Полесский Государственный университет
Студентка
Самоховец Мария Павловна, кандидат экономических наук, доцент, кафедра финансового менеджмента, Полесский государственный университет
УДК 336.57
Введение
Образование представляет собой процесс обучения населения в интересах государства, а также совокупность приобретаемых знаний, опыта деятельности и навыков.
Консолидированный бюджет – бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами [5, стр.33].
Актуальностью данной темы является то, что анализ расходов консолидированного бюджета позволяет определить основные направления по их управлению.
Цель статьи – анализ расходов консолидированного бюджета Республики Беларусь.
В процессе изучения и обработки материалов применялись такие методы экономических исследований как группировка информации, графический метод, метод сравнительного анализа.
Основная часть
Расходы государственного бюджета представляют собой средства, направляемые на финансирование определённых задач и функций органов власти [4, с.63].
Расходы на образование являются одним из приоритетных расходов государственного бюджета, также одним из важнейших показателей социального развития, отражающих уровень интереса страны к образованию граждан.
В любой стране получение высококачественного образования обретает всё большее значение, поскольку от степени и уровня образованности населения той или иной страны зависит дальнейшего развитие, как самого человека, так и государства. Средний уровень грамотности взрослого населения является значимым показателем развитости страны, её стабильности и благосостояния, что подтверждается особой ролью образования. Для получения высококачественного образования необходимо государственное финансирование данной сферы.
Система образования в Республике Беларусь обеспечивает образование на уровнях:
- основного (включает в себя дошкольное, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее и послевузовское образование);
- дополнительного (включает в себя образование детей и молодёжи, образование взрослых);
- специального образования.
Проведем сравнительный анализ числа учреждений образования за период 2016-2018г.
|
2016 |
2017 |
2018 |
Учреждения дошкольного образования |
3 879 |
3 812 |
3 803 |
Учреждения общего среднего образования |
3 155 |
3 067 |
3 035 |
Учреждения профессионально-технического образования |
196 |
182 |
180 |
Учреждения среднего специального образования |
230 |
226 |
226 |
Учреждения высшего образования |
51 |
51 |
51 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]
Из данных таблицы 1, видно, что все учреждения образования за рассматриваемый период уменьшаются. Число учреждений дошкольного образования на 4%, число учреждений общего среднего образования на 8% , число учреждений профессионально-технического образования на 15%, число учреждений среднего специального образования на 2%, только число учреждений высшего образования остается неизменным.
Далее проведем сравнительный анализ расходов бюджета на финансирование образования за период 2016 - 2018гг.
|
2016 |
2017 |
2018 |
Дошкольное образование |
1 139 |
1 215 |
1 394 |
Общее среднее образование |
2 135 |
2 302 |
2 691 |
Профессионально-техническое образование |
216 |
218 |
242 |
Среднее специальное образование |
224 |
245 |
282 |
Высшее и послевузовское образование |
530 |
585 |
711 |
Дополнительное образование взрослых |
51 |
55 |
64 |
Дополнительное образование детей и молодежи |
235 |
256 |
301 |
Прикладные исследования в области образования |
3 |
6 |
7 |
Другие вопросы в области образования |
164 |
189 |
216 |
Итого |
4 697 |
5 071 |
5 907 |
Примечание – Источник: собственная разработка на основании [3]
Расходы консолидированного бюджета всех рассматриваемых показателей образования с каждым годом увеличиваются. Заметим, что расходы на образование главным образом финансируются из местных бюджетов [2, c.200].
В период с 2016г. по 2018г. дошкольное образование увеличилось на 22,4%, общее среднее образование на 26%, профессионально-техническое образование на 12%, среднее специальное образование на 25,9%, высшее и послевузовское образование на 34,2%.
Дополнительное образование взрослых увеличилось на 25,5%, дополнительное образование детей и молодежи увеличилось на 28,1%, прикладные исследования в области образования увеличилось на 57,1% в 2018г по сравнению с 2016г. Другие вопросы в области образования увеличились на 31,1%.
Из данных таблицы видно, что самую наименьшую долю занимают прикладные исследования в области образования. Самую наибольшую долю государственного бюджета Республики Беларусь в сфере финансирования образования занимает общее среднее образование и составляет 45,6%, на дошкольное образование 23,6% и высшее и послевузовское образование 12,04% от всего бюджета за 2018 год. Это объясняется тем, что белорусские общие средние школы функционируют за счет средств государственного бюджета. Не совсем развито частное дошкольное и частное общее среднее образование, предполагающее обучение за счет собственных средств граждан, что способствовало бы сокращению государственных расходов на эти цели.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
1. С каждым годом расходы на сферу образования увеличиваются.
2. Расходная часть консолидированного бюджета в основном приходится на общее среднее образование – 45,6% от общего бюджета.
3. Так же расходы консолидированного бюджета приходятся в большом объёме на дошкольное образование (1394 млн.руб. -23,6%) и высшее и послевузовское образование (711 млн.руб. -12,04%) от общего бюджета.
4. Следует развивать частное образование, поскольку это сократит государственные расходы на образование.
Для решения проблем, связанных с финансированием системы образования, Республике Беларусь необходимо предоставить наиболее оптимальные условия для функционирования частных заведений дошкольного, общего среднего образования, также уместно сокращение количества бюджетных мест при получении высшего образования граждан.
В заключении можно сказать, что расходы консолидированного бюджета на образование являются частью затрат, необходимых для воспроизводства рабочей силы и важнейшим фактором повышения конкурентоспособности экономики [1,c.222; 6].
Рецензии:
4.06.2020, 11:48 Орлова Дазмира Васильевна
Рецензия: Статья оформлена в соответствии с требованиями. Иллюстрирована табличным материалом, раскрывающим суть статьи. Представлены в динамике расходы бюджета. сделаны краткие выводы. статью можно опубликовать