Казанский Федеральный Университет
Студент(магистр) 2 курс
Сальникова Алла Аркадьевна, доктор исторических наук, профессор, Казанский Федеральный Университет
УДК 93/94
Введение Современная система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России. Образование выступает определяющим фактором прогрессивного социально-экономического, политического развития страны и является главенствующим для успешного протекания процесса формирования самосознания личности. Однако, активное реформирование российского образование последних лет вызывает достаточно неоднозначную оценку и реакцию со стороны общества. В связи с тем, что любой современный вектор развития системы просвещения и любые тенденции развития имеют собственные исторические корни и определенную историческую базу, для поиска наиболее оптимального решения необходимо обращение к прошлому нашей страны.
Невозможно отрицать важность изучения всех составляющих системы образования: дошкольного, внешкольного воспитания, профессионально-технического, высшего образования и т.д. Однако, школьное образование является наиболее информативным и полезным для изучения ввиду его массовости и длительности курса обучения. Именно школьное образование обеспечивает учащихся базовыми знаниями и оказывает существенное воспитательное воздействие.
Актуальность Современное школьное образование и его реформирование по многим характеристикам и масштабам схожи с реформами имевшими место в этот период. Схожесть ситуации в поиске ориентиров пути модернизации образования между Россией 1933-1940-х гг. и Россией XXI в. обусловлена, в том числе, аналогичными проблемами. В первую очередь это определение оптимального содержания и разработка эффективных форм обучения, увеличение числа квалифицированных кадров, увеличение количества школьных мест и расширение сети школьных учреждений, борьба с недостаточным финансовым обеспечением педагогов, увеличение темпов улучшения материально-технической обеспеченности школьной сети и самое главное повышение качества школьного образования.
Как и в 1933-1940-е гг. современные социальные процессы происходят на фоне укрепившейся урбанизации и "технизации" общества, в результате чего происходит активный отток сельского населения в города и индустриальные центры. В результате чего возникает острая необходимость в школьном строительстве, расширении сети школьных образовательных учреждений наряду с государственным регулированием этих процессов.
Еще одним важным моментом для современной системы образования, благодаря которому мы можем проводить параллель с советским периодом, является региональная специфика. В данном плане Республика Татарстан и Казань выступает как сложный объект для исследования, имеющий исторически сложившийся многонациональный и поликонфессиональный характер. В исследовании нам важно акцентировать внимание на учете национального компонента в системе образования, в том числе в учебных планах, а так же взаимодействии центрального и местного финансирования в городе.
До настоящего времени к поднимаемой в исследовании проблеме в своих трудах обращались различные авторы, однако полного и структурно всеобъемлющего охвата данной темы сделано не было, именно поэтому данная тема является актуальной и востребованной для изучения. Вопрос развития системы школьного образования в Татарии в период завершения социалистической реконструкции является практически неразработанным в отечественной науке. Кроме того, широкий комплекс ранее не изученных и не упомянутых в научных трудах архивных документов Государственного Архива РТ предоставляет широкое поле возможностей для наиболее комплексного изучения данной проблемы.
Цель исследования состоит в комплексном изучении процесса развития системы школьного образования в Татарии в период завершения социалистической реконструкции
Реализация цели работы предполагает постановку и решение следующих задач:
-проанализировать научную литературу, освещающую становление и развитие общеобразовательной школы Казани в изучаемый период;
-изучить процесс унификации школьного образования и формирования новой школьной сети в Татарской республике и в частности в Казани;
-определить комплекс опубликованных и неопубликованных(архивных) источников, осмыслить, использовать при освещении темы и ввести их в научный оборот;
-выявить специфику процесса расширения сети школьных образовательных учреждений Республики Татарстан и города Казань.
В ходе исследования были использованы основные общенаучные и общеисторические методы (историко-сравнительный, проблемно-хронологический, структурно-функциональный). Методы позволили раскрыть причинно-следственные связи, закономерности развития системы школьного образования, а также выявить ее специфические особенности в рамках городах на разных этапах
Научная новизна исследования определяется как обращением к новому массиву ранее неопубликованных источников, так и авторской точкой зрения к изучаемой проблеме. В работе впервые комплексно сформулирована и проанализирована, на основе регионального материала, система школьных образовательных учреждений в пространстве города Казани. В работе выявлена региональная специфика процесса развития школьного образования в Казани, а так же проанализированы факторы влияющие на этот процесс. Нами предпринят анализ реально осуществленных градостроительных планов и мероприятий по расширению сети школьных образовательных учреждений в рассмотренный период.
Заключение, результаты, выводы
1920-е гг. для школьного образования носили ярко выраженный экспериментальный характер. В ходе экспериментов происходил поиск педагогических новаций, давший дорогу и имя таким известным педагогам, как П.П. Блонский, С.Т Шацкий, А.С. Макаренко и др. Однако, в 1934г. постановлением “O структуре начальной и средней школы в СССР” были осуждены все эксперименты и взят курс на стабилизацию. Это унифицировало как структуру, так и содержание учебного процесса в школе на долгие годы [7,с.84].
В 1934 г. на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция "О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР". Важно отметить, что по своим масштабам и задачам второй пятилетки план развития народного хозяйства Татарии значительно превосходил план первой пятилетки. Среди основных задач в области просвещения значились "завершение ликвидации неграмотности среди населения" и "увеличение количества учащихся в общеобразовательных школах"[1,с.122]. Начиная с 1933 г. в Татарской республике был проведен ряд мероприятий, нацеленных на дальнейшее улучшение постановки работы органов просвещения. Главной их целью было повышение качества учебной и воспитательной работы. Так, например, в июле 1934 г. было проведено совещание по народному образованию, где обсуждались проблемы общеобразовательной школы Татарии и Казани в свете решений ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. [8,с.112]
Постановка и решение вопросов унификации школьного образования и формирования новой школьной сети как в Татарской республике, так и в Казани подразумевали укрепление аппарата контроля и инспектирования. С декабря 1933 г. происходит укрепление аппарата Татнаркомпроса путем привлечения новых квалифицированных кадров. Это было зафиксировано в постановлении ОК ВКП(б) от 3 декабря 1933 г. "О реорганизации Татнаркомпроса"[9,с.65]. Уже к апрелю 1935 г. в постановлении "О работе Татнаркомпроса" в качестве важнейших задач указывались инспектирование и организация систематического контроля над состоянием и работой школ, а также контроль за выполнением решений партии и правительства в сфере школьной жизни [9, с.68]. Кроме того, постановление изменило саму структуру Наркомпроса. Школьное управление и управление подготовкой учителей были заменены на Управление начальной, неполной средней и средней школы. Происходит укрепление инспекторского аппарата Наркомпроса и РОНО. Важным пунктом преобразования стал созданный "Единый методический центр", занимавшийся научным обобщением работы школ.
Особым пунктом в культурном строительстве в Татарской республике в годы второй пятилетки можно считать XVI Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в Москве в январе 1935 года [2, с.86]. Помимо других, в повестку дня был включен доклад ЦИК ТАССР о советском хозяйственном и культурном строительстве. По материалам этого доклада был установлен ряд задач в области школьного образования. В первую очередь говорилось об усилении руководства работой школ путем подбора квалифицированных школьных кадров[9, с.70]. Для этого проводилась более интенсивная и нацеленная на практическую деятельность подготовка учителей, а также улучшались их материально-бытовые условия. Важным пунктом являлось постановление о расширении сети школьных учреждений, "чтобы к 1937 году иметь не менее одной школы-десятилетки на каждый район" [7, с.48]. Кроме того, ставилась задача по устранению двухсменности школьных занятий. Изменения затронули и высшую школу республики. В частности, предполагалось дальнейшее улучшение условий работы Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина и Казанского медицинского института.
Состояние общеобразовательной школы к 1933 г. и в целом в предвоенные годы можно охарактеризовать ростом и интенсификацией содержания учебно-воспитательного процесса. Постановления XVI и XVII съездов ВКП(б) подтверждают данное утверждение: "Всеобщее обязательное политехническое обучение в объеме семилетки, в первую очередь в деревне" становится одной из ключевых задач в этой области [6, с.50].
План культурного строительства Татарской республики в области школьного образования устанавливал закрепление начального всеобщего обучения, т.е. 100% охват обучением детей 8-11 лет. В городе устанавливались задачи доведения к концу пятилетки охвата оканчивающих семилетку восьмыми классами, а по районам до 10 % [5, с.43-44]. Важным пунктом плана стало повышение качества обучения и воспитания в общеобразовательной школе, а также удвоение числа работников просвещения и улучшение качества их подготовки. Отметим, что дополнительно говорилось об улучшении программно-методической работы с учителями и обширное транслирование им передового опыта.
Стоит отдельно отметить постановление ЦК ВКП(б) "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе", принятое 25 августа 1932 года [7, с.56]. Оно сыграло важную роль в укреплении структуры школы, в первую очередь путем организации и систематизации программно- методического комплекса. Данное постановление наметило конкретные меры по улучшению всех сторон жизни и деятельности общеобразовательных школ. Согласно архивным материалам, ввиду усилий и плодотворной работы коллективов общеобразовательных школ в том числе и школ Казани, уже в 1933 г. были достигнуты значительные успехи в повышении уровня знаний и грамотности учащихся, включая улучшение учебно-воспитательного процесса [2, с.98]. Повышалась производственная и культурно-общественная деятельность учителей общеобразовательных школ. В документах говорится и о том, что комсомольские и пионерские организации также вносили огромный вклад в борьбу за качество учебы и за создание сознательной дисциплины [2, с.101]. Отметим, что в это время происходит и значительное укрепление материальной базы в школах Казани и ТАССР.
Начиная с 1934 г. в стране вводится единая система общего образования, включающая начальную, неполную среднюю и среднюю школу. В Казани, в частности, эта мера положила конец распространению различных систем народного образования, так или иначе затруднявших осуществление плана всеобщего обучения.
Отдельным пунктом хотелось бы обозначить такой важный аспект школьных нововведений, как переход к новым учебно-методическим материалам в общеобразовательных школах. Для этого был принят ряд постановлений ЦК ВКП(б): "Об учебниках для начальной и средней школы", "О преподавании гражданской истории в школах СССР" от 16 мая 1934 г., "О преподавании географии в начальной средней школе СССР" и другие [7, с.78-79]. Для реализации этих постановлений в школах Татарии и в Казани, в частности, была налажена работа партийных совещаний по актуальным вопросам народного образования. В первую очередь это было связано с переводом уже изданных учебников на татарский язык. Для этого была привлечена большая группа авторов и переводчиков, а также редакторов и рецензентов. К 1939 г. выпуск учебников на татарском языке для школ Казани и районов возрос в 3 раза. Кроме того, для русских школ также возросло количество завозимых учебников и учебных материалов в 1,6 раза по сравнению с 1935 г. [6, с.32].
Деятельность партии и правительства по укреплению материальной базы сети школьных учреждений была действительно продуктивной. По данным источников, достаточно большое количество материальных ресурсов в Казани были направлены именно на увеличение количества школ всех типов, и, в частности, на новое школьное строительство. Постройка школьных зданий являлась одним из ключевых вопросов обсуждаемых в руководстве в городе Казань после 1929 года. Так в выписке из протокола №26 заседания Наркома ТССР от 5го апреля 1929 г. постанавливалось "одновременно, для равномерного обеспечения школьно-строительных работ, ввиду острой потребности в школьных помещениях на местах и необходимости выполнения школьной строительной программы в соответствии с планом всеобщего обучения принять необходимые меры к усилению школьного строительства по местному бюджету" [3, с.42]. В результате принятых мер к 1941 г. площадь школьных помещений увеличилась более чем в полтора раза по сравнению с 1935 г. Так, в 1936 г. в Казани строилась школа в районе Калужской горы на 880 человек. Общая площадь участка составляла 6324 кв. метра. Школа располагалась на берегу озера Кабан по улицам Насыри и Сафьян[3,c.18]. Такая же школа строилась в районе Суконной слободы в 1937 г. на пересечении улиц Лаврентьевской и Первой Оренбургской[3, c.26-27]. Постройка сразу четырех школ была начата в 1936 г. в Бауманском, Кировском и Сталинском районах города Казани. Школа в Бауманском районе располагалась по улице Касаткина, в Кировском районе на улице Боевой, дом 9. В Сталинском районе рассматривалось два варианта, однако в итоге было выбрано место расположения на Тукаевской улице. В результате в Казани удалось достичь полного охвата обучением всех детей школьного возраста, а также сократить сменность занятий [2, c.4-9] .
Однако, на начальном этапе нельзя говорить о повсеместном и постоянном успехе процесса школьного строительства. В документах отмечаются моменты о том, что школьные помещения загружены выше нормы. Помещения не удовлетворяли главнейшим санитарно-гигиеническим требованиям. Так, вместо 1,29 квадратного метра и 4,38 кубометра воздуха в школах 1 кв.м. и 3,14 кубометра воздуха. Важно сказать, что в городе Казань помимо новых школьных зданий под школы выделялись и здания церквей, мечетей и других пригодных помещений [3, c.34]. Однако и здесь отмечались отрицательные аспекты. Обеспеченность пригодными помещениями составляет 32 % от общего числа зданий 40% требуют капитального ремонта. Из них 28 % непригодные помещения.
Литературные данные свидетельствуют о том, что, начиная с 1933 г. наблюдается не только непрерывный рост сети школьных учреждений, но и количества учащихся. Так, общее число учащихся к 1939 г. возросло на 50 000 человек, по сравнению с 1934 г. [2, с.55-56]. Число учащихся V-VII классов возросло в 1,6 раза, а VIII-X классов в 9,4 раза. Подобный рост был связан в первую очередь с переходом на всеобщее обязательное среднее обучение в городе Казань [2, с.56]. Для более полной картины важно отметить, что и в сельской местности наблюдался рост числа средних школ в 10 раз к 1939 г.
Однако не все школьные здания могли похвастаться качеством и возможностью безопасной эксплуатации. Например, в документе Государственного Архива РТ фонда Р-1583 "Акт осмотра школы в рабочем и национальном районе города Казань в Ново-Татарской Слободе". В составе комиссии осуществляющей осмотр школы в мае 1930 г. старший инспектор Иванова Л.В., техник по школьному строительству Матвеева, заведующая школой Шакирова[3, c.11-12]. По документу здание школы 2-х этажное, деревянное. Здание было построено на каменном фундаменте с каменным подвальным помещением для центрального отопления[3, c.13]. Отопление водяное. Начало постройки школы март 1929 г. Школа нетипового проекта. Площадь школы (кубатура) ровнялась 6248 кубическим метрам. Площадь классов равнялась 378, 37 квадратным метрам. Всего в школе обучалось 500 человек в две смены. Важным для нас являются дефекты и замечания отмеченные комиссией в дальнейшем приведшие к остановке работы школы и требованию обязательного ремонта помещения. Комиссия отмечает: небрежную рубку стен., развалы., отсутствие затяжек при пролетах., стены не приведены в одну плоскость., зыбкость междуэтажного перекрытия [3, c.14]. В результате комиссия постановила, что рекреационное здание не может быть использовано до окончания ремонта школы. Таким образом, мы видим, что несмотря на общий успешный темп и расширение школьной застройки в городе Казань, отдельно присутствовали и те школы которые после постройки не могли обеспечить учащихся подходящим и безопасным школьным помещением [4, С.53]. Однако и эти школы входили в данные по общим сведениям школьного строительства.
Таким образом, можно сделать вывод, что в этот период общеобразовательные школы республики и, в частности, Казани поднялись на качественно новую ступень благодаря множеству преобразований в структуре школьного обучения, а также расширению сети школьных образовательных учреждений. Закрепление начального, осуществление семилетнего всеобуча и значительное расширение среднего образования привели к дальнейшему росту культурного уровня жителей Советской Татарии. Несмотря на многочисленные трудности и проблемы, в Казани удалось добиться значительного улучшения материального и дидактического содержания школьного образования. Отмечая процесс унификации и стабилизации школьного образования в рассмотренный период, мы можем говорить о переходе школы к единой учебной структуре, укреплении и улучшении руководства и контроля за школой и учителями со стороны государства, повышении уровня дидактических знаний педагогического состава, что в свою очередь играло значительную роль в становлении личности школьников.
Рецензии:
13.05.2020, 10:07 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья Журавлева Дениса Сергеевича «Развитие системы школьного образования в Татарии в период завершения социалистической реконструкции (1933-1940 гг.) на примере города Казань» носит научный характер и соответствует тем требованиям, которые предъявляются к публикациям в «Sci-article». Несомненным достоинством работы является логическое изложение материала и соответствие содержания заявленному названию, цели и задачам. Выводы вытекают из текста и являются довольно обоснованными. Вместе с тем, нельзя не заметить того, что автор практически не затрагивает проблемы содержания образования в данный период, а свое внимание концентрирует исключительно на организационной стороне образовательного процесса. Утверждение о том, что «с начала 1930-х гг. в педагогической сфере происходит свертывание демократических тенденций и ограничивается свобода мысли» не находит никакого подтверждения в тексте, равно как и вывод о том, что «имеющая место чрезмерная идеологизация, политизация и тотальный контроль негативным образом отражалась на всестороннем развитии личности учащихся». По этой причине не совсем понятно, чем ценен опыт того периода для «активного реформирования российского образования» на современном этапе, о чем говорится во введении. Еще одним недостатком работы является то, что научную новизну автор обосновывает «обращением к новому массиву ранее неопубликованных источников», а в тексте нет ни одной ссылки на такие источники. Думаю, что устранение этих недостатков не составит особого труда для автора и после этого статья может быть опубликована. С уважением С.А.Сильванович