Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №81 (май) 2020
Разделы: История
Размещена 12.05.2020. Последняя правка: 14.05.2020.
Просмотров - 871

Развитие системы школьного образования в Татарии в период завершения социалистической реконструкции (1933-1940 гг.) на примере города Казань

Журавлев Денис Сергеевич

Казанский Федеральный Университет

Студент(магистр) 2 курс

Сальникова Алла Аркадьевна, доктор исторических наук, профессор, Казанский Федеральный Университет


Аннотация:
В статье с использованием новых архивных материалов рассматривается система школьного образования в Татарской республике в период 1933-1940 гг. В период завершения социалистической реконструкции общеобразовательные школы республики и, в частности, Казани поднялись на качественно новую ступень благодаря множеству преобразований в структуре школьного обучения, а также расширению сети школьных образовательных учреждений. Закрепление начального, осуществление семилетнего всеобуча и значительное расширение среднего образования привели к дальнейшему росту культурного уровня жителей Советской Татарии.


Abstract:
The article using the new archival materials examines the system of school education in the Tatar Republic in the period 1933-1940. During the period of the completion of socialist reconstruction, the general education schools of the republic, and in particular, Kazan, rose to a qualitatively new level due to the many transformations in the structure of schooling, as well as the expansion of the network of school educational institutions. The consolidation of primary, the implementation of seven-year comprehensive education and the significant expansion of secondary education led to a further increase in the cultural level of the inhabitants of Soviet Tataria.


Ключевые слова:
школа; школьное строительство; народное образование; культурное строительство; Республика Татарстан; Казань; реформирование; школьные помещения

Keywords:
school; school building; public education; cultural construction; Republic of Tatarstan; Kazan; reform; school premises


УДК 93/94

Введение Современная система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.  Образование выступает определяющим фактором прогрессивного социально-экономического, политического развития страны и является главенствующим для успешного протекания процесса формирования самосознания личности. Однако, активное реформирование российского образование последних лет вызывает достаточно неоднозначную оценку и реакцию со стороны общества. В связи с тем, что любой современный вектор развития системы просвещения и любые тенденции развития имеют собственные исторические корни и определенную историческую базу, для поиска наиболее оптимального решения необходимо обращение к прошлому нашей страны.

Невозможно отрицать важность изучения всех составляющих системы образования: дошкольного, внешкольного воспитания, профессионально-технического, высшего образования  и т.д. Однако, школьное образование является наиболее информативным и полезным для изучения ввиду его массовости и длительности курса обучения. Именно школьное образование обеспечивает учащихся базовыми знаниями и оказывает существенное воспитательное воздействие.

Актуальность Современное школьное образование и его реформирование по многим характеристикам и масштабам схожи с реформами имевшими место в этот период. Схожесть ситуации в поиске ориентиров пути модернизации образования между Россией 1933-1940-х гг. и Россией XXI в. обусловлена, в том числе, аналогичными проблемами. В первую очередь это определение оптимального содержания и разработка эффективных форм обучения, увеличение числа квалифицированных кадров, увеличение количества школьных мест и расширение сети школьных учреждений, борьба с недостаточным финансовым обеспечением педагогов, увеличение темпов улучшения материально-технической обеспеченности школьной сети и самое главное повышение качества школьного образования.

Как и в 1933-1940-е гг. современные социальные процессы происходят на фоне укрепившейся урбанизации и "технизации" общества, в результате чего происходит активный отток сельского населения в города и индустриальные центры. В результате чего возникает острая необходимость в школьном строительстве, расширении сети школьных образовательных учреждений наряду с государственным регулированием этих процессов.

Еще одним важным моментом для современной системы образования, благодаря которому мы можем проводить параллель с советским периодом, является региональная специфика. В данном плане Республика Татарстан и Казань выступает как сложный объект  для исследования, имеющий исторически сложившийся многонациональный и поликонфессиональный характер. В исследовании нам важно акцентировать внимание на учете национального компонента в системе образования, в том числе в учебных планах, а так же взаимодействии центрального и местного финансирования в городе.

До настоящего времени к поднимаемой в исследовании проблеме в своих трудах обращались различные авторы, однако полного и структурно всеобъемлющего охвата данной темы сделано не было, именно поэтому данная тема является актуальной и востребованной для изучения. Вопрос развития системы школьного образования в Татарии в период завершения социалистической реконструкции является практически неразработанным в отечественной науке. Кроме того, широкий комплекс ранее не изученных и не упомянутых в научных трудах архивных документов Государственного Архива РТ предоставляет широкое поле возможностей для наиболее комплексного изучения данной проблемы.

Цель исследования состоит в комплексном изучении процесса развития системы школьного образования в Татарии в период завершения социалистической реконструкции

Реализация цели работы  предполагает постановку и решение следующих задач:

-проанализировать научную литературу, освещающую становление и развитие общеобразовательной школы Казани в изучаемый период;

-изучить процесс унификации школьного образования и формирования новой школьной сети в Татарской республике и в частности в Казани;

-определить комплекс опубликованных и неопубликованных(архивных) источников, осмыслить, использовать при освещении темы и ввести их в научный оборот;

-выявить специфику процесса расширения сети школьных образовательных учреждений Республики Татарстан и города Казань.

В ходе исследования были использованы основные общенаучные и общеисторические методы (историко-сравнительный, проблемно-хронологический, структурно-функциональный). Методы позволили раскрыть причинно-следственные связи, закономерности развития системы школьного образования, а также выявить ее специфические особенности в рамках городах на разных этапах

Научная новизна исследования определяется как обращением к новому массиву ранее неопубликованных источников, так и авторской точкой зрения к изучаемой проблеме. В работе впервые комплексно сформулирована и проанализирована, на основе регионального материала, система школьных образовательных учреждений в пространстве города Казани. В работе выявлена региональная специфика процесса развития школьного образования в Казани, а так же проанализированы факторы влияющие на этот процесс. Нами предпринят анализ реально осуществленных градостроительных планов и мероприятий  по расширению сети школьных образовательных  учреждений в рассмотренный период.

Заключение, результаты, выводы

1920-е гг. для школьного образования носили ярко выраженный экспериментальный характер. В ходе экспериментов происходил поиск педагогических новаций, давший дорогу и имя таким известным педагогам, как П.П. Блонский, С.Т Шацкий, А.С. Макаренко и др. Однако, в 1934г. постановлением “O структуре начальной и средней школы в СССР” были осуждены все эксперименты и взят курс на стабилизацию. Это унифицировало как структуру, так и содержание учебного процесса в школе на долгие годы [7,с.84].

В 1934 г. на XVII съезде ВКП(б) была принята резолюция "О втором пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР". Важно отметить, что по своим масштабам и задачам второй пятилетки план развития народного хозяйства Татарии значительно превосходил план первой пятилетки. Среди основных задач в области просвещения значились "завершение ликвидации неграмотности среди населения" и "увеличение количества учащихся в общеобразовательных школах"[1,с.122]. Начиная с 1933 г. в Татарской республике был проведен ряд мероприятий, нацеленных на дальнейшее улучшение постановки работы органов просвещения. Главной их целью было повышение качества учебной и воспитательной работы. Так, например, в июле 1934 г. было проведено совещание по народному образованию, где обсуждались проблемы общеобразовательной школы Татарии и Казани в свете решений ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР. [8,с.112]

Постановка и решение вопросов унификации школьного образования и формирования новой школьной сети как в Татарской республике, так и в Казани подразумевали укрепление аппарата контроля и инспектирования. С декабря 1933 г. происходит укрепление аппарата Татнаркомпроса путем привлечения новых квалифицированных кадров. Это было зафиксировано в постановлении ОК ВКП(б) от 3 декабря 1933 г. "О реорганизации Татнаркомпроса"[9,с.65]. Уже к апрелю 1935 г. в постановлении "О работе Татнаркомпроса" в качестве важнейших задач указывались инспектирование и организация систематического контроля над состоянием и работой школ, а также контроль за выполнением решений партии и правительства в сфере школьной жизни [9, с.68]. Кроме того, постановление изменило саму структуру Наркомпроса. Школьное управление и управление подготовкой учителей были заменены на Управление начальной, неполной средней и средней школы. Происходит укрепление инспекторского аппарата Наркомпроса и РОНО. Важным пунктом преобразования стал созданный "Единый методический центр", занимавшийся научным обобщением работы школ.

Особым пунктом в культурном строительстве в Татарской республике в годы второй пятилетки можно считать XVI Всероссийский съезд Советов, состоявшийся в Москве в январе 1935 года [2, с.86]. Помимо других, в повестку дня был включен доклад ЦИК ТАССР о советском хозяйственном и культурном строительстве. По материалам этого доклада был установлен ряд задач в области школьного образования. В первую очередь говорилось об усилении руководства работой школ путем подбора квалифицированных школьных кадров[9, с.70]. Для этого проводилась более интенсивная и нацеленная на практическую деятельность подготовка учителей, а также улучшались их материально-бытовые условия. Важным пунктом являлось постановление о расширении сети школьных учреждений, "чтобы к 1937 году иметь не менее одной школы-десятилетки на каждый район" [7, с.48]. Кроме того, ставилась задача по устранению двухсменности школьных занятий. Изменения затронули и высшую школу республики. В частности, предполагалось дальнейшее улучшение условий работы Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина и Казанского медицинского института.

Состояние общеобразовательной школы к 1933 г. и в целом в предвоенные годы можно охарактеризовать ростом и интенсификацией содержания учебно-воспитательного процесса. Постановления XVI и XVII съездов ВКП(б) подтверждают данное утверждение: "Всеобщее обязательное политехническое обучение в объеме семилетки, в первую очередь в деревне" становится одной из ключевых задач в этой области [6, с.50].

План культурного строительства Татарской республики в области школьного образования устанавливал закрепление начального всеобщего обучения, т.е. 100% охват обучением детей 8-11 лет. В городе устанавливались задачи доведения к концу пятилетки охвата оканчивающих семилетку восьмыми классами, а по районам до 10 % [5, с.43-44]. Важным пунктом плана стало повышение качества обучения и воспитания в общеобразовательной школе, а также удвоение числа работников просвещения и улучшение качества их подготовки. Отметим, что дополнительно говорилось об улучшении программно-методической работы с учителями и обширное транслирование им передового опыта.

Стоит отдельно отметить постановление ЦК ВКП(б) "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе", принятое 25 августа 1932 года [7, с.56]. Оно сыграло важную роль в укреплении структуры школы, в первую очередь путем организации и систематизации программно- методического комплекса. Данное постановление наметило конкретные меры по улучшению всех сторон жизни и деятельности общеобразовательных школ. Согласно архивным материалам, ввиду усилий и плодотворной работы коллективов общеобразовательных школ в том числе и школ Казани, уже в 1933 г. были достигнуты значительные успехи в повышении уровня знаний и грамотности учащихся, включая улучшение учебно-воспитательного процесса [2, с.98]. Повышалась производственная и культурно-общественная деятельность учителей общеобразовательных школ. В документах говорится и о том, что комсомольские и пионерские организации также вносили огромный вклад в борьбу за качество учебы и за создание сознательной дисциплины [2, с.101].  Отметим, что в это время происходит и значительное укрепление материальной базы в школах Казани и ТАССР.

Начиная с 1934 г. в стране вводится единая система общего образования, включающая начальную, неполную среднюю и среднюю школу. В Казани, в частности, эта мера положила конец распространению различных систем народного образования, так или иначе затруднявших осуществление плана всеобщего обучения.

Отдельным пунктом хотелось бы обозначить такой важный аспект школьных нововведений, как переход к новым учебно-методическим материалам в общеобразовательных школах. Для этого был принят ряд постановлений ЦК ВКП(б): "Об учебниках для начальной и средней школы", "О преподавании гражданской истории в школах СССР" от 16 мая 1934 г., "О преподавании географии в начальной средней школе СССР" и другие [7, с.78-79]. Для реализации этих постановлений в школах Татарии и в Казани, в частности, была налажена работа партийных совещаний по актуальным вопросам народного образования. В первую очередь это было связано с переводом уже изданных учебников на татарский язык. Для этого была привлечена большая группа авторов и переводчиков, а также редакторов и рецензентов. К 1939 г. выпуск учебников на татарском языке для школ Казани и районов возрос в 3 раза. Кроме того, для русских школ также возросло количество завозимых учебников и учебных материалов в 1,6 раза по сравнению с 1935 г. [6, с.32].

Деятельность партии и правительства по укреплению материальной базы сети школьных учреждений была действительно продуктивной. По данным источников, достаточно большое количество материальных ресурсов в Казани были направлены именно на увеличение количества школ всех типов, и, в частности, на новое школьное строительство. Постройка школьных зданий являлась одним из ключевых вопросов обсуждаемых в руководстве в городе Казань после 1929 года. Так в выписке из протокола №26 заседания Наркома ТССР от 5го апреля 1929 г. постанавливалось "одновременно, для равномерного обеспечения школьно-строительных работ, ввиду острой потребности в школьных помещениях на местах и необходимости выполнения школьной строительной программы в соответствии с планом всеобщего обучения принять необходимые меры к усилению школьного строительства по местному бюджету" [3, с.42]. В результате принятых мер к 1941 г. площадь школьных помещений увеличилась более чем в полтора раза по сравнению с 1935 г. Так, в 1936 г. в Казани строилась школа в районе Калужской горы на 880 человек. Общая площадь участка составляла 6324 кв. метра. Школа располагалась на берегу озера Кабан по улицам Насыри и Сафьян[3,c.18]. Такая же школа строилась в районе Суконной слободы в 1937 г. на пересечении улиц Лаврентьевской и Первой Оренбургской[3, c.26-27]. Постройка сразу четырех школ была начата в 1936 г. в Бауманском, Кировском и Сталинском районах города Казани. Школа в Бауманском районе располагалась по улице Касаткина, в Кировском районе на улице Боевой, дом 9. В Сталинском районе рассматривалось два варианта, однако в итоге было выбрано место расположения на Тукаевской улице. В результате в Казани удалось достичь полного охвата обучением всех детей школьного возраста, а также сократить сменность занятий [2, c.4-9] .

Однако, на начальном этапе нельзя говорить о повсеместном и постоянном успехе процесса школьного строительства. В документах отмечаются моменты о том, что школьные помещения загружены выше нормы. Помещения не удовлетворяли главнейшим санитарно-гигиеническим требованиям. Так, вместо 1,29 квадратного метра и 4,38 кубометра воздуха в школах 1 кв.м. и 3,14 кубометра воздуха.  Важно сказать, что в городе Казань помимо новых школьных зданий под школы выделялись и здания церквей, мечетей и других пригодных помещений [3, c.34]. Однако и здесь отмечались отрицательные аспекты. Обеспеченность пригодными помещениями составляет 32 % от общего числа зданий 40% требуют капитального ремонта. Из них 28 % непригодные помещения.

Литературные данные свидетельствуют о том, что, начиная с 1933 г. наблюдается не только непрерывный рост сети школьных учреждений, но и количества учащихся. Так, общее число учащихся к 1939 г. возросло на 50 000 человек, по сравнению с 1934 г. [2, с.55-56].  Число учащихся V-VII классов возросло в 1,6 раза, а VIII-X классов в 9,4 раза. Подобный рост был связан в первую очередь с переходом на всеобщее обязательное среднее обучение в городе Казань [2, с.56]. Для более полной картины важно отметить, что и в сельской местности наблюдался рост числа средних школ в 10 раз к 1939 г.

Однако не все школьные здания могли похвастаться качеством и возможностью безопасной эксплуатации. Например, в документе Государственного Архива РТ фонда Р-1583  "Акт осмотра школы в рабочем и национальном районе города Казань в Ново-Татарской Слободе". В составе комиссии осуществляющей осмотр школы в мае   1930 г. старший инспектор Иванова Л.В., техник по школьному строительству Матвеева, заведующая школой Шакирова[3, c.11-12]. По документу здание школы 2-х этажное, деревянное. Здание было построено на каменном фундаменте с каменным подвальным помещением для центрального отопления[3, c.13].  Отопление водяное. Начало постройки школы март 1929 г. Школа нетипового проекта. Площадь школы (кубатура) ровнялась 6248 кубическим метрам. Площадь классов равнялась 378, 37 квадратным метрам. Всего в школе обучалось 500 человек в две смены. Важным для нас являются дефекты и замечания отмеченные комиссией в дальнейшем приведшие к остановке работы школы и требованию обязательного  ремонта помещения.  Комиссия отмечает: небрежную рубку стен., развалы., отсутствие затяжек при пролетах., стены не приведены в одну плоскость., зыбкость междуэтажного перекрытия [3, c.14]. В результате комиссия постановила, что рекреационное здание не может быть использовано до окончания ремонта школы.  Таким образом, мы видим, что несмотря на общий успешный темп и расширение школьной застройки в городе Казань, отдельно присутствовали и те школы которые после постройки не могли обеспечить учащихся подходящим и безопасным школьным помещением [4, С.53]. Однако и эти школы входили в данные по общим сведениям школьного строительства.

Таким образом, можно сделать вывод, что в этот период общеобразовательные школы республики и, в частности, Казани поднялись на качественно новую ступень благодаря множеству преобразований в структуре школьного обучения, а также расширению сети школьных образовательных учреждений. Закрепление начального, осуществление семилетнего всеобуча и значительное расширение среднего образования привели к дальнейшему росту культурного уровня жителей Советской Татарии. Несмотря на многочисленные трудности и проблемы,  в Казани удалось добиться значительного улучшения материального и дидактического содержания школьного образования. Отмечая процесс унификации и стабилизации школьного образования в рассмотренный период, мы можем говорить о переходе школы к единой учебной структуре, укреплении и улучшении руководства и контроля за школой и учителями со стороны государства, повышении уровня дидактических знаний педагогического состава, что в свою очередь играло значительную роль в становлении личности школьников. 

Библиографический список:


1. Балашов Е.М. Школа в российском обществе 1917-1927 гг.: Становление нового человека /Е.М.Балашов. – СПб.: Центр Пресс, 2003. –236 с.
2. Гарипова З.Г. Культурно-просветительная работа в Татарии в годы первой пятилетки (1928-1932) / З.Г. Гарипова. Казань: Таткнигоиздат, 1985. –158 с.
3. ГА РТ Ф.Р-1583 Оп.2 Д.41
4. ГА РТ Ф.Р-3682 Оп.1 Д.1492
5. Климов И.М. Образование и развитие Татарской АССР (1920-1926) / И.М.Климов. Казань: Изд-во КГУ, 1960. –368 с.
6. Мустафина Л.Ф. Просвещение татар Поволжья и Приуралья (1917-1935гг). Казань: Школа, 2006. – 99 с.
7. Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник документов. 1917-1973 гг. / Сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырев, Л. Ф. Литвинов. – М.: Педагогика, 1974. – 560 с.
8. Тутаев М.З. Развитие народного образования в Татарии (1917-1940 гг.). Казань, 1975. –204 с.
9. Шакиров Р.В. Школа и общество: системно-концептуальный анализ реформ образования в России в ХХ в. Казань, 1997. –285 с.




Рецензии:

13.05.2020, 10:07 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья Журавлева Дениса Сергеевича «Развитие системы школьного образования в Татарии в период завершения социалистической реконструкции (1933-1940 гг.) на примере города Казань» носит научный характер и соответствует тем требованиям, которые предъявляются к публикациям в «Sci-article». Несомненным достоинством работы является логическое изложение материала и соответствие содержания заявленному названию, цели и задачам. Выводы вытекают из текста и являются довольно обоснованными. Вместе с тем, нельзя не заметить того, что автор практически не затрагивает проблемы содержания образования в данный период, а свое внимание концентрирует исключительно на организационной стороне образовательного процесса. Утверждение о том, что «с начала 1930-х гг. в педагогической сфере происходит свертывание демократических тенденций и ограничивается свобода мысли» не находит никакого подтверждения в тексте, равно как и вывод о том, что «имеющая место чрезмерная идеологизация, политизация и тотальный контроль негативным образом отражалась на всестороннем развитии личности учащихся». По этой причине не совсем понятно, чем ценен опыт того периода для «активного реформирования российского образования» на современном этапе, о чем говорится во введении. Еще одним недостатком работы является то, что научную новизну автор обосновывает «обращением к новому массиву ранее неопубликованных источников», а в тексте нет ни одной ссылки на такие источники. Думаю, что устранение этих недостатков не составит особого труда для автора и после этого статья может быть опубликована. С уважением С.А.Сильванович

13.05.2020 14:14 Ответ на рецензию автора Журавлев Денис Сергеевич:
Добрый день, прочитав вашу рецензию я постарался внести необходимые корректировки. 1)Из текста убраны утверждения не имеющие под собой подтверждения или уточнения в статье. 2)В статью добавлены ссылки на изученные и использованные мной новые архивные документы Государственного Архива РТ 3)Ценность опыта образования того периода отражена в актуальности и в целом тексте статьи(информация про особенности организационных процессов, про региональные особенности, про расширение сети школьных учреждений всё это напрямую было связано с реформами образования)

14.05.2020, 11:36 Сильванович Станислав Алёйзович
Рецензия: Статья рекомендуется к публикации. Ссылки на архивные материалы необходимо оформить в соответствии с требованиями, т.е. с вынесением названия архива в Библиографический список. С уважением С.А.Сильванович
14.05.2020 17:17 Ответ на рецензию автора Журавлев Денис Сергеевич:
Добрый день, спасибо за рецензию. Ссылки на архивные материалы оформлены



Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх