Полесский государственный университет
Студент
Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Полесский государственный университет
УДК 330.564.24
Введение
Как правило, любое государство поощряет деятельность субьектов предпринимательства в пределах страны. Этот факт обусловлен тем, что данная деятельность в различных отраслях экономики может приносить большую выгоду, как самим предпринимателям, так и государству.
Актуальность данной темы обуславливает то, что развитие предпринимательской деятельности в Республике Беларусь связано с постепенным изменение социально-экономических отношений на пути к рыночной экономике, формирование нового слоя населения – предпринимателей, людей, имеющих хороший образовательный фундамент, вооруженных теоретическими знаниями и практическими навыкам в ведении бизнеса.
Цель статьи – анализ действующих механизмов поддержки предпринимательства в Республике Беларусь. Рассмотрение как правовых аспектов поддержки, так и социально-экономических.
Основная часть
Социально-экономическая роль предпринимательства для нашей страны характеризуется следующими факторами:
Роль предпринимательства для страны растет достаточно большими темпами. Наглядно вклад предпринимательства в экономику Беларуси можно рассмотреть с помощью основных экономических показателей. В 2018 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП Беларуси составила 28,8%. Из них 18,4% в промышленном производстве, 49,9 в общественном питании, 35% в розничном товарообороте организаций торговли. Доля МСП в экспорте товаров составила 51%, что на 9,5% выше в сравнении с 2014 годом. Важным показателем, отражающим важность данного сектора экономики для Беларуси, является количество рабочих мест, которое данные организации предоставляют гражданам нашей страны. В 2018 году 1331,3 тысяч человек или 30,7% было занято в секторе малого и среднего предпринимательства. Стоит отметить, что доля МСП в налоговых поступлениях в государственный бюджет увеличилась на 7,9% по сравнению с 2014 годом и составила 34,8% от всех налоговых поступлений 2018 года.
С учетом вышеизложенных цифр, которые отражают важность бизнеса для нашей страны, политика государства направлена на поддержку предпринимательства, максимальное правовое и финансовое сопровождение [2, 3].
Законодательно поддержка предпринимательства регулируется несколькими правовыми актами, среди которых Закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства», Указ «О Белорусском фонде финансовой поддержки предпринимателей» и другие документы, регулирующие будущее направление развития данных отраслей.
Для того, чтобы оказывать содействие в развитии малого и среднего бизнеса в РБ, для того, чтобы иметь возможность сопровождать бизнес с момента государственной регистрации и до момента достижения финансовой самостоятельности в нашей стране создана сеть субъектов инфраструктуры. Эта сеть включает центры поддержки предпринимательства и инкубаторы.
Название области |
Количество центров |
Количество инкубаторов |
Брестская область |
13
|
3 |
Витебская область |
8 |
2
|
Гомельская область |
11
|
2 |
Гродненская область |
22 |
2 |
Минская область |
17 |
7 |
Могилевская область |
13 |
5 |
Г.Минск |
26 |
5 |
Всего по РБ |
109 |
26 |
Примечание - Источник: собственная разработка [2]
Основными задачами центров является оказание содействия в различных аспектах деятельности: материальные ресурсы, обучающие курсы, консультационные услуги, подготовка и переподготовка кадров, маркетинговые разработки.
Деятельность инкубаторов направлена на то, чтобы создать условия для устойчивого и планомерного развития субъектов малого предпринимательства, в том числе для инновационного развития. Субъектам предпринимательства предоставляются арендные помещения, оборудование, оказываются консультационные услуги и помощь во внедрении новых технологий.
Для реализации программы по поддержке малого и среднего предпринимательства, проектов и мероприятий, направленных на его развитие, в 2019 году субъектам инфраструктуры оказана поддержка на общую сумму 1 644,0 тысяч рублей.
Одной из самых необходимых мер для поддержки предпринимательства является финансовая поддержка отрасли. Малое и среднее предпринимательство является важной и стремительно развивающейся частью экономики и вклад данного сектора в развитие государства стремительно увеличивается. Эту тенденцию поддерживает программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» и иные мероприятия по созданию в государстве благоприятного делового климата и улучшению условий ведения бизнеса.
Важным аспектом поддержки предпринимательства является обеспечение доступности кредитно-финансовых рычагов для развития бизнеса.
Финансовая поддержка субъектов предпринимательства осуществляется со стороны коммерческих и некоммерческих структур с применением различных форм и способов финансирования, в т. ч. лизинг, кредиты, гранты и т.д. (Рисунок 1)
Примечание: Источник - [4]
При соблюдении предприятиями ряда требований, таких как количество работников предприятия, предельные значение выручки от реализации товаров, создание новых рабочих мест, импортозамещение, инновационность проектов и многие другие, они могут участвовать в различных программах в указанных выше структурах.
К примеру рассчитывать на поддержку Белорусского фонда поддержки предпринимателей [5] можно рассчитывать, если являетесь индивидуальным предпринимателем, микро и малой организацией, если ваше производство направлено на реализацию экспортоориентированной, импортозамещающей продукции, если ваша цель - внедрение новых технологий, которые позволят повысить качество продукции в данном сегменте рынка, если ваш проект предусматривает развитие энергосберегающих технологий и т.д
В исполнительные комитеты вашего города или района предприниматели могут обратиться за получение субсидий, к примеру, на погашение части процентов по кредиту [] или на погашении части лизингового платежа, а также за финансирование на возвратной основе.
Финансирование посредством банковских кредитов осуществляет ОАО «Банк развития Республики Беларусь», ОАО «АСБ Беларусбанк» и коммерческие банки. Для целей данного финансирования определен перечень приоритетных направлений развития, таких как развитие регионов и женского бизнеса, поддержка стартап-компаний, поддержка инновационных проектов, экспортоориентированных фирм и т.д.
В целях поддержки инновационного развития нашей страны существует Республиканский централизованный инновационный фонд и местные инновационные фонды, являющиеся государственными целевыми бюджетными фондами. Средства фондов используются на реализацию инновационных проектов в рамках программы инновационного развития нашей страны, на выполнение научно-исследовательских работ и т.д.
Широкий спектр возможностей привлечения финансовых средств позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства сделать выбор в пользу наиболее подходящего способа.
В последние годы наша страна удерживает свою позицию в топ-40 лучших мировых экономик. В отчете Всемирного банка ”Ведение бизнеса 2019“ Республика Беларусь заняла 37-е место среди охваченных данным исследованием 190 государств, набрав при этом 75,77 балла из 100 возможных по показателю благоприятности условий ведения бизнеса (+0.72).
За время участия в рейтинге в нашей стране проведено 39 реформ по улучшению деловой среды [6]. Цель данных реформ не желание остаться в топе мест в данном рейтинге, а рост инвестиционной активности [7] со стороны предприятий всех страны, становление нашей страны привлекательной для инвестиций.
Также проводится ряд других мероприятий для улучшения условий работы МСП, таких как Всемирная неделя предпринимательства, выездные открытые приемные, создаются общественно-консультационные советы. Ежегодно для повышения корпоративной культуры проводится конкурс «Предприниматель года».
Стоит отметить, что в стране существует достаточно проблемных моментов, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства: нестабильность законодательства, которое регулирует предпринимательскую деятельность, монополизм со стороны крупных государственных предприятий, высокий уровень штрафных санкций и многие другие. Для решения этих и многих других задач в Беларуси разработана Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2016-2020 годы и Стратегия развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года «Беларусь — страна успешного предпринимательства».
Выводы:
1) В последние годы в развитии страны есть достаточно много позитивных изменений в области предпринимательства, однако существует ряд проблем, над которыми нужно работать для улучшения делового климата и повышения привлекательности предпринимательства как такового.
2) Стоит отметить, что начало 2020 года ознаменовалось глобальным вызовом мировым экономикам и экономике Республики Беларусь. Становится совершенно очевидно, что колебания нефтяного и валютного рынков, мировая пандемия поставили под угрозу стабильное развитие многих сфер деятельности, в том числе малых и средних предприятий. Большой урон несут предприятия туристической отрасли, предприятия торговли и сервиса и многие другие. И это один из главных вопросов, которые предстоит решать нашей стране в ближайшее время. Возможно, именно большая важность бизнеса для нашего государства позволит нашей стране выработать новые стратегии и способы помощи предприятиям в условиях новых реалий.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий