Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Разделы: Экономика
Размещена 01.06.2020. Последняя правка: 04.06.2020.
Просмотров - 1506

Анализ расходов и доходов средств фонда социальной защиты населения

Макарчук Карина Петровна

ПолесГУ

Студент

Мария Павловна Самоховец, доцент, преподаватель, кафедра финансового менеджмента, Полесский государственный университет


Аннотация:
В статье анализируются источники формирования фонда социальной защиты населения за период 2016-2018 гг., а также основные направления использования средств ФСЗН.


Abstract:
The article analyzes the sources of formation of the social protection Fund for the period 2016-2018, as well as the main directions of using the funds of the FSZN.


Ключевые слова:
Социальная защита населения; ФСЗН; расходы; доходы

Keywords:
Social protection of the population; FSZN; expenses; income


УДК 336.131

Введение фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является государственным органом управления государственными фондами социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь.

Актуальностью данной темы является то, что рассмотрение проблем, возникающих в осуществлении государственной социальной защиты населения, позволяет определить направления ее развития и улучшения.

Цель статьи – обосновать объективную необходимость социальной защиты, ее место и роли в системе экономического развития.

Основная часть

Система социальной защиты – это сфера жизненных интересов населения. Об уровне экономического и социального развития общества и государства свидетельствуют некоторые характеристики системы социальной защиты, такие как: качественная и количественная. Право на социальную защиту – это возможность человека, которая признанна международным сообществом, на удовлетворение своих социальных, духовных и физиологических потребностей в той мере, в какой необходимо для поддержания достойной жизни населения [1, c.26].

На базе пенсионного фонда социального страхования в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 г. №XII был создан фонд социальной защиты населения (ФСЗН). Свою деятельность, как самостоятельная финансово-кредитная организация при Министерстве труда и социальной защите населения, он начал с 01.07.1993 года. Долгое время, а точнее до 2003 года (включительно) ФСЗН являлся внебюджетным фондом, но с 01.04.2004 года его денежные средства вошли в состав бюджета.

Фонд руководствуется в первую очередь Положением о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также Конституцией Республики Беларусь.

В состав Фонда включены Минское городское и областные управления с правами юридического лица, городские, районные и районные отделы в городах. К структуре территориальных органов относятся отделы, секторы.

В Республике Беларусь основным направлением в области социальной защиты населения является забота о семье, детях борьба с бедностью, поэтому социальная защита населения, в первую очередь, направлена на поддержку преимущественно нетрудоспособные и малообеспеченные слои населения.

На Фонд возложено множество задач, основными из которых являются:
- реализация государственной политики, связанной с управлением государственными фондами социального страхования;
- выполнение профессионально пенсионного страхования;
- сотрудничество в этих областях с зарубежными странами

- усовершенствование условий и качества жизни, наименее защищенных слоёв населения, а также удовлетворение их потребностей;

- обеспечение государственных минимальных социальных гарантий.

Из вышеизложенных задач, можно выделить функции выполняющиеся Фондом:

- проводит накопление и сбор обязательных страховых платежей, платежей на профессиональное пенсионное страхование, а также других взносов на государственное страхование населения;

- финансирует затраты, предусмотренные законодательными актами о государственном страховании населения, такими как: выплата денежных средств на трудовые и профессиональные пенсии,  субсидии в случаях, которые установлены законодательными актами, мероприятия направленные на обеспечение занятости граждан, а также иные расходы;

- организовывает и согласовывает работу по управлению государственными фондами страхования населения;

- размещает в банке, который может обслуживать государственные программы, денежные средства профессионального пенсионного страхования;

- финансирует затраты на реабилитацию населения, а также его санаторно-курортное лечение согласно законодательным актам;

- производит и назначает выплату профессиональных пенсий;

- накопление денежных средств государственного страхования населения, которые в свою очередь могут быть направлены на другие цели;

- выполняет другие функции, установленные законом;

В соответствии с законодательными актами Республики Беларусь доходы и расходы бюджета осуществляются на очередной финансовый год. За время существования Фонда расходы его бюджета покрывались доходами, также бюджет исполнялся без дефицита.

Согласно действующему законодательству, фонд формируется за счёт следующих поступлений:

- страховых взносов, которые являются обязательными;

- сумм задолженностей, пеней и штрафов взимаемых с административных правонарушителей;

- отчислений из республиканского бюджета;

- платежей на профессиональное пенсионное страхование;

- прибыли от капитализации временно свободных денежных средств при страховании населения;

-выручка от распределения взносов относящихся на профессиональное пенсионное страхование;

- иных поступлений.

Страховые взносы – это периодические платежи, которые являются обязательными и осуществляемыми законно установленными группами населения, субъектами предпринимательской деятельности и при необходимости самим государством, и накапливаемые в страховых фондах для целей социальной защиты [3].

Хотелось бы отметить, что страховые взносы являются основными источниками поступлений средств в фонд социального страхования.

Формирование доходов ФСЗН представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Формирование доходов Фонда социальной защиты населения за 2016-2018 гг., млн. руб.

Показатели

Год

2016

2017

2018

Взносы на государственное социальное страхование

в том числе:

10090,8

11004,1

12911,6

страховые взносы, которые являются обязательными

9995,2

10904,1

12796,1

платежи на профессиональное пенсионное страхование

95,6

100,3

115,5

Неналоговые доходы - всего

в том числе:

273,9

290,5

207,7

проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными средствами

1,4

2,2

2,2

доходы от капитализации временно свободных  средств государственного социального страхования

68,0

75,6

51.1

выручка от распределения взносов относящихся на профессиональное пенсионное страхование

204,5

212,7

113,5

Штрафов взимаемых с административных правонарушителей

6,1

18,2

6,4

Другие поступления

1378,4

1148,7

824,9

Итого

11749,2

12461,5

13929,9

Примечание - Источник: [4]

 

Анализируя доходы Фонда за последние три года можно сделать вывод, что наблюдается стабильный рост этого показателя.  Так, доходы ФСЗН в 2017 году увеличились на 9%  к уровню 2016 года в, а в 2018 году на 17% к уровню 2017 года.

В 2018 году государственные взносы на социальное страхование на 1,2% выше, чем в 2017 году. Взносы на профессиональное пенсионное страхование в 2017 году поступили в размере 115,5 млн. рублей (в 2016 г. – 95,6 млн. рублей, в 2017 г. – 100,3 млн. рублей). По сравнению с 2016 годом в 2017 году объем прочих поступлений сократился до 1148,7 млн. рублей, в 2018 году эти поступления также снизились к уровню 2017 года и составили 824,9 млн. рублей.

Мы можем отметить, что обязательные страховые взносы организаций работодателей, работающих граждан и физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы, являются основным источником средств фонда.

Хотелось бы отметить, что средства государственного целевого назначения имеют специальное назначение, а также они направлены на:

- выплату пенсий государственным служащим в части, входящие в состав трудовых пенсий, которые соответствуют размеру пенсий, полагающихся по нормам и общим условиям пенсионного законодательства;
- материально-техническое обеспечение Фонда и финансирование его деятельности в целом;
- оплату одного дополнительного ежемесячного выходного дня, предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), которая (который) воспитывает несовершеннолетнего ребёнка-инвалида;
- выплату пособий по государственному социальному страхованию (на погребение, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщине, состоящей на учете в государственной организации здравоохранения до наступления 12-недельного срока беременности, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет);
- финансирование других расходов, в соответствии с законодательными актами о государственном страховании.

Средства фонда зачисляются  на соответствующие счета, учитываются и должны использоваться  в том порядке, который установлен правлением Фонда по согласованию с Национальным банком и Министерством финансов [5].

Расходы бюджета Фонда в 2016-2018 гг. представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Формирование расходов Фонда социальной защиты населения за 2016 -2018 гг., млн. руб.

Показатели

Год

2016

2017

2018

Выплата пенсий государственным служащим в части, входящие в состав трудовых пенсий, которые соответствуют размеру пенсий, полагающихся по нормам и общим условиям пенсионного законодательства

8873,1

9427,8

10516,9

Выплата пособий по государственному социальному страхованию (на погребение, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщине, состоящей на учете в государственной организации здравоохранения до наступления 12-недельного срока беременности, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет)

2443,2

2595,9

2899,0

Выплата пенсий и пособий лицам, покинувшим территорию страны, а также прибывшим в Республику Беларусь

56,3

59,8

87,9

Выплата дополнительных пенсий по достижении лицами пенсионного возраста 

2,4

2,6

4,2

Оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам

5,1

5,4

6,3

Финансирование мероприятий направленных на обеспечение занятости граждан - всего

17,8

18,9

29,7

Финансирование затрат на реабилитацию населения, а также его санаторно-курортное лечение

73,4

78,0

39,9

Финансирование специальных учебно-спортивных учреждений

25,3

26,9

30,9

Финансирование деятельности Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

30,1

32,0

34,2

Финансирование мероприятий по развитию стационарных учреждений социального обслуживания

15,0

15,9

16,8

Другие расходы, в соответствии с законодательными актами о государственном страховании

     

ИТОГО

11542,1

12263,7

13614,9

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [4]

 

Анализируя расходы Фонда за последние два года можно сделать вывод, что этот показатель постоянно растет.

В 2018 году расходы составили  13614,9 млн. руб., для сравнения, в 2016 году – 11542,1 млн. руб., в 2017 году – 12263,7 млн. руб.

Основная доля расходов, 10516,9 млн. руб., направляется на финансировании пенсионных выплат, что составило 77,2% от общего количества расходов Фонда. На выплату пособий использовано  2899,0 млн. руб., что составляет 21,2% расходов Фонда.

Кроме того, в структуре расходов есть такие статьи, как финансирование затрат на реабилитацию населения, а также его санаторно-курортное лечение, расходы на содержание органов Фонда, финансирование мероприятий направленных на обеспечение занятости граждан, финансирование специальных учебно-спортивных учреждений, а также другие расходы, в соответствии с законодательными актами о государственном страховании.

В 2018 году на финансирование развития стационарных учреждений социального обслуживания было выделено 16,8 млн. руб., что составило 0,12%.

Затраты на реабилитацию населения, а также его санаторно-курортное лечение профинансированы в сумме 39,9 млн. руб., что составило 0,29%. На финансирование мероприятий направленных на обеспечение занятости граждан было выделено 29,7 млн. руб. (0,21% от общего числа расходов). Занятость населения и сохранение безработицы в разрешённых объемах являются важными факторами для социального развития [6].

Выводы.

Таким образом,  на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

  • за последние три года наблюдается неуклонный рост как доходов, так и расходов ФСЗН;
  • по показателям обеспеченности бюджета видно, что самые высокие приходятся на Минск и Минскую область, а самые низкие на Витебскую и Могилевскую область;
  • основным источником средств Фонда являются обязательные страховые взносы организаций работодателей, работающих граждан и физических лиц, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы;
  • доходы ФСЗН в 2017 году к уровню 2016 года возросли в 9%, а в 2018 году к уровню 2017 года на 17%;
  • в 2018 году расходы составили  13614,9 млн. руб., для сравнения, в 2016 году – 11542,1 млн. руб., в 2017 году – 12263,7 млн. руб.

Библиографический список:

1. Аверин А. Н. Государственная система социальной защиты населения. / А.Н. Аверин. - М.: РАГС, 2017. - 325 с.
2. Финансы: учебное пособие / М.И. Бухтик, А.В. Киевич, И.А. Конончук, М.П. Самоховец, С.В. Чернорук; Министерство образования Республики Беларусь, УО «Полесский государственный университет». – Пинск : ПолесГУ, 2017. – 110 с.
3. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: статистический сборник. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2019. – 264 с.
4. Итоги работы Фонда социальной защиты населения за 2017-2018 год [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about. - Дата доступа: 27.03.2020.
5. Киевич А.В. Финансовые аспекты функционирования фонда социальной защиты населения в Республике Беларусь / А. В. Киевич // Вопросы экономики и права : научно-информационный журнал. – 2017. – № 7 (109). – С. 23-27. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://law-journal.ru/files/pdf/201707/201707_23.pdf, свободный. – Дата обращения: 27.03.2020.
6. Шпаковский В.А. Анализ и оценка доходов бюджета фонда социальной защиты населения Республики Беларусь / В.А. Шпаковский, М.П. Самоховец // Экономика и социум: электронное научно-практическое периодическое издание. - 2018. - № 6 (49). - С. 1363-1366.




Комментарии пользователей:

Оставить комментарий


 
 

Вверх