бакалавр
ПолесГУ
Студент
Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 336.1
Введение: одним из основных направлений социальной политики Республики Беларусь является организация пенсионной системы, позволяющая финансово поддерживать достойный уровень жизни граждан пенсионного возраста и нетрудоспособных лиц [1].
Актуальность данной темы заключается в том, что благосостояние граждан республики пенсионного возраста зависит от качества пенсионного обеспечения.
Цель статьи - анализ показателей пенсионного обеспечения, выявление и решение проблем пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.
Задачи:
- изучить теоретические основы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь;
- проанализировать пенсионный возраст, численность пенсионеров и средний размер пенсий;
- выявить недостатки пенсионного обеспечения в Республике Беларусь и пути их решения.
Методы исследования: теоретические, метод анализа и сравнения.
Основная часть
Пенсия - это регулярная денежная выплата, на которую человек имеет право при определенных условиях. Таким условием может быть достижение установленного пенсионного возраста, потеря кормильца, потеря трудоспособности, присвоение группы инвалидности [1].
Право граждан на пенсионное обеспечение регулируется Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и иными законодательными актами.
По состоянию на конец 2019 года более 2531,9 тыс. человек в Республике Беларусь получают разного вида пенсии [4]. Рассмотрим средний размер назначенных пенсий в Республике Беларусь за период с 2015 по 2019 годы (таблица 1).
Средний размер назначенных пенсий |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
281,0 |
297,0 |
314,3 |
381,2 |
431,3 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [4]
Размер пенсии зависит от продолжительности общего (страхового) стажа работы, и размера заработной платы пенсионера, полученной до назначения пенсии, за которую были начисленны и уплаченны обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь [5,6].
В Республике Беларусь существует два вида пенсий: трудовая и социальная.
Право на трудовую пенсию имеют те граждане, которые регулярно делали отчисления в ФСЗН в течение своего рабочего периода. Но это не единственное условие для начисления трудовой пенсии. Для этого гражданин должен достигнуть пенсионного возраста, накопить минимальный страховой стаж и минимальный общий трудовой стаж.
Период, в течение которого производились обязательные страховые отчисления из заработной платны физического лица в государственный бюджет – это страховой стаж. Отчисления в Фонд социальной защиты населения производятся нанимателем в размере 35%, удерживая при этом 1% из заработной платны работников. В 2020 году минимальный страховой стаж составляет 17,5 лет.
В трудовой стаж входит только работа по трудовым соглашениям, договорам подряда и занятие индивидуальным предпринимательством.
В трудовой стаж не включаются такие периоды, как:
- декретный отпуск;
- уход за инвалидами первой группы;
- уход за престарелыми людьми;
- службка в армии;
- получение средне-специального и высшего образования.
Однако они включаются в общий стаж и учитываются при расчете пенсии при условии соблюдения нормы минимального трудового стажа.
Трудовой стаж для мужчин составляет 25 лет, а для женщин – 20 лет.
Каждый год происходит увеличение пенсионного возраста (таблица 2). В 2020 году для мужчин оно составил 62 года, для женщин - 57 лет.
Год |
Пенсионный возраст для мужчин, лет |
Пенсионный возраст для женщин, лет |
2016 |
60 |
55 |
2017 |
60,6 |
55,6 |
2018 |
61 |
56 |
2019 |
61,6 |
56,6 |
2020 |
62 |
57 |
2021 |
62,6 |
57,6 |
2022 |
63 |
58 |
Примечание – Источник: [3]
Каждый год, начиная с 2016 года, минимальный пенсионный возраст планово возрастает на 6 месяцев. Завершится процесс в 2022 году. Результатом пенсионной реформы станет пенсионный возраст для мужчин 63 года, для женщин – 58 лет [6]. Дальнейшие изменения пенсионного законодательства пока не предусмотрены.
Как показывает статистика, увеличение пенсионного возраста приводит к тому, что количество пенсионеров в Беларуси постоянно сокращается (таблица 3).
Таблица 3. Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите в период с 2015 по 2019 год, тыс. чел
Численность пенсионеров |
||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2 592,8 |
2 619,3 |
2 593,7 |
2 561,1 |
2 531,9 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]
С 2015 года по 2019 год число пенсионеров сократилось на 60,9 тыс. чел. и составила 2 531,9 тыс. чел.
До 2014 года право на получение социальной пенсии в Республике Беларусь имели те группы населения, которые по тем или иным причинам не могут работать (дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя). Однако, после внесения изменений в законодательство Республики Беларусь, этот список значительно расширился. На социальное обеспечение могут рассчитывать следующие категории граждан:
- дети – в случаем потери кормильца;
- дети-инвалиды в возрасте до 18 лет;
- инвалидны, в том числе инвалиды с детства;
- лица, не накопившие минимальный страховой стаж, при условии достижения возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60 лет.
Вывод
С 2018 года по 2019 год численность пенсионеров в Республике Беларусь сократилась на 29,2 тыс. человек и составила 2 531,9 тыс. чел. Средний размер пенсий с 2015 года по 2019 год увеличился в 1,5 раза и составил 431,3 тыс. руб.
Возможно для совершенствования пенсионного обеспечения использовать предложение по формированию трехуровневой пенсионной системы, включающей в себя:
- социальные пенсии;
- трудовые (страховые), которые станут основой пенсионной системы;
- дополнительные негосударственные пенсии [7].
Рецензии:
26.04.2020, 12:32 Демьянов Владислав Геннадьевич
Рецензия: Здравствуйте!
В статье использованы актуальные данные. Выводы достаточно обоснованы и возможноы к применению.
Статья может быть рекомендована к публикации.