Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Педагогика
Размещена 26.04.2020. Последняя правка: 23.04.2020.
Просмотров - 1380

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ШКОЛЫ

Павлюк Валерия Сергеевна

Магистр

ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»

Магистр, факультет психолого-педагогического и специального образования, кафедра коррекционной педагогики

Соловьева Ольга Васильевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики, факультет психолого-педагогического и специального образования, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского»


Аннотация:
В статье рассмотрены современные подходы социализации подростков с нарушением интеллекта после окончания обучения. Проведено экспериментальное исследование для изучения подготовленности подростков к самостоятельной жизни.


Abstract:
The article presents a review of modern approaches socialization of teenagers with intellectual disabilities after the end of school. A pilot study has been conducted to study teenager's readiness for independent life.


Ключевые слова:
нарушение интеллекта; подросток; обучение; социализация; выпускник

Keywords:
intellectual disability; teenager; learning; socialization; graduate


УДК 376.42

Проблема воспитания и социализации подростков является одной из важнейших для любого общества. Социализация подростков с нарушением интеллекта представляет собой актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники школ  испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе.

Причины таких затруднений у подростков с нарушением интеллекта связаны с тем, что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками строятся иначе, такие ребята совершенно по-иному смотрят на окружающий их мир, будущих выпускников нужно готовить к самостоятельному решению основных проблем самостоятельного жизнеустройства после выпуска из школы.

Для реализации помощи подросткам в социализации должны быть: достаточная психолого-педагогическая грамотность педагогического коллектива, создание защищающей среды, психолого-педагогическое сопровождение, учет возрастного фактора, соответствующая материальная база.

Основными направлениями подготовки подростков к самостоятельной жизни подростков с нарушением интеллекта являются:

  • Формирование самостоятельности.
  • Формирование коммуникативных способностей.
  • Мотивация к труду.

Целью данной статьи является изучение современных подходов социализации подростков с интеллектуальной недостаточностью после окончания школы.

Задачи данного исследования:

  • Определить уровень подготовки девятиклассников с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни.
  • Определить подготовленность к самостоятельной жизни у выпускников с интеллектуальной недостаточностью, которые на данный момент обучаются в Политехникуме.
  • Провести ряд мероприятий по подготовке к социализации подростков с нарушением интеллекта.

Исследование проводилось на базе МОУ «СОШ №31» Энгельсского муниципального района Саратовской области. В данном образовательном учреждении для учеников 5-9 классов введен предмет «Социально-бытовое ориентирование». Исследовались 22 подростка с интеллектуальной недостаточностью проходящие обучение в данном образовательном учреждении. 10 человек из 5 класса и 12 человек из 9 класса.

На данных уроках подростков с ОВЗ готовят к самостоятельной жизни. Кабинеты оборудованы различной бытовой техникой, посудой, тканями. На уроках подростков учат правильно готовить самые примитивные блюда, шить, убираться, рассказывают о мерах предосторожности при использовании потенциально опасных предметов. В конце урока полученные знания закрепляются тестами. На нескольких уроках мы были наблюдателем. Далее мы сами занимались с учениками. Уроки мы проводили в двух классах – 5, 9. На каждом уроке присутствовала практическая и теоретическая часть.
В 5 классе мы проводили урок на тему «Поведение в кино, театре». Ученики узнали, как производится покупка билета на сеанс, мы обсудили правила поведения при посещении театра или кино, также обсуждали и технику безопасности. Как мы говорили ранее, каждый урок сопровождался практической частью, здесь мы устроили импровизированный «кинопоказ», используя КТ. Все ребята сели на нужные места согласно полученным «билетам», далее через проектор им был включен небольшой мультфильм на тему поведения в общественных местах. После «кинопоказа» полученные знания были закреплены коротким тестированием.   
В 9 классе мы проводили урок на тему «Приготовление каш по рецепту». На уроке ребята познакомились с различными видами каш, узнали больше о крупах, узнали, как правильно варить рассыпчатую гречневую кашу. После теоретической части ребята перешли к практической, в классе было всего 4 человека, поэтому каждый мог принять активное участие. Вся работа проводилась строго под наблюдением учителя. В конце урока ребята смогли поесть свою первую приготовленную кашу.
В 9 классе мы проводили еще один урок на тему «Семейные традиции». На уроке ребята стали вспоминать, какие традиции есть в каждой семье. Каждый ученик рассказал про особенности какого-либо праздника у них дома. Мы поговорили о том, что семейные традиции способствуют сближению членов семьи, а совместное времяпровождение - средство семейного воспитания, где подростки приобретают культуру отношений в семье, учатся общению. В конце урока каждый ребенок написал коротенькие сочинения на тему, какие традиции соблюдаются в его семье на Новый Год.

Специально для исследования былосоздано тестирование, которое помогало определить уровень подготовки ребят к самостоятельной жизни. Результаты данного тестирования приведены на диаграмме 1 и 2.

Диаграмма 1. Уровень подготовленности подростков с нарушением интеллекта  к самостоятельной жизни среди учеников 5 класса

Диаграмма 2. Уровень подготовленности подростков с нарушением интеллекта  к самостоятельной жизни среди учеников 9 класса

 

 

 

В 5 классе обучается 10 человек, в 9 классе – 12 человек. По результатам данных исследований можно сделать вывод, что среди учеников пятых классов полностью подготовленных учеников к самостоятельной жизни нет. Только у 20% учеников есть сложности при самостоятельном выполнении каких-то заданий, остальные ребята – это 80% пока вовсе не самостоятельны. Среди учеников 9 классов ситуация выглядит иначе, это связано с тем, что данные подростки уже дольше осваивают многие задания, их способность усваивать информацию немного отличается в силу возраста. Среди 12 человек есть подростки, которые полностью готовы к самостоятельной жизни после окончания школы – 8%. К сожалению, процент не подготовленных ребят даже выше – 9%, этим подросткам нужно уделить большее внимание и усилить их подготовку к социализации, ведь времени до поступления в новое учебное заведение осталось совсем немного, этим подросткам будет сложно адаптироваться к изменениям в их жизни. Дальнейшая работа будет как раз направлена на усиление настоящих программ социализации в данном ОУ, будут разрабатываться новые методы обучения и подготовки.

Далее было задано несколько вопросов о том, чего хотят ученики 9 класса в будущем, результаты отражены на диаграмме 3.

Диаграмма 3. Опрос «Чего я хочу» среди учеников 9 класса

 

 

На диаграмме 3 можно ознакомиться с результатами короткого опроса «Чего я хочу». В данном опросе принимали участие ученики 9 класса. Подавляющее большинство хотят и стремятся к самостоятельной жизни, у них есть цель обрести семью и работать после окончания школы. Тех, кто не знает, чего хочет и тех, кто не хочет работать и уезжать от родителей оказалось меньшинство.

Также нам удалось пообщаться с ребятами, которые уже окончили школу и на данный момент получают образование в одном из политехникумов. Беседа была проведена с 10 выпускниками школы, которые учатся на 1 и 2 курсе. Данные подростки уже значительно отличаются по уровню самостоятельности от учеников 9 класса, хотя разница в возрасте 1-2 года. Это связано с тем, что со сменой обстановки, коллектива подросткам пришлось адаптироваться к новому миру, в их жизни появилось больше самостоятельности, много новых людей, с которыми нужно взаимодействовать, в образовательном учреждении подростков уже намного отчетливее подталкивают к социализации по окончанию обучения. Ребята согласились пройти такой же тест, который был дан ученикам 9 класса и результаты были уже иными, диаграммы 4, 5.

Диаграмма 4. Уровень подготовленности выпускников с нарушением интеллекта, обучающихся на 1 и 2 курсе политехникума,  к самостоятельной жизни

 

 

По результатам этого тестирования видно, что ребята, которые окончили школу и уже учатся на определенную специальность, гораздо лучше социализированы, у них уже намного меньше проблем с коммуникацией, по большей части они могут себя обслуживать. 

Диаграмма 5. Опрос «Чего я хочу» среди выпускников с нарушением интеллекта, обучающихся на 1 и 2 курсе политехникума

 

На диаграмме 5 можно ознакомиться с результатами опроса «Чего я хочу», который был ранее проведен, для будущих выпускников, которые на данный момент заканчивают 9 класс. В данном опросе принимали участие выпускники с нарушением интеллекта, обучающиеся на 1 и 2 курсе политехникума. Всего один человек из всех опрошенных не хочет создавать семью, остальные хотят этого и практически все хотели бы иметь детей. В данном случае уже все опрошенные ребята заявили, что хотят быть самостоятельными и готовы решать проблемы, которые встретятся им на пути.  

Из полученного результата, можно сделать вывод, что подростки, которые обучаются в профессиональном образовательном учреждении уже больше приспособлены к самостоятельной жизни.

Параметрами успешного жизнеустройства как положительного результата взросления являются умение определиться с профессией, стабильная трудовая занятость, создание семьи, возможность контактироватьс социумом, соответствие морально-правовым нормам и требованиям общества, реальное временное составление жизненных планов, использование личного опыта в изменяющихся условиях.

Библиографический список:

1. Аленкина О. А. Черникова Т. В. Социализация умственно отсталых детей: научные основы работы специалистов в России и за рубежом. / Журнал Известия Волгоградского Государственного педагогического университета, № 4 / том 17 / 2006.
2. Брунов Б. П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии: учеб. пособие / Б. П. Брунов. – Красноярск: КГПУ, 2006. – 153.
3. Лапшина М. Ю. Адаптация детей с ограниченными возможностями как социокультурная проблема. / М. Ю. Лапшина // Мир современной науки. — 2012.—№4.
4. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: Педагогика, 1988
5. Энциклопедия психологических тестов.- М.: Терра Книжный клуб.- 2000.




Рецензии:

27.04.2020, 18:33 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Актуальность статьи не подлежит сомнению. в настоящее время очень большое количество детей с ОВЗ, которые нуждаются в организации безопасной социализации. На мой взгляд, публиковать материал в таком виде рано, требуется доработка представленной статьи: - Статья выиграет, если автор откорректирует тему статьи, т.к. в работе представлено исследование готовности подростков с интеллектуальной недостаточностью к самостоятельной жизни и приводятся сравнительные результаты двух возрастных категорий. В эксперименте принимают участие дети, обучающиеся в 5, классе,студенты политехникума, а в теме заявлено - "социализация детей с интеллектуальной недостаточностью после окончания школы". - Уточнить цель. В работе не отражено изучение современных подходов социализации подростков с интеллектуальной недостаточностью после окончания школы. И практическая работа направлена совсем на другое. - Усилить во введении актуальность, ссылаясь на работы ученых по проблеме исследования. - Присутствуют стилистические ошибки, не согласованы слова в предложениях. - Автором проделана большая работа, но результаты исследования не нашли свое отражение в выводах. - Оформить список литературы по ГОСТ, у учащихся магистратуры данное умение уже должно быть сформировано. - В тексте отсутствуют ссылки на список литературы. - Для того, чтобы просматривалось решение задачи №3, автору следует переструктурировать материал. Описание содержания уроков, направленных на подготовку к самостоятельной жизни, представить после результатов исследования. Статья требует доработки.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх