Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №78 (февраль) 2020
Разделы: Педагогика
Размещена 10.02.2020. Последняя правка: 10.02.2020.
Просмотров - 1454

Методические рекомендации по вопросу оптимизации взаимодействия участников образовательного процесса (на примере школы искусств)

Островская Галина Ивановна

кандидат педагогических наук

Тамбовский музыкально-педагогический институт им. С.В. Рахманинова

доцент

Шевченко Анна Алексеевна, магистрант Тамбовского музыкально-педагогического института им. С. В. Рахманинова


Аннотация:
Статья посвящена раскрытию особенностей взаимодействия участников учебного процесса, являющегося доминантным в педагогике любого профиля. Осуществлён ретроспективный анализ педагогического взаимодействия с семьёй с целью повышения его эффективности и определений путей оптимизации сотрудничества его участников. Обосновываются методические рекомендации и приводятся результаты проведённого эксперимента, подтверждающего эффективность педагогических усилий в решении данной проблемы.


Abstract:
: the Article is devoted to the disclosure of the features of interaction in the educational process, which is dominant in pedagogy of any profile. A retrospective analysis of pedagogical interaction with the family was carried out in order to increase its effectiveness and identify ways to optimize the cooperation of its participants. Methodological recommendations are substantiated and the results of the experiment are presented, confirming the effectiveness of pedagogical efforts in solving this problem.


Ключевые слова:
образовательный процесс; проблема взаимодействия; школа искусств; оптимизация.

Keywords:
educational process; the problem of the interaction; school of arts; optimization.


УДК 78.371 

Основой любого педагогического процесса, в том числе и в области музыкального образования, является взаимодействие его участников, которое с философской точки зрения отображает то воздействие объектов, при котором происходит их обоюдная обусловленность. «Взаимодействие человека с человеком в процессе общения — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами » [12, с. 165].

Данная проблема  не утрачивает своей актуальности в настоящее время, вследствие происходящих глобальных перемен в политической и экономической жизни общества, весомых изменений в области культуры и просвещения, которые во многом привели к утрате семейных традиций и возникновению проблем во взаимодействии и понимании между взрослыми и детьми. Необходимость сбалансированного взаимодействия школы и семьи выступает определяющим фактором успешности процесса психологического и эмоционального становления развивающейся личности, суть которого состоит в заинтересованности с обеих сторон в раскрытии и развитии в ней лучших качеств и свойств.

Одной из целей деятельности школы искусств является создание единой образовательной среды в школе и семье, а также эффективной системы взаимодействия родителей с педагогами для обеспеченияблагоприятной атмосферы и, соответственно, повышения качества образования. Взаимодействие подразумевает сотворчество школы и семьи, взаимопонимание, взаимодополнение в процессе воспитания и образования детей, так как союз родителей и педагогов представляет собой могущественную силу, способную достигнуть положительного результата при воздействии на ребёнка, преувеличить значимость каковой невозможно.

На содержание педагогического взаимодействия оказывают влияния различные обстоятельства: исторические, социальные, культурные и иные, отображающие всевозможные нюансы сотрудничества педагогов и учеников, а также педагогов и родителей. Одним из важных компонентов эффективных партнёрских взаимодействий семьи и школы является их открытость и возможность приходить к консенсусу относительно определения приоритетов в решении возникающих проблем. Хорошая коммуникация является ключевым фактором для того, чтобы эти отношения работали. «Общение с обеих сторон чрезвычайно важно », — отмечает А. Адлер. — Родителям нужна информация о том, что и как их ребёнок учит, и учителю нужны важные отзывы от родителей о академическом и социальном развитии ребёнка» [1, с. 67].

На данный момент потребность в повышении эффективности педагогического взаимодействия с семьёй, то есть в его оптимизации, остаётся в фокусе внимания педагогической науки. С целью изучения выбранного предмета исследования и разработки методических рекомендаций был осуществлён ретроспективный анализ, помогающий «пролить свет» на некоторые аспекты взаимодействия участников процесса образования в разные эпохи и в различных странах.

В Древнем Египте в школах действовала суровая дисциплина, свидетельствующая об императивном характере взаимодействия его участников, что позволяет сделать вывод о том,что основной вид педагогического взаимодействия можно назвать рестриктивным, то есть ограничивающим обучение. В индийских образовательных учреждениях середины первого тысячелетия до н.э. буддийскими монахами вырабатывается такая педагогическая система, при которой взаимодействие между учителем и учеником приводит к духовной близости между ними и приобретает индивидуальный характер, направленный на развитие интереса ученика к обучению. В образовательной системе Древнего Китая, которая сводилась к самостоятельному обучению, также нашли отражение множество педагогических идей буддизма.

Изучение педагогического процесса эпохи Древности свидетельствует о том, что взаимодействие педагога и учащихся имело двусторонний характер, эффективность которого достигалась посредством их единения, родители в данном процессе задействованы не были.

Первой школой, основанной на сотрудничестве с родителями, путём приобщения их к образованию, можно считать народную педагогику X–XIX веков, где подготовка человека к духовному самосовершенствованию и добродетельной жизни основывалась на народном эпосе и религии. Развитие взаимодействия с родителями происходило под влиянием появившихся общественных образовательно-воспитательных учреждений, в функции которых входило не только обучение детей, а также просвещение их семей [6, с. 98–100].

Первые наставления для родителей по обучению и воспитанию детей представлены в «Азбуке» Ивана Фёдорова 1574 года, содержащей «Обращение к детям и родителям», где отмечается необходимость пользования букварём не только детям, но также и их родителям, потому что обучение грамоте должно являться семейным делом. К XVI веку относится также «Домострой» — сборник наставлений, содержащий не только советы по ведению быта, хозяйства, но и вопросы семейного воспитания.

Большой интерес для изучения сотрудничества участников образовательного процесса представляют украинские и белорусские братские школы, попытавшиеся одними из первых организовать взаимодействие семьи и школы. Школы действовали на договорной основе, подписанной в двустороннем порядке между родителями и учебной организацией. По уставу, родители имели право в любое время посетить школу, ознакомиться с образовательным процессом, в свою очередь педагоги всегда должны были знать причину отсутствия ребёнка на том или ином уроке. Контроль обучения был жёстким с обеих сторон, но обоюдно открытым.

Петровские реформы начала XVIII века привели к стандартизации и систематизации школьного образования, которое приобрело массовый характер. А. Н. Радищев, как и многие выдающиеся деятели данного периода, отмечает, что родительско-детские отношения должны иметь общественный характер и полагаться на взаимозаинтересованность и взаимоуважение. «Если отец в сыне своём видит своего раба, а власть свою ищет в законоположении, если сын почитает отца наследия ради, то какое благо из того обществу? Или ещё один невольник в прибавок ко многим другим, или змея за пазухой» [цит. по:6 , с. 89]. В. Г. Белинский резко осуждал родителей, не занимающихся воспитанием своих детей, а также тех, которые в обучении придерживались правила «попугая», то есть беспрекословного повторения требований взрослого [3].

Вопросам взаимодействия педагогов с родителями, с семьёй посвящены труды выдающихся отечественных педагогов XIX века, таких как: П. Ф. Каптерев, К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, и др. Они утверждали, что семья — уникальный мир, создающий вокруг ребёнка ощущение поддержки и «эмоционального тыла», в котором подрастающая личность может найти примеры для подражания, являющиеся предпосылками его социального становления. К. Д. Ушинский в статье «О пользе педагогической литературы» подчёркивал важность организации совокупного воспитания: школьного, а также семейного, считая, что это послужит предпосылкой сплочения теоретической и практической позиций [10].

Популярным теоретиком семейного воспитания считается П. Ф. Каптерев, который на Первом в России съезде в 1913 году, посвящённом вопросам воспитания в семье, рассмотрел положение объединения сил в направлении взаимодействия семейного, школьного и общественного воспитания, давая характеристику влияния микросреды на социализацию ребёнка. Педагог критиковал на данном съезде ограниченное образование, в котором процесс образования находится только в введении школы, отмечая, что при комплексном и современном образовании должны учитываться все социализирующие факторы, которые сам учёный использовал при разработке проекта процесса образования [7].

Свой вклад в теоретическую разработку данной проблемы внёс С. Т. Шацкий, предлагающий педагогам организовывать образовательный процесс таким образом, чтобы создавалась благоприятная среда обучения для учащихся и планомерно велась педагогическая деятельность по изучению педагогом окружения семьи. Он рассуждал о важности развития серьёзной педагогической пропаганды общества, способствующей приданию процессу воспитания детей массового характера [13, с. 122–152].

Многие труды В. А. Сухомлинского также обращены к проблеме сотрудничества общественного и семейного воспитания. Он утверждал, что не будет прогресса морального развития общества в целом без тесного контакта школы и семьи, как первичной ячейки общества [9, с. 11–12]. В. А. Сухомлинский отмечал, что успеха можно достичь путём тесного контакта с семьёй, выстраивания отношения на взаимодоверии и сотрудничестве [9, с. 55].

В настоящее время позиция о необходимости суммарного воздействия семейного и общественного воспитания отражена во многих нормативных документах. Статья 18 федерального «Закона об образовании» № 273 ФЗ содержит сведения об обязанностях родителей, как первых педагогов, привить детям основы нравственности, интеллектуального и физического развития [11].

Весомый вклад в становление отечественной педагогики был внесён также музыкантами. Анализируя передовые психолого-педагогические исследования, они предложили и утвердили собственные трактовки понятий «межличностные отношения», «взаимодействие в обучении», «взаимодействие педагога и ученика» и т.п. Большую практическую и теоретическую значимость имеют труды Д. Б. Кабалевского, О. А. Апраксиной, Ю. Б. Алиева, Э. Б. Абдуллина, О. П. Радыновой и других.

Дополнительное образование, к которым относятся детские музыкальные школы и школы искусств, направлено на всестороннее развитие личности в различных аспектах: духовном, интеллектуальном, физическом и нравственном, включая её профессиональное совершенствование. Дополнительное образование, по словам В. А. Сластёнина – это составная часть целого многоуровневого учебного процесса, основной особенностью которого является его преемственность и непрерывность на всех стадиях образования: дошкольном, общем, средне-профессиональном и высшем [2].

Однако, в силу новых тенденций общества: всеобщей информатизации, компьютерной зависимости детей, высокого уровня занятости родителей, чрезмерной разбросанности увлечений и интересов детей, склонности родителей к максимальной загруженности своих детей различными кружками и секциями, проблемы взаимодействия участников образовательного процесса в музыкальных школах и школах искусств, всё же, возникают, в связи с чем возникает объективная необходимость в разработке методических рекомендаций, направленных на оптимизации данного процесса.

Во-первых, педагогу следует учитывать условия жизни ученика, социальный статус его семьи, так как взаимодействие с каждой конкретной семьёй — процесс индивидуальный. И вопросы воспитания не могут быть регламентированы какими-либо инструкциями или указаниями. Общечеловеческие ценности, культивируемые в семье, и положительные примеры родителей, благоприятствуют развитию подрастающего человека, что является предпосылкой его успешной дальнейшей социализации.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья детей первостепенное значение. В вопросе воспитания чрезвычайно важную роль играют взаимоотношения между членами семьи. Психолого-педагогические исследования последних лет говорят о необходимости поддержки родителей в отношении овладения ими знаниями и навыками, которые бы способствовали развитию гармоничных детско-родительских отношений. Современному преподавателю стоит учитывать всю совокупность фактического уклада, существующего в семье и оказывающего влияние на образование и развитие личности ребёнка. Очевидно, что семья, являясь залогом формирования жизненных нравственных основ и норм поведения, выступает доминирующим фактором в воспитании ребёнка и, в то же время она должна являться ячейкой школьного коллектива.

Доминантой семейного воспитания психологи отмечают особую домашнюю атмосферу, благодаря которой у ребёнка формируется чувство самоценности и личностная позиция. Иной, не менее важной ролью семейного воспитания является его влияние на мировоззрение ребёнка в целом. Комфортная домашняя обстановка подразумевает семейное воспитание, окруженное взаимной любовью родителей к детям и, соответственно, детей к родителям, что в свою очередь стимулирует ребёнка воспринимать установленные в семье правила, взгляды и манеру поведения. Помимо создания благоприятной домашней обстановки, родители должны понимать в полной мере и всю свою родительскую ответственность, поскольку именно пример родителей, их личные качества во многом обусловливают результативность воспитательной функции семьи.

Во-вторых, сотрудничество семьи и школы может быть эффективным, при условии обоюдного положительного стремления к совместной работе, единства требований в отношении ребёнка, осуществления совместного планирования, комплексности в действиях и анализе результатов деятельности. Характер взаимодействия семьи и школы должен быть дифференцированным и ориентированным на общие потребности, возможности, а также особенности семейного воспитания.

В. С. Собкин выделяет следующие основные идеи взаимодействия семьи и школы как базового фундамента:

1) использование нетрадиционных подходов при работе с родителями, нетривиальных решений;

2) активное участие родителей учащихся в образовательном процессе;

3) тесное сотрудничество как доминантный принцип взаимодействия с целью развития потребностей, способностей, интересов ребёнка и дальнейшего становления его личности;

4) педагогическое мировоззрение как фундамент сотрудничества на основе гуманистического подхода к развивающейся личности, уверенность в возможностях его развития.

5) способности педагога в профессиональной диагностике взаимоотношений в семье с целью выбора индивидуального подхода к каждому учащемуся и  определения оптимальной позиции сотрудничества с родителям. [8].

На современном этапе процесс взаимодействия педагогов и родителей основывается на принципе открытости школы для родителей, который подразумевает возможность родителей свободно знакомиться с образовательным процессом своего ребёнка, направленным на раскрытие и всестороннее развитии его потенциальных возможностей на основе личностной включённости, познавательной активности и творчества.

К одному из вариантов оптимизации процесса взаимодействия школы и семьи (в нашем случае – школы искусств) можно отнести формирование родительской компетентности, предполагающей совокупность разных сторон личного родительского опыта коммуникативную, эмоциональную, рефлексивную, когнитивную и поведенческую, что в комплексе предполагает развитие умения применять полученные знания на практике. С этой целью рекомендуется проводить образовательные беседы с родителями, направленные на разъяснение необходимости и целесообразности культивировать самостоятельность ребёнка, считаться с его мнением, всегда выстраивать диалог на добре, уважении и внимании к его точке зрения. Подобная стратегия родительского поведения будет способствовать росту доверия в отношении взрослого, а также сформирует правильную позицию ребёнка в его межличностных отношениях с другими людьми. Родителям небезынтересно будет познакомиться с правилом трёх «П»: понимание, принятие, признание, разработанным Эриком Берном в контексте его трансактного анализа позиций участников взаимодействия [5].

Стоит предложить родителям чаще пользоваться следующими приёмами: разбор проблемных ситуаций, решение возникающих задач, анализ своей личной позиции во взаимодействии, так как это в процессе развития и воспитания детей позволяет выявить собственные ошибки и определить пути их исправления. Проведение таких бесед и семинаров для родителей также способствует более эффективному процессу контактирования педагогов с родителями, ещё больше раскрывает их педагогический потенциал, активизирует и обогащает воспитательные умения и поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Подводя итог, можно констатировать ряд общих положений методических рекомендаций направленных на оптимизацию процесса взаимодействия педагогов, родителей и детей в учебной деятельности ДШИ.

  1. Выстраивание учебного процесса на принципах диалога, сотрудничества, сотворчества и совместной деятельности между преподавателями, родителями и учащимися.
  2. Максимальное культивирование и развитие жизненного опыта учащихся, их готовности к реализации полученной информации в конкретных обстоятельствах.
  3. Поддержка и одобрение учащихся со стороны педагогов и родителей, установка на успех.
  4. Опора педагогов и родителей на правило трёх «П»: понимание, признание, принятие (Эрик Берн), способствующая установлению доверительных отношений к взрослым со стороны подростков.
  5. Использование личностно-ориентированного подхода в обучении, направленного на развитие потенциала каждого учащегося, с учётом его возможностей, способностей и персональных предпочтений.

Теоретическая часть исследования была апробирована на базе старшей группы хореографического отделения МКУ ДО «Добринская ДШИ» Урюпинского муниципального района Волгоградской области. В эксперименте приняло участие 12 учащихся (в возрасте от 14 до 16 лет), 6 преподавателей и 12 родителей.

На экспериментальном этапе был задействован комплекс методов (анкетирование преподавателей и родителей, беседы с ними и с учащимися, прямое и косвенное наблюдение), позволяющий выявить  эмоциональный фон группы и степень открытости взаимодействия родителей и преподавателей в начале опытно-экспериментальной работы, а также зафиксировать в дальнейшем их изменения.

Перечисленные методы выполняли определённые задачи на каждом этапе исследования. На констатирующем этапе они использовались для сбора первичной информации, для создания точной картины изучаемого вопроса. На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы эти методы позволяли  осуществлять регулярную фиксацию проявления и развития процесса взаимодействия родителей, педагогов и детей в учебной деятельности хореографического отделения, что давало возможность на контрольном этапе судить о динамике развития данного процесса.

Анкетирование преподавателей (анкета содержала 12 вопросов), работающих с детьми хореографического отделения школы искусств, выявило, что у 90% преподавателей в процессе общения с учащимися практически не возникает конфликтных ситуаций. В случае же возникновения конфликтных ситуаций 50% преподавателей для их разрешения предпочитают менять свою позицию в общении (используя положения теории Эго-состояний Э. Берна), а 50% – разъясняют и убеждают учащихся, в чем они не правы. 100% преподавателей считают, что к современным учащимся, как и к учащимся предыдущих поколений, всегда можно найти подход в общении, невзирая на мнение, что современные школьники считаются не управляемыми. Всем из опрошенных преподавателей (100%) легче устанавливать индивидуальный контакт в общении с учащимися, даже если занятие предполагает групповой состав. Педагогам легче найти контакт с лидером группы, донести до него необходимую информацию, вследствие чего вся группа примет во внимание мнение лидера. Мнения всех преподавателей единогласны по вопросу необходимости взаимодействии с родителями, они так же считают эффективной и  действенной помощь со стороны родителей в вопросах урегулирования конфликтных ситуаций.

С целью определения педагогической культуры родителей было проведено их анкетирование (анкета состояла из 10 вопросов), результаты которого показали, что в пяти семьях используют в воспитательном процессе с детьми авторитарный стиль; в шести – придерживаются демократического стиля общения. Лишь в одном ответе, к нашему удивлению, содержалось мнение, что либерально попустительский стиль в общении со своим ребёнком является олицетворением полного доверия к его действиям. Большинство родителей – 75% ответили, что при взаимодействии с преподавателями у них не возникает конфликтных ситуаций, у 25% респондентов конфликты возникают не часто, а вот при общении с детьми, у большинства родителей часто возникают спорные ситуации, которые 58,34% стараются решать посредством убеждения ребёнка в правильной точке зрения на возникшие разногласия. Посредством изменения своей позиции стараются решать проблемы 25% респондентов, и 16,66% из опрошенных не обращают внимания на претензии и недовольства своих детей.

100% родителей сходны во мнении сотрудничества с преподавателями, в вопросах эффективного урегулирования конфликтных ситуаций с детьми, но всё же один из родителей высказал мнение о не обязательном тесном сотрудничестве с преподавателями.

Полученные результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что не все родители и отчасти преподаватели способны грамотно разрешать конфликтные ситуации, имеют низкий уровень эмпатийности и не всегда открыты для контакта. Уровень педагогической культуры родителей, определённый с помощью анкеты, свидетельствует о необходимости развития у них педагогической культуры с помощью получения специализированных психолого-педагогических знаний. Результаты констатирующего этапа отражены в таблице №1.

Таблица №1

Уровни развития взаимодействия

на констатирующем этапе

Уровни

 

Участники

Низкий

Средний

Высокий

Родители

41,67%

58,3%

0%

Педагоги

16,7%

66,66%

16,7%

Учащиеся

33,33%

41,7%

25%

 

На формирующем этапе экспериментального исследования использовались как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, цель которых состояла не столько в обогащении педагогическими знаниями, формировании и развитии педагогической культуры, сколько в общении на основе диалога, открытости, отказе от критики и оценки партнёров. Обобщённо формы и методы сотрудничества направлены на повышение психолого-педагогической компетентности всех участников педагогического процесса и формирование успешного взаимодействия.

Особенно ценными являлись формы взаимодействия, связанные с вовлечением родителей в управление образовательной организацией. К ним относятся родительские конференции, работа попечительского совета. Они отвечают принципам диалога, партнёрства, которые позволяют на равных разрешать противоречия в неоднозначных вопросах (например, наказания и поощрения, критериях готовности к школе, организации семейного отдыха и т.д.) без навязывания готовых точек зрения, побуждая думать, высказывать свое мнение, искать компромисс, находить общее решение.

В процессе контрольного этапа проведены конечные замеры уровней взаимодействия, проведён анализ полученных экспериментальных данных. Суммируя показатели по каждому отдельному компоненту на контрольном этапе эксперимента, были выявлены следующие результаты взаимодействия участников учебного процесса ДШИ, представленные в таблице №2.

Таблица №2

Результаты взаимодействия участников учебного процесса ДШИ

 

Низкий

Средний

Высокий

Конст.

Контр.

Конст.

Контр.

Конст.

Контр.

Родители

41,7%

0

58,3

50

0

50

Педагоги

16,7

0

66,66

50

16,7

50

Учащиеся

33,33

0

41,67

33,330

25

66,67

 

Полученные результаты свидетельствуют об эффективности проведенного эксперимента направленного на оптимизацию процесса взаимодействия педагогов, родителей и детей.

Библиографический список:

1. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка / А. Адлер.– М.: Институт
общегуманитарных исследований, 2017. – 144 с.
2. Бабанский, Ю.К. Педагогика /Ю.К. Бабанский, В.А. Сластёнин, Н.А. Сорокин. – М.: Просвещение, 1988. – 479 с.
3. Белинский, В.Г. О детских книгах [Электронный ресурс] – Режим доступа: knigogid.ru
4. Белкин, А. С., Возженикова И.Д. Голография как педагогический метод моделирования образовательных объектов / А.С. Белкин, И.Д.Возженикова. // Пайдея. — 2004. — № 3. — С. 6–11.
5. Берн, Э.Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры Психология человеческой судьбы / Э. Берн.— Москва: Университетская книга, 1998. – 247 с.
6. Жураковский Г. Е. Из истории просвещения в дореволюционной России / Г.Е. Жураковский.– М.: Педагогика, 1978. – 160 с.
7. Каптерев П.Ф. История педагогики / П.Ф. Каптерев.– Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1996. –186 с.
8. Собкин В.С. Семья и школа: взгляд учителя: Тезисы VI-ой Международной научной конференции «Психологические проблемы современной семьи» /В.С. Собкин, Д.В. Адамчук // Психологические проблемы современной семьи ‑ Москва ‑ Звенигород, 2015. ‑ 1387 с.
9. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения в 3-х т., Т.2. / В.А. Сухомлинский.– М.: Педагогика, 1980. – 388 с.
10. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский // Педагогические статьи, Т. –2.-М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. – 655 с.
11. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ [Электронный ресурс]: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года. – Режим доступа: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
12. Хазанов, П.А. Оптимизация межличностных отношений и взаимодействий в системе «учитель-ученик»: Дис…доктора пед. наук, спец. 13000.01 – М., 2006. – 365 с.
13. Шацкий, С.Т. Избр. Педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. / С.Т. Шацкий. Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина, В.Н. Щацкой – М.: Педагогика, 1980. – 308 с.




Рецензии:

10.02.2020, 17:34 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации после небольшой доработки. 1. в аннотации необходимо добавить взаимодействию кого? "Статья посвящена раскрытию особенностей взаимодействия .... в учебном процессе...". 2. Из ключевых слов убрать эксперимент. 3. Убрать множественную тавтологию. 4. Список литературы оформить по ГОСТ 2018

10.02.2020 21:21 Ответ на рецензию автора Островская Галина Ивановна:
Большое спасибо, доработаю.

10.02.2020, 20:57 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Статья представляет научный интерес. Автором представлен достаточной глубокий теоретический анализ проблемы исследования, а также практические результаты. На мой взгляд, статья выиграет, если автор отразит качественный анализ результатов контрольного этапа исследования, который позволит судить об эффективности проведенной работы. Статья может быть рекомендована к публикации.
10.02.2020 21:21 Ответ на рецензию автора Островская Галина Ивановна:
Спасибо за рецензию. Результаты качественных изменений на контрольном этапе эксперимента не были представлены, т.к. объём статьи ограничен, мы не укладывались в рамки.

20.02.2020, 14:09 Рукавишникова Екатерина Леонидовна
Рецензия: Рукавишникова Екатерина Леонидовна к.пед.н. Рецензия: Статья рекомендуется к печати. Редко поднимается проблема взаимодействия педагога с родителями, так как вся педагогика на каком-то этапе и при попустительстве общества перешла в разряд сферы обслуживания. "Мы Вам деньги-Вы нам услугу"- думают многие родители. Воспитание-эти не услуга, это целенаправленное взаимодействие всех участников на воспитание достойного ГРАЖДАНИНА (с уклоном в музыку, в искусство танца или живопись). То же самое касается и современной школы, но это уже отдельная статья. Эксперимент необходимо продолжить и его результаты, анализ транспонировать во все средства массовой информации.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх