НИУ "БелГУ"
студент
Стрелкова Я.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры факультета физической культуры Педагогического института НИУ «БелГУ»
УДК 796.921
На данный момент одно из наибольших значимых мест в тренировочном процессе в лыжных гонках занимает специальная подготовка, это связано с тем, что происходит усложнение профилей лыжных трасс, увеличивается скорость, за счёт появления новых лыжных смазок. Эффективность работоспособности спортсмена, смещение акцента в тренировке на оперативное подведение к каждому соревнованию является одним из основных факторов соревновательной деятельности лыжника-гонщика. Об этом говорят В.И. Каменский, Т.Н. Кузнецова, С.К. Фомин, В.Н. Платонов, Ф.П. Суслов, Л.П. Матвеев, и др.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что развитие работоспособности лыжников-гонщиков необходимо начинать ещё в юном возрасте спортсменов, для осуществления этого необходимо правильное использование и применение средств и методов в ходе многолетнего процесса тренировки с учетом уровня подготовки, половых и возрастных особенностей организма. Для достижения спортивных результатов возникает надобность в поисках новых путей развития физической работоспособности детей, занимающихся лыжными гонками. Важность данной работы обусловлена возможностью практического применения методики повышения работоспособности в ходе тренировочной и соревновательной деятельности у учащихся средних классов, занимающихся лыжными гонками.
Объект исследования – тренировочный процесс у учащихся средних классов, занимающихся лыжными гонками.
Предмет исследования – методика развития физической работоспособности у детей 12-13 лет, занимающихся лыжными гонками.
Цель исследования – обосновать методику развития физической работоспособности у учащихся средних классов, занимающихся лыжными гонками.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературные источники по теме исследования, дать характеристику понятия физическая работоспособность и тренировочный процесс детей, занимающихся лыжными гонками.
2. Разработать методику развития физической работоспособности у детей 12-13 лет, занимающихся лыжными гонками.
3. Обосновать эффективность применяемых методов и средств разработанной методики для детей, занимающихся лыжными гонками.
4. Разработать практические рекомендации.
Новизна исследования заключается в том, что была разработана и научно обоснована методика развития физической работоспособности у учащихся средних классов, занимающихся лыжными гонками.
Методы исследования:
Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился на базе ОГАУ «СШОР №4 Белгородской области».
В исследовании приняли участие учащиеся средних классов, занимающиеся лыжными гонками Квалификация от 3-го до 1-го спортивного разряда. Количество человек, принимавших участие в исследовании: 16 детей (10 девочек и 6 мальчиков). Исследование проводилось с целью развития физической работоспособности детей 12-13 лет, занимающихся лыжными гонками.
Контрольные измерения проводились для оценки уровня физической работоспособности учащихся средних классов, занимающихся лыжными гонками, а также для анализа тренировочной деятельности и разработки плана тренировок.
Для обобщения полученных результатов использовались методы математической статистики.Результаты рассчитывались с помощью параметрического критерия t-критерий Стьюдента. Рассчитывались среднее значение полученных результатов и ошибка среднего значения.
Во время эксперимента в тренировочном процессе испытуемых контрольной группы для развития физической работоспособности использовали метод круговой тренировки, а у испытуемых экспериментальной группы также применяли метод круговой тренировки и увеличивали время выполнения нагрузки.
Особенностью метода круговой тренировки является то, что для проведения занятий составляют комплекс из 8 - 10 упражнений. Каждое из них должно воздействовать на определенные группы мышц - рук, ног, спины, брюшного пресса.
Особенность разработанной нами методики заключается в том, что в контрольной группе во всех комплексах одинаковое время выполнение работы 25 с., отдыха 45 с., между упражнениями и 2 мин. между кругами, в то время как в экспериментальной группе время отдыха такое же, как и в контрольной группе, оставалось неизменным, а время выполнение работы постепенно увеличилось с 25 сек., до 35 с.
Показатели |
До эксперимента Х±m |
Tкритерий |
P |
||
Э |
К |
||||
Проба PWC170 |
Общий |
824,9± 26,66 |
808± 26,66 |
0,4 |
>0,05 |
Девочки |
856,6±22,32 |
829,6±43,13 |
0,6 |
>0,05 |
|
Мальчики |
772±65,27 |
772±65,27 |
0 |
>0,05 |
|
Тест МПК |
Общий |
59,5± 1,46 |
59,4±1,33 |
0,1 |
>0,05 |
Девочки |
59±2,36 |
58,6±2,15 |
0,1 |
>0,05 |
|
Мальчики |
60,3±1,26 |
60,7±2,09 |
0,1 |
>0,05 |
|
Тест Купера |
Общий |
2192,5±110,07 |
2176,3±107,42 |
01 |
>0,05 |
Девочки |
1918±25,75 |
1918±36,48 |
0 |
>0,05 |
|
Мальчики |
2650±33,47 |
2606,7±33,47 |
0,9 |
>0,05 |
|
Бег по пересечённой местности |
девочки 800 м |
3,2±0,02 |
3,2±0,02 |
0,7 |
>0,05 |
мальчики 1000 м |
3,2±0,03 |
3,2±0,03 |
0,4 |
>0,05 |
|
Бег на лыжероллерах свободным стилем, 6 км |
Общий |
14,2±0,4 |
14,1±0,4 |
0,1 |
>0,05 |
Девочки |
14,9±0,26 |
14,9±0,25 |
0,1 |
>0,05 |
|
Мальчики |
13±0,38 |
12,9±0,37 |
0,1 |
>0,05 |
Таблица 1.2. Результаты сравнительного анализа после эксперимента контрольной и экспериментальной группы.
Показатели |
После эксперимента Х±m |
Tкритерий |
P |
||
Э |
К |
||||
Проба PWC170 |
Общий |
860,6± 22,28 |
813,5,0± 26,52 |
1,4 |
<0,05 |
Девочки |
867,6±34,12 |
833,2±41,42 |
0,6 |
<0,05 |
|
Мальчики |
849±41,42 |
780,7±68,2 |
0,9 |
<0,05 |
|
Тест МПК |
Общий |
62,6± 1,06 |
60,1±1,33 |
1,5 |
<0,05 |
Девочки |
62±1,72 |
59,4±2,15 |
0,9 |
<0,05 |
|
Мальчики |
63,7±1,26 |
61,3±1,67 |
1,1 |
<0,05 |
|
Тест Купера |
Общий |
2235±110,07 |
2186,3±106,1 |
0,3 |
<0,05 |
Девочки |
1970±27,9 |
1926±34,33 |
1 |
<0,05 |
|
Мальчики |
2686,7±33,47 |
2616,7±29,29 |
1,6 |
<0,05 |
|
Бег по пересечённой местности |
девочки 800 м |
3,1±0,02 |
3,2±0,02 |
2,1 |
<0,05 |
мальчики 1000 м |
3,2±0,02 |
3,2±0,02 |
1,1 |
<0,05 |
|
Бег на лыжероллерах свободным стилем, 6 км |
Общий |
13,9±0,4 |
14±0,39 |
0,2 |
<0,05 |
Девочки |
14,6±0,22 |
14,8±0,24 |
0,4 |
<0,05 |
|
Мальчики |
12,6±0,42 |
12,7±0,4 |
0,2 |
<0,05 |
При анализе литературных источников было определено наиболее точное понятие физической работоспособности. Это способность человека выполнять в заданных параметрах времени и конкретных условиях профессиональную деятельность, сопровождающуюся обратимыми, в сроки регламентированного отдыха, функциональными изменениями в организме [14]. Большое значение для детей 12-13 лет, занимающихся лыжными гонками, имеет высокий уровень развития физической работоспособности и общей и специальной выносливости.
Так по всем показателям контрольно-педагогических тестов, мы отмечаем более низкие значения в тестах на выносливость, испытуемые экспериментальной группы значительно улучшили свои результаты. И более высокие в пробе PWC170, МПК и тесте Купера, данные различия достоверны на 5%-ном уровне значимости (P<0,05).
Отсюда делаем вывод, что при одинаковой нагрузке показатели физической работоспособности у экспериментальной группы выше, в то время как у контрольной показатели изменились незначительно.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что разработанная методика развития физической работоспособности у учащихся средних классов, занимающихся лыжными гонками, может быть использована при занятиях в школьной секции и в ДЮСШ.
Комментарии пользователей:
Оставить комментарий