Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 22.05.2020. Последняя правка: 22.05.2020.
Просмотров - 826

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Кузьмич Ольга Ивановна

-

Полесский государственный университет, факультет экономики и финансов, 3 курс

Студентка

Мария Павловна Самоховец, доцент, преподаватель, кафедра финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье проведен анализ расходов на здравоохранение республиканского бюджета Республики Беларусь за 2016-2019 гг., а также предложены меры по совершенствованию бюджетного финансирования здравоохранения.


Abstract:
The article analyzes the health care expenditures of the Republican budget of the Republic of Belarus for 2016-2019, and also suggests measures to improve budget financing of health care.


Ключевые слова:
бюджет; финансирование; расходы

Keywords:
budget; financing; expenses


УДК 336.146

Введение

Одним из самых важных направлений бюджетного финансирования является социальная сфера [1, 2]. Здравоохранение занимает одну из ключевых позиций в формировании расходов на социальную сферу республиканского бюджета государства.

Актуальность темы заключается в том, что анализ бюджетного финансирования здравоохранения позволяет выявить пути его совершенствования.

Цель статьи – провести анализ и выявить пути совершенствования бюджетного финансирования здравоохранения Республики Беларусь.

Основная часть

Здоровье населения является значимым фактором развития страны, поэтому процесс финансирования здравоохранения необходимо постоянно совершенстовать. Для его оптимизации необходимо принимать в расчет такие факторы, как правильно выбранная медико-экономическая модель, социально-экономическая ситуация в стране и методы решения основных проблем, связанных со здравоохранением.

На данный момент расходы на здравоохранение планируются в соответствии с нормативом бюджетной обеспеченности на одного жителя [3, с.62]. Выделение средств в отрасль здравоохранения осуществляется из государственного бюджета, что означает ограниченность его финансирования в силу одновременного финансирования других направлений согласно функциональной класссификации расходов бюджета в условиях роста  спроса населения на медицинские услуги по стране в целом. Для того, чтобы обеспечить устойчивое и бесперебойное функционирование системы здравоохранения, необходимо обеспечить рациональное использование имеющихся ресурсов, а также поиск новых источников финансирования отрасли.

Около половины расходов республиканского бюджета Республики Беларусь на здравоохранение состоит из медицинской помощи населению (таблица 1).

Таблица 1 – Структура расходов республиканского бюджета Республики Беларусь на здравоохранение, рублей

Показатель

2016

2017

2018

2019

Медицинская помощь населению

424 242 713,0

448 022 775,0

500 341 553,0

576 999 511,0

Государственный санитарный надзор

4 801 116,0

5 256 285,0

5 913 973,0

6 671 360,0

Прикладные исследования в области здравоохранения

14 373 942,0

15 047 953,0

17 048 373,0

17 980 483,0

Другие вопросы в области здравоохранения

435 363 249,0

426 659 591,0

496 589 644,0

672 458 243,0

Расходы республиканского бюджета на здравоохранение, всего

878 781 020,0

894 986 604,0

1 019 893 543,0

1 274 109 597,0

Примечание – Источник: собственная разработка на основании[4]

Анализируя таблицу 1, можно сделать вывод о том, что в период с 2016 по 2019 годы наблюдался рост расходов республиканского бюджета на здравоохранение. При анализе показателей в разрезе также замечается положительная динамика.

Рассмотрим структуру расходов республиканского бюджета на здравоохранение в процентном соотношении к итогу. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Структура расходов республиканского бюджета Республики Беларусь на здравоохранение, в % к итогу

Показатель

2016

2017

2018

2019

Медицинская помощь населению

48,28

50,06

49,06

45,29

Государственный санитарный надзор

0,55

0,59

0,58

0,52

Прикладные исследования в области здравоохранения

1,64

1,68

1,67

1,41

Другие вопросы в области здравоохранения

49,54

47,67

48,69

52,78

Примечаник – Источник: собственная разаботка на основании [4]

В соответствии с таблицей 2 можно заметить, что наибольший удельный вес занимает подраздел «Другие вопросы в области здравоохранения». Они включают в себя мероприятия по совершенствованию оказания медицинской помощи населению с различными заболеваниями, профилактические мероприятия, проводящиеся в стране,  а также информирование граждан о внедрении новых разработок в сфере здравоохранения.

Выводы.

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

1)    За период с 2016 по 2019 годы наблюдался значительный рост расходов республиканского бюджета Республики Беларусь на здравоохранение. Данный показатель увеличился на 395 328 577 руб.

2)    За все годы исследуемого периода наибольший удельный вес в процентном отношении к итогу занимал подраздел “Другие вопросы в области здравоохранения” (около 50%). Лишь в 2016 году лидирующая позиция была отведена подразделу “Медицинская помощь населению” – 50,06%.

3)     Снизились расходы республиканского бюджета Республики Беларусь на медицинскую помощь населению в процентном отношении к итогу. Они уменьшились на 2,99%.

Исходя из этого, возможно предложить следующие мероприятия по совершенствованию бюджетного финансирования здравоохранения Республике Беларусь:

Во-первых, в финансирование здравоохранения производится за счет средств как республиканского бюджета, так и внебюджетных источников средств, получаемых от окзания платных услуг. Следовательно, чтобы разгрузить объемы финансирования из республиканского бюджета, необходимо развивать альтернативную систему финансирования. Но для этого, необходимо соблюдать правильные пропорции финансирования [5], которые обеспечат доступ всех слоев населения ко всем необходимым медицинским услугам.

Во-вторых, пользуясь опытом стран с развитой рыночной экономикой было бы целесообразно усовершенствовать систему обязательного медицинского страхования [6]. Система имеет ряд преимуществ, таких как право на плановую стационарную помощь вне очереди или прямого обращения к определенному специалисту. При этом было бы четкое разделение государственных обязательств и дополнительного набора медицинских услуг и препаратов, финансируемых страховыми компаниями.

В-третьих, для того, чтобы обеспечить все слои населения необходимыми спектром медицинских услуг, необходимо произвести переоценку различных программ лечения с точки зрения эффективности и стоимости. Применение методов фармако-экономического анализа позволит обеспечить всех нуждающихся пациентов недорогим, но в то же время эффективным лечением.

Таким образом, совершенствование системы бюджетного финансирования здравоохранения окажет положительное влияние на доступ всех слоев населения к широкому спектру медицинских услуг.

Библиографический список:

1. Финансы: учебное пособие / М.И. Бухтик, А.В. Киевич, И.А. Конончук, М.П. Самоховец, С.В. Чернорук; Министерство образования Республики Беларусь, УО «Полесский государственный университет». – Пинск: ПолесГУ, 2017. – 110 с.
2. Самоховец М.П. Основные направления реализации социальных программ и гарантий в Республике Беларусь / М. П. Самоховец, Е. А. Гречишкина // Социально-экономические аспекты качества жизни : материалы II Международной научно-практической конференции, Пермь, 29 июня 2017 г. / Пермский институт (филиал) ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»; редакционная коллегия: Е.В. Гордеева (предс.) [и др.]. – Пермь : Изд-во «МиГ», 2017. – С. 39-44.
3. Самоховец М.П. Государственный бюджет: учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-25 01 04 "Финансы и кредит", а также слушателей факультета повышения квалификации и переподготовки кадров / М. П. Самоховец; Министерство образования Республики Беларусь, УО "Полесский государственный университет". - Пинск : ПолесГУ, 2014. - 69 с.
4. Закон о республиканском бюджете на 2020 год: Закон Республики Беларусь от 24 декабря 2019 г. № 269-З. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 2019, 2/2707.
5. Яхновец А.О. Государственный бюджет в системе регулирования воспроизводственных процессов / А. О. Яхновец, М. П. Самоховец // SCI-ARTICLE.RU : научный периодический рецензируемый электронный журнал. – 2018. – № 57. – С. 248-258.
6. Будкевич К.А. Финансирование социальной сферы Республики Беларусь: проблемы и пути решения / К. А. Будкевич, М. П. Самоховец // SCI-ARTICLE.RU: научный периодический рецензируемый электронный журнал. – 2018. – № 54. – С. 219-225.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх