Полесский государственный университет
финансового менеджмента
Петрукович Наталья Геннадьевна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра банкинга и финансовых рынков, Полесский государственный университет
УДК 336.71
Введение. Банки являются неотъемлемой частью жизни не только каждого человека, но и общества в целом, так как их деятельность очень тесно связана с потребностями воспроизводства.
Актуальность. В рыночных условиях банки являются важнейшим источником, который снабжает экономику дополнительными денежными ресурсами.
Цели: изучение цифровизации банковского сектора Республики Беларусь и выявление основных направлений развития банкинга в Республике Беларусь.
Задачи: оценить степень влияния цифровизации на экономику и проанализировать зарубежный опыт.
Банки находятся в эпицентре экономической жизни и, обслуживая интересы производителей, опосредуют связи между промышленностью, торговлей, сельским хозяйством и населением.
В последние годы значимость цифровизации и ее влияние на основные макроэкономические показатели демонстрируют тенденцию роста. Так в 2019 г. по сравнению с 2015 г. доля информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) к ВВП увеличилась на 0,2 процентных пункта и составила 3,7%. Прогнозируется, что к 2020 г. доля ИКТ в ВВП достигнет уровня 4%, в 2025 г. - 5%, а к 2030 г. – 6%.
Доля валовой добавленной стоимости (далее ВДС) сектора ИКТ в ВДС экономики Беларуси за последнюю пятилетку выросла с 3,2% до 5,2%, а в секторе услуг – до 10,5%.
Доля экспорта ИКТ-услуг в общем объеме экспорта услуг у Беларуси на достаточно высоком уровне — 24,6 %, однако у Германии, Швеции и Финляндии этот показатель намного выше (40,7 %, 46,6 %, и 48,9 % соответственно) [1].
Из вышесказанного можно заключить, что в настоящее время в Республике Беларусь цифровизация уже играет немаловажную роль. Потенциал к дальнейшему развитию цифрового банкинга есть и реализовать его помогут финансовые посредники.
Одними из наиболее крупных конкурентов традиционным банкам являются кредитные Р2Р-платформы, финтех-структуры, краудфандинг.
Финтех-компании перекраивают картину конкуренции, стирают границы между участниками сектора финансовых услуг. В первую очередь данные компании формируют решения для фрагментов платежной системы, например, агрегаторы пластиковых карт и P2P-переводы, сервисы эквайринга, в том числе мобильные POS-терминалы, шлюзы онлайн-оплаты и приложения для веб-сайтов и мобильных устройств.
Появление новых технологий связано с тем, что современные люди хотят экономить время и деньги посредством получения услуг в цифровом формате в сети.
В настоящее время в банковской системе Республики Беларусь выявлены сегменты рынков банковских услуг, где финтех-компании вытесняют банки. Поэтому банкам необходимо провести цифровую трансформацию, так как это позволит сохранить клиентскую базу, расширить свое присутствие на рынке посредством использования современных каналов, которые способствуют более тесному взаимодействию с клиентами и определению их предпочтений, снизить операционные издержки и повысить конкурентоспособность с помощью современных цифровых услуг, привлекающих в банк новых клиентов поколения Y и Z.
Несмотря на то, что финтех-структуры являются достаточно серьезным конкурентом банкам. Банки формируют партнерские отношения с перспективными финтех-компаниями для того, чтобы повысить свою конкурентоспособность, защитив и улучшив свои рыночные позиции.
Стоит отметить краудфандинг, являющийся альтернативой кредитам и займам. В разных странах предпосылки роста краудфинансирования отличаются, например, в США важное место в развитии краудфинансирования занимает развитый IT-сектор, а также наличие комфортабельных платформ для осуществления краудфандинговой деятельности. В Азии большое влияние оказывает население, так как они являются потенциальными инвесторами, а также важное значение имеет тот факт, что в некоторых странах Азиатского региона отсутствует хорошо развитая банковская система, а краудплощадки являются заменителем банковских кредитов. В Европе особое внимание уделяется изменению и совершенствованию законодательной базы.
Краудфандинг в нашей стране получил распространение благодаря сотрудничеству с банком. Стоит отметить, что банки также заинтересованы в развитии краудфандинговых площадок, так как успешная реализация проектов способствует развитию малого и среднего бизнеса, которые в дальнейшем становятся клиентами банков; как в одном из источников ресурсов для банковской деятельности; как в векторе инновационного развития и позиционирования на финансовом рынке страны. Кроме этого, краудплощадки не могут обходится без банковских услуг, так как все средства, которые собираются на этих площадках, аккумулируются на специальном счете в банке-партнере.
Более того, краудфандинг в мировой практике используется в качестве дополнительного источника финансирования проектов малого и среднего бизнеса.
Следовательно, взаимодействие краудплатформ и банков является примером сотрудничества финтеха с банковскими структурами. Такое сотрудничество дает конечному потребителю возможность получить одновременно дешевый и качественный продукт. В этой связи в Республике Беларусь становление краудфандинга не только составит конкуренцию банкам, но и создаст благоприятные условия для внедрения инновационных банковских продуктов, форм и вариантов взаимодействия субъектов финансового рынка.
Еще одним из перспективных направлений развития финансово-кредитной системы Республики Беларусь является Р2Р-кредитование.
В Республике Беларусь рынок краудлендинга пока еще не развит. В стране функционирует только одна онлайн-площадка Р2Р-кредитования – Кубышка. Использование платформ Р2Р-кредитования позволит: расширить внутренний рынок кредитования, получить высокий доход с учетом риска, предоставлять кредиты для широкого круга заемщиков, получить положительное общественное восприятие, внедрить инновационные технологии, низкий порог для инвестирования, простимулировать экономический рост [2].
Несмотря на наличие ряда рисков, рынок Р2Р-кредитования постепенно растет. Отрасль демонстрирует устойчивые перспективы своего становления с учетом того, что возникновение краудлендинга произошло относительно недавно.
Поддержка со стороны государства упростит регулирование рынка краудлендинга и обеспечит рост доверия со стороны инвесторов и заемщиков к онлайн-платформам. Помимо государственной поддержки низкий уровень удовлетворенности населения работой традиционной банковской системы также поспособствует более быстрому развитию краудлендинга.
Активное внедрение информационных технологий в финансовый сектор привело к появлению новых участников и сервисов. Например, был создан ряд продуктов в области управления личными финансами, платежной сфере и биржевой деятельности.
Кроме того, крупные банки меняют формат своих отделений, сокращают их количество, оснащают оборудованием, которое необходимо для самостоятельного осуществления клиентами большинства сервисных операций, и сосредоточивая усилия оставшегося персонала на консультировании и продажах. Банки внедряют новые решения для повышения качества и упрощения операций, что способствует переходу от физических каналов к цифровому/мобильному обслуживанию клиентов. Решения на основе принципа «открытой разработки» и «программного обеспечения как услуги» позволят банкам упорядочить свои операционные возможности. Внедрение API-интерфейсов позволяет третьим сторонам разрабатывать решения и функции с дополнительными характеристиками, которые легко интегрировать с банковскими платформами. Одновременно с этим SaaS-решения предлагают клиентам более широкий спектр вариантов, которые постоянно обновляются; при этом банкам не нужно вкладывать средства в соответствующие исследования, проектирование и разработку новых технологий.
Реализация новых технологий позволяет на качественном уровне провести изменения как в функциональном, так и в инфраструктурном содержании классического банка, а также позволит сократить стоимость финансовых технологий. Улучшится обслуживание клиентов банка за счет сокращения времени, необходимого для получения продукта или услуги, количества документов и контактов клиента с банком, результатом чего результатом становится повышение лояльности клиентов и расширение клиентской базы.
Стоит отметить, что после подписания Декрета №8 «О развитии цифровой экономики» Президентом Республики Беларусь были созданы благоприятные условия для разработки программного обеспечения, информационно-коммуникационных технологий, направленных повышение конкурентоспособности национальной экономики Республики Беларусь.
В настоящее время уже достигнуты некоторые результаты в области цифровизации банковского сектора, так для физических лиц удаленно доступно около 73% банковских продуктов и услуг, для юридических лиц – 70%. Наиболее распространенными каналами системы дистанционного банковского обслуживания являются интернет-банкинг и мобильный банкинг. Интернет-банкингом уже пользуется около 7 млн. человек, а мобильным банкингом - более 4 млн.человек [3].
Также Беларусь стала одной из стран, которые начали применять технологии блокчейн на практике. На основе данной технологии уже реализованы прикладные задачи по ведению реестров банковских гарантий и операций с ценными бумагами на базе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». Более того, с помощью технологии блокчейн решаются задачи республиканского масштаба в части перевода из документарного обмена в цифровой формат процесса совершения исполнительных надписей нотариусами.
В рамках цифровизации рынка банковских услуг, а также повышения качества обслуживания плательщиков в ОАО «Небанковская кредитно-финансовая ораганизация «ЕРИП» был разработан сервис e-POS, который позволяет использовать QR-код при осуществлении оплаты в пользу производителей услуг, подключенных к АИС «Расчет». При этом потребителю нет необходимости знать уникальный номер услуги или искать эту услугу в дереве ЕРИП, теперь для осуществления платежа достаточно лишь отсканировать QR-код с помощью камеры смартфона. Уже около 400 торговых точек подключено к данному сервису. В общем объеме платежей, принятых посредством АИС «Расчет», основная доля приходится на платежи за банковские и финансовые услуги (30,5%), жилищно-коммунальные услуги (25,4%), услуги связи (21,7%) и платежи в бюджет и за осуществление административных процедур (11,4%) [3].
Цифровизация банковского сектора и развитие технологий платежной системы очень тесно связаны с вопросом обеспечения кибербезопасности, так на территории Республики Беларусь был создан центр мониторинга и противодействия компьютерным атакам в кредитно-финансовой сфере – FinCERTby. Функционирование данного центра способствует снижению ущерба от преступлений в кредитно-финансовой сфере, позволяет принимать комплекс мер, направленных на противодействие угрозам информационной безопасности нашей страны [3].
Как показывает зарубежный опыт, цифровизация достаточно благоприятно сказывается на основных макроэкономических показателях стран. Например, проект m-Pesa – поставщик платежных услуг для мобильного оператора Vodafone – в 2011 г. сформировал около 20% ВВП в Кении, а вклад системы биометрической идентификации Aadhaar в ВВП Индии к 2020 г. прогнозируется на уровне 7%. Институт McKinsey отмечает, к 2025 году вклад цифровизации в ВВП составит от 20% до 34%.
Также в зарубежных странах влияние финтеха обусловило появление цифровых банков, большинство из которых ориентированы на оказание розничных услуг. Среди самых популярных новых цифровых банков следует назвать: Atom, Monza и Revolut (Великобритания), Number26 и Fidor Bank (Германия), Saxo Bank (Дания), Moven (США), Nemea (Мальта), WeBank и MyBank (Китай), Тинькофф Банк (Россия), Ferratum (Финляндия), Morning (Франция) [4].
В сфере мобильного банкинга за рубежом имеются нововведения, так американский поставщик банковских и страховых услуг USAA выпустил приложение с SIRI-подобным виртуальным мобильным помощником, дающим возможность клиентам использовать голосовые команды для навигации и совершения более 200 действий с их смартфонами. В Испании CaixaBank предложил услугу PFM для управления счетами под названием ReciBox. Данный сервис помогает в организации счетов, а при обнаружении требований сомнительных платежей или недостатке средств ReciBox предупреждает клиентов посредством текстовых сообщений или электронной почты, прежде чем средства будут списаны с их счетов. Некоторые банки предлагают и более продвинутые инструменты PFM с такими функциями, как сравнение участников пиринговых платформ, автоматизированные рекомендации по банковским продуктам и прогностические возможности [4].
Среди известных финтех-компаний в сфере платежей можно выделить следующие: компания PayPal, владельцем которой является интернет-аукцион Ebay; китайская компания Alipay, обслуживающая мировой интернет-магазин Alibaba; компания Klarna, лучшая европейская платежная система подобного типа. В Германии активно развивается компания Sqware – конкурент PayPal, владельцем которой является основатель Twitter – Дж. Дорси. В России известные компании подобного типа – электронные кошельки Яндекс.Деньги, Qiwi, Google. Прогнозируется, что банки либо сами будут создавать подобные системы или покупать их, либо эти системы будут преобразовываться в банки [4].
В сфере моментального онлайн-кредитования известна британская фирма Wonga, выдающая кредиты до 400 фунтов стерлингов на срок 1-35 дней. Кредитополучателям, которые брали кредит несколько раз и в срок возвращали, разрешено увеличивать максимальную сумму. Подобным в нашей стране занимаются Альфа–Банк, Белгазпромбанк, Банк БелВЭБ, у которых за 5 минут можно получить не более 3–5 тыс. руб., а владельцам зарплатных карт кредит может быть увеличен [4].
В области Р2Р-кредитования в США функционирует площадка Lending Club, которая выдает займы в размере от 1 тыс. до 35 тыс. долл. (для юридических лиц – до 300 тыс.) по ставке от 6,78% до 27,99%, учитывая кредитную историю, а также цели получения кредита. В последнее время модель P2P широко применяется малым бизнесом, когда одни фирмы кредитуют другие. Компания OnDeck, оцененная при IPO в 1,8 млрд. долл. США, предлагает кредиты на сумму до 500 тыс. долл. по ставке от 5,99% годовых на срок от 3 месяцев до 3 лет. При этом компания, получающая кредит платит комиссию в размере от 2,5 до 4% от суммы полученного кредита. Более того, имеется возможность открытия кредитной линии на сумму до 100 тыс. долл. по ставке 13,99% годовых с ежемесячной платой за обслуживание в размере 20 долл. в месяц. Риски в данном случае берет на себя интернет-площадка, поэтому дискуссионным остается вопрос возврата средств кредиторов в случае ее банкротства [5].
Примеров цифровизации за рубежом можно привести огромное количество. Мир не стоит на месте и развивается во всех направлениях.
По мнению экспертов VISA цифровая трансформация платежей способствует повышению экономической эффективности, увеличению уровня занятости населения и производительности труда [6].
Вывод: Таким образом, Беларусь активно поддерживает цифровую трансформацию, сектор финтех-компаний, мобильный формат банковского обслуживания и передовые технологии типа блокчейна. Правительство, ставя приоритетной задачей развитие финансовых технологий, делает ключевые шаги в ускорении темпов роста государства в целом.
Рецензии:
6.05.2020, 9:50 Устинович Елена Степановна
Рецензия: Представленная на рецензирование статья "Перспективы развития цифрового банкинга в Республике Беларусь" авторов Братченя Е.А. и Петрукович Н.Г. (Полесский государственный университет) актуальна и обладает научной новизной. Процент оригинальности составляет 77%. Рекомендуется к опубликованию.