ПолесГУ
Студент
Мария Павловна Самоховец, доцент, преподаватель, кафедра финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 336.131
Введение фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь является государственным органом управления государственными фондами социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь.
Актуальностью данной темы является то, что рассмотрение проблем, возникающих в осуществлении государственной социальной защиты населения, позволяет определить направления ее развития и улучшения.
Цель статьи – обосновать объективную необходимость социальной защиты, ее место и роли в системе экономического развития.
Основная часть
Система социальной защиты – это сфера жизненных интересов населения. Об уровне экономического и социального развития общества и государства свидетельствуют некоторые характеристики системы социальной защиты, такие как: качественная и количественная. Право на социальную защиту – это возможность человека, которая признанна международным сообществом, на удовлетворение своих социальных, духовных и физиологических потребностей в той мере, в какой необходимо для поддержания достойной жизни населения [1, c.26].
На базе пенсионного фонда социального страхования в соответствии с постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 10.06.1993 г. №XII был создан фонд социальной защиты населения (ФСЗН). Свою деятельность, как самостоятельная финансово-кредитная организация при Министерстве труда и социальной защите населения, он начал с 01.07.1993 года. Долгое время, а точнее до 2003 года (включительно) ФСЗН являлся внебюджетным фондом, но с 01.04.2004 года его денежные средства вошли в состав бюджета.
Фонд руководствуется в первую очередь Положением о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, а также Конституцией Республики Беларусь.
В состав Фонда включены Минское городское и областные управления с правами юридического лица, городские, районные и районные отделы в городах. К структуре территориальных органов относятся отделы, секторы.
В Республике Беларусь основным направлением в области социальной защиты населения является забота о семье, детях борьба с бедностью, поэтому социальная защита населения, в первую очередь, направлена на поддержку преимущественно нетрудоспособные и малообеспеченные слои населения.
На Фонд возложено множество задач, основными из которых являются:
- реализация государственной политики, связанной с управлением государственными фондами социального страхования;
- выполнение профессионально пенсионного страхования;
- сотрудничество в этих областях с зарубежными странами
- усовершенствование условий и качества жизни, наименее защищенных слоёв населения, а также удовлетворение их потребностей;
- обеспечение государственных минимальных социальных гарантий.
Из вышеизложенных задач, можно выделить функции выполняющиеся Фондом:
- проводит накопление и сбор обязательных страховых платежей, платежей на профессиональное пенсионное страхование, а также других взносов на государственное страхование населения;
- финансирует затраты, предусмотренные законодательными актами о государственном страховании населения, такими как: выплата денежных средств на трудовые и профессиональные пенсии, субсидии в случаях, которые установлены законодательными актами, мероприятия направленные на обеспечение занятости граждан, а также иные расходы;
- организовывает и согласовывает работу по управлению государственными фондами страхования населения;
- размещает в банке, который может обслуживать государственные программы, денежные средства профессионального пенсионного страхования;
- финансирует затраты на реабилитацию населения, а также его санаторно-курортное лечение согласно законодательным актам;
- производит и назначает выплату профессиональных пенсий;
- накопление денежных средств государственного страхования населения, которые в свою очередь могут быть направлены на другие цели;
- выполняет другие функции, установленные законом;
В соответствии с законодательными актами Республики Беларусь доходы и расходы бюджета осуществляются на очередной финансовый год. За время существования Фонда расходы его бюджета покрывались доходами, также бюджет исполнялся без дефицита.
Согласно действующему законодательству, фонд формируется за счёт следующих поступлений:
- страховых взносов, которые являются обязательными;
- сумм задолженностей, пеней и штрафов взимаемых с административных правонарушителей;
- отчислений из республиканского бюджета;
- платежей на профессиональное пенсионное страхование;
- прибыли от капитализации временно свободных денежных средств при страховании населения;
-выручка от распределения взносов относящихся на профессиональное пенсионное страхование;
- иных поступлений.
Страховые взносы – это периодические платежи, которые являются обязательными и осуществляемыми законно установленными группами населения, субъектами предпринимательской деятельности и при необходимости самим государством, и накапливаемые в страховых фондах для целей социальной защиты [3].
Хотелось бы отметить, что страховые взносы являются основными источниками поступлений средств в фонд социального страхования.
Формирование доходов ФСЗН представлено в таблице 1.
Показатели |
Год |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
Взносы на государственное социальное страхование в том числе: |
10090,8 |
11004,1 |
12911,6 |
страховые взносы, которые являются обязательными |
9995,2 |
10904,1 |
12796,1 |
платежи на профессиональное пенсионное страхование |
95,6 |
100,3 |
115,5 |
Неналоговые доходы - всего в том числе: |
273,9 |
290,5 |
207,7 |
проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными средствами |
1,4 |
2,2 |
2,2 |
доходы от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования |
68,0 |
75,6 |
51.1 |
выручка от распределения взносов относящихся на профессиональное пенсионное страхование |
204,5 |
212,7 |
113,5 |
Штрафов взимаемых с административных правонарушителей |
6,1 |
18,2 |
6,4 |
Другие поступления |
1378,4 |
1148,7 |
824,9 |
Итого |
11749,2 |
12461,5 |
13929,9 |
Примечание - Источник: [4]
Анализируя доходы Фонда за последние три года можно сделать вывод, что наблюдается стабильный рост этого показателя. Так, доходы ФСЗН в 2017 году увеличились на 9% к уровню 2016 года в, а в 2018 году на 17% к уровню 2017 года.
В 2018 году государственные взносы на социальное страхование на 1,2% выше, чем в 2017 году. Взносы на профессиональное пенсионное страхование в 2017 году поступили в размере 115,5 млн. рублей (в 2016 г. – 95,6 млн. рублей, в 2017 г. – 100,3 млн. рублей). По сравнению с 2016 годом в 2017 году объем прочих поступлений сократился до 1148,7 млн. рублей, в 2018 году эти поступления также снизились к уровню 2017 года и составили 824,9 млн. рублей.
Мы можем отметить, что обязательные страховые взносы организаций работодателей, работающих граждан и физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные страховые взносы, являются основным источником средств фонда.
Хотелось бы отметить, что средства государственного целевого назначения имеют специальное назначение, а также они направлены на:
- выплату пенсий государственным служащим в части, входящие в состав трудовых пенсий, которые соответствуют размеру пенсий, полагающихся по нормам и общим условиям пенсионного законодательства;
- материально-техническое обеспечение Фонда и финансирование его деятельности в целом;
- оплату одного дополнительного ежемесячного выходного дня, предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), которая (который) воспитывает несовершеннолетнего ребёнка-инвалида;
- выплату пособий по государственному социальному страхованию (на погребение, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщине, состоящей на учете в государственной организации здравоохранения до наступления 12-недельного срока беременности, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет);
- финансирование других расходов, в соответствии с законодательными актами о государственном страховании.
Средства фонда зачисляются на соответствующие счета, учитываются и должны использоваться в том порядке, который установлен правлением Фонда по согласованию с Национальным банком и Министерством финансов [5].
Расходы бюджета Фонда в 2016-2018 гг. представлены в таблице 2.
Показатели |
Год |
||
2016 |
2017 |
2018 |
|
Выплата пенсий государственным служащим в части, входящие в состав трудовых пенсий, которые соответствуют размеру пенсий, полагающихся по нормам и общим условиям пенсионного законодательства |
8873,1 |
9427,8 |
10516,9 |
Выплата пособий по государственному социальному страхованию (на погребение, по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщине, состоящей на учете в государственной организации здравоохранения до наступления 12-недельного срока беременности, в связи с рождением ребенка, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет) |
2443,2 |
2595,9 |
2899,0 |
Выплата пенсий и пособий лицам, покинувшим территорию страны, а также прибывшим в Республику Беларусь |
56,3 |
59,8 |
87,9 |
Выплата дополнительных пенсий по достижении лицами пенсионного возраста |
2,4 |
2,6 |
4,2 |
Оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам |
5,1 |
5,4 |
6,3 |
Финансирование мероприятий направленных на обеспечение занятости граждан - всего |
17,8 |
18,9 |
29,7 |
Финансирование затрат на реабилитацию населения, а также его санаторно-курортное лечение |
73,4 |
78,0 |
39,9 |
Финансирование специальных учебно-спортивных учреждений |
25,3 |
26,9 |
30,9 |
Финансирование деятельности Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь |
30,1 |
32,0 |
34,2 |
Финансирование мероприятий по развитию стационарных учреждений социального обслуживания |
15,0 |
15,9 |
16,8 |
Другие расходы, в соответствии с законодательными актами о государственном страховании |
|||
ИТОГО |
11542,1 |
12263,7 |
13614,9 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основе [4]
Анализируя расходы Фонда за последние два года можно сделать вывод, что этот показатель постоянно растет.
В 2018 году расходы составили 13614,9 млн. руб., для сравнения, в 2016 году – 11542,1 млн. руб., в 2017 году – 12263,7 млн. руб.
Основная доля расходов, 10516,9 млн. руб., направляется на финансировании пенсионных выплат, что составило 77,2% от общего количества расходов Фонда. На выплату пособий использовано 2899,0 млн. руб., что составляет 21,2% расходов Фонда.
Кроме того, в структуре расходов есть такие статьи, как финансирование затрат на реабилитацию населения, а также его санаторно-курортное лечение, расходы на содержание органов Фонда, финансирование мероприятий направленных на обеспечение занятости граждан, финансирование специальных учебно-спортивных учреждений, а также другие расходы, в соответствии с законодательными актами о государственном страховании.
В 2018 году на финансирование развития стационарных учреждений социального обслуживания было выделено 16,8 млн. руб., что составило 0,12%.
Затраты на реабилитацию населения, а также его санаторно-курортное лечение профинансированы в сумме 39,9 млн. руб., что составило 0,29%. На финансирование мероприятий направленных на обеспечение занятости граждан было выделено 29,7 млн. руб. (0,21% от общего числа расходов). Занятость населения и сохранение безработицы в разрешённых объемах являются важными факторами для социального развития [6].
Выводы.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий