Московский государственный психолого-педагогический университет
магистрант 2 курса кафедры педагогическая психология имени профессора В.А. Гуружапова
Рубцова Ольга Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Возрастная психология им. проф. Л.Ф. Обуховой, руководитель Сектора «Центр междисциплинарных исследований современного детства» Московского государственного психолого-педагогического университета
УДК 159.9.07
Введение.
Исследователи определяют психологическое благополучие как удовлетворённость своей жизнью, отображающее не реальные события, которые происходят в жизни человека, а его отношение к ним.
Психологическое благополучие личности, на сегодняшний день, является актуальной темой для исследований, каждая страна взращивает будущее поколение и стремится к созданию всесторонне развитой личности.
Подростковый возраст – важный период для формирования личности человека, поэтому, психологическое благополучие подростка является особенно значимой темой для современных научных исследований.
Данное исследование проведено в рамках магистерской диссертации на тему «Связь психологического благополучия и уровня онлайн активности у подростков».
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к вопросу психологического благополучия подростков.
Целью исследования является выявление особенностей компонентов психологического благополучия личности у подростков.
Задача исследования: провести эмпирическое исследование особенностей показателей психологического благополучия личности у подростков.
Научная новизна исследования: получены данные об особенностях показателей психологического благополучия личности современных подростков.
Исследование было проведено с помощью опросника EPOCH (диагностика уровня субъективного психологического благополучия для подростков), который направлен на оценку пяти компонентов психологического благополучия, а именно: вовлеченность, настойчивость, оптимизм, связанность и счастье. Он включает в себя 20 вопросов [1].
В исследовании приняли участие 50 подростков в возрасте от 12 до 17 лет, среди них 15 мальчиков и 35 девочек, обучающихся в различных школах города Москвы (см. Таблица 1).
№ Испытуемого |
Обязательство |
Настойчивость |
Оптимизм |
Связность |
Счастье |
1 |
4,25 |
1,75 |
3,25 |
5 |
3,5 |
2 |
4,25 |
3,5 |
5 |
4,75 |
4,5 |
3 |
3,5 |
3,5 |
3,75 |
3,25 |
3,5 |
4 |
2,75 |
2,5 |
2,75 |
3,75 |
3,25 |
5 |
4,75 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
3 |
2,5 |
2,5 |
3,25 |
3,25 |
7 |
5 |
5 |
4,5 |
5 |
4,75 |
8 |
2 |
2,75 |
3,25 |
4,75 |
4,25 |
9 |
3 |
1,5 |
3,5 |
3 |
4,25 |
10 |
3,5 |
3,25 |
3,75 |
4,5 |
3,25 |
11 |
4,25 |
3,25 |
4,25 |
5 |
4 |
12 |
4 |
2,75 |
4,75 |
4,75 |
3,5 |
13 |
5 |
4,5 |
5 |
5 |
4,5 |
14 |
2,5 |
2 |
2,5 |
3 |
2 |
15 |
2 |
2,25 |
3,25 |
5 |
3,75 |
16 |
3,75 |
2,75 |
4,25 |
4 |
4,5 |
17 |
4,5 |
3,25 |
2 |
4,75 |
3 |
18 |
3,5 |
4 |
3 |
4,25 |
3,5 |
19 |
3,5 |
3,25 |
2,5 |
5 |
3,5 |
20 |
3,5 |
4,25 |
3,5 |
5 |
4,75 |
21 |
3,75 |
3,75 |
4 |
5 |
4,25 |
22 |
5 |
2,75 |
4 |
1,75 |
2,5 |
23 |
4 |
3,5 |
4,75 |
4,5 |
4,5 |
24 |
4,5 |
3,5 |
4,75 |
5 |
5 |
25 |
4,25 |
3,75 |
4,75 |
5 |
4,75 |
26 |
5 |
5 |
4,75 |
5 |
5 |
27 |
3,75 |
3 |
4 |
4,25 |
4,25 |
28 |
2,75 |
2,5 |
1 |
1,5 |
1 |
29 |
3 |
4 |
2,75 |
5 |
2,75 |
30 |
4,25 |
3,5 |
5 |
5 |
4,75 |
31 |
3,75 |
3,75 |
3,5 |
3,75 |
3,25 |
32 |
4 |
4,25 |
4,25 |
5 |
4,75 |
33 |
3,25 |
2 |
4 |
3,75 |
3,25 |
34 |
4,5 |
4 |
5 |
5 |
4,75 |
35 |
5 |
4,75 |
5 |
5 |
5 |
36 |
2,25 |
3,25 |
4 |
4,25 |
3,5 |
37 |
5 |
4,5 |
4,75 |
5 |
4,5 |
38 |
4 |
3,75 |
4 |
4,5 |
3,5 |
39 |
3,75 |
4,25 |
5 |
5 |
4,75 |
40 |
2,5 |
1 |
4 |
4 |
4,75 |
41 |
3,75 |
4 |
4,25 |
5 |
4,75 |
42 |
2,25 |
2,75 |
3 |
5 |
4,25 |
43 |
3 |
2 |
2,75 |
4,75 |
2,5 |
44 |
3,25 |
4,25 |
3 |
5 |
3 |
45 |
1,75 |
4 |
4 |
4,5 |
3 |
46 |
4,5 |
3,5 |
1,5 |
4,5 |
2 |
47 |
3,5 |
2,5 |
3,75 |
3,75 |
4,25 |
48 |
3 |
2,75 |
3 |
3,5 |
2,75 |
49 |
2,75 |
3,5 |
3 |
3 |
3,25 |
50 |
3,5 |
3,75 |
4,25 |
4,75 |
4,75 |
Среднее значение |
3,64 |
3,345 |
3,76 |
4,38 |
3,835 |
Результаты:
Были получены самые высокие значения по показателю связанности (данный показатель обозначает уровень чувства удовлетворяющих отношений с другими, веры в то, что о тебе заботятся, любят, уважают и др.). Также, высокие результаты были отмечены по показателям оптимизма и счастья. Самый низкий результат получил показатель настойчивости (см. Рис 1).
Рис. 1 Результаты исследования субъективного психологического благополучия у подростков
Высокие значения показателей связанности, оптимизма и счастья могут быть связаны с тем, что для подростков на данном этапе жизни для психологического благополучия в первую очередь необходима опора, поддержка и взаимопонимание со стороны родителей, близких, друзей и одноклассников. Вера в других людей, в то, что они помогут тебе в трудную минуту положительно стимулирует остальные компоненты психологического благополучия. Подросток чаще начинает высказывать свое мнение, сильнее концентрируется на проблеме, готов потратить силы для ее решения, в нем начинают преобладать оптимистичные настроения, он начинает ощущать себя счастливым человеком.
Низкие значения показателя настойчивости могут быть связаны с тем, что подростку очень трудно поставить перед собой одну единственную цель и следовать за ней до завершения. На сегодняшний день мир развивается настолько быстро, что цели, с которыми ребенок определился, могут потерять свою актуальность. Неизвестность, страх перед изменениями будущего приводят к тому, что подросткам становится трудно твердо отстаивать свое мнение и следовать по тому пути, который они для себя выбирают.
Заключение: Таким образом, в ходе исследования были определены особенности показателей психологического благополучия у подростков. Было отмечено, что самым низким уровнем обладает компонет, который отвечает за правильное построение целей и их реализацию.
Данное исследование получит свое продолжение в диссертационной работе.
Рецензии:
11.06.2020, 10:08 Каминская Елена Альбертовна
Рецензия: Статья нуждается в доработке. Аннотация не в полной мере отражает содержание статьи. В статье приведены результаты исследования по предложенной методике, а в аннотации написано, что "работа посвящена изучению компонентов психологического благополучия личности у подростков города Москвы. В исследовании была использована методика EPOCH для изучения компонентов психологического благополучия". Работе не хватает теоретического обоснования. Актуальность темы не доказана. "Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к вопросу психологического благополучия подростков" - это требует доказательств и обоснования. "Исследователи определяют психологическое благополучие как удовлетворённость своей жизнью, отображающее не реальные события, которые происходят в жизни человека, а его отношение к ним" - хотелось бы увидеть авторов этого определения, в том числе и в библиографии. "Данное исследование проведено в рамках магистерской диссертации" - такой формы диссертации нет. В 636 приказе точно закреплено, что на уровне бакалавриата, специалитета и магистратуры выполняется выпускная квалификационная работа. "Научная новизна исследования: получены данные об особенностях показателей психологического благополучия личности современных подростков" - не ясно, в чем новизна. Нигде не написано, что является особенностями указанных показателей. Библиография оформлена не по ГОСТ-2018
11.06.2020, 11:31 Кольцова Ирина Владимировна
Рецензия: Актуальность заявленной темы не подлежит сомнению. Но представленный материал нельзя назвать статьей, т.к. есть ряд недочетов:
1. Аннотацию необходимо доработать. Она не отражает содержание представленного материала.
2. Исходя из перечня списка литературы, можно прийти к выводу, что автор опирается на единственный источник.
3. В актуальности не представлен анализ теоретических и прикладных исследований по данной проблеме, что позволит раскрыт актуальность исследования.
4. Новизна не доказана.
5. Результаты, полученные с помощью одной диагностической методики, не позволяют утверждать об объективности проведенного исследования.
6. В заключении автор отражает выводы по исследованию особенностей показателей психологического благополучия подростков, в то время как цель исследования - выявление особенностей компонентов психологического благополучия личности у подростков. Следовательно, цель не достигнута.
7. Статья выиграет, если автор отметит где, когда и кем могут быть использованы полученные им результаты.
8. Автору следует сначала разобраться что такое "компонент" и "показатели", т.к. в работе они используются как синонимы. но это два разных по содержанию термина.
Статья требует серьезной доработки. К публикации не рекомендуется.
11.06.2020, 14:40 Назмутдинов Ризабек Агзамович
Рецензия: Да. полностью согласен с Еленой Альбертовной. Статье требуется серьезная доработка. В таком виде ее нельзя рекомендовать к опубликованию.
11.06.2020, 20:58 Олевский Виктор Аронович
Рецензия: Актуальность - это тождественно какой-то практической пользе - раскройте её (полезность); с новизной - сложнее, если всё методически известно, кроме результата, то хотя бы вывод какой-то умный, пусть спорный, должен быть. Если увязать правильную актуальность с понятной новизной, то тогда статья может быть.
8.07.2020, 9:52 Франчук Татьяна Иосифовна
Рецензия: Главные проблемы публикации отношу к моделированию исследовательской работы, что сказалось на низком уровне корреляции базисных составляющих структуры: названии статьи, сформулированной цели и полученных результатах. Непонятно, что является предметом исследования: изучение феномена благополучия или выявление особенностей компонентов. Реально же автор представил лишь результаты диагностики уровня психологического благополучия, и то они не могут быть валидными, поскольку использована лишь одна методика. Поэтому попытка определить отдельные особенности представлена через утверждения типа «Низкие значения показателя настойчивости могут быть связаны с тем…» Для таких предположений нет необходимости проводить исследования. В таком виде статья не может быть опубликована, она требует переосмысления сущности проблемы и структурирования текста.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий