Уральский Государственный Аграрный Университет
аспирант
Некрасов Станислав Николаевич, доктор философских наук, профессор, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный аграрный университет», г. Екатеринбург
УДК 141.201
Введение. Русский космизм - это одно из направлений философии и стоит отметить неоспоримый факт – связь рассматриваемого направления с естественными науками. Отцом-основателем русского космизма является мыслитель Николай Федорович Федоров, его теории и идеи были соединены в книгу «Философия общего дела». Именно Н.Ф. Федоров выдвинул на первый план идею бессмертия, и провозгласил ее основной целью человечества. Эта цель должна была сплотить людей, она была глобальной, все остальные цели становились на ее фоне ничтожными [1].
Но идея бессмертия может привести Землю к другой глобальной проблеме–перенаселения и нехватки продовольствия. По замыслу Н.Ф. Федорова, люди должны начать осваивать Космос, населяя другие планеты. Стоит напомнить, что термин «космизм» не имеет к данному факту прямого отношения. У Н.Ф. Федорова Космос – это некое упорядочивание мирового пространства. Ведь, и сам Н.Ф. Федоров любил порядок и в его идею входило дать бессмертное существование не только людям, но и вещам. Поэтому он ценил и почитал музеи и библиотеки.
Н.Ф. Федоров работал в Московском публичном и Румянцевском музее библиотекарем, где с ним познакомился Константин Эдуардович Циолковский. К.Э. Циолковский считал Н.Ф. Федорова своим учителем. Однако, К.Э. Циолковский больше был охвачен идеей покорения Космоса, властью человека над природой. К.Э. Циолковский углублялся в фантастические идеи освоения Космоса. Одним из его известных научных открытий является формула, для вычисления скорости движения реактивной ракеты.
По моему мнению, идея бессмертия многих других ученых–космистов является отправной точкой, двигателем научно-технического прогресса и лежит в основе научных открытий, которыми прославился ХХ век.
Владимир Иванович Вернадский, являясь основателем науки биогеохимии, исследователь радиоактивных минералов, ввел термин «ноосферы». Так он назвал оболочку Земли, созданную под влиянием человека, как Разума. По его мнению, жизнь на Земле тесно связана с Космосом и именно Космос является созидающей силой. В.И. Вернадский, как и Н.Ф. Федоров, утверждал, что развитие техники отнимает у ноосферы энергию. Многие современники относились к теории ноосферы со скепсисом и считали эту идею утопической [2].
На теории преобладания энергии была основана и философия космизма ученого–биофизика Александра Леонидовича Чижевского. Он был другом К.Э. Циолковского, увлекался поэзией, а также был неплохим художником. Чижевский связывал биологические явления с космическими через электромагнитную энергию и в этом вопросе ставил науку на первое место. К Солнцу А.Л. Чижевский относился особенно трепетно и называл «лучистой» энергией. Он изобрел «люстру Чижевского», которая является ионизатором воздуха. Чижевский показал, что всплески эпидемий, тайфуны, стихийные бедствия и резкие изменения на политической арене, кризисы в экономической жизни зависят от циклов солнечной активности и всего, что происходит в космосе.
В целом, основными идеями русского космизма были: объединение, упорядоченность, освоение Космоса, единство Вселенной, бессмертие и всемогущество человека, обладающего разумом и приручившего науку [2].
Ученые-космисты мечтали о бессмертии и этим двигали научный прогресс вперед. В первую очередь – это медико-биологические науки. Речь идет о здоровье человечества как биологического, так и духовного.
В теории бессмертия человека главную роль играет здоровье, поиски новых путей достижения долголетия и действенные средства омоложения.
Так, случайное открытие антибиотиков Александром Флемингом в 1928 году, который не придерживался философии космизма, а был весьма активным и деятельным масоном и его масонская биография весьма обширна, послужило толчком к развитию науки и уже с 1930 года профессором Исааком Яковлевичем Постовским и его учениками были проведены научно-исследовательские работы по синтезу сульфаниламидных соединений, в результате получены сульфидин, сульфазол, сульфатиазол.
С 1930 года по 1940 год советские учёные находились на переднем крае нового научного течения. Во время Великой Отечественной войны в г. Свердловске в короткие сроки было организовано промышленное производство сульфамидных препаратов на фармацевтическом заводе. Этот завод оказался единственным в стране предприятием, выпускавшим необходимые на фронте и в тылу сульфамиды, с помощью которых удалось спасти сотни тысяч жизней. Это было эффективное средство с относительно малой токсичностью, что позволяло применять его даже без предварительных анализов.
Препарат сульфидин, который признан весьма действенным при лечении легочных болезней, был получен впервые в мире на кафедре органической химии Уральского Политехнического Института под руководством Исаака Яковлевича Постовского и участии доцента Зои Васильевны Пушкаревой.
Несомненно, что именно И. Я. Постовским и З. В. Пушкаревой был заложен фундамент для дальнейшего успешного развития в Уральском регионе научной школы фармацевтической химии. Также З.В. Пушкарева вела обширную научную работу по химии биологически активных веществ и была в авангарде первых ученых, начавших синтез противораковых средств. При ее участии внедрена технология получения препарата «Сарколизин». В 1968 году по инициативе З.В. Пушкаревой создана проблемная научно-исследовательская лаборатория по синтезу противораковых и противолучевых средств [3].
Что двигало этими людьми? Какие идеалы, идеи они вынашивали, делая научные открытия в поиске лечения людей и сохраняя их здоровье? Думается мне, что именно философия русского космизма была им близка и понятна и, вдохновляемые идеей бессмертия, эти великие люди, гордость уральской науки, совершали научные прорывы, служа на благо общества и решая глобальные проблемы человечества, реализуя идеи Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского.
Русский космизм и трансгуманизм. В течение первой половины ХХ века русский космизм являл собой движущую силу науки. Это подтверждается фактами, изложенными мной выше. Но могли ли великие умы прошлого столетия предположить, что их идеи уже в конце ХХ века лягут в основу западного течения трансгуманизма?
Вспомним что является основным в философии русского космизма. Это, в первую очередь, великая и ответственная роль человека, как разумного творца в космическом пространстве. Вселенная очень разумно создала такое сложное существо как человек. Поэтому, осознавая свою уникальность, человечество должно усиливать нравственную ответственность перед чудом сознательной жизни, перед Вселенной.
Что предлагают человечеству трансгуманисты? Новые технологии, в основе создания которых лежат результаты трудов и идей русских космистов, направлены как на преобразование природы и средств производства, так и на трансформацию самого человека, его разума, его души. И изменения эти настолько серьёзны, что для их проведения и обоснования необходима переоценка самой идеи человеческой личности. Это происходит сегодня как никогда стремительными скоростями и несет с собой трансформацию морального кодекса, общественной и культурной среды, образования, науки и искусства. Это переход людей на трансгуманистическое мировоззрение.
Трансгуманизм стал современной формой «эволюционного гуманизма», истоками которого послужило гностическое учение. Гностики искали мистического избавительного умения – гносиса. Они считали, что наш материальный мир создан в результате ошибки, а целью жизни человека является освобождение его светлой духовной сущности от злой материи - тела. А это доступно лишь немногим избранным. Тот, кто получил это тайное знание получает силу и бессмертие, но достигается это в результате не нравственного совершенствования, а в результате некоего «расширения сознания».
Идеи гностицизма не исчезли из западного мышления. Они прошли стадию алхимии и герметизма и трансформировались в нечто новое. Впоследствии алхимия разделилась на две ветви: экзотерическую и эзотерическую. Сегодня часть науки уже открыто сливается с эзотерикой.
Трансгуманисты взяли на вооружение теорию Дарвина, которая представляет человека как очередной этап эволюции. Эволюционизм, в свою очередь, дал жизнь такому учению как евгеника. Суть этого учения заключается в неравенстве людей и привлечении искусственного отбора прийти на смену естественному. Эволюция должна была стать управляемой.
Новой же чертой русского космизма, по мнению С.Г. Семеновой, современного специалиста по русскому космизму, автора многих работ, посвященных жизни и творчеству Н.Ф. Федорова, является идея активной эволюции, т.е. необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство. Поэтому С.Г. Семенова предлагает определять это направление философии не столько космическим, сколько активно-эволюционным [4,5].
К.Э. Циолковский с его теорией о покорении космоса утверждал, что в космос будут брать не всех, а лишь избранных. Это ли не евгеника? Но, согласитесь, что в космос сейчас отправляются самые здоровые и крепкие представители человечества.
В конце сороковых годов прошлого века, при падении Третьего рейха, евгеника вынуждена была уйти в тень, чтобы предстать через десятилетия в другом виде и под другим названием – трансгуманизм.
В 1998 г. профессор Оксфордского университета Ник Востром, являющийся специалистом по вопросам клонирования, искусственного интеллекта, нанотехнологий, крионики и Дэвид Пирс - сторонник внедрения нанотехнологий основали Всемирную трансгуманистическую ассоциацию, которая сделала целью добиться признания трансгуманизма широкой научной аудиторией и правительственными системами. В том же году была опубликована Трансгуманистическая декларация, в которой говорится о том, что передовые технологии изменят людей, будет преодолено старение, ограниченность естественного и искусственного интеллекта, страданий и «заточение в пределах планеты Земля» (вспомним основоположников русского космизма с их идеей заселения других планет), также в ней отстаивается моральное право на эксперименты. Ничем не ограниченная управляемая эволюция усиливается тем, что стирается грань между человеком и животным и между естественным и искусственным. Человек рассматривается как экспериментальный объект, поэтому использование его не ограничивается нравственностью, а диктуется только экспериментатором, который на свое усмотрение интерпретирует права человека.
Права человека, признанные основополагающими, были утверждены после Второй мировой войны ЮНЕСКО. Первый его глава Джулиан Хаксли, являлся приверженцем эволюционизма и евгеники. Им и было введено понятие «Трансгуманизм», что означает преодоление человеком самого себя.
Основная задача трансгуманистов - создание искусственного интеллекта или «сверхразума», который должен превзойти человеческий мозг, и нанести серьёзный удар по любому мировоззрению, включающему в себя понятие человека как центра Вселенной и высшей цели мироздания. В результате человек не будет рассматриваться как самая разумная форма жизни на Земле, человек будет рассматриваться как неудавшийся эксперимент. Произойти это должно, в 2040–2045гг., именно эти годы фигурируют во всех проектах трансгуманистов [6].
Научная новизна работы.
Обращение к данной проблематике своевременно и актуально. В статье предпринята попытка раскрыть основные идеи философии русского космизма, и сравнить их с идеями современного трансгуманизма. На основе анализа идей основоположников русского космизма Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, а также современных авторов (Н. Вострома, Д. Пирса, И.Я. Постовского, З.В. Пушкаревой) предложена авторская интерпретация эволюции философских представлений о месте и роли человека в современном мире, о его будущем.
Заключение.
Как причудливо переплетаются нити различных открытий в истории науки! Случайное открытие пенициллина, затем огромный скачок в разработке других антибактериальных препаратов, и вот в начале ХХI века человечество сталкивается с одной из глобальных проблем современности - проблемой антибиотикорезистентности. И научной мысли приходится решать задачи поиска новых, альтернативных антибиотическим препаратам средств [7]. И снова на первый план должна выйти идея бессмертия, провозглашенная Н.Ф. Федоровым. И снова, как в начале ХХ века, философия русского космизма с ее идеями должна способствовать развитию научного прогресса в решении этой проблемы.
Но, к сожалению, сейчас на первый план выходит другая идея, конечной целью которой является план, где человеку отводится такая позиция, где ему не оставляют выбора: если он не превращается в «постчеловека», он превращается в «раба» и лишается прав и свобод. Увеличивающаяся продолжительность жизни людей, о которой мечтали ученые-космисты, обернулась перенаселением планеты, что стало являться глобальной проблемой. Следует отметить, что интенсивный прирост населения идет в малоразвитых странах, это порождает голод и болезни. Идеи трансгуманизма предполагают решение этой проблемы. Но какой ценой?
Основной смысл философии русского космизма направлен на развитие научно-технического прогресса и целью его остается бессмертие человека. Родиной русского космизма является Россия с ее социально-культурными ценностями, гуманистическими идеями, менталитетом доброй, широкой души. Трансгуманизм же зародился в Америке с ее западными ценностями, которые идут в разрез с ценностями русского человека.
Общим двух этих философских течений является лишь идея бессмертия человека. Куда приведет это человечество, конечно, покажет время и история. Понятно одно: знамя русского космизма – гуманизм, знамя трансгуманизма – антигуманизм.
Есть над чем поразмыслить, не правда ли? Завершить хочется словами Джорджа Бернарда Шоу, лауреата Нобелевской премии по литературе, английского писателя-драматурга: «Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков» [8].
Рецензии:
16.06.2020, 15:58 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Во-первых, рецензент просит других рецензентов читать и другие отзывы. Так получилось, что самые уважаемые рецензенты Оганес Александрович и Елена Наумовна, не обратили внимание на то, что статья не структурирована надлежащим всеми понимаемым образом, состоит как минимум из двух, почти не связанных между собой разделов. В одной "текстовке" ключевые слова "космизм", "христианство", бессмертие человека (не души" и другая разная путаница. А в другой части хорошие слова о антибиотиках,здоровье и пр. Рецензент не хотел давать отрицательного отзыва, надеясь, что Алёна разобьёт статью на две. Ну, а Елена Наумовна что-то вообще, кажется, не стала читать всю статью. Но в любом раскладе - один положительный отзыв есть. Подождите другой. А настоящий рецензент не рекомендует к публикации эту смесь.
Комментарии пользователей:
16.06.2020, 1:46 Мирмович Эдуард Григорьевич Отзыв: Идея бессмертия души в некоторых религиях не имеет никакого отношеня к перенаселению Земли, идея - это нерукотворная субстанция. Попытка медицинские восхваления знаменитому Уральскому институту связать с идеей "космизма" - это, Алёна, слишком зыбка. Кстати, термин "Ноосфера" ввёл в научный обиход не академик В.И. Вернадский, а просто внёс огромный вклад в её наполнение и осознание, признав геологические процессы автономным видом движения материи. А вот термин "автотрофность" ввёл он. Там вот, может, и можно накропать по рисинке что-нибудь о здоровье, демографии и вкладе в "будущее бессмертие" (шутка) дважды лауреата Нобелевской премии Лайнуса Полинга. Но отрицательную рецензию этой хорошей, но смеси не смешиваемого давать неправильно. Вдруг девушка разобьёт этот текст на две статьи, начиная со слов "Так, случайное...". Или подождите другого рецензента. |
16.06.2020, 11:14 Бескровная Елена Наумовна Отзыв: Такая идея автора возможна и должна существовать, так как отражает сущность православного христианства в целом |
16.06.2020, 11:26 Адибекян Оганес Александрович Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Статья Нуфер Алены Ивановны выражает философские взгляды естественного содержания с подступом к возникновению человечества. С этим - отношение человечества к природе ради своего бесконечного существования. Представлены воззрения немалой численности мыслителей, любопытных исследователей в интересах показа их результативности. Все эти сведения от содержания и учебного использования «Философии естествознания» и «Социальной философии» далеки, что не в пользу популярности того, что излагается. Свой выбор в составе множества разных позиций автором не сделан, это оставлено на действия своих читателей. Но читатели согласятся не со всем из того, что указано. В статье указано, что «Вселенная очень разумно создала такое сложное существо как человек….». Но разве до возникновения человечества «сознание» было? Возникшая религиозная идея «бессмертности» охватила не человечество в целом, не человека с его телом, а только его «душу». Такое «бессмертие» было приписано не всем людям, а только морально приличным, аккуратно поклоняющимся «мировому духу» при поддержке священников. Статья Нуфер А.И. обращена к поиску средств наработки бессмертия не только отдельными людьми, но и всем человечеством. Но это услуга религиозности. Чтобы такого мнения не сложилось, стоило показывать позиции также и материалистов. Статья нуждается в доработке, научную новизну нужно указывать не в конце работы, а в начале. |