Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №80 (апрель) 2020
Разделы: Культурология
Размещена 16.03.2020. Последняя правка: 02.05.2020.
Просмотров - 809

Реконструкция исторических практик как объектов культурного наследия Санкт-Петербурга (на примере возрождения бальной культуры)

Маслеева Виктория Валерьевна

Магистрантка

Санкт-Петербургский государственный университет

Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

Гришанина Анастасия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета


Аннотация:
В исследовании представлены результаты исследования бальной культуры в рамках проекта по реконструкции исторических практик культурного наследия Санкт-Петербурга, рассмотрена потребительская картина современного коммерческого проекта, связанного с реконструкцией и возрождением бальной культуры, проведен анализ крупнейших бальных проектов города и создана их сравнительная характеристика.


Abstract:
This article presents some results of the study of ballroom culture in the framework of the project for the reconstruction of historical practices of the cultural heritage of St. Petersburg. Considers the consumer picture of the modern commercial project associated with the reconstruction and revival of ballroom culture, analyzes the largest ballroom projects of the city and creates their comparative characteristics.


Ключевые слова:
бал; бальная культура; культурное наследие; реконструкция; Санкт-Петербург

Keywords:
Ball; ballroom culture; cultural heritage; reconstruction; St. Petersburg


УДК 070

Петр I построил Санкт-Петербург, пытаясь «прорубить окно» в Европу, благодаря чему в России появилось множество Западных традиций, в том числе балы и соответствующий антураж. Уже в царствование Елизаветы, в связи с интенсивным ростом экономики, российский двор и российские балы считались богатейшими в Европе.

В десятилетия XXI в. наблюдается подъем патриотического настроения среди всех слоев населения. Всероссийский Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ) опубликовал инфографику, на которой отображены ответы россиян на три вопроса. На вопрос «Как бы Вы ответили сами себе на вопрос «Кто я такой?»» больше половины всех опрошенных (59 %) ответили, что считают себя гражданами России. Многие россияне гордятся историей своей страны, научными открытиями, армией. Динамика ответов — увеличение патриотической гордости за свою страну.

По данным ВЦИОМ на июнь 2018 г. уровень патриотизма достиг своего максимума за последние 18 лет. Всего 59 % всех опрошенных определяют патриотизм как любовь к стране, а 92 % респондентов считают себя патриотами. Показатель вырос на 12 % за последние 18 лет. В 2000 г. 80 % опрошенных считали себя патриотами своей страны [8].

В современное время наблюдается тенденция повышенного внимания к культуре России, а также к попыткам моделировать элементы культурной жизни страны, воссоздавая традиции минувших веков. Состоялись такие события, как «Фестиваль исторической реконструкции «Рыцарский замок», «Рыцарский фестиваль «Длинный Герман», «Фестиваль «Средневековая сказка. Игра престолов», «Санкт-Петербургский Бал национальностей», воссоздание в Санкт-Петербурге с помощью исторической реконструкции событий войны с Наполеоном 1812 г. [13].

Следует указать, что Санкт-Петербург славится не только на всю Россию, но и популярен в Европе благодаря своей архитектуре и дворцовым убранствам, в которых в XVIII–XIX вв. практически ежедневно проводили балы. В настоящее время некоторые из дворцов утрачены (Анненгоф, Екатерингофский, Среднерогатский, Баболовский, Летний дворец Елизаветы Петровны), или требуют реконструкции (Особняк Демидова, Особняк Брусницыных и др.).

Актуальность работы, прежде всего, обусловлена низкой научной изученностью проблематики бальной культуры. Изучение и изображение балов можно встретить в работах: О.Ю. Захаровой, Ю.М. Лотмана, A.C. Зарина, П.Н. Столпянского, Н.К. Шильдера; в периодических изданиях «Санкт-Петербургские ведомости», «Петербургский листок», «Русская старина», «Русский архив»; упоминания балов можно встретить в дневниках Н.И. Греча, С.М. Волконского, А.Ф. Тютчевой, братьев Булгаковых. Однако, системного глубокого изучения проблемы до настоящего времени не было. Вероятнее всего, это связано с недостатком систематизированных данных о конкретных мероприятиях и их организаторах.

Наконец, бал прежде не рассматривался как самостоятельное культурное мероприятие, которое может приносить коммерческую прибыль для организаций и социальную прибыль для города и страны в целом (например, денежные средства от благотворительных балов могут перечисляться для реконструкции памятников архитектуры). В связи с этим можно сказать, что изучение проблематики реконструкции исторических балов и возрождения бальной культуры с точки зрения организации и проведения event-мероприятий (культурных событий) является актуальной задачей для современной теории и практики социокультурной деятельности.

Цель работы — выявление проблемных вопросов исследования исторической реконструкции бальных практик в Санкт-Петербурге.

Объект исследования — возрождение бальной культуры Санкт-Петербурга.

Предмет — исторические реконструкции бальных практик в Санкт-Петербурге.

В процессе работы над темой в рамках проектного подхода были использованы методы: обобщение, наблюдение и описание, методы обработки статистического материала (классификация, интерпретация, анализ рынка специальных услуг и конкурентов бальной культуры) и др.

Научная новизна работы состоит в комплексном анализе компаний, занимающихся организацией исторической балов, а также в обозначении круга трудностей, которые сопровождают социокультурную практику возрождения балов в Санкт-Петербурге.

Термин «Бал» пришел в русскую культуру из немецкого языка.

Бал или по-немецки Ball переводится как «мяч». В старину в Германии имел место обряд: на Пасху сельские девушки с песнями и плясками обходили своих подруг, которые вышли замуж за минувший год, и дарили по мячику, обычно набитому шерстью или пухом. [3, с. 54]. В ответ на это замужние дамы устраивали для всей молодежи в деревне танцы и угощения. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось мячей, или балов, то есть вечеринок с танцами.

В России первый бал был проведет на свадебном пиру Лжедмитрия I и Марины Мнишек, где звучал оркестр Станислава Мнишека, что придало торжеству отпечаток европеизма. В заключение торжества царь предложил гостям потанцевать. Бал открывали С. Мнишек и князь Вишневецкий [2, с. 30].

После этого события о балах больше нет упоминаний до 1718 г., когда Петр I издал «указ об ассамблеях».

В XIX в. балы по статусу были приближены к официальным торжественным церемониям и занимали особое положение в жизни Императорского двора между торжественными выходами и неформальными развлечениями высшего света.

Схема проведения балов, как и само поведение участников были строго регламентированы. Существовали особые правила, которые касались прибытия на само торжество, на форму одежды для всех участников бала и пр. Традиционные балы всегда проходили в зимний сезон, начиная с Рождества и длились до начала Великого поста [1].

В современном Санкт-Петербурге с каждым годом появляются все больше обществ, которые своей специализацией выбирают проведение исторических балов. Рассмотрим основные из них, разделяя на большие группы.

Городские коммерческие проекты:

1. «Петербургское Дворянское Собрание (ПДС)» — самое крупное дворянское объединение в Петербурге и второе по численности в России после Московского Дворянского Собрания. Дворянское Собрание проводит ежегодные Рождественские и Пасхальные балы [6].

2. «ЦПКиО им С.М. Кирова (Елагин Остров)». История костюмированных балов в ЦПКиО им. С.М. Кирова насчитывает уже 20 лет. Бальные программы рассчитаны на различные возрастные категории: как для детей, так и для взрослых. Существует несколько программ по различным тематикам [12].

3. Международный историко-культурный благотворительный проект «Балы. Четыре сезона» организуют четыре бала в год: весной — «Шоколадный бал», летом — «Bal des flеurs», осенью — «Бал-маскарад «Летучая мышь», зимой — «Белый бал» [7].

4. «С корабля на бал» — организация занимается проведением балов в костюмах конца XVIII — начала XIX вв. Они предоставляют услуги на балы «под ключ» для разного рода событий. Однако, организация не занимается проведением собственных event-мероприятий, ориентируясь на коммерческий спрос [10].

5. «Исторические танцы на Обводном» — образованы в виде танцевального коллектива, который проводит мастер-классы по социальным танцам стран Европы с XV по XIX вв. Ежегодно проводится несколько коммерческих балов на разные тематики [9].

6. «Студия Старинного Танца им. А.С. Пушкина». Пушкинская студия старинного танца ставит своей особой задачей обучение техникам и импровизациям исторических танцев XIX в. [11].

Студенческие проекты:

1. Ассоциация содействия духовно-нравственному просвещению «Покров». Традиционные Покровские балы — один из самых масштабных студенческих проектов в Санкт-Петербурге, в котором могут поучаствовать жители города разных возрастов. Ассоциация проводит три бала в год. Однако, «Покров» не всегда следует цели возрождения исторической культуры балов, преследуя воспитательные задачи [5]. Что представляется упущением.

2. РГПУ им. А.И. Герцена. В рамках культурно-образовательного проекта «Культура Праздника» РГПУ им. А.И. Герцена ежегодно проводятся балы: Зимние Герценовские, Весенние Межвузовские и Выпускные.

Поскольку две большие группы имеют разные цели, автором проводилось детальное сравнение коммерческих проектов по выделенным параметрам, которые были определены исходя из специфики мероприятия. Студенческие проекты на данном этапе исследования не были включены в анализ.

Проекты рассматривались по следующим критериям: предлагаемые услуги, включающие в себя полный цикл создания бала, ценовая политика, дополнительные услуги, рекламная активность, потенциал и планы развития.

Лидирующей организацией на рынке исторических балов можно считать Петербургское Дворянское собрание, которое имеет сочетание не слишком высокой цены и предлагаемых услуг. Однако, оно достаточно закрыто, чтобы иметь слишком большое количество гостей.

ЦПКиО им С.М. Кирова — уже хорошо известная организация с широким набором различных бальных программ, но при детальном наблюдении отмечается, что основной упор идет именно на экскурсионное действие нежели на сам бал. Несмотря на это организация имеет явное преимущество — коллекцию исторических костюмов и собственную площадку.

«Балы. Четыре сезона» уже достаточно продолжительное время организует балы в качестве коммерческих мероприятий, пропагандируя себя как благотворительную организацию. Но она не располагает официальным сайтом и достаточно прозрачной схемой отчетности, чтобы можно было отследить обычному пользователю целевое расходование средств. Смотря на конкретно-предоставляемую услугу, можно указать, что её цена слишком завышена, когда набор опций предлагается меньше, чем на балах Дворянского собрания.

Анализ коммерческих проектов, позволил автору скорректировать собственный проект «Бальные истории прошлого», а также провести серию балов в Особняке П. Н. Демидова и в Особняке А.А. Половцова, учитывая выявленные недостатки в работе конкурентов.

Кандидат филологических наук Анна Михайловна Сосновская, которая посетила один из балов в своей статье «Экономика впечатлений: Реконструкция исторических практик культурного наследия Санкт-Петербурга» пишет: «Аудитория согласно опросам, выбирает исторические реконструкции как уникальные и аутентичные впечатления в поисках спасения от торговых центров,  заправок, массовой культуры, от ТВ шоу  и соцсетей:  “подготовка к балу придает вдохновение и возбуждает интерес к эпохе”, “интеллигентному человеку интересно окунуться в историю, соотнести сразу много тем и впечатлений: данные из книг и фильмов, историю танца, одежды, архитектуры, города”, “физическое участие в танцах, узнавание смысла элементов танца и коммуникация с партнером представляют собой особенный, длящийся, не однодневный опыт общения”, “людям за 30 и старше просто пойти на дискотеку не интересно, а танцевать хочется, хочется наряжаться и взаимодействовать с другими людьми”» [4].

Бал апеллирует сразу к двум глубинным психологическим драйверам: с одной стороны, — это поиск романтики ушедшей эпохи, воссоединение с культурой и идентичностью петербуржца, поиск собственного опыта переживания и понимания исторических практик; а с другой, — это проникновение в глубоко укоренившийся европейский нарратив сказки про Золушку, которая основана на архетипе чудесного преобразования, обновления социального статуса вследствие встреч и новых знакомств на балу [4].

Проведенные балы стали не только экспериментом возобновления специфического исторического дискурса, но и местом для деловых знакомств и дружеского общения.

Проектно-экспериментальный подход помог обозначить круг трудностей исторической реконструкции бальных практик в Санкт-Петербурге:

1. Для молодой организации, у которой еще нет собственных спонсоров, партнеров и начального капитала сложно найти подходящую историческую площадку. Практически все дворцы города имеют свой прейскурант цен с особыми условиями. Например, по условиям Особняка Половцова, необходимо арендовать сразу два больших зала (150 тыс. руб. за вечер); Дворец Труда сдает в аренду свои залы только с услугами их кейтеринговой компании (70 тыс. руб. за вечер).

2. Исторические балы подразумевают соблюдение дресс-кода. Как правило, это фраки для мужчин и пышные платье в пол для дам, различающиеся по форме в зависимости от временных рамок реконструкции. Многие гости в XXI в. не считают важным соблюдать установленный дресс-код, а некоторые не имеет достаточно средств для его соблюдения. Бесплатно предоставлять костюмы гостям для молодой компании финансово невыгодно. Не исправляет ситуацию и повышение цены билета, которую не все гости смогут оплатить.

3. Одна из сложностей не только для молодой организации, но и для существующих на рынке несколько лет, является музыкальный оркестр, который играет все танцевальные отделения. Ноты многих танцев утеряны, непросто собрать группу музыкантов, владеющих необходимым репертуаром. Решение данной проблемы видится в подготовке музыкантов совместно со становлением проекта.

Несмотря на большое количество событий, связанных с реконструкцией бальной культуры, существует и большой круг проблем, которые необходимо решать, чтобы балы стали не только приносящими доход проектами, но и прочно вошли в практику просветительской социокультурной деятельности.

 

Библиографический список:

1. Захарова О.Ю. Бал эпохи Петра Великого//Родина. 1995. - № 1. - С.117-119
2. Захарова О.Ю. История русских балов. М.: Журналист, агентство «Гласность», 1999. - 88 с.
3. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (ХУШ-нач.Х1Х века). / Ю.М. Лотман. - СПб. Искусство-СПб. 1994. - 399 с.
4. Сосновская А. М., Маслеева В.В. Экономика впечатлений: реконструкция исторических практик культурного наследия Санкт-Петербурга // Управленческое Консультирование. 2018. № 4(112). С. 172-181.
5. Ассоциация содействия духовно-нравственному просвещению «Покров» / Традиционные Покровские балы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://pokrovorg.ru/tradicionnue_pokrovskie_balu_14_oktyabrya_25_yanvarya_9_maya_ (Дата обращения: 03.05.2018)
6. Балы. Петербургское Дворянское Собрание. [Электронный ресурс]. – URL: http://dvorjanstvo.spb.ru/taxonomy/term/8. – (Дата обращения: 02.05.2018)
7. Балы. Четыре сезона. – [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/bal4sezona. – (Дата обращения: 02.05.2018)
8. Данные опросов: Что значит быть патриотом? Уровень патриотических чувств в обществе достиг максимума за последние 18 лет // Всероссийский центр изучения общественного мнения.2000-2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9156. (Дата обращения: 10.06.2018)
9. Исторические танцы на Обводном. [Электронный ресурс]. – URL: https://vk.com/istanao. – (Дата обращения: 02.05.2018)
10. С корабля на бал. [Электронный ресурс]. – URL: http://bal.spb.ru/. – (Дата обращения: 02.05.2018)
11. Студия Старинного Танца им. А.С. Пушкина. [Электронный ресурс]. URL: https://vk.com/pushkinkaspb. – (Дата обращения: 02.05.2018)
12. ЦПКиО им С.М. Кирова. Костюмированные балы на Елагином острове. [Электронный ресурс]. – URL: https://elaginpark.org/kostyumirovannye-baly-na-elaginom-ostrove. – (Дата обращения: 02.05.2018)
13. KudaGo. Рыцарские турниры в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kudago.com/spb/activity/jousts/ (Дата обращения: 13.05.2018)




Рецензии:

20.04.2020, 3:23 Бакуменко Геннадий Владимирович
Рецензия: Тема затронута актуальная. Хотя из высказывания "Актуальность работы подчеркивается также степенью научной изученности проблематики балов" ровно ничего не следует, лучше переформулировать иначе. Автор, очевидно, имел целью обозначить проблемные вопросы исследования исторической реконструкции бальных практик в Санкт-Петербурге. Что, в целом, удалось. Хотя не совсем ясно, почему эту цель не указать во вводной части статьи. Первое же предложение, напротив, совершенно не клеится с темой и выглядит лишним. Было бы разумно четче обозначить предмет (очевидно это исторические реконструкции бальных практик в Санкт-Петербурге) и объект исследования. С объектом нет ясности (возможно речь идет о бальной культуре или о процессе её возрождения в СПб). Не все из перечисленных автором методов являются общенаучными. Если убрать "обще-", то приемлемо, только метода синтеза научных документов не существует (автор видимо имел ввиду обобщение), синтезироваться могут подходы и теории. Максимализм автора в формулировке научной новизны ("во-первых, в полном историческом изучении...", "во-вторых, в комплексном анализе компаний...") не оправдан. Этого в статье нет. А вот перечисленные в выводах "трудности" - та самая авторская позиция, которая и обладает элементом новизны. Встречаются в работе несогласованные словосочетания. Например: "обходили своих подруги, вышедших замуж"; "дамы устраивали для все молодежи в деревне". Нужно внимательнее вычитать текст. В целом, для магистерского уровня статья хорошая. Но всё же, я бы рекомендовал автору её чуть доработать согласно замечаниям. После доработки статья может быть опубликована, поскольку представляет определенный научный интерес.

01.05.2020 14:14 Ответ на рецензию автора Маслеева Виктория Валерьевна:
Уважаемый Геннадий Владимирович! По Вашим рекомендациям я постаралась подкорректировать свою работу. Надеюсь, она стала лучше. Спасибо Вам большое за все замечания. Это очень ценно для меня.

5.05.2020, 12:53 Бакуменко Геннадий Владимирович
Рецензия: Автор поднимает серьезную проблему теории и практики социокультурной деятельности на примере исторических реконструкций бальных практик в Санкт-Петербурге. Бальные практики широко распространены в России: достаточно упомянуть традицию выпускных балов в школах и других учебных заведениях, хотя этим бальные практики не ограничиваются, а возрождаются и широко распространяются сегодня, включая и исторические реконструкции. Действительно, исследование бальных практик до последнего времени нельзя отнести к систематическим. И сама постановка проблемы их системного исследования заслуживает внимания. Выбор автором методики обусловлен проектно-экспериментальным подходом, который особенно ценен ввиду синтетического единства в его рамках теории и практики социокультурной деятельности, требующего подчинения общенаучных и конкретно-научных методов задачи организации и проведения event-мероприятия (культурного события). Конечно, сделанные выводы не исчерпывают всю проблематику исторических реконструкций бальных практик, но позволяют на эмпирическом материале опыта организации мероприятия скорректировать дальнейшую практическую работу. Исследование Виктории Валерьевны вносит определенный вклад в расширение научных представлений о современной культуре, о культурных практиках Санкт-Петербурга, об опыте возрождения в нем бальной культуры. Статья достойна публикации, поскольку может быть интересна специалистам социокультурной деятельности, культурологам, исследователям современной городской культуры.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх