Полесский государственный университет
студент
Киевич Александр Владимирович, доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 336.14
Введение: Государственный бюджет играет неотъемлемую роль в развитии любого государства. Трудно представить развитие, функционирование страны без его участия. Он является важнейшим элементом финансовой системы любой страны [2].
Под государственным бюджетом понимают финансово-правовой акт, посредством которого утверждается финансовый план, который представляет собой отношения по поводу формирования и распределения централизованного фонда финансовых средств государства. С помощью бюджета правительство осуществляет экономическую, социальную, внутреннюю и внешнюю политику.
Актуальностью данной темы заключается в том, что такие показатели, как доходы и расходы консолидированного бюджета занимают важнейшее место в социальном и экономическом развитии государства, что позволяет обеспечивать устойчивое финансовое состояния государства в целом.
Цель статьи – на основании проведенного анализа предложить меры по повышению доходов и снижению расходов государственного бюджета.
Основная часть
Консолидированный бюджет Республики Беларусь не рассматривается и не утверждается законодательными органами власти всех уровней и в него входят республиканский бюджет, консолидированные бюджеты областей и бюджет города Минска [3].
Республиканский бюджет привлекает приблизительно 50% всех бюджетных ресурсов и предоставляет финансовые ресурсы для проведения мероприятий, которые имеют общегосударственную значимость (таблица 1).
Бюджеты |
2017 |
2018 |
2019 |
Консолидированный |
100 |
100 |
100 |
Республиканский |
58,7 |
62,5 |
59,9 |
Местный |
41,3 |
37,5 |
40,1 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1]
Из данных таблицы 1, можно увидеть, что за рассматриваемый период 2017-2019 гг. местные бюджеты на территории Республики Беларусь сокращали концентрацию государственных средств на 1,2 п.п. и в 2019 году составили 40,1% от консолидированного бюджета.
За анализируемый период 2017-2019 гг. происходил рост доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь на 7 488,3 млн. рублей и в 2019 составил 39 139,7 млн. рублей.
Налоговые доходы в Республике Беларусь являются основным источником формирования финансовых ресурсов консолидированного бюджета и занимают более 80 % (рисунок 1). За 2017-2019 гг. наблюдался рост налоговых доходов на 1 п.п. и в 2019 году занимали 84,2 % от всех доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь (рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2017-2019 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1]
В 2019 году наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь занимали налог на добавленную стоимость (34,1%) и подоходный налог (17,9%). Наименьший удельный вес занимали налог на собственность (4,9%) и акцизы (8,5%).
Рисунок 2 – Структура налоговых доходов консолидированного бюджета Республики Беларусь за 2017-2019 гг.
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1]
По данным рисунка 2, за рассматриваемый период 2017-2019 гг. наблюдалось сокращение денежных поступлений в консолидированный бюджет Республики Беларусь по налогам: налог на собственность на 1,2 п.п., акцизы на 0,4 п.п., налог на добавленную стоимость на 1 п.п. и другим налоговым доходам на 0,1 п.п.. Увеличение наблюдалось по подоходному налогу на 1,4 п.п., налогу на прибыль на 11,4%, налогу от внешней экономической деятельности на 0,9 п.п..
Расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь по функциональной классификации за рассмотренный период 2017-2019 гг. стали больше на 25,3% или на 7 271 млн. рублей и составили 35 997,7 млн. рублей. В составе расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь наибольший удельный вес занимают расходы на общегосударственную деятельность (23,30%), образование (17,84%) и здравоохранение (15,28%) (таблица 2). На основании состава расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь по функциональной классификации можно полагать, что государство стремиться улучшить свое социально-экономическое положение, а также благосостояние своих граждан.
Показатели |
2017 |
2018 |
2019 |
Темп роста 2019 г. к 2017 г., % |
Расходы консолидированного бюджета, в т.ч.: |
28 726,7 |
33 089,7 |
35 997,7 |
125,3 |
Общегосударственная деятельность |
7 267,0 |
8 228,8 |
8 387,1 |
115,4 |
Национальная оборона |
1 015,0 |
1 353,9 |
1 339,4 |
132,0 |
Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности |
1 892,1 |
2 344,1 |
2 419,7 |
127,9 |
Национальная экономика |
4 280,8 |
4 806,2 |
5 546,8 |
129,6 |
Охрана окружающей среды |
84,6 |
95,9 |
110,0 |
130,0 |
Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство |
1 582,2 |
1 961,4 |
2 139,3 |
135,2 |
Здравоохранение |
4 305,1 |
4 896,4 |
5 500,7 |
127,8 |
Физическая культура, спорт, культура, средства массовой информации |
937,2 |
1 158,1 |
1 287,7 |
137,4 |
Образование |
4 914,8 |
5 632,8 |
6 421,6 |
130,7 |
Социальная политика |
2 447,9 |
2 612,1 |
2 845,4 |
116,2 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1]
Проанализировав таблицу 2, можно сделать вывод, что был зафиксирован рост динамики расходов консолидированного бюджета по всем разделам функциональной классификации. Наибольший рост расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь наблюдался по разделам: жилищно-коммунальные услуги и строительство (35,2%), физическая культура, спорт, культура, средства массовой информации (37,4%) и национальная оборона (32%). Наименьший рост расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь наблюдался по разделам: социальная политика (16,2%) и общегосударственная деятельность (15,4%) (таблица 2).Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1]
В 2019 году наибольший удельный вес по экономической классификации расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь занимали выплаты заработной платы с начислениями (33,7%). Наименьший удельный вес занимали расходы на обслуживание государственного долга (7,9%). В том числе расходы консолидированного бюджета Республики Беларусь по экономической классификации были связаны с расходами по разделам: текущие бюджетные трансферты (22,7%), капитальные расходы (16,2%) и другие расходы (20,9%).
Консолидированный бюджет Республики Беларусь за период 2017-2019 гг. был исполнен с профицитом бюджета. В 2019 году профицит бюджета был зафиксирован на уровне 3 142,2 млн. рублей, что на 217,6 млн. рублей больше, чем в 2017 году, но меньше на 1 451,5 млн рублей по сравнению с 2018 годом (рисунок 3).
Рисунок 3 – Исполнение консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2017-2019 гг., млн. рублей
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [1]
Выводы.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Бюджетная система Республики Беларусь должна стремиться к сбалансированности бюджета [4]. Для этого необходимо проводить следующие мероприятия (рисунок 4):
Рисунок 4 – Мероприятия для достижения сбалансированности бюджета в Республике Беларусь
Примечание – Источник: собственная разработка
Таким образом, при одновременной реализации таких мероприятий, как улучшение налогового законодательства, аккумулирование в страну зарубежного капитала, оптимизации расходов и развития рынка ценных бумаг будет оказано содействие для социально-экономического развития Республики Беларусь.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий