Публикация научных статей.
Вход на сайт
E-mail:
Пароль:
Запомнить
Регистрация/
Забыли пароль?

Научные направления

Поделиться:
Статья опубликована в №85 (сентябрь) 2020
Разделы: Философия
Размещена 19.08.2020. Последняя правка: 06.10.2020.
Просмотров - 2239

Философия жизни

Бурдин Василий Федорович

кандидат военных наук

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова

доцент

Аннотация:
Статья затрагивает актуальное философское направление, это «Философия жизни». Этим направлением занималось не одно поколение философов, ими проделана большая работа, проблемы философии жизни рассмотрены с различных направлений и точек зрения, на эту тему написано множество философских трактатов, литературно - художественных произведений, научно – популярных публикаций. Однако проблема философии жизни остается актуальной до сегодняшнего дня и споры ученых будут продолжаться до тех пор, пока существует человек.


Abstract:
The article touches on the current philosophical direction, which is "Philosophy of life". More than one generation of philosophers has been engaged in this direction, they have done a lot of work, the problems of philosophy of life are considered from different directions and points of view, many philosophical treatises, literary and artistic works, popular scientific publications have been written on this topic. However, the problem of philosophy of life remains relevant to this day and the debate of scientists will continue as long as there is a human.


Ключевые слова:
философия жизни; экзистенциальные вопросы; поиск смысла жизни; реакция на рационализм; рациональные методы познания мира; сверхчеловек Ницше; понятие воли; основа бытия; самонастраивающаяся субстанция

Keywords:
philosophy of life; existential questions; search for the meaning of life; reaction to rationalism; rational methods of knowledge of the world; Nietzsche's Superman; the concept of will, the basis of being; self-adjusting substance


УДК 128

Введение

Если рассматривать жизненную философию, как систему воззрений человека, который стремиться к истине, то здесь имеет место множество философских направлений, которые нельзя опровергнуть, но и считать их истиной в последней инстанции на сегодняшний день тоже нельзя.

Термин «Философия жизни» это иррационалистическое течение, которое имеет много значений и может быть рассмотрена с разных точек зрения:

а) биологической (как форма существования материи);

б) психологической (как форма существования сознания);

в) культурно-исторической (как форма существования человечества).

В данной статье рассматривается две из них: биологическая и психологическая.[1]

Актуальность

Как только человек стал осознавать себя в окружающем мире и получил возможность общаться с другими людьми, он начал поиски смысла жизни то приближаясь к истине, то удаляясь от нее. Эти поиски имеют многовековую историю, но интерес к ним не исчез до настоящего времени.

Цель

Настоящая публикация имеет целю, опираясь на научные достижения прошедшего времени в данной области,  выразить мнение автора на собственное понимание смысла жизни.

Задача

Опираясь на достижения научной философской мысли, представить научному сообществу новый взгляд на определение смысла жизни.

Научная новизна

Введение нового понятия: «жизнь человека – это самонастраивающаяся субстанция», до настоящей статьи не встречающегося в публикациях на эту тему.

На современном этапе развития науки «жизненная философия» делится на два понятия. Первое из них это личная философия, которая решает экзистенциальные вопросы состояния человеческой личности. Экзистенциализм определяется как учение, которое делает возможной человеческую жизнь. В этом учении утверждается, что всякая истина и всякое действие предполагают некоторую среду и человеческую субъективность. Так определяет экзистенциализм французский философ Жан-Поль Сартр, который является представителем атеистического течения в экзистенциализме. Его основные мысли данном направлении изложены в лекции, прочитанной в Париже 29 октября 1945 года. На основании материалов этой лекции в 1946 году он написал работу «Экзистенциализм – это гуманизм». Необходимо заметить, что эта работа, являясь отправной точкой в дискуссиях об экзистенциализме подвергалась уничтожающей критике со стороны философов иных взглядов. Характерно то, что сам Сартр был вынужден опровергнуть некоторые высказанные в этой работе взгляды.

 Кроме экзистенциалистов атеистов есть христианские экзистенциалисты такие как Карл Теодор Ясперс, который будучи философом, психологом и психиатром видел основную задачу философии в раскрытии так называемых шифров бытия заключенных в различных выражениях трансцеденции, т.е. потустороннего. Экзистенция это философский термин, обозначающий бытие конкретного человека, что делает каждого уникальным и неповторимым. Ясперс утверждает, что соотношение трансцеденции и экзистенции познается человеком в таких пограничных ситуациях, как страдание, борьба, смерть.

 К основным работам Ясперса относятся: «Введение в философию»; «Духовная ситуация времени»; «Великие философы. Будда, Конфуций          Лао-цзы, Нагарджуна».

Экзистенциалисты, исповедующие католицизм, к которым прежде всего относится, родившийся в 1889 году французский философ – экзистенциалист Габриэль Оноре Марсель. Его работы «Метафизический дневник», «Опыт конкретной философии», «Пьесы» и «Трагическая мудрость философии» являются основными. В этих произведениях мы находим философские взгляды Габриэля Марселя, которые состоят в следующем. Каждый человек ощущает себя, как «Я» (личность), его бытие неотчуждаемо от него, как например вещи. Особую роль играет «тело». Мое тело, говорит Марсель, это граница между «быть» и «иметь». Тело это есть условие всякого обладания. Здесь же он подчеркивает, что душа относится к идеальному бытию.

 Экзистенциалисты – атеисты, к которым в первую очередь необходимо отнести Мартина Хайдеггера. Научное сообщество признало в нем крупнейшего философа ХХ века, который создал учение о Бытии, как всем причастной стихии мироздания. Хайдеггер убеждал людей в том, что они забыли, что значит жить для самих себя. Они зависят от чужого мнения и это мешает им быть свободными. Эти мысли напоминают каждому о ценности его существования, но каждый задумывается об этом только в определенные короткие промежутки времени. Все это Хайдеггер изложил в своих работах которые считаются основными: «Бытие и время»; «Что зовется мышлением»; «Немецкий идеализм».

Французские экзистенциалисты, к которым относит себя Жан-Поль Сартр утверждают, что первый принцип экзистенциализма заключен в следующем - человек есть лишь то, что он сам из себя делает. А это означает, что каждому во владение отдается его бытие и возлагается полная ответственность за существование.  Много внимания Сартр уделяет субъективизму.  Как и все экзистенциалисты он утверждает, что субъективизм имеет две стороны с одной из них индивидуальный субъект сам себя выбирает, а с другой - человек не может выйти за пределы человеческой субъективности. Именно во втором смысле и есть глубокий смысл экзистенциализма. Еще два постулата экзистенциализма заключаются в следующем: первый - существование предшествует сущности; второй - человек постигает себя в одиночестве.

 Далее мы сталкиваемся с именем Альфрида Ленгле, английского психотерапевта, основоположника современного экзистенциального анализа, который развил идеи Виктора Франкла австрийского психотерапевта, представившего миру учение «Логотерапия». В.Франкл был убежден, что поиск смысла жизни, свобода человека и его ответственность перед другими людьми,  это неразрывно связанные явления философии жизни. [2]

Поиск смысла жизни В. Франкл называл путем к душевному равновесию и здоровью, а утрату этого смысла — основой причиной не только нездоровья, но и иных человеческих бед. «Необходимым же условием психического здоровья является определенный уровень напряжения, возникающего между человеком, с одной стороны, и локализованным во внешнем мире объективным смыслом, который ему предстоит осуществить, с другой стороны.». [3]

Еще несколько важных идей, представленных В. Франклом.  Во-первых, он писал: «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни.». Во-вторых: «…смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам.». И, наконец, в-третьих: «Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.». [4]

Второе понятие рассматривается, как реакция на рационализм. Самыми яркими представителями этого направления являются Фридрих Ницше и Артур Шопенгауэр.

Основные идеи философии жизни эти мыслители видят в том, что бытие является первоосновой, и только через него можно что-то узнать и постичь. Все рациональные методы познания мира остались в прошлом. На смену им пришли иррациональные методы.  К ним относятся чувства, инстинкты, вера, которые рассматриваются как «основные инструменты постижения реальности и настройки жизни».

Фридрих Ницше построил одну из самых оригинальных и радикальных философий за всю свою историю поиска человеком смысла жизни. Идеи Ницше с момента их возникновения посылают ударные волны в умы человечества. Многие, но не все отвергают своеобразное стремление Ницше приблизится к истине в поисках смысла жизни, однако он озвучивает интересные идеи о жизни на Земле. Так, например, словами Заратустры (исторического персидского пророка) Ницше «взвешивает» распространенное учение о трояком зле присущем человеку, которое состоит из сладострастия, властолюбия и себялюбия, но само зло он видит только в сладострастии.

Одна из основных идей книги «Так говорил Заратустра» заключена в провозглашении сверхчеловека, который способен с готовностью принять бесконечное возвращение однажды пережитого, включая самые горькие минуты. Отличие такого существа от обычного человека, по Ницше, заключает в себе отличие человека от обезьяны. [4] Таким образом Ницше убеждает людей в том, что каждый угадывает в себе сверхчеловека, т.е. существо, свободное от религиозных предрассудков не похожее на обезьяну, хотя и не гнушающееся моментов сладострастия, беззаветно влюбленное в себя, постоянно и неотвратимо стремящееся к власти над другими людьми.  Из этого можно сделать вывод о том, что поиски смысла жизни заключены в процессе сравнения себя со сверхчеловеком Ницше, то приближаясь к идеалу, то удаляясь от него и этот процесс длится в импульсном режиме на протяжении всей жизни.

Философия Шопенгауэра построена на понятии воли. Воля, утверждает Шопенгауэр, это основа бытия. Волю он рассматривает как слепое желание, независящее от разума, однако являющееся неотъемлемой частью человеческой природы.  В процессе жизни человек раскрывается в категориях желания и удовлетворения. Желания, после удовлетворения перерастают в страдания, а счастье не благо для человека, а временное избавление от страданий, которое ведет к новому страданию. Страдание – это форма проявления жизни, а человек не способен полностью избавиться от страданий, он может избавиться только от некоторых, которые имеют место в его жизни. Такая философия считается пессимистичной, однако она позволяет человеку переосмысливать жизнь и выбирать, что для него важно и что ценно.

Результаты

 Исходя из всего вышеизложенного, мы пришли к выводу о том, что 

жизнь человека – это самонастраивающаяся субстанция. Она возникает по случайному закону из самой себя и заканчивается по мере саморазрушения. Очевидно, что все живое на земле появляется, оставляет потомство и умирает. Многие видят в этом смысл жизни.

Инструменты для настройки жизни могут быть индивидуальными, коллективными, общественными, глобальными и вселенскими. Каждый из перечисленных инструментов определяет тактические или стратегические задачи человеческой жизни. После появления на свет до момента воспроизведения потомства используются индивидуальные и коллективные инструменты для настройки жизни при этом выполняются, в основном, тактические задачи. Такие как приобретение собственности в различных ее формах, для передачи ее своему потомству, при этом степень чувства удовлетворенности, зависит от количества приобретенной собственности. В процессе накопления имущества человек переходит из одного общественного класса в другой, что помогает ему повысить степень удовлетворенности своим существованием. Преодолеть разочарование в смысле жизни некоторым людям помогает вера. Верующий человек, не зависимо от конфессии легче преодолевает трудности, возникающие в процессе жизни. В молодом возрасте одним из важнейших этапов жизненного пути является выбор профессии. Человек через сомнения и разочарования ищет тот род деятельности, через который он не только удовлетворяет личные потребности, но и приносит пользу обществу, что усиливает чувство удовлетворенности жизнью. Осознавая свою принадлежности к определенной национальности, человек испытывает чувство гордости за свой народ, что так же положительно влияет поиск смысла жизни. Большинству людей свойственно жить хорошо, а это значит иметь возможность выбирать среди вариантов обогащения нужный, т. е. соответствующий физическим и умственным возможностям вариант. А это не возможно без благоприятной политической атмосферы, заботы государства о здоровье человека и создании условий, обеспечивающих достойный режим труда и отдыха каждого трудящегося человека.

Необходимо заметить, что жизнь делится на две неравные составляющие мужскую и женскую одна из которых, женская, более устойчива, быстрее и надежнее поддается самонастройке, что обеспечивает ее меньший износ во времени, другая, мужская,  меньше думает о будущем и старается в короткий срок решить все тактические и стратегические задачи, что способствует ее ускоренному износу. В процессе жизни мужчина, по отношению к женщине, действует по алгоритму – «Я хочу», в то время как у женщины другой алгоритм – «Он хочет». [4]

После появления потомства ставится одна из важнейших тактических задач – его выращивания, в процессе которой возникает стратегическая задача – определение будущего потомства. Такую задачу невозможно решить без использования общественных и глобальных инструментов. Вселенские инструменты, например такие, как полет человека на Марс, используются ничтожно малым количеством людей по сравнению общим количеством человеческих жизней, но их использование очевидно и это известно всем.

После выращивания потомства и определения его будущего инструменты для настройки используются все реже и реже. Это связано с износом организма. Элементы саморазрушения встречаются все чаще и чаще. Вечной жизни быть не может, также, как невозможно построить вечный двигатель. Рассуждения о вечной, загробной жизни и воскресении становятся все менее убедительными, поиски инструментов для настройки такой жизни заходят в тупик, в виду отсутствия каких-либо доказательств о их существовании.

Заключение

Однако жажду жизни невозможно утолить, и поиски инструментов для продолжения жизни в изношенном теле продолжаются до последнего вздоха.

Библиографический список:

1. Общие ресурсы по философии: сайт Никиты Моисеева – 2020 [Электронный ресурс]. Дата обновления: 15.05.2020. – URL: https://womanadvice.ru/filosofiya-zhizni-smysl-zhizni-i-smerti-cheloveka (дата обращения: 18.06.2020)
2. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла // Психология. – М,: Прогресс, 1990. – 410 с. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 4.09.2019. – URL: https://libking.ru/books/sci-/sci-psychology/252583-viktor-frankl-chelovek-v-poiskah-smysla.html#book (дата обращения: 18.06.2020)
3. Сергей Степанов, Виктор Франкл. Человек в поисках смысла, «Школьный психолог» № 19/2001— М.: изд. Дом «Первое сентября» [Электронный ресурс]. Дата обновления: 17.08.2019. – URL: http://psy.1 septembe.ru /2001/19 (дата обращения: 18.06.2020)
4. Фридрих Ницше. Так говорил Заратустра книга для всех и ни для кого /перевод В.В. Рынкевича, под ред. И.В.Розовой. — М.: «Интербук», 1900. - 300 с.




Рецензии:

19.08.2020, 21:03 Мирмович Эдуард Григорьевич
Рецензия: Пусть будет, хоть особой глубины рецензент не усмотрел. Только описки исправить ("мнение автора на смысл жизни - предлог другой, "марс" пишется с заглавной литеры) и т.д. Экзистенциализм заслуживает более глубокого проникновения, и без упоминания Ж.-П. Сартра неудобно говорить о человеке, его жизни и осознании самого себя. И статья по философии без анализа на уровне категорий смотрится не очень профессионально. Рецензент, несмотря на свои сомнения, рекомендует её к опубликованию после более тщательного семантического пересмотра. Наверное, бывшему военному, а ныне, наверное, коммерсанту - это для чего-то надо.

29.08.2020 15:15 Ответ на рецензию автора Бурдин Василий Федорович:
Спасибо. С удовольствием правил статью в соответствии с Вашими рекомендациями.

23.08.2020, 19:21 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия: Статья актуальна. Авторская позиция присутствует. Необходимо исправить: 1, семантику; 2, определиться с категориальными понятиями ("философия жизни" - это философское иррационалистическое течение, автору, вероятно, лучше употреблять термин "жизненная философия" проработав его наполнение); 3, дать анализ базовой литературы по исследуемому им вопросу. Статья рекомендуется к публикации после выполнения рекомендаций
29.08.2020 15:15 Ответ на рецензию автора Бурдин Василий Федорович:
Спасибо за понимание. Ну Вы меня загрузили. Сейчас работаю над обзором литературы.

29.08.2020, 6:54 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия: Адибекян Оганес Александрович. Статья Бурдина Василия Федоровича фактически об определении людьми довольства своей жизнью, которое не у всех, не всегда бывает положительным, даже склоняет к суициду. Ведь никто не принимает решения о собственном рождении, и пока они отходят от детства, не понимают, зачем их родили. Но далее степень удовлетворения предстающих потребностей, которые служат чувству радости. Вот именно отсюда и пошла «философия жизни», которую нацелили на выяснение смысла жизни, довольства ею. Все это стоит оговорить, и это более доступно для понимания, чем повествования о действовавших в этом направлении философов. Для философского подхода потребен учет: форм собственности, общественных классов, религиозности, национальности, профессионализации молодежи, трудового занятия, вариантов обогащения, политической среды, здравоохранения т.п. Но от всего такого у Бурдина В.Ф. отвлечение, словно они «жизни человека» не служат. Автору статьи следует отказаться от таких отвлечений, учесть больше факторов, определяющих отношение людей к своему существованию. Это даст читателям статьи больше довольства.
29.08.2020 15:15 Ответ на рецензию автора Бурдин Василий Федорович:
Спасибо. Понял. Стараюсь исправиться и внести изменения в соответствии с Вашими рекомендациями.



Комментарии пользователей:

18.10.2020, 11:59 Бурдин Василий Федорович
Отзыв: Статья изменена по всем трем рецензиям.


19.10.2020, 9:45 Адибекян Оганес Александрович
Отзыв: Адибекян Оганес Александрович. Особого восхищения содержанием статьи Бурдина В.Ф., увлекшегося показом толкований выражения «философия жизни» большой численностью мыслителей нет. Но такого изобилия современных ученых нет, словно статья написана очень давно, в старые времена. Раз это обеспечит внимание читателя, его работу опубликовать можно.


19.10.2020, 11:49 Бурдин Василий Федорович
Отзыв: Большое спасибо Оганес Александрович!


Оставить комментарий


 
 

Вверх