Полесский государственный университет
Студент
Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет
УДК 336.14
Введение
Республика Беларусь является унитарным государством, следовательно, и бюджетное устройство - унитарное.
Бюджетная система Республики Беларусь со стоит и включает в себя два звена: республиканский бюджет и местные бюджеты [1, с.59].
Консолидированный бюджет - свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.
Актуальность данной темы: правильный анализ состава и структуры доходов и расходов консолидированного бюджета позволяет определить основные направления по их управлению, а также дальнейшее перераспределение денежных средств в целях расширения производства, эффективного развития экономики, удовлетворения потребностей населения.
Цель: анализ состава и структуры доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.
Основная часть
Консолидировнный бюджет Республики Беларусь состоит из следующих частей:
Составлением консолидирова нного бюджета Республики Беларусь за нимаются Министерство финансов Республики Беларуси и его структурные подразделения в областях, местные финансовые органы и организации, подчиненные Министерству финансов Республики Беларуси.
Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета Респу блики Беларусь за 2017-2020 гг. представлена в таблице 1.
Таблица 1 – Динамика доходов и расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2017-2020 гг., млн. руб.
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 (прогноз) |
Доходы |
31 651,4 |
37 683,4 |
39 139,7 |
39 500 |
Расходы |
28 726,8 |
33 089,7 |
35 997,5 |
40 900 |
Профицит (дефицит) |
2 924,6 |
4 593,7 |
3 142,2 |
(1 400) |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3,4]
Проанализировав да нные таблицы 1, мо жно гово рить о том, что за период 2017-2019 гг., консолидированный бюджет Республики Бела русь был исполнен с профицитом. В 2020 году, впервые с 2011 года [5, c.136], планируется исполнить консолидированный бюджет с дефицитом, который составит около 1 400 млн. руб.
В 2019 году по сравнению с 2017 годом рост в доходах составил – 7 488,3 млн.руб., что со ста вило 23,7%, в расходах – 2 270,7 млн. руб. (25,3%). В 2020 году также запланирован рост доходов до 39 500 млн. руб. и расходов, приблизительно на 5 млрд. руб. Такой рост расходов консолидированного бюджета обусловлен ожидаемым ростом зарплат в бюджетной сфере. В год очередных президентских выборов планируется заметное увеличение зарплаты в бюджетной сфере.
В 2017 году профицит консолидированного бюджета РБ со ста вил 2 924,6 млн. руб., в 2018 г. – 4 593,7 млн. руб., в 2019 г. – 3 142,2 млн. руб.
Однако в 2019 году по сравнению с 2018 профицит сократился на 1 451,5 млн. руб. и 2020 год планируется исполнить с дефицитом.
Для анализа структуры доходов рассмотрим таблицу 2.
Таблица 2 – Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2017-2020 гг., в % к общей сумме доходов.
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 (прогноз) |
Налоговые доходы |
83,2 |
83,6 |
84,2 |
87,5 |
Неналоговые доходы |
12,8 |
10,8 |
11,2 |
11,1 |
Безвозмездные поступления |
4,0 |
5,6 |
4,6 |
1,4 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3,4]
По данным таблицы 2 можно сделать вывод о том, что за период 2017-2020 гг. значительная часть доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь формируется за счет налоговых доходов (более 80%), как и в предыдущие 5 лет [6, с.185].
В таблице 3 представлены данные о структуре налоговых доходов.
Показатель |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 (прогноз) |
Налог на добавленную стоимость |
35,1 |
33,5 |
34,1 |
35,3 |
Подоходный налог |
16,5 |
16,4 |
17,9 |
18,3 |
Налоги от ВЭД |
13,5 |
17,5 |
14,4 |
13,8 |
Налог на доходы и прибыль |
12,1 |
11,4 |
12,4 |
11,9 |
Акцизы |
8,9 |
8,3 |
8,5 |
8,2 |
Налоги на собственность |
6,1 |
5,5 |
4,9 |
4,0 |
Иные налоги |
7,8 |
7,4 |
7,8 |
8,5 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3,4]
Исходя из данных таблицы 3, наибольший удельный вес приходится на такие налоги как:
В совокупности они составляют более 70 % в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь
На рисунке 1 представлены расходы консолидированного бюджета РБ по функциональной классификации.
Рисунок 1 – Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь по функциональной классификации в 2017-2020 гг., в % к общему объёму расходов.
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3,4]
Проанализировав данные представленные на рисунке 1, можно сделать вывод о том, что в разрезе функциональной классификации большая часть расходов приходится на общегосударственную деятельность – 17-27%, национальную экономику – 12-17% и образование – 17-19%.
Рассмотрим расходы консолидированного бюджета РБ по экономической классификации рисунке 2.
Рисунок 2 – Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь по экономической классификации, в % к общему объёму расходов.
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]
Данные на рисунке 2 показывают, что в разрезе экономической классификации значительная часть денежных средств направляется на оплату труда - 31-34%; расходов на медикаменты, продукты питания, коммунальные услуги, трансферты населению – 16-19%; капитальных расходов – 15-18%.
В заключении необходимо отметить:
За период 2017-2019 гг. консолидированный бюджет РБ исполнялся с профицитом.
Значительная часть доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь формируется за счет налоговых доходов (более 80%).
Среди налоговых доходов наибольший удельный вес приходится на такие налоги как:
В соответствии с экономической классификации значительная часть денежных средств направляется на:
Для сокращения расходов и увеличения доходов необходимо более активно привлекать инвестиции иностранных организаций и государств в экономику Республики Беларусь.
Необходимо создать привлекательный инвестиционный климат для иностранных инвесторов, например, за счет гибкой системы налогообложения, в которой могут присутствовать льготы для иностранных инвесторов, уменьшение размеров таможенных сборов и т.д.
Рецензии:
5.05.2020, 11:27 Устинович Елена Степановна
Рецензия: Представленная на рецензирование статья "АНАЛИЗ СОСТАВА И СТРУКТУРЫ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ" авторов Лобай Ирины Валерьевны
(Полесский государственный университет, студент) и Самоховец Марии Павловны, кандидата экономических наук, доцента кафедры финансов Полесского государственного университета обладает актуальностью и новизной. Процент оригинальности научной статьи составляет 67%. Рекомендуется к опубликованию. Необходимо, однако, исправить несогласованность в предложении в разделе "Актуальность". У автора - "правильный состава и структуры доходов и расходов консолидированного бюджета позволяет определить основные направления по их управлению, а также дальнейшее перераспределение денежных средств в целях расширения производства, эффективного развития экономики, удовлетворения потребностей на селения".