Полесский Государственный университет
Студентка
Киевич Александр Владимирович, профессор, кафедра финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 336
Введение
Пенсионное обеспечение — это государственная система правовых, экономических и организационно и административных мер для поддержки и защиты категорий населения вследствие наступления старости, инвалидности, или потери кормильца [3].
Пенсионное страхование — это страхование с целью формирования источников финансирования пенсий [5].
Актуальностью данной темы является то, что система пенсионного обеспечения является важной частью системы социальной защиты любого государства, поскольку благосостояние населения пенсионного возраста зависит от его качества.
Целью статьи является анализ показателей пенсионного обеспечения в Республике Беларусь.
В процессе изучения и обработки материалов применялись такие методы экономических исследований как группировка информации, графический метод, метод сравнительного анализа.
Задачи статьи: рассмотреть теоретические основы системы пенсионного обеспечения, провести анализ средней размер пенсии, численность населения и численность пенсионеров.
Основная часть
В любом цивилизованном обществе одной из важнейших задач является формирование и поддержка на высоком уровне социального положения граждан, которое выступает показателем эффективного осуществления социальной политики государства.
Наиболее важным компонентом системы социальной защиты Республики Беларусь является пенсионное обеспечение.
Положительной стороной пенсионного обеспечения является то, что оно направлено на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества.
В Республике Беларусь действует распределительная модель, т.е. покрытие текущих расходов по выплате пенсий из текущих поступлений. Однако обеспечить достойный уровень тем, кто в прошлом много и активно работал, при высоких тарифах страховых взносов эта пенсионная система просто не способна. В модели, по закону обязательным условием является обязательное предоставление государством определенной суммы пенсии (в пропорции от заработка) при выполнении условий, касающихся возникновения права на такую пенсию.
Другим важным компонентом системы социальной защиты является пенсионное страхование. Пенсионное страхование как форма социальной защиты населения существует во всех развитых странах.
Пенсионное страхование в Республике Беларусь является частью системы государственного социального страхования и выступает как система установленных государством отношений, состоящая из формирования средств от взносов на пенсионное страхование, выплачиваемых работодателями за сотрудников.
Ключевым объектом изучения пенсионной системы является пенсия.
Пенсия - регулярная, пожизненная денежная выплата нетрудоспособным гражданам со стороны государства, назначаемая: по достижении определенного пенсионного возраста; при установлении инвалидности; в случае смерти кормильца, в связи с длительной профессиональной деятельностью [3].
Согласно Закону Республики Беларусь от 17 апреля 1992 г. № 1596-XII «О пенсионном обеспечении» с 1 января 2020 г. общеустановленный пенсионный возраст для мужчин равен 62 годам, а для женщин 57 лет. Необходимо отметить, что пенсионы возраст к 2022 году планируется увеличить для мужчин до 63 лет, а для женщин до 58 лет. В соответствии с Законом назначаются:
а) трудовые пенсии: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой;
б) социальные пенсии (назначаются без предъявления дополнительных условий лицам не способным самостоятельно зарабатывать себе на жизнь).
Для анализа пенсионной системы Республики Беларусь необходимо учитывать демографическую ситуацию, так как это одна из главных проблем страны.
В таблице 1 рассмотрим численность населения Республики Беларусь в период с 2016 по 2018 гг.
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
Численность населения (на конец года), |
9 500 |
9492 |
9475 |
В том числе в возрасте: |
|
|
|
Моложе трудоспособного |
1 669 |
1683 |
1691 |
Трудоспособного |
5 432 |
5432 |
5434 |
Старше трудоспособного |
2 404 |
2377 |
2350 |
Коэффициент нагрузки моложе трудоспособного населения, % |
307 |
310 |
311 |
Коэффициент нагрузки в нетрудоспособных возрастах, % |
750 |
748 |
744 |
Коэффициент нагрузки старше трудоспособного населения, % |
442,4 |
438 |
433 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основании [1,4]
На основании данных таблицы 1, можно сделать следующий вывод: численность населения моложе трудоспособного возраста с каждым годом уменьшается. Однако, несмотря на данный анализ, многие пенсионеры продолжают свою трудовую деятельность, причиной этому является желание иметь дополнительный доход, быть полезным, передавать опыт молодым
В 2018 году численность населения моложе трудоспособного возраста увеличилась на 1,3% или 22 тыс. человек по сравнению с 2016 годом. Численность населения трудоспособного возраста в 2018 году увеличилась, но на незначительное количество на 0,2 тыс. человек по сравнению с 2016 годом. Наблюдается снижение населения старше трудоспособного возраста в 2018 году по сравнению с 2016 годом на 2,2% или 54 тыс. человек.
Соотношение занятых в экономике и лиц пенсионного возраста в последнее время сохраняется на весьма низком уровне — около 2,4 работающего на 1 пенсионера. Отсюда следует, что с каждым годом нагрузка на работающее население по покрытию расходов на пенсионное обеспечение увеличивается. Для стабильности пенсионной системы необходимо, чтобы число трудящихся в несколько раз превышало число пенсионеров.
Далее в таблице 2 приведена численность пенсионеров в Республике Беларусь в период с 2016 по 2018 гг.
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
Всего пенсионеров |
2 619 |
2594 |
2 561 |
Из них получающих пенсии: |
|
|
|
по возрасту |
2 158 |
2 134 |
2 102 |
по инвалидности |
262 |
258 |
259 |
по случаю потери кормильца |
94 |
87 |
84 |
социальные |
63 |
71 |
72 |
Примечание — Источник: собственная разработка на основании [1,4]
Проанализировав данные таблицы 2 можно заметить, что количество пенсионеров в Республике Беларусь из года в год снижается. В период с 2016 по 2018 год их количество снизилось на 2,3% или 58 тыс. человек, но несмотря на это на сегодняшний день около четверти населения-пенсионеры.
Средний размер назначенных пенсий в Республике Беларусь в 2017 году составил 314,3 тыс. бел.руб., в 2018- 381,2 тыс. бел.руб., в 2019- 438,6 тыс. бел.руб. (Рисунок 1).
Рисунок 1 — Размер средних назначенных пенсий в РБ за 2017-2019 гг. (тыс. бел.руб.)
Примечание — Источник: собственная разработка на основании [2]
Как видно из диаграммы, с 2017г. по 2019г. средний размер вырос на 124,3 тыс.бел.рублей (39,5%). Такая ситуация объясняется ростом заработной платы в стране и её устойчивым ростом.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
В заключении, можно сказать, что демографическая ситуация в стране является одной из основных проблем. Работающие пенсионеры ухудшают ситуацию на рынке труда, не давая возможности молодым специалистам. Действующая пенсионная система должна быть преобразована и адаптирована к меняющимся условиям работы. С этой целью Министерство разработало новую Концепцию пенсионного обеспечения, которая основана на принципе солидарности поколений.
Данная концепция требует формирования трехуровневой пенсионной системы. Первый уровень включает социальные пенсии, второй уровень — трудовые (страховые), которые станут основой пенсионной системы, и третий уровень — дополнительные негосударственные пенсии.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий