Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №80 (апрель) 2020
Разделы: Экономика
Размещена 27.04.2020. Последняя правка: 23.04.2020.
Просмотров - 3495

ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Якимчук Анастасия Александровна

Полесский государственный университет

студент

Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье рассмотрен анализ финансирования образования Республики Беларусь. Определены и охарактеризованы основные каналы получения и расходования средств в этой сфере.


Abstract:
The article considers the analysis of financing the education of the Republic of Belarus. The main channels for obtaining and spending funds in this area are identified and characterized.


Ключевые слова:
бюджет; финансирование; образование; бюджетные средства; внебюджетные средства

Keywords:
budget; financing; education; budget resources; extrabudgetary funds


УДК 336.57

Введение

В Республике Беларусь, как и в любой другой стране, образование играет важную роль в развитии личности и государства в целом. Роль образования в обеспечении экономического роста страны и развитии общества переоценить невозможно, так как именно от уровня образованности, научного и профессионального потенциала нации зависит возможность государства оставаться конкурентоспособным на мировом рынке. Образование является приоритетным в жизни общества: в общественном развитии знания людей, их навыках, умениях, опыте, возможностях развития личностных и профессиональных качеств.

Актуальностью данной темы является то, что образование в Республике Беларусь динамично изменяется, происходит реформирование национального образования, вследствие чего необходим пересмотр объёмов финансирования соответствующих современным требованиям.

Цель статьи – оценка финансирования образования Республики Беларусь на основе их анализа за период 2014-2018 гг.

Основная часть

В Республике Беларусь постепенно проводятся реформы в сфере образования, направленные на создание системы соответствующей мировым стандартам в полной мере отвечающей принципам устойчивого развития и потребностям инновационной экономики.

В мировой практике выделяют два основных способа финансирования образования: индивидуальное финансирование затрат на обучение и институциональное финансирование образовательных учреждений. На основании этого источники финансирования делятся на общественные (государственный бюджет) и частный доход. Чаще применяется схема смешанного финансирования.

Расходы на образование в Республике Беларусь можно отнести к затратам, необходимым для воспроизводства специалистов различного уровня [1]. Государство, содействуя развитию и функционированию системы образования, выделяет с каждым годом всё больше средств из государственного бюджета. Так за период с 2014 по 2018 год финансирование увеличилось на 52,1% или 2024,3 млн. руб., большая часть средств была направлена на совершенствование общего среднего, дошкольного, высшего и послевузовского образования. Основные расходы, связанные с финансирование образования несут местные бюджеты [2].

В Республике Беларусь в расходы по образованию включают расходы на дошкольное образование, общее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее и послевузовское образование, государственные программы в области образования, издание учебников и учебных пособий расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих управление и руководство в сфере образования.

Расходы на образование в 2018 году составили 17,9% (4,9% к ВВП) или 5907 млн. руб. к общим расходам консолидированного бюджета, что на 0,2% или 2024,3 млн. руб. больше, чем в 2017 году. В том числе в 2015 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на образование увеличились на 10,84% или 421,8 млн. руб., в 2016 году по сравнению с 2015 годом — на 9,12% или 392,5 млн. руб., в 2017 году по сравнению с 2016 годом — на 7,96% или 374 млн. руб., в 2018 году по сравнению с 2017 годом — на 16,49% или 836 млн. руб. Т.е. за пятилетний период в 2018 году наблюдался наибольший прирост финансирования из бюджета сферы образования. Динамику изменений можно проследить в таблице 1.

Таблица 1. Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь на образование за 2014-2018 гг., млн. руб.

Показатель

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

Расходы консолидированного бюджета

3882,7

4304,5

4697

5 071

5 907

В процентах к общим расходам

консолидированного бюджета

18,4

17,2

17,2

17,7

17,9

в процентах к ВВП

4,8

4,8

4,9

4,8

4,9

Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3, с. 94]

При анализе расходов бюджета на образование за 5 лет, из таблицы 1, можно заметить, что доля расходов к ВВП колеблется в промежутке 4,8-4,9%. Данная доля финансирования характерна для развитых стран.

Часть расходов на финансирование образование по сравнению с общими расходами консолидированного бюджета Республики Беларусь является достаточно высокой и остаётся на уровне 18%.

Развитие механизма хозяйствования и рыночных отношений в образовании привели к возникновению источников, альтернативных бюджетному финансированию. Диверсификация источников финансирования образования проявляется в привлечении в данную сферу разнообразных внебюджетных ресурсов, получаемых в основном от оказания образовательным учреждением платных образовательных и других услуг, а также от доходного использования им находящихся в его распоряжении или собственности материальных и финансовых средств.

Основные виды платных услуг: обучение на подготовительных курсах, обучение с возмещением затрат, платное консультирование по учебным дисциплинам, повышение квалификации и переподготовку специалистов, предоставление второго высшего образования, углубленное изучение отдельных дисциплин, дополнительные дисциплины по заявкам за рамками учебного плана и др.·

Широкое распространение получили следующие услуги: множительные и типографские работы, НИОКР, оздоровительные, телекоммуникационные, экспертные, аудиторские, ремонтные, консалтинг, а также — сдача образовательными учреждениями в аренду помещений, оборудования, земельных участков.

Кроме того, источниками внебюджетных средств учебных заведений могут выступать операции с ценными бумагами, депозитные вклады, долевое участие в коммерческих проектах с другими организациями, спонсорская помощь и др.

В Республики Беларусь доля внебюджетных средств высших учебных заведений в 2018 году составила 56,2% за счёт студентов обучающихся на платной основе, в том числе 49,7% обучающихся в государственных учреждения высшего образования и 6,5% — в частных учреждениях высшего образования [4, c. 138]. Ещё часть внебюджетных средств была получена от предоставления различных платных услуг. В средне-специальных учебных заведениях этот показатель намного ниже, но занимает существенную долю — 35,9%, в том числе 26,9% — в государственных учреждения среднего специального образования и 9% — в частных учреждениях среднего специального образования [2, с. 112]. Финансирование школ в большей мере осуществляется за счёт средств местных бюджетов, а доля внебюджетных средств незначительна, однако эта ситуация в последнее время изменяется. Школы, следуя мировой практике, вводят платные услуги для повышения качества образования.

Несмотря на то, что большая часть средств выделяется из государственного бюджета [5,6], постепенно деятельность коммерческого сектора образовательных учреждений расширилась и дополнилась рядом «не образовательных» услуг: сертификационных, информационных, издательских, экспертных услуг, консалтинговых, транспортных, а также услуг общественного питания и торговли, услуг по ксерокопированию, что ещё больше подтверждает факт применения в Беларуси именно смешанной модели финансирования.

Средства из внебюджетных источников идут на покрытие затрат на осуществление текущих и капитальных ремонтов; приобретение литературы и подписных изданий; приобретение оборудования, предметов снабжения, инвентаря; расходы на командировки; транспорт, связь.

Выводы.

На основании проведенного анализа можно сделать следующие заключения и выводы:

  1. Дальнейшее обновление и совершенствование системы образования, соответствуя основным тенденциям развития мирового образовательного пространства и национальным интересам, формирования внедрения моделей смешанного обучения и открытой информационно-образовательной среды будет происходить за счёт увеличения бюджетных и внебюджетных средств.
  2. Следуя мировым тенденциям, численность учащихся обучающихся в высших и средне-специальных учебных заведениях на платной основе будет расти, под влиянием интернационализации образования за счёт роста финансовых поступлений через привлечение иностранных студентов на платное обучение.
  3. Особое внимание должно уделяться созданию учебными заведениями интегрированной образовательной, научно-исследовательской и предпринимательской среды.
  4. Состав финансовых ресурсов в Республике Беларусь обеспечивает высокий уровень развития национальных образовательных учреждений, соответствует мировым стандартам, однако возможно повышать эффективность расходования бюджетных средств на образование [7, c.222].

Библиографический список:

1. Яхновец А.О. Государственный бюджет в системе регулирования воспроизводственных процессов / А. О. Яхновец, М. П. Самоховец // SCI-ARTICLE.RU : научный периодический рецензируемый электронный журнал. – 2018. – № 57. – С. 248-258/
2. Ляховец М.Л. Распределение доходов и расходов консолидированного бюджета по уровням бюджетной системы Республики Беларусь / М. Л. Ляховец, К. И. Файншмидт, М. П. Самоховец // SCI-ARTICLE.RU: научный периодический рецензируемый электронный журнал. – 2018. – № 57. – С. 197-201.
3. Статистический ежегодник Республики Беларусь[Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь / Минск, 2019. — Режим доступа: httрs://www.bеlstаt.gоv.by/uрlоаd/iblоck/35d/35d07d80895909d7f4fdd0еа36968465.рdf — Дата доступа: 04.04.2020.
4. Образование в Республике Беларусь/ [Электронный ресурс] Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Минск, 2019. — Режим доступа: httрs://www.bеlstаt.gоv.by/uрlоаd/iblоck/02f/02f0dccе5еа8е20041bcа7728366684c.рdf — Дата доступа: 04.04.2020.
5. Самоховец М.П. Государственный бюджет: учебно-методический комплекс / М.П. Самоховец, В.М. Ливенский; УО “Полесский государственный ун-т”. – Пинск: ПолесГУ, 2015. – 117 с.
6. Финансы: учебное пособие / М.И. Бухтик, А.В. Киевич, И.А. Конончук, М.П. Самоховец, С.В. Чернорук; Министерство образования Республики Беларусь, УО «Полесский государственный университет». – Пинск : ПолесГУ, 2017. – 110 с.
7. Будкевич К.А. Финансирование социальной сферы Республики Беларусь: проблемы и пути решения / К. А. Будкевич, М. П. Самоховец // SCI-ARTICLE.RU: научный периодический рецензируемый электронный журнал. – 2018. – № 54. – С. 219-225.




Рецензии:

27.04.2020, 15:51 Нурмаганбетова Манет Сагингалиевна
Рецензия: Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, так как главная задача, стоящая сегодня перед мировым сообществом в сфере образования, это сокращение внутренних издержек учебных заведений, повышение эффективности работы образовательных учреждений, привлечение внебюджетных источников финансирования системы образования. В статье в достаточной степени проведены оценка и анализ мероприятий по финансированию образования в Беларуси, приведены статистические данные. Статья рекомендуется к публикации.

27.04.2020 18:18 Ответ на рецензию автора Якимчук Анастасия Александровна:
Манет Сагингалиевна, большое спасибо за рецензию, приятно получить хороший отзыв.



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх