Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №80 (апрель) 2020
Разделы: Информационные технологии, Юриспруденция
Размещена 04.04.2020. Последняя правка: 05.04.2020.
Просмотров - 1290

Стратегические акты формирования электронного правительства в Республике Беларусь

Тимошенко Андрей Александрович

Белорусский государственный университет

Студент

Латышева В.А., кандидат исторических наук, доцент кафедры источниковедения Белорусского государственного университета


Аннотация:
В настоящей статье проводится анализ стратегических актов (стратегий, программ), на основании которох в Республике Беларусь с 2002 г. проводятся процессы информатизации и внедрения электронного правительства. Электронное правительство рассматривается как с позиции автоматизации деятельности государственных органов, так и с позиции взаимодействия государства и граждан при помощи государственных электронных услуг. На основании рассмотренных документов, автор характеризует особенности развития электронного правительства в Республике Беларусь. Дается оценка развитию белорусского электронного правительства.


Abstract:
This article analyzes the strategic acts (strategies, programs) on the basis of which the processes of Informatization and introduction of e-government have been carried out in the Republic of Belarus since 2002. E-government is considered both from the point of view of automating the activities of state bodies, and from the point of view of interaction between the state and citizens using state electronic services. Based on the documents reviewed, the author describes the features of e-government development in the Republic of Belarus. The development of the Belarusian e-government is evaluated.


Ключевые слова:
электронное правительство; стратегия; программа; информатизация; государственные электронные услуги; Электронная Беларусь; электронный документооборот

Keywords:
e-government; strategy; program; Informatization; state electronic services; Electronic Belarus; electronic document management


УДК 330.101

Одним из столпов информационного общества является электронное правительство. Создание электронного правительства требует создания информационно-коммуникационной инфраструктуры, системы государственных электронных услуг и нормативного правового обеспечения Электронное правительство позволяет организовать быстрое, экономное и доступное взаимодействие между гражданами и властью [1].

Процесс формирования электронного правительства в Республике Беларусь нельзя считать завершенным. Осмысление опыта в данном вопросе может быть полезно в дальнейшем как Республики Беларусь, так и странам, стремящимся к построению электронного правительства.

Статья является актуальной для государственных служащих, ученых, специализирующихся на вопросах информатизации и электронного правительства, разработчиков в сфере государственных электронных услуг. Она позволяет использовать опыт теории развития Электронного правительства в о Республике Беларусь на практике в любом государстве или административно-территориальной единице.

Цель данной статьи - на основании анализа стратегических актов (программ, стратегий) выделить основные характеристики политики Республики Беларусь в сфере формирования электронного правительства.

В настоящее время научные статьи и иные работы, в которых проводится анализ стратегических актов Республики Беларусь в комплексе отсутствует. Отдельные научные работы косвенно затрагивают лишь части обозначенных документов, не давая целостную картину общей динамики. Данная статья должна убрать этот проблем в знаниях. Это факт обосновывает высокую научную новизну настоящей работы.

Для написания статьи в качестве материалов были использованы стратегические акты (программы, стратегии) Совета Министров Республики Беларусь, а так же его Президиума. Документы были расмотрены не только в текущей редакции. Был проведен анализ предыдущих редакций, от момента принятия до настоящего времени.

В ходе создания статьи использовались методы анализа и сравнения. Был проведен анализ стратегических актов, их сравнение между собой, что позволило охарактеризовать не только их динамику, но и выделить основные изменения в направлениях развития Электронного правительства.

В Республике Беларусь основой для создания электронного правительства является издание стратегических актов, которое было положено в 2002 г. с началом информатизации.

Постановлением Совета Министров №1819 от 27 декабря 2002 г. была утверждена Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» [2]. Программа на сегодняшний момент находится в тринадцатой редакции. Программа «Электронная Беларусь» в качестве общих положений обозначила основные проблемы информатизации государства, к наиболее важным из которых были отнесены недостаточное развитие использования информационно-коммуникационных технологий, низкий уровень нормативного правового обеспечения процессов информатизации, неготовность государственных органов к эффективному использованию новых технологий, слабый уровень подготовки кадров.

Обозначалась цель программы – создание в Беларуси единого информационного пространства как одного из этапов к формированию информационного общества. Реализация должна была пройти в три этапа: 2003 г., 2004 – 2005 гг., 2006-2010 гг.

В области совершенствования взаимодействия между государственными органами и гражданами программа обозначила для себя задачу достижения максимальной эффективности. На первом этапе предполагалось завершение реализации информационных проектов ряда республиканских органов государственного управления. Правительство декларировало, что уже при выполнении первого этапа будут созданы все предпосылки для создания «электронного Правительства». На втором этапе программа обозначила приоритет в создании систем межведомственного электронного документооборота. Программа раскрывает конкретные планируемые оценки: в электронной форме должно вестись 60 процентов внутреннего документооборота, 40 – межведомственного. Третий этап – окончательное создание «электронного Правительства», функционирующего в рамках общегосударственной автоматизированной системы

Второй этап реализации программы (2004 – 2005 гг.) характеризуется внесением значительного количества изменений в программу. Большая часть изменений относились к изменению прилагаемого к программе списка разрабатываемых проектов: появлялись новые проекты, вносились изменения в названия, переносились сроки.

Окончание программы «Электронная Беларусь» не остановило процессы формирования Электронного правительства. Советом Министров была разработана Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года, принятая вместе с планом первоочередных мер по ее реализации на 2010 г. Данные акты были утверждены 9 августа 2010 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1174 [5]. Изменения в стратегию не вносились.

В стратегии впервые было дано определение понятия «электронная услуга» – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации, осуществляемая с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники.

В области предоставления государственных электронных услуг – одной из основ Электронного правительства - для успешного развития информационного общества стратегия установила необходимость в создании инфраструктуру и формировании нормативного правового обеспечения для предоставления государством электронных услуг. Значительное внимание электронным услугам уделено в главе 3, где зафиксированы задачи развития информационного общества. Стратегия ставит одной из задач привлечение инвестиций и становление индустрии, обеспечивающих функционирование электронных услуг.

Стратегия ставит требования о завершении к 2015 г. формирования ряда компонентов информационно-коммуникационной инфраструктуры, без которых невозможно развитие системы оказания государственных электронных услуг. К этим компонентам стратегия относит:

1. Общегосударственную автоматизированную информационную систему.

2. Система управления открытыми ключами.

3. Регистр населения и иные информационные ресурсы, необходимые для предоставления услуг.

4. Система идентификации граждан.

5. Платежная система, позволяющая оплачивать государственные электронные услуги.

6. Общая среда для взаимодействия республиканских органов власти.

Глава 5 содержит в себе раздел «Электронное правительство», цель которого определяется в создании и развитии электронных услуг для граждан и бизнеса. Система государственных услуг согласно стратегии строится на создании перечня наиболее востребованных сервисов, реинжиниринге бизнес-процессов, формирование возможности использования сервисов с использованием различных средств и нормативного правового обеспечения.

На основании данной стратегии 2011 г. была принята Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 – 2015 гг., утвержденная Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. №384 [3]. В данной программе прямо провозглашаются направления по созданию инновационных информационно-коммуникационных технологий, государственной системы предоставления услуг и ускоренного развития сервисов в области информационных технологий. Цель программы – создание всех необходимых условий для развития услуг в области информационно-коммуникационных технологий, в том числе – системы государственных электронных услуг, которая бы обеспечила развитие технологий. Таким образом данная программа является первым нормативным актом, который провозглашает развитие государственных электронных услуг одной из своих целей.

Реализация программы, как и в случае с программой «Электронная Беларусь», проходила в три этапа:

1. Первый этап (2011 – 2012 гг.) – создание базовых составных компонентов электронного правительства, без которых невозможно оказание государственных электронных услуг.

2. Второй этап (2013 – 2014 гг.) – интеграция базовых компонентов электронного правительства и создание автоматизированных информационных систем.

3. Третий этап (2015 г.) – доработка работ, произведенных в предыдущих этапах и достижение показателей успешного внедрения программы.

Национальная программа включила в себя девять подпрограмм, одной из которых является подпрограмма «Электронное правительство». Заказчиком данной программы является Департамент информатизации Министерства связи и информатизации.

Подпрограмма «Электронное правительство» в качестве цели внедрения электронного правительства в Беларуси дублирует понятие из стратегии, однако уже четко обозначает средства достижения данной цели, т.е. создания системы государственных электронных услуг для общества.  Под этими средствами программа подразумевает модернизацию управленческих процессов с использованием современных технологий, расширение государственных информационных ресурсов, предоставление электронных услуг с возможностью доступа через различные устройства и переход на электронный документооборот.

Об итогах выполнения Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 г. и Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий и дальнейших действиях по развитию информационного общества в Республике Беларусь предоставляется информация в Стратегии развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 гг., которая была принята на заседании Президиума Совета Министров 3 ноября 2015 г [4]. Положение Республики Беларусь в области информатизации оценивается как в целом успешное: страна повысила свои позиции в международных рейтингах оценки развития информационно-коммуникационных технологий, базовый комплекс для электронного правительства создан.

Менее глобально звучат достижения в области государственных электронных услуг. Портал электронных услуг создан, представляет сервисы из 13 государственных информационных ресурсов, при этом предоставляя скромные шесть услуг для физических лиц и восемь услуг для юридических лиц.

Цели новой стратегии схожи целям предыдущей – модернизация электронного правительства, развитие цифровой экономики и формирование информационного общества.

В области электронных услуг стратегия выдвигает новые направления согласно внедрению определенных инноваций. Впервые выдвигается идея о том, что республиканские информационные ресурсы можно использовать для оказания электронного сервиса не только в Республике Беларусь, но и за ее пределами. Фигурирует пункт о переводе преимущественного количества административных процедур в цифровой вид. В качестве использования инновационных технологий стратегия предусматривает использование 3D-Геоинформационных систем и облачных данных для электронных услуг.

Стратегия как отдельное направление выделяет развитие открытых данных – полезных сведений, который представляют из себя результат функционирования государства и бизнеса. На этой базе сформирована идея об продвижении партнерства государственного и частных секторов для создания института частных операторов электронных услуг. Предоставление открытых данных и активное взаимодействие бизнеса и государства ставит под собой цель наделения коммерческих и общественных организаций возможности предоставления электронных услуг на основании предоставляемых им данных от государственных органов.

Таким образом, на основании рассмотренных стратегических актов можно обозначить следующие особенности формирования Электронного правительства в Республики Беларусь:

1. Стратегии и программы принимаются на небольшие сроки – 5-7 лет. Это позволяет осуществлять более жесткий контроль за реализацией стратегических актов, но в тоже время не позволяет выработать долгосрочную стратегию по формированию Электронного правительства на 10-15 лет.

2. Электронное правительство рассматривалось руководящими органами в программе «Электронная Беларусь» как комплекс мер по автоматизации управленческих процессов внутри государственных органов, а лишь затем в Национальной программе на 2011-2015 гг. как комплекс государственных электронных услуг для физических и юридических лиц. Даже написание данных понятий в различных программах отличается («электронное Правительство» в «Электронной Беларуси» и «Электронное правительство» в Национальной программе»)

3. В процессе формирования Электронного правительства на всех этапах отмечается необходимость использования инновационных технологий (3D-геоинформационных систем, облачных данных) при широком охвате средств использования.

4. В ближайшей перспективе государственные органы Республики Беларусь будут стремится к автоматизации многих процессов взаимодействия с обществом, что приведет к оптимизации финансовых средств и упрощению доступа физических и юридических лиц к государственным услугам и административным процедурам.

В целом, достижения Республики Беларусь оцениваются положительно. При этом необходимо продолжать развитие электронного правительства с позиции доступности и удобства пользования государственными электронными услугами физическими и юридическими лицами.

Библиографический список:

1. Антанович Н. А. "Электронное правительство" как технология перехода от государственного администратирования к эффективному государственному менеджменту / Н.А. Антонович // Наука и инновации. – Минск : БГУ, 2005. №5
2. Государственная программа информатизации Республики Беларусь на 2003–2005 годы и на перспективу до 2010 года «Электронная Беларусь» [Электронный ресурс] : утв. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2002 г. № 1819 : с изм. и доп. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
3. Национальная программа ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011 – 2015 гг. [Электронный ресурс] : утв. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. № 384 : с изм. и доп. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
4. Стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016 – 2022 гг. [Электронный ресурс] : утв. Протоколом заседания Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 3 ноября 2015 г. № 26 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
5. Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года [Электронный ресурс] : утв. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 г. № 1174 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.




Рецензии:

5.04.2020, 12:16 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья выполнена на актуальную тему и вызывает теоретический и практический интерес. Материал работы структурирован в недостаточной степени. Однако в соответствии с требованиями журнала необходимо выделить также разделы: Материалы и методы, а также Актуальность, Научная новизна. См., пожалуйста, раздел Авторам, Требования к статьям в журнале "SCI-ARTICLE.RU" (URL: http://sci-article.ru/verxx.php?i=10). Особо уточните, в чём Научная новизна статьи. В результате Вы наполните все необходимые разделы текстом, в том числе новым по своему содержанию; автоматически прибавится текст статьи. Рекомендую доработать.

05.04.2020 14:14 Ответ на рецензию автора Тимошенко Андрей Александрович:
Были внесены изменения. Выделены соответствующие разделы.

6.04.2020, 10:09 Ашмаров Игорь Анатольевич
Рецензия: Статья на данную тему вызывает теоретический интерес. Аннотация статьи дана в приличном объеме, англо-русский перевод - качественный. Список литературы состоит из 5 источников информации, которые были изучены автором. Вывод сделан. Данную статью следует рекомендовать к опубликованию в научном журнале.

19.05.2020, 17:57 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Не понятно, какую задачу решили и в чём научная новизна? Повторно.



Комментарии пользователей:

5.04.2020, 10:42 Олевский Виктор Аронович
Отзыв: Возник вопрос:"Кому и какая польза от этой статьи?"


19.05.2020, 16:01 Бойко Сергей Сергеевич
Отзыв: Как и любой ретроспективный историко-правовой анализ, может быть полезна профессиональным историкам и начинающим ученым-юристам (магистрантам, аспирантам, соискателям). Серьезные ученые юристы будут использовать более основательные и представительные научные работы.


Оставить комментарий


 
 

Вверх