д-р филос. наук, профессор
ТГМПИ им. С.В. Рахманинова
заведующая кафедрой музыкальной педагогики и художественного образования
УДК 372.878
372.879.6
В условиях ускоряющегося темпа жизни возникает необходимость в модернизации методов воспитания, создании нетрадиционных подходов к художественному воспитанию, играющему большую роль в становлении личности. Наибольшее внимание следует уделить дошкольникам, поскольку именно в этом возрасте закладывается потенциал для дальнейшего развития личности, которое направлено на становление духовных качеств, потребности в самореализации, самовыражении, а также формируется мироощущение.
Одним из значительных этапов в развитии и воспитании ребёнка является старший дошкольный возраст. От пяти до семи лет у детей активизируется самостоятельность мыслительных процессов, укрепляется интерес к познанию и, что особенно важно, закладываются основы их всестороннего роста. Развиваются практически все основные стороны личности: умственная, чувственная, практическая, морально-нравственная и другие.
Определяющая особенность данного периода — это появление новообразований в психике ребёнка. Важнейшим процессом становится возникновение произвольности психических процессов, таких как внимание, память, восприятие и некоторых других. Совершенствуется высшая нервная деятельность: развиваются умения анализировать, обобщать, делать простейшие выводы, рассуждать [3, с. 69].
В шесть лет и физическое развитие детей также достаточно высоко. Становление физических параметров ребёнка влияет и на разностороннее развитие в других сферах, таких как интеллектуальная, эстетическая, нравственная, социальная. Продолжает совершенствоваться и процесс речи. Так, ребёнок точнее воспроизводит фонемы родного языка, овладевает основными грамматическими формулами. Значительно увеличивается словарный запас, в связи с чем речь становится более яркой, содержательной, образной, точной. Появляется ряд особенностей в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми. Дети данного возраста проявляют большую потребность в сопереживании со стороны взрослого собеседника и взаимопонимании между говорящими. В общении же со сверстниками возникают устойчивые предпочтения, «отбор оппонентов» [3, с. 71]. Ребёнок в основном верно понимает, как относятся к тому или иному типу его поведения взрослые, может дать объективную оценку своим поступкам и даже особенностям своей личности. Это не случайно, ведь именно на данном этапе психического развития у детей формируется самооценка. Она диктует особенности поведения, может влиять на состояние практических и моральных качеств личности. В целом же ребёнок этого возраста отличается достаточно высокой самооценкой. Этот фактор помогает ему в освоении новых типов деятельности.
Несмотря на проявление активности в разнообразной деятельности, в том числе, и новой для ребёнка, ведущей всё равно остается игра, а именно такой её подвид, как сюжетно-ролевая игра. В ней дети-участники могут выполнять различные социальные функции, то есть, играть определённую роль, характеризующуюся своими отличительными чертами, правами и обязанностями. Помимо подвижных игр, интерес у детей вызывают конструирование, рисование, лепка, трудовая деятельность, имеющая, например, следующие задачи: складывать игрушки на место, подметать пол, выносить мусор и так далее. При включении ребёнка в процесс труда стоит дать ему понять, что он делает что-то полезное, необходимое. Это позволит ему более ответственно отнестись к выполнению задания и осознать свою значимость, а, следовательно, нужность его работы для окружающих. Важно, чтобы трудовая атмосфера создавала положительные эмоции, а не приобретала черты наказания или принуждения.
Старший дошкольный возраст также характеризуется большой увлечённостью ребёнка в познании мира, ярко выраженным любопытством, стремлением всё знать. Познавательная активность ребёнка отличается большой смелостью. Он берётся за изучение как посильных для него вопросов, так и за те области знания, которые ему ещё пока не доступны. Именно на этом этапе жизни у человека наблюдается пик познавательных способностей [1, с. 86]. Тем не менее, возможности ребёнка ограничены. Ему сложно самостоятельно справиться с характерным для нашего времени огромным потоком информации, понять, упорядочить и усвоить её. Это важно учитывать при организации и контроле учебной деятельности. Постепенно детей следует знакомить с различными источниками информации (книга, телевизор, интернет и так далее) и учить ими пользоваться: сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно.
Согласно Федеральному государственному стандарту дошкольного образования велика потребность в обеспечении благоприятных условий для воспитания детей сообразно их возрастным и индивидуальным особенностям, склонностям, а также для развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром [4]. Раздел, посвящённый художественно-эстетическому развитию, предлагает выполнение данных положений через самостоятельную детскую художественно-творческую деятельность. Именно поэтому особое значение приобретает художественное воспитание. Это не случайно, ведь оно является одним из основных путей становления всесторонне развитой и богатой в духовном отношении личности, формирования её взаимодействия с действительностью, осуществления нравственного и интеллектуального воспитания.
Особенно значимым является художественное воспитание посредством движений под музыку, организованных ритмом. Оно происходит постепенно и совершается путём обучения, где существенную роль играет получение музыкального опыта, активизация воображения, чувственных и мыслительных реакций. Ритмическая гимнастика (ритмика) в детском саду — средство всенаправленного развития дошкольников. Именно она является наиболее успешным реализатором становления зрительных, слуховых и двигательных форм чувственного восприятия мира. С одной стороны, ритмика снимает умственное напряжение, а с другой, создаёт благодатную почву для развития мыслительной деятельности. Причём выполнение этих задач возможно при работе с детьми, обладающими различными двигательными и музыкальными способностями. Одним из главных факторов раскрытия потенциальных возможностей ребёнка является создание благоприятной эмоциональной среды, формирование позитивного отношения к занятиям. Для этого педагогу требуется отдавать все свои силы учебному процессу, самому обнаруживать большую увлечённость предметом.
На занятиях ритмикой выделяются как общие, так и частные задачи. К первым относятся оздоровительные, образовательные, воспитательные. Ко второй группе задач — укрепление осанки, развитие музыкальных способностей, основных двигательных навыков, повышение работоспособности и, как следствие, приучение к регулярным занятиям.
Для достижения необходимого результата педагогу надлежит уделить особое внимание подбору музыкального материала. Произведение должно содержать контрастные элементы в плане динамики, темпа, демонстрировать необходимые ритмические группы, что станет импульсом того, что дети будут чувствовать различие между элементами музыкального языка, а значит, успешнее воспринимать их и передавать посредством движения [2, с. 34]. Большое значение также имеют танцевальные упражнения различной направленности. Детский танец нередко берёт своё начало именно на занятиях ритмикой. Здесь его изучение начинается с простых движений и больше похоже на игру. Такая форма изучения новых движений (игровая) особенно эффективна.
Танец — значительное явление в жизни человека. Он помогает раскрыть внутренние чувства и переживания. В детском возрасте танец окружается ореолом сказочности: девочки представляют себя принцессами, мальчики — принцами, и все они спешат на свой первый бал. На уроках ритмики происходит изучение основных танцевальных элементов, прививается умение их гармонично сочетать, воспитывается хороший вкус. Помимо движений и поз большое внимание уделяется также мимике и пластике, общей артистичности танца. Использование танцевальных движений на уроках ритмики положительно влияет на физическое и духовное состояние учащихся. Детям нравится танцевать. Они стараются преуспеть в этом искусстве, овладеть необходимыми навыками, охотно участвуют в построении танцевальной композиции, любят сами придумывать движения и фантазировать под музыку. Через искусство танца, через эмоциональные переживания они познают красоту жизни. Дошкольники приобретают умение совершать правильные и выразительные движения [5, с. 48]. Посредством танца дети могут передавать своё настроение, чувства и эмоции, а это, в свою очередь, способствует эмоциональной раскованности, свободе в общении со сверстниками, более оптимистичному взгляду на мир, стимулирует процесс самопознания. Занятия танцем позволяют снять эмоциональное напряжение, избавиться от зажимов в мышцах и в целом поддерживают состояние духовного и физического тонуса в организме ребёнка.
Ещё одной задачей, решаемой с помощью занятий ритмикой, является обучение дошкольников нормам общения. Благодаря заинтересованности детей в данной деятельности, преподаватели ритмики получают большие возможности в плане обучения и воспитания. Коллективные занятия помогают привить умение общения и поведения в группе, влияют на сплочённость детей и обеспечивают создание дружелюбной атмосферы.
Музыкально-ритмические занятия имеют и большое оздоровительно-гигиеническое значение. Музыкальный ритм организует движения, повышает настроение, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм [6, с. 59].
Однако анализ эмпирического опыта художественного воспитания дошкольников говорит о несоответствии между возможностями ритмики и реальным её применением на практике. Отчасти это можно объяснить тем, что потенциал художественного воспитания сегодня реализуется не в достаточной степени. Поэтому возникает необходимость в дополнительных занятиях по ритмике, проводимых специалистом, так как музыкальные руководители в детском саду не успевают охватить весь материал по ритмическому воспитанию. Только объединившись, педагог-ритмист и музыкальный руководитель могут достичь высокого результата в этом направлении.
Основываясь на вышесказанном, выявим главные воспитательные задачи дополнительных занятий по ритмике в детском саду:
Рецензии:
13.02.2020, 7:27 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Проблема статьи актуальна и автором предлагается подход, который вполне очевидно имеет достаточно высокий потенциал практической имплементации. Особую ценность представляет анализ проблем в контексте интеграции физической, психологической, художественно-эстетической сфер развития личности ребенка этого возраста. Пожелание относится к структурной организации статьи: отсутствие четко поставленной цели (специально выделенной) привнесло некую разбалансированность между названием статьи, текстом и выводами (последние неоправданно зауживают предмет исследования, концентрируя внимание на задачах и упуская представленные в тексте средства). Статья может быть опубликована в научном журнале.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий