Полесский государственный университет
студент
Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 336.57
Введение
В Республике Беларусь, как и в любой другой стране, образование играет важную роль в развитии личности и государства в целом. Роль образования в обеспечении экономического роста страны и развитии общества переоценить невозможно, так как именно от уровня образованности, научного и профессионального потенциала нации зависит возможность государства оставаться конкурентоспособным на мировом рынке. Образование является приоритетным в жизни общества: в общественном развитии знания людей, их навыках, умениях, опыте, возможностях развития личностных и профессиональных качеств.
Актуальностью данной темы является то, что образование в Республике Беларусь динамично изменяется, происходит реформирование национального образования, вследствие чего необходим пересмотр объёмов финансирования соответствующих современным требованиям.
Цель статьи – оценка финансирования образования Республики Беларусь на основе их анализа за период 2014-2018 гг.
Основная часть
В Республике Беларусь постепенно проводятся реформы в сфере образования, направленные на создание системы соответствующей мировым стандартам в полной мере отвечающей принципам устойчивого развития и потребностям инновационной экономики.
В мировой практике выделяют два основных способа финансирования образования: индивидуальное финансирование затрат на обучение и институциональное финансирование образовательных учреждений. На основании этого источники финансирования делятся на общественные (государственный бюджет) и частный доход. Чаще применяется схема смешанного финансирования.
Расходы на образование в Республике Беларусь можно отнести к затратам, необходимым для воспроизводства специалистов различного уровня [1]. Государство, содействуя развитию и функционированию системы образования, выделяет с каждым годом всё больше средств из государственного бюджета. Так за период с 2014 по 2018 год финансирование увеличилось на 52,1% или 2024,3 млн. руб., большая часть средств была направлена на совершенствование общего среднего, дошкольного, высшего и послевузовского образования. Основные расходы, связанные с финансирование образования несут местные бюджеты [2].
В Республике Беларусь в расходы по образованию включают расходы на дошкольное образование, общее образование, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее и послевузовское образование, государственные программы в области образования, издание учебников и учебных пособий расходы на содержание и обеспечение деятельности учреждений, осуществляющих управление и руководство в сфере образования.
Расходы на образование в 2018 году составили 17,9% (4,9% к ВВП) или 5907 млн. руб. к общим расходам консолидированного бюджета, что на 0,2% или 2024,3 млн. руб. больше, чем в 2017 году. В том числе в 2015 году по сравнению с 2014 годом расходы консолидированного бюджета на образование увеличились на 10,84% или 421,8 млн. руб., в 2016 году по сравнению с 2015 годом — на 9,12% или 392,5 млн. руб., в 2017 году по сравнению с 2016 годом — на 7,96% или 374 млн. руб., в 2018 году по сравнению с 2017 годом — на 16,49% или 836 млн. руб. Т.е. за пятилетний период в 2018 году наблюдался наибольший прирост финансирования из бюджета сферы образования. Динамику изменений можно проследить в таблице 1.
Показатель |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
Расходы консолидированного бюджета |
3882,7 |
4304,5 |
4697 |
5 071 |
5 907 |
В процентах к общим расходам консолидированного бюджета |
18,4 |
17,2 |
17,2 |
17,7 |
17,9 |
в процентах к ВВП |
4,8 |
4,8 |
4,9 |
4,8 |
4,9 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3, с. 94]
При анализе расходов бюджета на образование за 5 лет, из таблицы 1, можно заметить, что доля расходов к ВВП колеблется в промежутке 4,8-4,9%. Данная доля финансирования характерна для развитых стран.
Часть расходов на финансирование образование по сравнению с общими расходами консолидированного бюджета Республики Беларусь является достаточно высокой и остаётся на уровне 18%.
Развитие механизма хозяйствования и рыночных отношений в образовании привели к возникновению источников, альтернативных бюджетному финансированию. Диверсификация источников финансирования образования проявляется в привлечении в данную сферу разнообразных внебюджетных ресурсов, получаемых в основном от оказания образовательным учреждением платных образовательных и других услуг, а также от доходного использования им находящихся в его распоряжении или собственности материальных и финансовых средств.
Основные виды платных услуг: обучение на подготовительных курсах, обучение с возмещением затрат, платное консультирование по учебным дисциплинам, повышение квалификации и переподготовку специалистов, предоставление второго высшего образования, углубленное изучение отдельных дисциплин, дополнительные дисциплины по заявкам за рамками учебного плана и др.·
Широкое распространение получили следующие услуги: множительные и типографские работы, НИОКР, оздоровительные, телекоммуникационные, экспертные, аудиторские, ремонтные, консалтинг, а также — сдача образовательными учреждениями в аренду помещений, оборудования, земельных участков.
Кроме того, источниками внебюджетных средств учебных заведений могут выступать операции с ценными бумагами, депозитные вклады, долевое участие в коммерческих проектах с другими организациями, спонсорская помощь и др.
В Республики Беларусь доля внебюджетных средств высших учебных заведений в 2018 году составила 56,2% за счёт студентов обучающихся на платной основе, в том числе 49,7% обучающихся в государственных учреждения высшего образования и 6,5% — в частных учреждениях высшего образования [4, c. 138]. Ещё часть внебюджетных средств была получена от предоставления различных платных услуг. В средне-специальных учебных заведениях этот показатель намного ниже, но занимает существенную долю — 35,9%, в том числе 26,9% — в государственных учреждения среднего специального образования и 9% — в частных учреждениях среднего специального образования [2, с. 112]. Финансирование школ в большей мере осуществляется за счёт средств местных бюджетов, а доля внебюджетных средств незначительна, однако эта ситуация в последнее время изменяется. Школы, следуя мировой практике, вводят платные услуги для повышения качества образования.
Несмотря на то, что большая часть средств выделяется из государственного бюджета [5,6], постепенно деятельность коммерческого сектора образовательных учреждений расширилась и дополнилась рядом «не образовательных» услуг: сертификационных, информационных, издательских, экспертных услуг, консалтинговых, транспортных, а также услуг общественного питания и торговли, услуг по ксерокопированию, что ещё больше подтверждает факт применения в Беларуси именно смешанной модели финансирования.
Средства из внебюджетных источников идут на покрытие затрат на осуществление текущих и капитальных ремонтов; приобретение литературы и подписных изданий; приобретение оборудования, предметов снабжения, инвентаря; расходы на командировки; транспорт, связь.
Выводы.
На основании проведенного анализа можно сделать следующие заключения и выводы:
Рецензии:
27.04.2020, 15:51 Нурмаганбетова Манет Сагингалиевна
Рецензия: Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, так как главная задача, стоящая сегодня перед мировым сообществом в сфере образования, это сокращение внутренних издержек учебных заведений, повышение эффективности работы образовательных учреждений, привлечение внебюджетных источников финансирования системы образования. В статье в достаточной степени проведены оценка и анализ мероприятий по финансированию образования в Беларуси, приведены статистические данные.
Статья рекомендуется к публикации.