки, вероятно, вначале с целью проверки качества звуковых планок. Вероятно, что с 1812 по 1814 музыкальных работ не велось, в связи с войной. А с 1815 года военные заказы уменьшились, началось самоварное производство, вероятно тогда и вспомнил Тимофей Воронцов о свистульках братьев Шкунаевых и начал их продавать. После чего решил расширить музыкальный ассортимент. Сложный профессиональный музыкальный инструмент настольную Гармонику в 37 звуковых планок, Воронцовская мастерская конечно осилить не смогла, однако выпустить игрушечный вариант с 4 клавишами оказалось по силам. (рис.9)
Рис.9
И продажи пошли, иначе бы прекратили выпуск. Как так получилось, что детская Гармоника лишилась настольного основания сейчас восстановить сложно. Может быть, Воронцов заметил, как дети играют в Гармонику на весу с отломанным основанием, а может быть Воронцов так решил просто удешевить производство? Это увы неизвестно.
Однако в 1820 году мастерская Воронцова стала производить и продавать малые гармони, которые впоследствии назвали черепашками. При этом инструмент превратился из настольной Гармоники в ручную Гармонь. Кого же считать изобретателями малой Гармони? Воронцова и братьев Шкунаевых можно с уверенность назвать изобретателями первой малой Гармони. Одна из причин появления русской гармони, вероятно, было то, что, только в Туле изготовлялись стальные звуковые планки, в том числе за рубеж, а в России сначала не знали куда использовать, а потом нашли им удачное применение.
Вывод из фактов, приведенных в данной статье, можно сделать однозначный. Ручная клавишная гармоника, русская гармонь, была изобретена и выпускалась в Туле, мастером Тимофеем Воронцовым с 1820 года. Ближайшим аналогом была настольная гармоника Франца Киршника. После чего эта конструкция была многократно усовершенствована и разошлась по миру и была изготовлена в миллионах экземпляров. В 2020 году уже 200 лет русской гармони.
Рецензии:
28.01.2020, 12:08 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: статья рекомендуется к публикации после доработки. Автор статьи предлагает собственное мнение на происхождение инструмента, аргументируя его. Хотелось бы в тексте статьи, а не только в списке литературы увидеть мнения виднейших ученых по вопросам возникновения инструмента, энциклопедические источники. в тексте есть ряд пунктуационных ошибок. Список литературы оформлен не по ГОСТ